Содержимое
Судебно-правовая защита прав граждан на соцобеспечение при рассмотрении административных дел судом общей юрисдикции
Содержание
- Судебно-правовая защита прав граждан на соцобеспечение при рассмотрении административных дел судом общей юрисдикции
- Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов
- Защита прав граждан в сфере социального обеспечения
- Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения
Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.
Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.
Судебно-правовая защита прав граждан на соцобеспечение при рассмотрении административных дел судом общей юрисдикции
Гр. Д. состояла с 1971 г. в браке с гр. Д., которому установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания и определена 2 группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности в размере 70 %. 12 мая 2008 г. гр. Д. умер. В соответствии с заключением экспертизы причина смерти была связана с имевшимся у него при жизни профессиональным заболеванием.
Российской Федерацией ратифицирована в 1998 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) и признана юрисдикция Европейского суда по правам человека. Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ ратифицирован договор, направленный на сопряжение Конвенции с российской юридической практикой. Россия тем самым официально признала обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. И Конституционный Суд РФ, и Верховный Суд РФ в соответствующих случаях стали ссылаться на решения Европейского Суда по правам человека, оценивая их, по словам В.Д. Зорькина, как источник права [93] [94] . Основанием для этого является п. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» [95] следовало, что суды при принятии решений должны учитывать постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще почитать —> Пересчёт сроков отбывания наказания в 2024 по 228 ук рф
Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов
Правосудие в Российской Федерации в 2024 году осуществлялось в непростой санитарно-эпидемиологической обстановке, в связи с чем Верховным Судом России и судейским сообществом Российской Федерации были реализованы меры, обеспечивающие судебную защиту с соблюдением права граждан на охрану здоровья. Президиум Верховного Суда и Президиум Совета судей Российской Федерации приняли три совместных постановления, содержащих рекомендации по работе судов в период с 19 марта по 11 мая 2024 года, с соблюдением которых судами рассмотрено три миллиона 400 тысяч дел и материалов. С 12 мая прошлого года правосудие осуществляется с учётом особенностей санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах Российской Федерации и с соблюдением условий режима повышенной готовности.
Более года назад приступили к работе кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, кассационные и апелляционные военные суды. Все они выполнили очень большой объём работы в прошлом году. В соответствии с процедурой сплошной кассации жалобы рассматриваются в судебном заседании с приглашением сторон, что позволяет эффективно выявлять судебные ошибки. В 2024 году по сравнению с 2024 годом количество удовлетворённых кассационных жалоб в гражданском судопроизводстве увеличилось с 4 до 13 процентов, в административном – с 3 до 15 процентов, и в уголовном судопроизводстве – с 8 до 15 процентов.
В постсоветский период неоднократно происходило реформирование пенсионной системы. 2024 год ознаменован вступлением в силу новых пенсионных законов: Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424 — ФЗ «О накопительных пенсиях». Закон о страховых пенсиях изменил механизм исчисления сумм пенсий: размер пенсии определяется теперь путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК) в относительных единицах и стоимости одного пенсионного коэффициента. Для расчета индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности до 1 января и после этой даты необходимо применить множество формул, разобраться в которых трудно не только будущим пенсионерам, но и юристам, в том числе судьям. Уже один этот пример говорит о «крутом повороте» законодательства РФ в области обязательного пенсионного страхования без предварительной адаптации и граждан, и специалистов к новым правилам, что неизменно скажется на возникновении обращений пенсионеров в различные органы, в том числе и в суды, за защитой своих пенсионных прав.
Еще почитать —> Причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства»
Специалисты в области теории права, как правило, определяют пробел в праве как полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства. Пробел всегда означает отсутствие необходимых норм в позитивном праве, брешь в самом законодательстве [107] [108] [109] [110] .
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» сформулировал следующие общеобязательные разъяснения: «Как следует из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» (далее — Федеральный закон о ратификации), правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее — Европейский Суд), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.».
Эти люди не имеют ни свободного времени, ни какого-либо желания проводить мониторинг практики ЕСПЧ, открывать для себя что то новое, и вообще как то утруждать себя лишний раз. Ведь достаточно указать в решении «ритуальную», ни к чему не обязывающую фразу «с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию в размере … рублей.», — и всё, результат достигнут при абсолютном минимуме интеллектуальных и физических усилий.
Защита прав граждан в сфере социального обеспечения
По гражданским делам по искам о защите пенсионных прав – пенсионеры в соответствии с положениями Налогового законодательства освобождены от судебных расходов, в том числе расходов по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления (ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Окончательно вопрос о непрерывном трудовом стаже был решен Конституционным Судом РФ по результатам рассмотрения жалобы В. П. Корнилова. В Определении от 2 марта 2006 г. № 16-О Конституционный Суд указал, что положения п. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию в части, увязывающей размер пособия по временной нетрудоспособности с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3), и утрачивают силу. Одновременно Суд поручил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Это поручение Конституционного Суда РФ Федеральное Собрание выполнило, приняв Закон о пособиях по временной нетрудоспособности.
Еще почитать —> Оплата транспортного налога ветеранами труда в московской области в 2024 году
Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для предоставления государственных гарантий и компенсаций Правительством Российской Федерации должен быть определен перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60 отнесены Республика Коми — г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты; Республика Саха (Якутия) — Абыйский, Аллаиховский, Анабарский и др. районы; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ; северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска) и др. территории.
Во-вторых, принцип законности означает, что судебные решения должны быть основаны не на личном мнении судьи, а на нормах права. Это хорошее пожелания, однако обилие каучуковых норм в России сильно мешает реализовать этот принцип. Если судья сам решает, что такое «нарушение общественного порядка» или «разжигание вражды», в каких «исключительных» случаях можно снизить неустойку и как «с учётом всех обстоятельств» посчитать размер морального вреда, то принцип законности не очень помогает. Чтобы его реализовать, нужна качественная работа законодателей и вышестоящих судебных органов, которые должны более однозначно формулировать и толковать нормы права.
Дело в том, что люди, в том числе судьи, могут ошибаться. Поэтому издавна почти во всех странах была возможность обжаловать судебное решение. Когда-то жалобу подавали королю или царю, потом этим занялись специально созданные суды. Данная система много раз менялась и усложнялась, и в итоге появилась возможность обжаловать решение не один раз, а несколько.