Порядок оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность

Регистрация права собственности на линейное сооружение — автодороги местного значения

В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

— от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;

Порядок оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) в связи с вступлением в силу с 30 июня 2014 г. изменений форм и требований к подготовке технического плана сооружения и декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. № 88 и от 31 декабря 2013 г. № 805 соответственно, в дополнение к письму Минэкономразвития России от 20.11.2013 № Д23и-5532 сообщает.

— если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию, изготовление проектной документации и технический паспорт объекта недвижимости не изготовлялся до 1 января 2013 г., сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации (далее — Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре (пункт 4 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. № 693 в редакции приказа Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. № 88, далее — Требования приказа № 693);

Порядок оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. (п. 1 ст. 55 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

О государственной регистрации права собственности на гравийные и щебеночные дороги

В силу положений части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Еще почитать --->  Нужно Ли Сообщать В Налоговую О Смене Места Жительства Физического Лица

6. В реестр вносятся следующие сведения об автомобильной дороге:
1) сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги;
2) наименование автомобильной дороги;
3) идентификационный номер автомобильной дороги;
4) протяженность автомобильной дороги;
5) сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории;
6) вид разрешенного использования автомобильной дороги;
7) иные сведения об автомобильной дороге: значение автомобильной дороги, ее месторасположение, дата ввода в эксплуатацию, стоимость автомобильной дороги.
(пп. 7 в ред. Приказа Минтранса РФ от 15.03.2010 N 58)
7. Сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги должны содержать:
1) полное наименование юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги с указанием организационно-правовой формы и название в соответствии с учредительными документами. В случае если собственником, владельцем автомобильной дороги является физическое лицо, сведения должны содержать фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, и его реквизиты (серия и номер, дата выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ);
2) основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН) юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) или копией иного документа, подтверждающего указанный номер, с указанием числа, месяца и года внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги;
3) местонахождение собственника, владельца автомобильной дороги:
для юридического лица — почтовый адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
для физического лица — собственника, владельца автомобильной дороги — почтовый адрес постоянного места жительства либо преимущественного пребывания;
4) фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги в соответствии с трудовым договором или иным документом о его назначении на должность;
5) номера телефона, факса и электронный адрес физического лица или руководителя юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги;
6) идентификационный номер (далее — ИНН) собственника, владельца автомобильной дороги, код причины постановки на учет (далее — КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе;
7) коды по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (далее — ОКОГУ), Общероссийскому классификатору предприятий, организаций (далее — ОКПО), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД), Общероссийскому классификатору административно-территориальных образований (далее — ОКАТО), Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее — ОКОПФ) и Общероссийскому классификатору форм собственности (далее — ОКФС), установленные юридическим лицам — собственникам, владельцам автомобильных дорог;
8) вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
8. Сведения о наименовании автомобильной дороги должны содержать полное наименование автомобильной дороги, под которым она была внесена в перечень автомобильных дорог федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения.
9. Сведения об идентификационном номере автомобильной дороги должны содержать номер автомобильной дороги, присвоенный ей собственником в соответствии с Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от 7 февраля 2007 г. N 16 .
———————————
Зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2007 г., регистрационный N 9186.

10. Сведения о протяженности автомобильной дороги должны содержать данные о протяженности автомобильной дороги в километрах с точностью до одного знака после запятой (попикетно). Отдельно указывается протяженность примыканий и подъездов (если такие имеются).
11. Сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории должны содержать следующую информацию:
1) категория автомобильной дороги, а в случае если автомобильная дорога на своем протяжении имеет различные категории — категория по отдельным участкам с указанием начала и конца каждого участка (попикетно);
2) класс автомобильной дороги, а в случае если автомобильная дорога на своем протяжении имеет различные классы — класс по отдельным участкам с указанием начала и конца каждого участка (попикетно).
12. Сведения о виде разрешенного использования автомобильной дороги должны содержать информацию об отнесении автомобильной дороги к дороге общего пользования или необщего пользования, а в случае если автомобильная дорога на своем протяжении имеет разные виды разрешенного использования — о виде разрешенного использования по отдельным участкам с указанием начала и конца каждого участка (попикетно).
13. Иные сведения об автомобильной дороге должны содержать следующую информацию:
1) значение автомобильной дороги — принадлежность автомобильной дороги соответственно к федеральной, региональной или межмуниципальной собственности, собственности муниципальных образований (местного значения) и частной собственности (частная автомобильная дорога);
2) месторасположение автомобильной дороги — наименования муниципальных образований, в границах территории которых расположена автомобильная дорога, с указанием протяженности (в километрах с точностью до одного знака после запятой — попикетно) автомобильной дороги по каждой из территорий;
3) дата ввода в эксплуатацию автомобильной дороги в целом и/или отдельных ее участков (попикетно) после строительства или реконструкции на основании разрешения на ввод в эксплуатацию автомобильной дороги или иному документу, подтверждающему дату ввода в эксплуатацию;
4) балансовая и остаточная стоимость (в тыс. рублей) автомобильной дороги на дату последней переоценки по данным бухгалтерского учета;
5) — 6) исключены. — Приказ Минтранса РФ от 15.03.2010 N 58.
14. Сведения об автомобильной дороге, указанные в пунктах 7 — 13, оформляются в виде информационной карты автомобильной дороги (приложение к настоящим Правилам).
15. Подготовку и заполнение информационной карты автомобильной дороги (далее — информационная карта) на бумажном и электронном носителе осуществляет владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, или уполномоченная собственником автомобильной дороги организация.
16. Информационная карта на бумажном и электронном носителе, содержащая сведения об автомобильной дороге, а также надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие эти сведения, представляются в Федеральное дорожное агентство для внесения их в реестр.
17. Информационная карта на бумажном и электронном носителе, содержащая новые сведения об автомобильной дороге, внесенной в реестр, а также надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие эти сведения, представляются в Федеральное дорожное агентство для внесения их в реестр в тридцатидневный срок со дня изменения таких сведений. Достоверность сведений в информационной карте обеспечивает собственник, владелец автомобильной дороги.
18. Сведения, включенные в информационную карту, заверяются подписью физического лица или руководителя юридического лица — собственника, владельца автомобильной дороги и печатью (для юридических лиц) с указанием даты заполнения информационной карты.
В случае отсутствия отдельных сведений в соответствующих графах информационной карты делается запись «сведения отсутствуют».
Если информационная карта содержит сведения, относящиеся к государственной тайне, то в соответствующие строки информационной карты вносится запись «закрытые сведения».
Если сведения информационной карты не помещаются на одном листе формы, то они вносятся на следующие, последовательно нумеруемые листы.

Еще почитать --->  228 часть 5 ук рф попался в первый раз

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Дороги в СНТ

Приступая к ремонту дорог, нельзя забывать о требованиях пожарной безопасности, которые важно соблюдать в садоводческих товариществах:

  • от территории СНТ должен быть проложен подъездной путь, объединяющий товарищество с дорогой общего пользования;
  • если садоводческое объединение не превышает 50 участков, достаточно оборудовать один въезд шириной не менее 2,5 метров;
  • если на территории СНТ располагаются более 50 участков, въездов должно быть уже как минимум два или больше;
  • ширина автомобильной дороги между участками на улицах — не менее 7 метров, в проездах — не менее 3,5 метров;
  • расстояние от забора прилегающих участков до дороги — от 3,5 метров;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров;
  • также в проездах необходимо оборудовать разъездные площадки длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров;
  • в тупиковых проездах минимальный размер разворотной площадки — 12×12 метров.

    Эконом-вариант включает в себя отсыпку временной дороги. Это самый простой и дешевый способ решить проблему с бездорожьем: стоимость покрытия начинается от 100 рублей за кв.м. Дорога отсыпается в один слой асфальтовым или вторичным щебнем. Главный минус таких работ — непродолжительный срок службы покрытия, который не превышает двух лет. Чтобы немного продлить его, компании предлагают обустроить дополнительную песчаную подушку, улучшающую дренажные свойства. В итоге дорогу не будет так сильно размывать, а щебень дольше не уйдет в грунт.

Федеральный закон от N 257-ФЗ (ред

16) придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

2) защитные дорожные сооружения — сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

Порядок признания дорог бесхозяйными

Органы прокуратуры, защищая законные интересы граждан, в последние годы уделяют особое внимание вопросам признания права муниципальной собственности на бесхозяйные дороги, так как их нормальное безаварийное функционирование отвечает интересам граждан и по закону должно обеспечиваться собственниками.

Согласно положениям статьи 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Около 90% бесхозяйных дорог Подмосковья приняты в муниципальную собственность

В 2018 году муниципальные образования Московской области приняли в свою собственность более трех тысяч бесхозяйных дорог протяженностью более 2,6 тысяч километров или 90% от всех бесхозяйных Подмосковья, об этом сообщила пресс-служба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

«В 2018 году проведена большая работа по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных дорог. Муниципальные образования поставили на баланс свыше трех тысяч бесхозяйных дорог протяженностью более 2,6 тысячи километров, что составляет порядка 90% от всех выявленных бесхозяйных дорог в регионе. В результате проведенной работы на территории 53 муниципальных образований не осталось бесхозяйных дорог», — сообщил министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик.

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) разъяснено, что «…исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи».

Ваши требования будут направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и устранение нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком. Применение этого способа защиты не обусловлено формальным отнесением спорного проезда к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

а) ежегодно комиссией, образуемой администрацией муниципального района (поселения), осуществляется обследование принадлежащих району автомобильных дорог в целях определения их соответствия транспортно — эксплуатационным характеристикам требованиям технических регламентов, СНиПов и ГОСТов. Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 определен порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог;

4.2. Категорий дорог всего 7, муниципальным дорогам в основном соответствуют показатели IV или V категорий. Четвертая (IV) категория предусматривает 2 полосы движения с шириной каждой полосы 3 метра. Пятая (V) категория предусматривает одну полосу движения с шириной не менее 4,5 метров и по 1,75 метра обочины.

Порядок оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность

Таким образом, например, замена асфальтового покрытия на бетонное будет отнесена к реконструкции по нормам ГрК РФ (т. к. это влияет на грузоподъёмность), но не будет считаться аналогичными работами по законодательству о дорогах. Подтверждением тому является, в частности, отнесение Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 [511] замены дорожной одежды (в т. ч. при несоответствии её прочности транспортным нагрузкам) к капитальному ремонту, для выполнения которого разрешение на строительство не требуется. Представляется, что, поскольку речь идёт о специальном отраслевом правовом регулировании, нормы законодательства о дорогах должны иметь приоритет.

  • не выходит за границы элемента планировочной структуры – микрорайона;
  • предназначена для обеспечения нескольких домов (групп домов) на территории одного элемента планировочной структуры (и, как правило, находится на одном земельном участке с обеспечиваемыми зданиями).

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

  • Определяется точное расположение сооружения.
  • Выполняется геодезическая съемка. Для этих целей требуется оборудование, обладающее высокой точностью.
  • Делается межевание участка. Этот шаг обязателен, ведь дорога имеет большую продолжительность. Это значит, что она неизбежно охватывает несколько кадастровых округов. Так что без разделения линейного объекта обойтись не выйдет, а технические бумаги оформляются по отдельности.