По какой статье расходов оплачивать услуги в области информационных технологий в 2024 году

Согласно требованиям Порядка № 85н отнесение вышеуказанных расходов на КВР 246 должно осуществляться в соответствии с положениями НПА в сфере

По какой статье расходов оплачивать услуги в области информационных технологий в 2024 году

Содержание

Согласно требованиям Порядка № 85н отнесение вышеуказанных расходов на КВР 246 должно осуществляться в соответствии с положениями НПА в сфере информационных технологий. Это, прежде всего, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в нормах которого закреплены назначение и основные характеристики ГИС. Кроме того, на федеральном уровне требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС оговорены в Постановлении Правительства РФ № 676.

Следующий шаг – ввод ГИС в эксплуатацию. Основанием для этого будет соответствующий акт органа исполнительной власти. Именно он определяет перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию. На этом этапе по КВР 246 могут осуществляться, в частности, расходы:

  • разработка документации на систему и ее части
  • разработка или адаптация программного обеспечения
  • пусконаладочные работы
  • проведение предварительных и приемочных испытаний системы
  • проведение опытной эксплуатации системы
  • с применением КВР 242 – в случае, если на уровне публично-правового образования принято решение о применении указанного элемента вида расходов и расходы относятся к сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • с применением КВР 244 – как расходы, не отнесенные к другим КВР, в том числе расходы в сфере ИКТ, если иное не установлено финорганом.

Поскольку именно сейчас учреждения планируют свою деятельность на будущий год, рассмотрим подробнее, для каких целей применяются новые коды и какие закупки на следующий год нужно планировать уже по новым кодам. Сегодня расскажем о КВР 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2024 год

По бюджетным нормативам, расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливаются Минфином для всех участников процесса.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

  • КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
  • КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.

Продвижение отечественного софта в госструктурах, и в целом. Государство пытается упростить процесс закупки софта и будет продвигать покупку программ отечественных разработчиков. Это явно увеличит рынок b2g для разработчиков российского софта, их продукты часто можно будет встретить в тендерах. И обязательно там появится требование о нахождении компании в Реестре отечественных разработчиков.

Новые налоговые и иные льготы для ИТ-компаний приняли в марте в 2024 года. Российские власти оказывали поддержку индустрии во время кризисов 2022, 2022, 2024 годов, но тогда помощь была не такой масштабной в сравнении с теми мерами, что планируют принять сейчас. Пока только планируют. Указ президента РФ о льготах для ИТ-сферы вступил в силу со 2 марта, но реализацию многих его позиций на практике еще предстоит утвердить кабмину и проработать профильным ведомствам. Как будет работать новый документ, можно пока только рассуждать.

Упрощение процедуры найма иностранных сотрудников и получение ими вида на жительство удобно тем, что многие компании производят релокацию в ближайшие страны СНГ, а новая мера — это обратный ход государства с целью привлечь в страну зарубежных специалистов. Встает вопрос ставки НДФЛ для таких сотрудников до получения статуса резидента РФ. До получения вида на жительство налог на доходы физических лиц составляет 30%. И будут ли по ним возмещать 13% НДФЛ, уплаченного за сотрудников, после получения статуса резидента, тоже пока не ясно.

Льготные кредиты до 3% ИТ-компаниям, скорее всего, будут выдавать государственные банки: Сбер, ВТБ, Открытие, ПСБ, РСХБ, Почта банк и другие. Минцифры разъяснило, что в программу льготного кредитования войдут требования к компаниям по отказу от сокращения сотрудников и индексации оплаты труда. Других подробностей пока нет.

Пройти аккредитацию как ИТ-компания в Минцифры России, и попасть в соответствующий реестр. По данным ведомства, аккредитацию прошли более 14 000 юридических лиц, льготами воспользовались только 6 000 из них. При этом, по данным Росстата, в стране более 52 000 компаний работают с сфере именно информационных технологий.

Итоговый проект плана информатизации, получивший положительное заключение Минкомсвязи, утверждается актом госоргана и в трехдневный срок размещается на его официальном сайте в интернете, направляется в Минфин, а также в пятидневный срок со дня его утверждения размещается в электронном виде в ФГИС КИ.

Проекты планов информатизации, сведения о которых не отнесены к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера, рекомендуется представлять в Минкомсвязи в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации (далее – ФГИС КИ).

2) расходы бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по использованию ИКТ (далее – мероприятия по информатизации) в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

Согласно п. 26 Порядка № 187н Минфин в течение пяти рабочих дней со дня получения от Минкомсвязи сведений о подготовке положительного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по использованию ИКТ, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также сведений о подготовке отрицательного заключения о целесообразности проведения и (или) финансирования измененного мероприятия по информатизации, по которому ранее было подготовлено положительное заключение, формирует сведения о сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части мероприятий по информатизации на 20__ финансовый год и на плановый период 20__ и 20__ годов (ф. 0501155) (далее – сведения).

Осуществлять закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ по виду расходов 242 вправе федеральные государственные органы, а также находящиеся в их ведении казенные учреждения и органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом такие расходы должны быть согласованы с планом информатизации (иным аналогичным документом), принятым соответствующим государственным органом с учетом документов, разработанных уполномоченным органом в сфере ИКТ (Минкомсвязи), и предусмотрены бюджетной сметой.

Какие налоговые льготы для IT-компаний действуют в 2024 году

Заявка подается в электронном виде на портале госуслуг. Заполните заявление об аккредитации и подпишите электронной подписью. В течение одного рабочего дня вы получите решение по заявке. В случае положительного решения вашу компанию автоматически включат в электронный реестр аккредитованных компаний.

Если вы разрабатываете ПО на заказ, продаете исключительные права или предоставляете доступ к сервису на условиях лицензионного соглашения, и ваше ПО внесено в специальный Реестр ПО, который ведет Минцифры, то вы имеете право не облагать свою деятельность НДС.

  1. Зайдите в личный кабинет вашей организации на Госуслугах.
  2. Сформируйте заявление и пакет документов, который указан в инструкции на сайте.
  3. Подпишите все электронной подписью.
  4. Ожидайте решение о включении или невключении ПО в Реестр и утверждение Экспертного совета. Это может занять до 4 месяцев.

Еще почитать —>  Расчет госпошлины гарант

Кроме того, вам нужно подтвердить налоговой, что вы используете льготу правомерно. Для этого при подаче «льготной» декларации заполните раздел 7, где укажите, что вы пользуетесь льготой на уплату НДС. Налоговая может запросить подтверждающие документы — предоставьте их в течение 5 дней.

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2024 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2024 год (по группам):

Еще в 2024 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2024 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

Еще в 2024 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.

Освоение расходов в бюджетном учете осуществляется в увязке с определенным видом затрат по КВР (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2022 в ред. от 15.04.2022). Расходы по оплате связи и интернет КОСГУ 221 увязываются с кодом КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Однако абонентская плата за обслуживание хостинга сайта и продление действия домена сайта должны быть отражены на подстатье 226 КОСГУ, поскольку, получая эти услуги учреждение приобретает услуги в сфере информационных технологий, а не непосредственно услуги связи.

Для отражения затрат по оплате услуг связи используется одноименная подстатья 221, входящая в группу прочих затрат, объединяемых статьей 220 «Прочие работы/услуги» (Порядок применения классификации операций сектора госуправления (КОСГУ), утв. Приказом Минфина № 209н от 29.11.2022 в ред. от 29.09.2022). Кодом 221 в КОСГУ идентифицируют затраты по оплате услуг:

К сведению! Если учреждением приобретаются услуги связи в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), то затраты по ним следует относить на специально предназначенный для подобных расходов КВР 242 «Закупка услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». к таким расходам могут относиться затраты на услуги связи, предоставляемых в границах мероприятий по внедрению ИКТ.

Список услуг связи КОСГУ 221 не закрыт, т. е. может быть дополнен соответствующими этому экономическому содержанию расходами. Однако не все услуги, имеющие отношение к связи, могут быть отнесены на 221 КОСГУ. Например, законодателем не рассматриваются в этом качестве услуги по защите ЭДО, предоставление прав на ПО и выпуск сертификата ключа ЭП, услуги по установке мини-АТС либо услуги по переносу телефонного аппарата из одного помещения в другое. Стоимость подобных работ должна быть отнесена на подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги».

  • для иностранцев, прибывших в РФ в безвизовом порядке и заключивших с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, срок временного пребывания в РФ продлевается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года с даты въезда в РФ;
  • для иностранцев, прибывших в РФ в визовом порядке и заключивших с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, будет предоставлена многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора, но не более чем на три года с последующим продлением.

Минцифры России предлагает увеличить объем грантов на разработку отечественных программных платформ, целью которых выступает замена аналогичных зарубежных платформ. Такие гранты получат российские ИТ-организации, которые смогут создать конкурентные продукты, оставаясь их правообладателем.

  • уточнить перечисленные выше требования для интеграторов (т. е. ИТ-организаций, которые адаптируют, внедряют и поддерживают российское программное обеспечение, которое им не принадлежит). Для применения пониженных ставок и тарифов необходимо, чтобы доля дохода от работ и услуг по адаптации, установке, внедрению, тестированию, поддержке чужого ПО составляла не менее 75 % общих доходов. При этом общая сумма доходов от ИТ-деятельности должна также составлять не менее 90 % от совокупных доходов организации;
  • предоставить льготы тем ИТ-компаниям, которые размещают рекламу и оказывают дополнительные услуги в своих приложениях. Под дополнительными услугами понимается, в частности, предоставление доступа к электронному образовательному, новостному и игровому контенту и сервисам, электронным библиотекам и аудиовизуальным сервисам, сервисам бронирования гостиниц и продажи билетов. Перечень таких услуг Минцифры России согласует с Минфином России. Для применения льгот (помимо условия об аккредитации) потребуется, чтобы доля дохода от рекламы о доп. услуге в сумме всех поступлений составляла не менее 90 %
  • в отношении улучшения жилищных условий работников ИТ-компаний и повышения оплаты их труда

    Кроме того, иностранному гражданину (и членам его семьи), заключившему с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, может быть выдан вид на жительство (без разрешения на временное проживание) на срок действия трудового договора, но не более чем на три года.

    Минцифры России отметило, что аккредитованные ИТ-компании смогут предоставлять своим работникам льготную ипотеку. В дальнейшем компания получит из бюджета компенсацию таких затрат. В случае повышения оплаты труда сотрудников ИТ-компания сможет рассчитывать на возмещение расходов в сумме уплаченного с заработной платы НДФЛ.

    Какие введены меры поддержки IT-отрасли и как их применять

    Такое освобождение распространяеся на ИТ-специалистов, непосредственно вовлеченных в разработку программного обеспечения и его внедрение, на время их работы в аккредитованной ИТ-организации. При этом будет разработан порядок определения категорий таких специалистов.

    В соответствии с Указом № 83 Минцифры предложило предоставлять безвозмездное финансирование на возмещение аккредитованным ИТ-компаниям, имеющим право на получение налоговых льгот в соответствии с НК РФ, их расходов на обеспечение льготной ставки по ипотеке и повышение уровня оплаты труда. В том числе в пределах суммы уплаченного по ним НДФЛ.

    Еще почитать —>  Можно ли подприть дом дочери чтобы судебные пристьавы его не арестовали

    Иностранцу и членам его семьи в случае заключения им трудового договора с аккредитованной ИТ-компаний также могут выдать вид на жительство без получения разрешения на временное проживание на срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года (с учетом требований п. 4, 5.1, 9 и 10 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

    Иностранцу (и членам его семьи), которому для въезда в РФ нужна виза, в случае заключения им трудового договора с аккредитованной ИТ-компанией, МИД России по ходатайству Минцифры выдаёт многократную обыкновенную рабочую визу на срок действия трудового договора, но не более чем на 3 года. И с последующим продлением.

    Соответствующими статьями Налогового кодекса установлены дополнительные условия, необходимые для применения данных льгот. Так, не менее 90% доходов организации должно поступать от разработки ПО и продажи собственных программных продуктов (доходы от ИТ-деятельности).

    Продвижение отечественного софта в госструктурах, и в целом. Государство пытается упростить процесс закупки софта и будет продвигать покупку программ отечественных разработчиков. Это явно увеличит рынок b2g для разработчиков российского софта, их продукты часто можно будет встретить в тендерах. И обязательно там появится требование о нахождении компании в Реестре отечественных разработчиков.

    С другой стороны, Минцифры разъяснило, что отсрочка коснется только 1) сотрудников аккредитованных ИТ-компаний, 2) имеющих профильное образование и 3) непосредственно вовлеченных в разработку программного обеспечения и его внедрение.То есть менеджер по продажам или специалист техподдержки, уже не попадает в эту категорию. Также отсрочка распространяется только на время работы сотрудника в аккредитованной ИТ-организации.

    Отсрочка от армии для специалистов ИТ-компаний до 27 лет, с одной стороны, будет привлекать молодых специалистов в сферу. По федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» для отрасли обучат более 110 тысяч специалистов к 2024 году. Тем самым на разработчиков будет бум.

    Под льготы также не попадали некоторые виды ИТ-деятельности: разработка приложений, интернет-маркетинг, мессенджеры, интернет-реклама, интернет-торговля, обслуживание ПК и сетей. Для получения меры поддержки нужно было исключительно разрабатывать свое ПО, либо адаптировать и сопровождать его.

    Льготные кредиты до 3% ИТ-компаниям, скорее всего, будут выдавать государственные банки: Сбер, ВТБ, Открытие, ПСБ, РСХБ, Почта банк и другие. Минцифры разъяснило, что в программу льготного кредитования войдут требования к компаниям по отказу от сокращения сотрудников и индексации оплаты труда. Других подробностей пока нет.

    Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2024 года: применяем с учетом новшеств

    Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2024 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2022 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

    Так, с 20.11.2022 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

    Наряду с интенсивной подготовкой бухгалтеров бюджетной сферы к сдаче итоговой отчетности необходимо также помнить, что, как правило, под конец отчетного года происходит много изменений в законодательстве. Не обошли стороной новшества и порядок применения некоторых кодов бюджетной классификации. Основные «новинки» рассмотрим в данной статье.

    С 2024 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

    • физическим лицам — по КВР 350;
    • бюджетным и автономным учреждениям — по КВР 613 и 623 соответственно;
    • иным некоммерческим организациям — по соответствующим элементам КВР 630;
    • коммерческим организациям, ИП, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — по соответствующим элементам КВР 810.

    Часть изменений для IT-отрасли Курдюмов называет спорными. Например, с 1 января иностранные IT-компании с аудиторией более 500 000 пользователей в сутки обязаны создавать российское юрлицо или открывать здесь официальные представительства. Это облегчит взаимодействие с такими компаниями на территории России, но потребует от фирм дополнительных расходов, говорит Курдюмов. Также иностранные компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своих сайтах электронную форму для обращений пользователей и организаций. За нарушение требований бизнесу может грозить полная блокировка ресурса.

    Цель мер поддержки — сделать так, чтобы российские компании развивали свой бизнес в России, считает Геннадий Курдюмов из Versus.legal. С весны 2024 года власти, например, намерены ежегодно изучать привлекательность российской юрисдикции для IТ-компаний в сравнении с другими популярными регионами — Сингапуром, Ирландией, Кипром, Финляндией, США — и делать отечественное налоговое законодательство более благоприятным.

    В следующем году вступят в силу некоторые из мер поддержки IT-отрасли. Среди них — защита от уголовного преследования, упрощение валютного контроля, льготная ипотека и упрощенное получение вида на жительство для иностранных сотрудников. Все это, по задумке законодателей, повысит спрос на отечественные решения, ускорит цифровую трансформацию отраслей экономики и социальной сферы и создаст комфортные условия для ведения IT-бизнеса в России.

    Forbes рассказывает, какие главные законодательные изменения ждут предпринимателей в 2024 году, как они повлияют на бизнес и чего не хватило рынку.

    Одним из самых ожидаемых изменений в 2024 году станет отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ресторанной отрасли, считает юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Ее представителей освободят от налога с 1 января. На льготу смогут претендовать компании с выручкой не более 2 млрд рублей в год, 70% доходов при этом должна приносить именно ресторанная деятельность. Льгота не распространяется на розничные магазины, даже с кулинарными отделами, и организации, которые занимаются заготовками, но доступна для компаний, которые работают на доставку.

    Другим важным изменением для ресторанной отрасли станут обновленные критерии, по которым компании могут претендовать на сниженную ставку по страховым взносам, считает общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основательница сети ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова.

    Льготы для IT-компаний в 2022: кто и как может их получить

    1. IT-компания, работающая на ОСН (общей системе налогообложения) и реализующая свое ПО с помощью этой льготы без НДС, не сможет принять входящий НДС к вычету, который был направлен на эту реализацию (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 166 НК РФ). Если компания для разработки ПО пользовалась услугами и товарами подрядчиков с НДС, то она не сможет принять к вычету этот НДС от подрядчика.
    2. Однако в этом случае (пункт 1) компания на ОСН сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, тем самым уменьшив налог на прибыль (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Например, компания купила услугу у поставщика на ОСН за 120 рублей, в том числе 20 рублей НДС. Если реализация компании не облагается НДС, то организация примет в расходы 120 рублей (100 рублей стоимость услуг, 20 рублей НДС). Если организация облагает реализацию НДС, то организация примет в расходы 100 рублей (только стоимость товара), а НДС примет к вычету.
    3. Если покупателем IT-компании является компания на ОСН, которая требует входящий НДС, чтобы принять его к вычету, то IT-компания должна выставить реализацию с НДС по 20% ставке. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (отсылка к первому пункту).
    4. Если покупателем IT-компании является компания на УСН и IT-компания не будет пользоваться льготой (будет выставлять реализацию с 20% НДС), то в этом случае покупателю не будет выгодно сотрудничать с такой компанией, потому что она не сможет принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет использовать льготу, то предложение для покупателя на УСН будет таким же, как от других подрядчиков на УСН.

    Еще почитать —>  Пенсионеры,сдающие в аренду квартиру должны учесть

    В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

    С 01.01.2022, чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется включить разработанное ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2022). Это будет дополнительное бюрократическое препятствие для получения льготы IT-компанией, особенно для компаний, которые осуществляют заказную разработку (аутсорсинг).

    1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
    2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
    3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
      Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).
    1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2022, значит, за 9 месяцев 2024 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2024 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
    2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
    3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.

    Господдержка в 2024 году по сферам деятельности

    • Помощь в сохранении парка иностранных самолетов. Правительство РФ предположило, что такая мера может быть, но пока она не внесена на рассмотрение в Госдуму.
    • Субсидирование кредитования авиакомпаний, лизинговых платежей, текущей деятельности. Законопроект о субсидированной господдержке готовится, а срок ее действия не определен.
    • Продление сертификатов летной годности для иностранных самолетов, а также разрешение техобслуживания этих самолетов компаниями и ИП. Эта субсидиарная мера пока рассматривается Минтрансом и не внесена на рассмотрение Госдумы.
    • Наращивание производства импортозамещенных российских самолетов Sukhoi Superjet 100. Данная мера будет проводиться под контролем Минпромторга до 2023 года.
    • Отмена плановых проверок авиакомпаний, которые эксплуатируют самолеты Boeing и Airbus. Эту меру ввел Госпотребнадзор, она уже работает на данный момент, а срок действия не установлен.
    • Перенос двухсот проверок в отношении компаний гражданской авиации. Мера господдержки уже действует — проверки перенесены на 3-4 квартал 2024 года.
    • Разрешение регистрации прав на иностранные самолеты, которые находятся в лизинге у российских организаций, выдача им российских сертификатов летной годности и отсрочка сертификатов технических средств транспортной безопасности. Законопроект готовится, а срок его действия не определен. Мера предложена Правительством РФ.
    • Право Правительства РФ и региональных органов власти оперативно предоставлять отсрочку по уплате налогов. Предложение внесено на рассмотрение в Госдуму. Планируется, что мера поддержки будет действовать до конца 2024 года.
    • Четвертая амнистия капитала, улучшение государственно-частного партнерства и упрощение получения концессии. Предложение внесено на рассмотрение в Госдуму. Срок действия поддержки не определен.
    • Возможность вести деятельность без продления лицензий или разрешений. Кабмин РФ одобрил данный законопроект, а срок действия поддержки не определен.
    • Возможность получать лицензии или разрешения и продлевать их без оценки соответствия, уплаты госпошлины и необходимых госуслуг. Кабмин РФ одобрил данный законопроект, а срок действия поддержки не определен.
    • Возможность не проходить процедуры оценки соответствия по бессрочным лицензиям или разрешениям. Кабмин РФ одобрил данный законопроект, а срок действия поддержки не определен.
    • Возможность не проходить квалификационный экзамен, продлевать сроки квалификационных аттестатов. Кабмин РФ одобрил данный законопроект, а срок действия поддержки не определен.
    • Для получения статуса участника СЭЗ в Крыму и Севастополе для организации, зарегистрированной за пределами этой зоны, достаточно будет иметь филиал или представительство на территории этих регионов. Правительство РФ одобрило законопроект, а срок действия поддержки не определен.
    • Бесплатная выдача российских сертификатов для сайтов. Меру предложило Минцифры, а срок ее действия не определен.
    • Переход на российскую систему доменных имен, отказ от иностранных хостингов и усиление парольной политики для госсайтов. Меру планирует ввести Правительство РФ, а срок ее действия не определен.
    • Освобождение IT-организаций от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля. Мера введена Правительством РФ, а срок ее действия — до 31 декабря 2024 года.
    • Освобождение от уплаты налогов на прибыль и НДФЛ. Указ подписан Президентом РФ, а срок действия меры не определен.
    • Предоставление льготной 5% ипотеки для сотрудников IT на время работы. Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Развитие программы льготного кредитования внедрения отечественных решений по ставке для заемщика 1% (банкам до 100% ключевой ставки будет компенсировать ЦБ РФ). Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Предоставление отсрочки от армии IT-специалистам на период работы в организации. Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Субсидирование льготных кредитов по ставке 3% для IT-организаций. Указ подписан, а срок действия меры — 31 декабря 2024 года.
    • Обеспечение ускоренного импортозамещение ПО на объектах критической информационной инфраструктуры за счет целевого бюджетного финансирования. Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Предоставление грантов на разработку и развитие IT-продуктов (снизив требование к обязательному внебюджетному софинансированию проектов до 20%, а в отдельных случаях — до 0%). Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Целевое финансирование на создание «зеркала» репозитория открытого ПО GitHub. Предложение внесло Минцифры, но пока Госдума его не рассматривает.
    • Упрощение трудоустройства иностранных граждан и получения ими вида на жительство при работе в IT-отрасли. Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Упрощение порядка проведения закупок критически важных отечественных разработок в области IT для обеспечения государственных и муниципальных нужд или проводимых отдельными видами юридических лиц. Указ подписан, а срок действия меры не определен.
    • Финансирование дорожной инфраструктуры. Правительство РФ предложило эту меру, а срок ее окончания не определен.
    • Продление возможности получения членами СРО займов от СРО за счет средств их компенсационного фонда. Правительство РФ предложило эту меру, а Госдума рассмотрит ее в ближайшее время. Срок действия — до 1 января 2023 года.
    • Предусмотрены (актом Правительства в 2024 году) особенности регулирования правоотношений в части долевого строительства; изменения проектной документации, разработки документации по планировке территорий, выдаче разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Правительство РФ предложило эту меру, а срок ее окончания не определен.
    • Ограничение на вывоз технологического, телекоммуникационного, медицинского оборудования, транспортных средств, сельхозтехники и электрической аппаратуру. Правительство РФ ввело данную меру, а срок ее действия до конца 2024 года.
    • Предложение о повышении цены хлеба исходя из роста его себестоимости. Предложение внесено Российским союзом пекарей, но пока не рассматривается в Госдуме.

    26 Апр              274      

  • Правовой ресурс RP LAWYER. РУ