Перечни заболеваний по которым определялась связь с чернобылем до 1998 года

Приказ РБ№ 105 от 6.1. Личное заявление пострадавшего (члена его семьи) или письменное обращение учреждений, министерств, ведомств в межведомственные

Перечни заболеваний по которым определялась связь с чернобылем до 1998 года

Содержание

Приказ РБ№ 105 от

6.1. Личное заявление пострадавшего (члена его семьи) или письменное обращение учреждений, министерств, ведомств в межведомственные экспертные советы об установлении пострадавшему от катастрофы на ЧАЭС причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с последствиями катастрофы на ЧАЭС.

Медико-реабилитационные экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС в соответствии с заключениями межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и военно-врачебных комиссий (в отношении военнослужащих).

6.8. Для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии и справка из учреждения, выдавшего его, о времени, сроках и месте пребывания с указанием характера работ, выполнявшихся им по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Причинная связь заболевания, приведшего к инвалидности или смерти, у лиц, принимавших в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения), а также у эвакуированных из этой зоны и не являющихся кормильцами, признается областными, Минской центральной городской медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК) без заключения межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий.

4. Экспертиза медицинской документации должна проводиться только при наличии данных полного лабораторного и инструментального обследования заявителя, в том числе данных гистологического, морфологического исследований, консультативных заключений из специализированных центров, наличия комплексного осмотра специалистами за последний год.

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Вышеназванный Закон является специализированным для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим полагаем, что при установлении данной категории граждан срока инвалидности федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы следует руководствоваться именно этим Законом.
Заместитель директора Департамента развития социальной защиты

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

При этом сообщаем, что Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации планируется провести работу по подготовке нормативного правового
документа о внесении соответствующих изменений в разъяснение Минтруда России от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденное постановлением Минтруда России от 15.04.2003 № 17.

Таким образом, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации выполнявшихся работ;

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетание этих радиационных факторов с иными вредными факторами.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Перечни заболеваний по которым определялась связь с чернобылем до 1998 года

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительности периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетанием всех радиационных факторов.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопросов об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Минздрав предложил изменить список заболеваний, возникших вследствие аварии на ЧАЭС

Минздрав подготовил проект постановления правительства РФ ‎«Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы ‎на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов ‎радиоактивных отходов в реку Теча». В этот перечень предлагается включить сердечно-сосудистые заболеваний и злокачественные новообразовании.

«Согласно современным научным клиническим и эпидемиологическим данным о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека, постановление № 592 требует актуализации», – говорится в пояснительной записке к документу. В ней указано, что между лучевым воздействием на человека в и возникновением злокачественных новообразований наблюдается прямая связь, однако при облучении малыми дозами радиации проявление негативных для здоровья последствий носит случайный характер. Международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается.

Еще почитать —>  Новые поправки в конституции 2024 года по статье 228 часть 2

В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

«Помимо классических стохастических эффектов действия радиации в виде увеличения частоты злокачественных новообразований, в последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения и цереброваскулярных болезней», – отмечается в документе.

Таким образом, эксперты Минздрава предложили включить в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы ‎на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов ‎радиоактивных отходов в реку Теча, злокачественные новообразования, заболевания системы кровообращения и цереброваскулярные болезни. Проект постановления вступает в силу с 1 января 2024 года.

  • Проводит экспертизу по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов
  • Принимает решение о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС), является одним из первых межведомственных экспертных советов Российской Федерации созданным на базе Центра в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 22 июня 1990 г. N 103 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

  • В результате аварии на Чернобыльской АЭС (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1)
  • В результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ)
  • В результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах (Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ)
  • В действиях подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1).

Категории граждан, имеющих право на направление документов в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (РосМЭС) (при наличии специальных удостоверений единого образца граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации):

  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (все поколения).
  • Ветераны подразделений особого риска.
  • Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1-ое и 2-ое поколения).
  • Дети до 18 лет граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (1-ое и 2-ое поколения).

4. Совет имеет право запрашивать подлинники медицинской документации и может приглашать для участия в работе совета медицинских работников, принимавших участие в наблюдении и лечении пациентов. При необходимости экспертный совет запрашивает соответствующую информацию и документацию об условиях труда в до — и послеаварийный период.

2. К рассмотрению принимаются документы лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавших на ЧАЭС в послеаварийный период, а также детей, родившихся у этих лиц в 1986 — 1987 гг.; лиц, эвакуированных из зоны отчуждения и зоны отселения, проживающих в зоне отселения, в т.ч. детей; лиц, заболевших лучевой болезнью или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

— выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострения, результатов клинических исследований, данными о временной утрате трудоспособности);

6. Совет обязан в случае отсутствия необходимой информации направлять обследуемых лиц на экспертизу с целью расчетной оценки полученной дозы по утвержденной методике с заполнением «маршрутного листа» или «анкеты ликвидатора» с привлечением экспертов по физической и биологической дозиметрии и по радиационной эпидемиологии.

7. Экспертный совет применяет строго индивидуальный подход к каждому рассматриваемому случаю заболевания, инвалидности, смерти и учитывает их возможную причинную связь с иными, помимо радиации, неблагоприятными факторами, связанными или не связанными с аварией на Чернобыльской АЭС или других ядерных объектах.

Приказ Минздрава РФ N 6, Минтруда РФ N 9 от О Перечне заболеваний, обусловленных воздействием радиации

В целях реализации статьи 13 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.99 N 1281 приказываем:

16. Гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный Приказом Минздрава России и Минтруда России от 12 января 2000 г. N 6/9 , или ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации из числа лиц, указанных в статьях 2 и 3 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», удостоверения выдаются в установленном порядке.

2. Возложить установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на Челябинский межведомственный экспертный Совет и Озерский межведомственный экспертный Совет.

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социального развития Российской Федерации в месячный срок утвердить в установленном порядке перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также определить межведомственные экспертные советы по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины» им. А.М. Никифорова», который специализируется на лечении этой категории пациентов, пояснили, что накопленные «научные, клинические и эпидемиологические данные о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека требуют внесения изменений в перечень радиационно обусловленных заболеваний». В нем сохранятся группы заболеваний, связь развития которых «с перенесенным лучевым воздействием в больших дозах доказана».

С другой стороны, проект предлагает заменить в перечне новообразования злокачественными новообразованиями и исключить доброкачественные опухоли, а также новообразования in situ, неопределенного или неизвестного характера. Разработчики документа объясняют это отсутствием «специфических тестов, позволяющих с уверенностью отличить случай заболевания злокачественными новообразованиями, обусловленный действием ионизирующей радиации, от случаев злокачественных новообразований, вызванных иными факторами», а «международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается».

Еще почитать —>  Нормативы на 2022г на одн правительство севастополя

В Минздраве, исходя из опыта прошедших 30 лет, считают, что и в дальнейшем последствиями для здоровья ликвидаторов и жителей загрязненных радионуклидами территорий останутся онкология и заболевания системы кровообращения (в первую очередь – сердечно-сосудистые и цереброваскулярные). Базовым порогом для отнесения пациента к группе пострадавших от лучевого воздействия в проекте является «подтвержденная объективными методами (цитогенетический анализ и другие) доза облучения не менее 0,5 Зв». В постановлении 2004 г. такого численного критерия нет в принципе.

Такой точки зрения придерживается не только он. «Было принято решение: раки у чернобыльцев считать связанными с аварией и обеспечивать их первоочередное лечение. Люди “не жалели живота своего”, а теперь… государство решило поэкономить. Как будто много денег наскребут с этих несчастных», – прокомментировал порталу Medvestnik.ru инициативу председатель правления Московского городского научного общества терапевтов профессор Павел Воробьев. В 1986 г. он участвовал в оказании помощи пострадавшим в Чернобыльской аварии и, по его словам, оказался «единственным человеком в стране, который знал истинные дозы полученных “изотопов” людьми, попавшими в больницу, и выдавал лет 15 справки». Профессор занимает взвешенную и осторожную позицию, указывая, что масштаб воздействия аварии был меньшим, чем часто считается, однако ликвидаторы и местные жители действительно пострадали от воздействия радионуклидов йода.

Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим. «Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».

О порядке установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие участия в действиях подразделений особого риска

В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (далее — Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (п. 45 Положения).

Гражданин, не согласный с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий и заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, имеет право обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса (п. 46 Положения).

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения» от 25 декабря 2006 г. N 874.

В соответствии с Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 475, документы, направленные органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС (далее — дело), поступают в рабочую группу МЭС, где регистрируются в порядке очередности их поступления. По результатам рассмотрения дела МЭС принимает решение об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов или об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и (или) документов.

До вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска» от 26 января 2007 г. N 46 обязанность по установлению причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возлагалась на Медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, созданную в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11 декабря 1992 г. N 958.

Беларусь продолжит сокращать список болезней, связанных с Чернобылем

Эльдар Надыров отметил, что в прошлый раз из списка,который действовал до 2009 года,уже убрали болезни системы кровообращения. «Они были до 2009 года – может, это было и правильно: это стресс, это переселение, это изменение образа жизни. Но прошло после катастрофы 30 лет, этот фактор уже не работает».

В Гомеле прошла конференция, организованная Минздравом, МЧС и Академией наук, которая подытожила 30-летнееизучение последствий Чернобыльской катастрофы. Общий оптимистичный фон иногда омрачался обвинениями в политической ангажированности оппонентов и сетованиями на «радиофобию» населения, сообщает «Ежедневник».

Сейчас Минздрав при участии Научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека (город Гомель) разрабатывает новый перечень заболеваний, связанных с чернобыльской аварией. Некоторые болезни из него вычеркнут, сказал замдиректора РНПЦ радиационной медицины Эльдар Надыров.

«Но в целом ученые связывали этот рост заболеваемости не столько с радиационным фактором, сколько с тем комплексом неблагоприятных социально-экономических факторов, которые происходили в этих регионах: микроэпидемии среди алкоголиков и бомжей, миграция населения, радиофобия: население не шло на рентгенологическое обследование из-за боязни дополнительного облучения», — сказала Лариса Горбач.

«Российская Федерация – богатое государство, они готовы платить эти пособия. Украина, скажем, не готова. Насколько я знаю, там эти пособия и не платят. У нас пособия по инвалидности, причинно связанной с чернобыльской катастрофой, очень высокие», — отметил Эльдар Надыров.

В случае смерти участника ликвидации последствий аварии (ЛПА) на Чернобыльской АЭС

14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2022 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2022 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2024 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

Еще почитать —>  Не Поменял Паспорт В 45 Лет

4. Для лиц, имеющих инвалидность, связанную с участием в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обязательно провести вскрытие тела (бесплатно) для подтверждения связи причины смерти с инвалидностью. При отказе от проведения бесплатного вскрытия необходимо написать заявление и потребовать его зарегистрировать.

16.4. Копии заключений межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию, о причинно-следственной связи заболеваний отца (матери) ребенка с воздействием радиационных факторов.

7. Маршрутный лист (данные о характере выполняемых работ, заполняется заявителем в произвольной форме). Маршрутный лист (документ, составляемый лицом, подвергшимся радиационному воздействию; указывает о месте нахождения на работах или проживании и характере выполняемых работ в это время). Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ 2 (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы. При отсутствии этих данных Российскому МЭС сложно определить и учесть факторы, которые могут оказать влияние на принятие решения.

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2024 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2024 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);
  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  • гражданам, постоянно работающим на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

Вы можете получить удостоверение эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, если проживаете в Москве по месту жительства и относитесь к:

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, дополнительно потребуется справка единого образца, выдаваемая органами исполнительной власти Челябинской, Курганской или Свердловской области.

Лица, постоянно проживающие (трудоустроенные) на территориях, обозначенных Правительством, имеют право на использование льготы в форме снижения возраста для назначения пенсии. Минимальный возраст с учетом льгот возможен для мужчин в 50 лет, женщин – в 45 лет. статью: → “Как оформить выход работника на пенсию в 2022?».

Более 115000 человек были переселены в отдаленную безопасную местность. На ликвидацию последствий трагедии мобилизовали 600 тысяч человек. Образовавшееся в результате взрыва смертоносное облако прошло через территории Европы, Беларуси, Украины и Российской Федерации.

  • Заявления, поданного на получение удостоверения.
  • Документа, подтверждающего личность заявителя и представителя при его наличии.
  • Документов, подтверждающих период фактического проживание на территории зоны – архивных справок, выписок из домовой книги, ЖЭУ, ЖКО, паспортных столов.
  • Документов, свидетельствующих о фактическом нахождении или трудоустройстве в конкретный период в одной из обозначенных местностей – воинского билета, выписки из военкомата, трудовой книжки.

Для «чернобыльцев» государство определило два вида пенсии — по достижению пенсионного возраста и инвалидности. Проживающие в районах зоны Чернобыльской аварии, признанные имеющими право на получение льготы и отработавшие не менее пяти лет, получат пенсию по старости на один год раньше, чем те, которые никаких льгот не имеют.

  • №1. Пенсионный возраст уменьшается на 10 лет, независимо от того, какое время гражданин проживал или работал в этой зоне отчуждения. Отсчёт производится с момента аварии до времени эвакуации.
  • №2. Срок выхода на пенсию сокращается на 3 года, и ещё на 6 месяцев за каждый год нахождения в зоне №2. Максимальное снижение – до 7 лет.
  • №3. Пенсионный порог снижается на 2 года, плюс ещё 1 год снижения за каждые 3 года нахождения в данной зоне. Максимальное снижение – до 5 лет.
  • №4. На 1 год, плюс дополнительно на 1 год за каждые 4 года постоянного проживания в чернобыльской зоне №4. Максимальное снижение – до 3-х лет.

— участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС проводить в соответствии с перечнем заболеваний, при возникновении или прогрессировании которых может быть установлена причинная связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение 5);

102. Гражданин, не согласный с заключением штатной ВВК (ЦВВК) о причинной связи заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право обратиться в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, Приказом министерства здравоохранения № 45 от 23.03.1993 года было утверждено Приложение 8 «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым к заболеваниям, возникшим или обострившимся во время или после окончания работ по ликвидации последствий аварии относятся, в том числе, и те заболевания, которые были установлены в 1994 году и имеются в настоящее время. Данный приказ утратил силу лишь в 2001 году.

  • В результате аварии на Чернобыльской АЭС (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1)
  • В результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ)
  • В результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах (Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ)
  • В действиях подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1).
  • Проводит экспертизу по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов
  • Принимает решение о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.

О том, что существующий перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не позволяет сегодня практически устанавливать эту связь для УЛПК на ЧАЭС ставшими инвалидами говорится давно. Наши организации неоднократно просили Минздравсоцполитики пересмотреть этот перечень. «А воз и ныне там»

16 Апр              336      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ