Ответственность за не выплату вредности соут

Какие штрафы за СОУТ В конце декабря 2022г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г.,

Ответственность за не выплату вредности соут

Содержание

Какие штрафы за СОУТ

В конце декабря 2022г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2024 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Трудинспекторы перешли от слов к делу

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения. И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, – ред.) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс. рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

Вопрос: Можно ли привлечь работодателя к ответственности за невыплату причитающейся работнику компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда? (журнал; Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, апрель 2024 г

Обоснование. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Кроме того, ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что совершение административного правонарушения, определенного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

До 31 декабря 2024 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2024 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

Ответственность за не выплату вредности соут

В нашей практике были прецеденты, когда проведение спецоценки условий труда признавалось по результатам госэкспертизы некачественным, на рабочих местах сотрудников выявляли «вредность». На наш взгляд, обращение с просьбой о проведении госэкспертизы должно содержать мотивы несогласия со спецоценкой (т.е. указание, что измерено ненадлежащим образом).

В случае, если Гострудинспекция согласится с доводами заявления, то она может направить в Министерство социальной политики Нижегородской области представление о проведении экспертизы качества СОУТ на вашем рабочем месте. В этом случае проведение госэкспертизы будет бесплатным. Мы считаем, что обращение в Гострудинспекцию также должно содержать конкретные доводы, почему вы не согласны с результатами СОУТ, т.е. в любом случае сначала необходимо изучить карту спецоценки по вашему рабочему месту.

Какую ответственность несет работодатель за непроведение специальной оценки условий труда

  • аттестация новых рабочих мест;
  • получение предписания государственной инспекции труда;
  • замена, модернизация оборудования, корректировка процесса производства;
  • несчастный случай;
  • чрезвычайная ситуация;
  • выявление у работника профессионального заболевания.

СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Специальная оценка условий труда

  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.

Выход в свет Федерального закона № 421-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» повлек за собой изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ и в Уголовном кодексе РФ.

Вопросы судебного применения законодательства о специальной оценке условий труда

Тем не менее, судебная практика по вопросам специальной оценки показывает, что многие работодатели ее так и не провели, что, впрочем, неудивительно в стране, где четвертая часть трудоспособного населения работает вообще без трудовых договоров, а власть предержащие не могут навести в этом вопросе порядок. Сказалось, очевидно, и элементарное желание работодателей сэкономить (что крайне спорно, так как штрафы за непроведение специальной оценки по административному законодательству могут многократно превысить размеры финансовых затрат на ее проведение), и неопределенность в вопросе о том – подлежат ли административной ответственности работодатели за непроведение специальной оценки до 31 декабря 2024 г.?

С 1 января 2024 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Работодатель вредных рабочих мест несет значительные расходы. Далеко не все из компенсационных выплат он может устанавливать сам. Кроме 5 вышеперечисленных пунктов, «вредный» работодатель несет расходы, связанные с повышенным отчислением в социальные фонды:

  1. Повышенная заработная плата (ст.147 ТК РФ) для всех классов вредности, начиная с 3.1. Минимум повышения закреплен 4%-ном уровне от оклада для нормальных условий, максимальный размер организация может определить самостоятельно. Эти выплаты не являются компенсационными, а потому полежат обычному налогообложению.
  2. Сокращение рабочего времени (ст.92 ТК РФ) положено для классов вредности выше 3.2. Рабочая неделя уменьшается до 36 часов, а если она составляет обычные 40, то дополнительные 4 часа можно монетизировать.
  3. Дополнительное время для отдыха (ст.117 ТК РФ) – отпуск в придачу к основному ежегодному, подлежащий оплате, дадут сотрудникам, трудящимся на местах со степенью выше 3.1. Гарантированная длительность – 7 дней. Максимум устанавливается на основании межотраслевого соглашения, колдоговора и СОУТ (ч.3. ст. 117 ТК). Если отпуск установлен выше 7-дневного минимума, то за остальную часть сотрудник вправе получить деньги.
  4. Медосмотры за счет предприятия (ст.213 ТК РФ).
  5. Молоко и особое питание (ст.222 к РФ – порядок не изменен со времен СССР).
  6. Досрочная пенсия зависит от того, с какого периода работодатель отчисляет в ПФР дополнительные страховые взносы.

Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Минтруд в Письме от 26.03.2022 № 17-3/10/В-1579 сообщал, что результаты спецоценки применяются с даты утверждения отчета. Соответственно, с этой даты должны быть установлены гарантии и компенсации тем работникам, на чьих рабочих местах условия труда признаны вредными. Например, результаты спецоценки утверждены 12 апреля. Значит, труд будет оплачиваться в повышенном размере лишь с этой даты, а с 1 по 11 апреля доплата за вредность при расчете зарплаты учитываться не будет.

С теми, кто согласен продолжать работу в новых условиях труда, заключается дополнительное соглашение в порядке ст. 72 ТК РФ. С теми же, кто против, придется, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, расторгнуть трудовые договоры по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, предложив вначале перевод на имеющуюся вакантную должность.

Ответственность за не выплату вредности соут

Порядок проведения госэкспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2022 № 549-н. Вам необходимо обращаться за проведением госэкспертизы в Министерство социальной политики Нижегородской области. Образцы заявлений и разъяснения есть у них на сайте —http://minsocium.ru/index.php/okhrana-truda/1394-exam.

Врач сообщил, что по итогам проведенной в больнице СОУТ условия труда медработников были признаны допустимыми. Опираясь на это, работодатель решил изменить условия трудовых договоров, не предоставлять медикам гарантии и компенсации за «вредность». Сотрудникам раздали письменные уведомления об изменении условий труда «в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ». Медика интересовал порядок обжалования результатов проведённого СОУТ и правомерность действий работодателя.

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2024 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Еще почитать —>  Отдел оформления ветеран труда в г тольятти 05 Апр              258      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ