Отмена выплат по чернобылю

Статья 27 9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из

Отмена выплат по чернобылю

Содержание

Статья 27

9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;

4) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, — 772 рублей;

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

26 апреля 2024 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Изменения в льготах в 2024 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

за участником мероприятий по устранению последствий катастрофы на ЧАЭС закрепляются льготы на обслуживание в больницах, поликлиниках, санаториях, других медицинских учреждениях, в которых они состоят на учете. Также они могут рассчитывать и на льготы при приобретении лекарств в аптеках;

4. Участники военных сборов и лица, которые принимали участие в специальных работах на объекте под названием «Укрытие»с 1988 по 1990-е гг.5. Медперсонал, врачи, остальные категории сотрудников ЛУ, во время оказания медпомощи (26.04-30.06.1986 г.) получившие дозы радиации выше установленной нормы. Льгота не касается работавших профессионально с генераторами радиоизлучений (т.е. в рамках своих профессиональных обязанностей).

средняя заработная плата у граждан данной категории учитывается в аналогичном размере тому, который указывается при перечислении работодателем страховых взносов за работника, на случай наступления временной недееспособности, вне зависимости от количества страхового стажа;

Если гражданин подпадает под действие закона, регулирующего социальную поддержку чернобыльцев, он имеет право получать пенсию раньше установленного срока. Для этого нужно соблюсти два условия – выработать необходимый стаж и выйти на заслуженный отдых не ранее, чем за 5–10 лет до достижения пенсионного возраста.

Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг. либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации. На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?

  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
  • справка МСЭ;
  • документы о родстве с чернобыльцем.

Для получения чернобыльских выплат и льгот в 2024 году необходимо оформить удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к данной категории льготников, заключение МСЭ о наличии инвалидности, документы, подтверждающие пребывание на зараженной территории в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо свидетельство о смерти кормильца.

  • граждане, находившиеся в зонах поражения с 1996 года по настоящее время;
  • выступавшие донорами, вне зависимости от того, где проводились процедуры;
  • инвалиды 1, 2 и 3 группы, получившие заболевания в связи с облучением;
  • граждане, у которых была выявлена болезнь после ядерной катастрофы;
  • рабочие, принимавшие участие в ликвидации в период катастрофы;
  • проживающие на территории г. Чернобыль и принявшие критическую дозу ядерного облучения во время аварии.

Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.

Закон РФ от N 1244-1 (ред

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 92 рублей 66 копеек независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан законодательством Российской Федерации, а в случае получения двух пенсий указанная компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий.

8) предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Статья 31 «Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения» Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

Еще почитать —>  Новое по ст. 228 ук рф

Постановление Правительства РФ от 21 января 2024 г

2. В Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3566; 2004, N 52, ст. 5490; 2005, N 26, ст. 2651; 2022, N 7, ст. 841; N 30, ст. 4898):

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых получатель дал согласие с использованием единого портала, и сведения о счете получателя в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления получателю сумм пенсий и иных социальных выплат, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата ежемесячной компенсации осуществляется на счет получателя в кредитной организации, указанный в заявлении, или по желанию получателя через организации федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой ежемесячной компенсации, путем вручения сумм ежемесячной компенсации на дому или в кассе организации, производящей доставку.

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых гражданин дал согласие с использованием единого портала, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата ежемесячной суммы осуществляется на счет гражданина в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления указанному лицу сумм пенсий и иных социальных выплат.

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых гражданин дал согласие с использованием единого портала, и сведения о счете гражданина в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления гражданину сумм пенсий и иных социальных выплат, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата ежемесячной компенсации осуществляется на счет гражданина в кредитной организации, указанный в заявлении о компенсации, или по желанию гражданина через организации федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой ежемесячной компенсации, путем вручения сумм ежемесячной компенсации на дому или в кассе организации, производящей доставку.

«10. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).

Компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в 2024 году

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
    • 271,10 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
    • 210,86 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
    • 105,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 542,26 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
    • 279,10 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
    • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
    • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
    • родителям погибшего — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

*) С 1 февраля 2024 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2024 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2024 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году” в размере 1,084.

  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
    • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:
    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
    • 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Еще почитать —>  Примеры технических плано зданий в 2022

**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Эксперт обратил внимание, что ветераны-чернобыльцы, имеющие подтвержденное радиационной воздействие, полученное в ходе ликвидации аварии, должны быть внесены в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр. «Поэтому ветеранам-чернобыльцам (или их наследникам) в интересах своих потомков необходимо добиваться внесения данных о себе в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр как лиц, получивших радиационное облучение, на основании медицинских документов или (при невозможности сейчас восстановить документы) в судебном порядке, в ходе установления факта, имеющего юридическое значение», – полагает Владислав Лапинский.

КС обратил внимание на то, что некоторое время правоприменительные органы принимали решения об установлении внукам инвалидов-чернобыльцев мер социальной защиты, включая ежемесячную денежную выплату, толкуя использованный законодателем термин «дети последующих поколений» буквально, а термин «родители» – расширительно. Так, под этим термином понимались не только родители в том смысле, который данному термину придается семейным законодательством, но и прочие родственники по прямой восходящей линии, в частности дедушки и бабушки. Следовательно, если дедушка или бабушка ребенка относились к категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, то их внукам устанавливалась ежемесячная денежная выплата как детям второго поколения таких лиц.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что Конституционный Суд РФ выявил ряд закономерностей, присущих российскому законодательству и свидетельствующих о слабой нормативно-правовой проработке при принятии спорного нормы. «Это, во-первых, правовая неоднозначность самой законодательной нормы, позволяющая ее толковать правоприменителю, с одной стороны, как обязывающую исполнительные органы выплачивать денежное пособие абсолютно всем потомкам любых ветеранов-чернобыльцев до достижения ими 18-летнего возраста, а с другой стороны, как обязывающую выплачивать такое пособие лишь потомкам тех из ветеранов-чернобыльцев, которые получили радиоактивное облучение», – пояснил эксперт.

Юрист, к.ю.н. Юлия Севастьянова отметила, что у нее скорее негативное отношение к выводам КС. «За витиеватыми доводами относительного того, почему нет ничего предосудительного в том, что старшие внуки некоторых чернобыльцев получают соответствующие компенсации, которые были им назначены фактически в упрощенном режиме, а младшие должны доказывать факт радиоактивного облучения одного из родителей, по моему мнению, кроется банальная экономия бюджетных средств», – считает эксперт.

Конституционный Суд обратил внимание на меняющееся правоприменение в данной области и посмотрел на него в динамике, установив в этой связи необходимость корректировки закона, отметила Татьяна Сустина. «Исходя из выводов КС, полагаю, что особых надежд на выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев ждать не стоит. Суд лишь принял превентивные меры для недопущения возможных негативных конвенционных последствий по таким делам», – заметила она.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

  • удостоверение ликвидатора катастрофы на ЧАЭС;
  • удостоверение лица, перенесшего или получившего лучевую болезнь либо другие заболевания в связи с воздействием радиации, получившего инвалидность по этой причине;
  • удостоверение лица, подвергшегося радиоактивному воздействию;
  • трудовая книжка или трудовой договор, справка с места работы в зоне загрязнения;
  • экспертное заключение по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием и так далее.
  • 1011,64 руб. на обеспечение медикаментами, медицинскими изделиями;
  • 145,29 руб. на проездной в пригородном ж/д транспорте;
  • 156,50 руб. на путевку в санаторий для профилактики основных заболеваний.

Размер ежемесячной выплаты устанавливается в зависимости от категории, к которой относится гражданин, пострадавший от последствий чернобыльской катастрофы. В таблице ниже представлены суммы ЕДВ для всех категорий чернобыльцев, установленные с учетом индексации с 1 февраля 2024 г. на 8,4%.

  • Если гражданин проживает в стационарном учреждении соц. обслуживания, обращаться нужно в ПФР по месту нахождения учреждения.
  • Если выплаты оформляются несовершеннолетнему или недееспособному лицу, документы подают по месту жительства получателя либо его родителя, попечителя, опекуна. При этом, если родители ребенка живут раздельно, документы нужно подавать по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок.
  • Ребенок старше 14 лет может обратиться за назначением самостоятельно.

Решение о назначении или отказе в назначении ЕДВ принимается в течение 10 рабочих дней. Еще 5 дней предусмотрено для информирования заявителя о принятом по заявлению решении. При этом выплаты назначаются со дня подачи документов, но не ранее, чем возникло право на получение ЕДВ.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Еще почитать —>  Размер доплаты к пенсии реабилитированным или пострадавшими от политических репрессий

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), — см. предыдущую редакцию).

Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат

во-вторых: в противоречие основам права РФ, накладывает на них новые, не предусмотренные законом обязанности, поскольку Закон N 1244-1 связывает право на получение выплат с необходимостью предоставления специального удостоверения, только определенные категории лиц к коим ни дети, ни внуки ликвидаторов не относятся.

Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность.

— гражданам, получившим или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.1 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г);

Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».

Однако, несмотря на то, что вышеуказанные письмо и приказ Минтруда России противоречат закону, на их основе, с 2022г, кассационные суды (т.е. суды третьей инстанции) стали массово отменять решения судов первой и второй инстанций, принявших сторону внуков ликвидаторов.

К категориям льготников выдвигаются общие требования. До выдачи положенных льгот обязательно рассчитывается срок проживания, пребывания чернобыльцев на конкретной территории. В зоне отселения гражданин обязан находиться не менее года. Для зоны с правом на отселение существует срок не менее 3 лет, и 4 года для зоны с умеренной степенью радиации.

Полагается таким гражданам скидка на оплату коммунальных услуг и расходы, связанные с содержанием жилого помещения. Размер компенсации составляет 50% (предоставляется после оплаты услуг возвратом ½ средств на счет через социальную защиту). Субсидия распространяется на оплату следующих услуг:

  • выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
  • оплату половины расходов на ЖКХ;
  • очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
  • доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
  • оплату больничного из расчета полной зарплаты;
  • привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
  • внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
  • выплату на питание – 741 рубль;
  • преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
  • компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
  • первоочередное устройство в дома престарелых.

Обладатель сертификата должен предъявить его в банк в течение следующих трех месяцев. Там надо заключить договор об открытии банковского счета, на который государство перечислит деньги на покупку недвижимости. После этого у человека есть еще 7 месяцев, чтобы найти жилье и заключить договор купли-продажи.

  • облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  • ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  • командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  • работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.

Вопрос выплаты единовременного денежного пособия (далее «ЕДВ») регулируется Федеральным законом от 22.11.2022 N 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». Ни данный федеральный закон, ни подзаконные акты не связывают возможность получения единовременного денежного пособия со сроком проживания по месту жительства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.11.2022 N 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» устанавливается, что гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 декабря 2024 года получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации, осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.
Согласно разъяснениям Пенсионного Фонда Российской Федерации назначение и выплата ЕДВ производятся на основании заявления гражданина (его представителя) с документами, подтверждающими право на получение ЕДВ.

Льготное изменение возраста назначения пенсии предоставляется лицам, фактически проживающим в особых зонах. Если лицо находилось в местах, не загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС, что подтверждается документально, право на льготное исчисление возраста выхода на пенсию отсутствует. Вопрос №4. Какова величина пособия по потере кормильца вдове ликвидатора аварии, если супруг не имел трудового стажа? При отсутствии трудового (страхового) стажа пособие назначается в размере величины социальной пенсии. Сумма подвергается ежегодной корректировке в соответствии с законодательными нормами. Вопрос №5. Можно ли уменьшить период назначения пенсии при отъезде из местности, проживание в которой дает право на льготу? На назначение пенсии с понижением возраста имеют право граждане, фактически находящиеся на особой территории.

Если ребёнку ещё не исполнилось три года, для него осуществляют выплаты для возмещения затрат на питание, предоставляемое молочными кухнями. Первый год платят 591,55 рублей, а потом ещё два года выдают по 514,39 рублей в месяц. Это касается всех лиц, проживающих в зонах, где имеется радиоактивное загрязнение.

Железногорский район относится к числу регионов, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Местным жителям положены социальные выплаты от государства. Впрочем, далеко не всем. Только город Железногорск и часть населенных пунктов Железногорского района находятся на особом положении. Они расположены в так называемой зоне со льготным социально-экономическим статусом. Выплаты положены только постоянно проживающим там. Несоблюдение этого условия и подводит людей под следствие.

3. Органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства , постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

30 Апр              433      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ