Отдельных категорий лиц. Что значит

Права и свободы человека и гражданина естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня

Отдельных категорий лиц. Что значит

Содержание

Права и свободы человека и гражданина

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.

Отдельных категорий лиц. Что значит

Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 30.12.2022 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2022 N 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2022 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).

В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.

4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2024 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2022).

Законно ли обязывать делать прививку от коронавируса

Работники пошли в суд, чтобы взыскать с компании среднюю зарплату за время вынужденного прогула — по 25 000—34 000 Р каждому, компенсацию морального вреда — по 10 000 Р каждому, а также судебные расходы на юридические услуги по подготовке иска в суд — по 1250 Р каждому.

Кроме того, в требованиях закона об обязательной вакцинации нет исключений для людей с медицинским отводом. Медотвод означает, что у человека нет возможности выполнить условия закона, чтобы его допустили к работе, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть медотвод в принципе исключает допуск к работе.

Например, в Свердловской области четыре сотрудника компании коммунального хозяйства, которые занимались ремонтными работами на канализационных и водопроводных сетях, отказались вакцинироваться от гриппа, потому что принципиально выступают против прививок. Работники сочли, что их должностные обязанности не относятся к перечню работ, которые связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

У нашего вузовского начальства началось жуткое обострение на базе вакцинации. Ректор ляпнул по телевизору, что у нас привито 80% сотрудников, и чиновники начали в панике пытаться привести реальность в соответствие с ее описанием 😉 Требуют ежедневных отчетов, заверения медотводов в нашей поликлинике и чего-то ещё. Вообще, лично я привился в феврале. И всемерно за прививки. Добровольные. Однако тех, кто прививаться не хочет, заставлять не хочу. Во-первых, половина у нас уже переболела. И обоснованно спрашивают, зачем им прививка при наличии антител. Во-вторых, много людей пожилых и старых, для которых прививка может быть опасна. Если уж я три дня с температурой лежал в свои 47, то 80-летним это совсем ни к чему. Для них лучше бы дистанционную работу организовывать, как в прошлом году. Или более щадящую прививку. Но говорят, Эпивак забраковали как малоэффективный. Главное, у нашего любимого государства такая репутация в смысле вранья, что когда оно говорит правду, «это для вашего же блага», люди все равно не верят. Отсюда ковид-диссиденты. Ну хорошо, отстраним мы их от работы. А вместо них кто работать будет? И так некому.

Если ваша работа не подразумевает обязательной вакцинации от коронавируса и вы не хотите делать прививку, поговорите с руководством. Объясните, что по закону вы вправе отказаться от вакцинации. И что готовы защищать свои права в суде, если потребуется. Возможно, до суда все-таки не дойдет и вы сможете отстоять свои интересы в переговорах. По крайней мере, искренне вам этого желаю.

ЕДВ, НСУ, ДЕМО, ДМО: кому положены и куда обратиться

430. Процесс получения ЕДВ носит заявительный характер. Письменное заявление необходимо подать в любой Пенсионный фонд по месту жительства либо по месту фактического проживания, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Гражданину, который проживает в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимо обратиться в ПФР по месту нахождения этого учреждения. Гражданам, осужденным к лишению свободы, необходимо обратиться за назначением ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Когда ЕДВ назначается несовершеннолетнему или недееспособному, заявление подается по месту жительства несовершеннолетнего или недееспособного лица по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей, с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно. Помимо этого заявление о назначении ЕДВ можно подать в электронном виде через: федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ), «Личный кабинет гражданина».

ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией. Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, подтверждают гражданство на дату обращения за назначением ДЕМО.

Еще почитать —>  Орден знак почета ссср льготы и выплаты в башкортостане

— военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Набор социальных услуг (НСУ) – входит в состав ЕДВ, стоимость денежного эквивалента полного пакета социальных услуг с 1 февраля 2024 года составляет 1121,42 руб. НСУ включает в себя предоставление лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания (863,75 руб.), предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний (133,62 руб.), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте или на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (124,05 руб.).

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан. Право на материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания. Ее размер в зависимости от льготной категории составляет 500 или 1000 рублей.

Права и свободы человека и гражданина

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Категории граждан

В соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Свердловской области от 05 октября 2012 года № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области»:
1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) пенсионерам, получающим страховую пенсию по старости;
2) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
3) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
5) одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иным лицам, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) без матери.
2. Право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) неработающим инвалидам III группы;
2) ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;
3) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
4) беременным женщинам, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам;
5) гражданам, признанным в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, установлением и взысканием пособия по безработице;
6) гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»;
7) детям, не достигшим возраста 16 лет, их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Как расследуются уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц

Данное утверждение противоречит смыслу УПК РФ. Особый статус предоставляет определенные гарантии лишь на то время, пока лицо им обладает. Соответственно, после его утраты возбуждение уголовного дела производится в общем порядке. Если лицо приобретает особый статус после совершения преступления, но до его обнаружения, уголовное дело возбуждается с соблюдением требований гл.52 УПК РФ. Это подтверждается и материалами судебной практики, согласно которой правовой статус не имеет обратной силы определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2022 № 456-О, от 21.11.2013 № 1905-О, кассационные определения СК по уголовным делам ВС РФ от 26.02.2013 по делу № 18-О13-6, от 06.12.2012 по делу № 16-012-56).

Гл.52 УПК РФ устанавливает своеобразную неприкосновенность лиц, обладающих особым правовым статусом. Привлечение в качестве обвиняемых таких лиц производится только определенными должностными лицами. Так, привлечение в качестве обвиняемого адвоката возможно только с руководителем СК РФ по соответствующему субъекту, судьи — Председателем СК РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Однако данное положение необоснованно распространяется и на последующее перепредъявление обвинения, дополнительную переквалификацию и т.п., то есть при обнаружении каждого нового эпизода преступления, совершенного этим лицом, требуется согласие указанного выше лица (определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2022 № 2878-О, апелляционное постановление Московского городского суда от 22.06.2022 по делу № 10-8638/2022), что является не совсем верным, поскольку санкция на привлечение указанного лица в качестве обвиняемого уже означает снятие с него неприкосновенности.

Еще почитать —>  Проезд студента на междугороднем автобусе в приморском крае

Как показывает практика. преступления могут совершаться любыми гражданами, вне зависимости от их правового статуса и занимаемой должности. Однако существуют профессии, деятельность которых связана с повышенным риском привлечения к уголовной ответственности по тем или иным причинам, например, для шантажа и оказания давления. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, члены избирательных комиссий, депутаты и т.п.. Соответственно, чтобы обеспечить особую защиту данных лиц, УПК РФ предусматривает некоторые особенности, связанные с возбуждением и расследованием уголовных дел в отношении них. Среди таких особенностей выделяют: особый порядок привлечения в качестве обвиняемого, особый порядок получения разрешения суда на производство следственных действий и т.п.. Но несмотря на то, что данные правила существуют уже практически 20 лет, с самой первой редакции действующего УПК РФ, они все равно порождают различные неверные толкования.

Необходимо отметить, что, исходя из той же судебной практики, особый правовой статус имеет обратную силу в отношении судьи ( апелляционные определения СК по уголовным делам ВС РФ от 21.11.2022 по делу № 41-АПУ18-14, Апелляционной коллегии ВС РФ от 10.01.2022 по делу № АПЛ16-570). Это является не совсем верным, поскольку ни УПК РФ, ни Федеральный закон “О статусе судей” таких указаний не содержит.

Это утверждение также является не совсем верным. Если лицо, обладающее особым правовым статусом, не является по уголовному делу ни подозреваемым, ни обвиняемым, однако такие следственные действия производятся в отношении него (например, его близкий родственник подозревается в хранении запрещенных к обороту предметов, и производится обыск), то разрешение на производство данных следственных действий должно быть получено в районном суде, на не областном (апелляционное постановление Свердловского областного суда от 18.09.2022 по делу № 22к-7968/2022), и разрешение субъекта, правомочного возбуждать в отношении данной категории лиц уголовное дело, не требуется (кассационное определение Московского городского суда от 06.12.2010 по делу № 22-15631).

ВС уделил внимание вопросам соцподдержки отдельных категорий граждан

В п. 2 отмечено, что отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную законом бесплатную медпомощь (в том числе диагностику заболеваний).

В п. 6 разъяснено, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер соцподдержки реализуется по месту жительства их законных представителей. «Ранее Верховный Суд неоднократно излагал аналогичные разъяснения, но рассматриваемое дело иллюстрирует, что нижестоящие суды не учли позицию высшей судебной инстанции при рассмотрении идентичного спора. При этом суды не только не учитывают правовые позиции ВС РФ, но и, видимо, не анализируют даже действующее законодательство при рассмотрении дел, что приводит к грубым правовым ошибкам с их стороны», – отметил Илья Прокофьев.

Как следует из п. 20 документа, отношения по соцобслуживанию пожилых граждан и инвалидов (в том числе порядок заключения, изменения и расторжения договора о стационарном обслуживании вышеуказанных лиц, существенные условия такого договора, определение размера оплаты по нему) регламентируются специальным законодательством в сфере социального обслуживания.

В п. 1 документа отмечено, что текущее законодательство предусматривает бесплатное обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей (в том числе лекарствами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения). По жизненным показаниям консилиум врачей федеральной специализированной медорганизации может назначить пациенту лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории РФ.

Из п. 13 документа следует, что субъекту РФ, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок предоставления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам меры социальной поддержки (денежные выплаты) и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений. При приостановлении предоставления таких мер из-за недостаточности бюджетных средств необходимо решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем (в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такой приостановки).

В рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.

Оба указанных перечня утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), а также особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.

Следует отметить, что гл. 52 УПК РФ устанавливаются особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, касающиеся лишь тех ситуаций, когда перечисленные лица привлекаются к ответственности, то есть получают правовое положение подозреваемого или обвиняемого. Особенности их участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса определяются другими нормами либо не оговариваются вообще. В частности, ч. 3 ст. 56 УПК РФ устанавливает невозможность допроса в качестве свидетеля:

В четвертую группу можно объединить судей Верховного суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда. Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется тремя особенностями:

Служебный иммунитет не означает приобретение такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы – независимости судей, разделения властей и др.

Учитывая специфику рассматриваемого вопроса, необходимо обратить внимание на такую меру процессуального принуждения, как временное отстранение от должности. Так, в случае привлечения должностного лица в качестве подозреваемого или обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство (1 и 2 ст. 114 УПК РФ). В течение 48-ми часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Исключением является случай привлечения в качестве обвиняемого, указанный в ч. 5 ст. 114 УПК РФ.Значение данной меры процессуального принуждения состоит в том, что ее применение позволяет устранить противодействие должностного лица осуществлению производства по делу.

Категории граждан

В соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Еще почитать —>  Проездные билеты в санкт-петербурге на электричку как дешевле

Согласно статье 8 Закона Свердловской области от 05 октября 2012 года № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области»:
1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) пенсионерам, получающим страховую пенсию по старости;
2) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
3) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
5) одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иным лицам, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) без матери.
2. Право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) неработающим инвалидам III группы;
2) ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;
3) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
4) беременным женщинам, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам;
5) гражданам, признанным в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, установлением и взысканием пособия по безработице;
6) гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»;
7) детям, не достигшим возраста 16 лет, их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

ВС уделил внимание вопросам соцподдержки отдельных категорий граждан

Исходя из п. 3 Обзора, несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном лекарстве по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не могут лишать гражданина права на получение бесплатного медикамента.

В соответствии с п. 5 достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не влечет отказ в выплате одному из его родителей компенсации затрат на его обучение, организованное на дому в связи с невозможностью посещать школу по состоянию здоровья.

Эксперт с сожалением отметил, что отказы уполномоченных органов в реализации прав граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, чаще всего обусловлены именно формальными основаниями и нежеланием оказать их, по всей видимости, исходя из целей экономии бюджетных средств. «По этой же причине, иногда и не скрывая этого, и суды периодически допускают существенные ошибки при рассмотрении данных споров, поскольку с одной стороны этого спора выступает гражданин, а с другой – государственный уполномоченный орган», – считает Илья Прокофьев.

«Нельзя отказывать в трудоустройстве по причинам, не связанным с деловыми качествами работника, а также ссылаться на то, что на квотируемом рабочем месте нет специальных условий труда и рабочего места. В этом случае работодатель должен их создать», – полагает Елизавета Бернштейн.

Исходя из п. 15, при наличии у медработника, прибывшего на работу в учреждение здравоохранения сельской местности, права на получение единовременной компенсационной выплаты недопустим произвольный отказ от исполнения субъектом РФ публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника.

Права отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья и особенности их реализации

Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае нетрудоспособности
удовлетворять основные жизненные
потребности – на содержание в учреждениях
системы социальной защиты населения.

Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.

Федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства. Предметом правового регулирования в здравоохранения является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и др.

При обращении за медицинской помощью
и её получении пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со
стороны медицинского и обслуживающего
персонала, выбор врача, обследование,
лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно – гигиеническим
требованиям, проведение по его просьбе
консилиума и консультаций других
специалистов, облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством и др. В случае нарушения
прав пациента он может обращаться с
жалобой к руководителю или должностному
лицу лечебно – профилактического
учреждения.

Представляется
принципиально важным в создании
нормативной базы медико-социальной
работы установление в этом виде
деятельности компетенции федерального
уровня, компетенции субъектов Федерации
и компетенции органов местного
самоуправления, а также выработка
государственных стандартов и гарантий
качества медико-социальных услуг.

«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2024 году. На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

Морозов
Дмитрий Анатольевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0209 (Черемушкинский – г.Москва) . Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.

  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

25 Апр              295      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ