Оформление акта дополнительных работ в строительстве

При этом строительство на период согласования необходимости расширения сметы приостанавливается. Об этом четко прописано в 5-м пункте 663 статьи Гражданского кодекса. Во избежание недоразумений проинформировать о необходимости приостановке нужно заказчика в письменном виде.

В ходе строительства нередко случаются ситуации превышения заранее оговоренной суммы оказания услуг. Опытные строители всегда включают в бюджет дополнительные расходы в сумме не меньше 10% от общей стоимости работ. В идеале – треть. Акт дополнительных работ составляется в случае, когда появляется необходимость в расходах, не предусмотренных в смете. Но они должны быть четко и аргументированно сформулированы исполнителем.

  • Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор);
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС) — если строительство или реконструкция объекта жилищного строительства ведется в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в Москве;
  • Департамент культурного наследия города Москвы (ДКН) — если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
  • орган местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка — если строительство или реконструкция ведутся в границах этих городских округов.

При подтверждении выполнения строительных работ в полном объеме либо увеличения площади не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (в случае реконструкции объекта), представитель органа власти готовит проект акта освидетельствования.

Строительство: оформляем акты

Как вы знаете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. После оформления первичного документа данные, содержащиеся в нем, регистрируются в регистрах бухгалтерского учета. Таковы требования законодательства о бухгалтерском учете. В статье мы расскажем об акте выполненных работ в строительстве, о том, что отражает этот документ и о правилах его оформления.

Прежде всего, отметим, что работы представляют собой виды деятельности, в которых само выполнение работы считается основным результатом деятельности и подлежит оплате в зависимости от объема работ, продолжительности их исполнения. Например, строительные, монтажные, ремонтные и иные работы.

Выполнение работ регулируется главой 37 «Подряд» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

ГК РФ, помимо общих положений о подряде, регулирует и строительный подряд. Общие положения о подряде применяются к договорам строительного подряда, если ГК РФ не установлено специальных правил в отношении договора строительного подряда.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда, что установлено статьей 753 ГК РФ. Если одна из сторон отказывается от подписания акта, в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны судом обоснованными.

Приведем в качестве примера постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2011 года по делу N А70-5252/2010. Как следует из материалов дела, между подрядчиком и заказчиком был заключен договор на строительство родильного отделения, согласно которому подрядчик обязался выполнить строительные работы из собственных материалов, а заказчик обязался обеспечить финансирование работ и произвести оплату выполненных работ по фактическим затратам.

Подрядчик известил заказчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору работ, путем направления в его адрес заказного письма с приложением актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат. Однако заказчик данные документы не подписал, мотивированного возражения против ненадлежащего или некачественного выполнения подрядчиком работ не предоставил. Эти обстоятельства послужили основанием для обращения подрядчика в суд с иском о взыскании с заказчика задолженности по договору подряда.

Суд, удовлетворяя исковые требования подрядчика, исходил из следующего.

По договору строительного подряда согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. В силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Получив письмо от подрядчика, заказчик по правилам статьи 753 ГК РФ не организовал и не осуществил приемку выполненных подрядчиком работ, а также не направил в адрес подрядчика мотивированный отказ от подписания акта с указанием претензий к качеству или объемам выполненных работ. Довод заказчика о том, что подрядчик в письме не указал информацию о времени и месте приемки работ судом был правомерно отклонен, поскольку это не является основанием для того, чтобы считать работы непринятыми.

Поскольку мотивы отказа заказчика от подписания акта выполненных работ и от оплаты были рассмотрены судом и признаны необоснованными, то оформленный в одностороннем порядке акт выполненных работ правомерно принят в качестве доказательства выполнения подрядчиком обязательства по договору.

О том, что отказ от подписания акта о приемке выполненных работ в строительстве, должен быть обоснован, свидетельствует и постановление ФАС Поволжского округа от 22 мая 2012 года по делу N А65-28247/2010. В противном случае акт, подписанный в одностороннем порядке, будет иметь силу и станет основанием для принудительного взыскания стоимости выполненных работ с заказчика.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) установлено, что первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 года могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению, и, как показывает практика, многие организации продолжают применять привычные и хорошо знакомые всем унифицированные формы первичных учетных документов, разработанных Госкомстатом.

Унифицированная форма Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2)утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» (далее — постановление N 100).

Акт формы N КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется после завершения всех работ либо этапа работ в случае, если у заказчика нет претензий к выполнению работ.

На каждом строительном объекте для определения количества выполненных работ ведется Журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а), который применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.

Акт формы N КС-2 составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Как правило, это два или три экземпляра, первый их которых остается у подрядчика, второй передается заказчику, а третий — инвестору (по требованию).

При оформлении акта указываются наименования, адреса, телефоны и факсы организаций инвестора, заказчика и подрядчика, а также коды организаций по ОКПО. Также указывается наименование и адрес объекта строительства.

Помимо этого, в заголовочной части формы следует указать номер и дату заключенного договора подряда.

Обязательными реквизитами акта являются номер и дата его составления. Поскольку акт может составляться на выполненные этапы работ, в заголовочной части указывается отчетный период, за который составляется акт.

В табличной части на лицевой стороне формы в графах 1-8 указываются номер записи по порядку, и номер соответствующей позиции по смете, наименование работ, номер единичной расценки, единица измерения, а также количество выполненных работ, цена за единицу и стоимость.

Еще почитать --->  Срок пребывания граждан белоруссии в россии в 2021

Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).

Подписи ответственных лиц сдающей и принимающей сторон с указанием наименования их должности и расшифровки подписи, проставляются на оборотной стороне акта. Подписи удостоверяются печатями.

Порядок заполнения акта формы N КС-2 был разъяснен Федеральной службой Государственной статистики в письме от 31 мая 2005 года N 01-029/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11». Если по договору подряда стоимость поручаемых подрядчику строительных или ремонтных работ определяется согласованной в договоре фиксированной ценой и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены, то, как сказано в письме, реквизиты, относящиеся к единичным расценкам, в форме N КС-2 не заполняются, в них ставится прочерк. При этом все остальные графы заполняются в установленном порядке. Также в письме обращено внимание на то, что заполнение показателя количества в графе 6 в процентах не допускается.

Заслуживает внимания вопрос о том, можно ли заполнять акт формы N КС-2 в иностранной валюте. Ответ на этот вопрос содержит письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 21 апреля 2009 года N 16-15/038922, в котором сказано, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Отметим,что ныне действующим Законом N 402-ФЗ также установлено, что денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (статья 12 Закона N 402-ФЗ).

Унифицированная форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» содержит измеритель хозяйственных операций — рубли. И если организацией принято решение об использовании унифицированных форм, значит, заполнение типовой формы N КС-2 в иностранной валюте будет являться нарушением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к первичным учетным документам. Аналогичное мнение содержало и письмо Минфина Российской Федерации от 12 января 2007 года N 03-03-04/1/866.

Между тем, существовало и противоположное мнение по этому поводу. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 года N Ф08-951/2007-386А по делу N А53-13760/2006-С6-48 говорилось, что действующее законодательство не содержит запрета на оформление акта выполненных работ в иностранной валюте.

Некоторые специалисты, руководствуясь принципом «что не запрещено, то разрешено», отмечали, что в требованиях, предъявляемых к первичным документам, нет прямого указания на то, в какой валюте должны составляться первичные бухгалтерские документы. Также ничего об этом не сказано и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н. Следовательно, оформление первичных документов в иностранной валюте не противоречит требованиям российского законодательства.

Поскольку в настоящий момент применение унифицированных форм обязательным не является, организация может разработать свою форму документа, предусматривающую ее заполнение, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Также организация может внести изменение в унифицированную форму Акта N КС-2, добавив в него дополнительную графу, в которой будет указываться стоимость выполненных работ в иностранной валюте. Сделать это позволяет Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года N 20, согласно которому в унифицированные формы первичной учетной документации, за исключением форм по учету кассовых операций, организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты форм, утвержденных Госкомстатом Российской Федерации, должны оставаться без изменения. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Формат акта, как и форматы других бланков, содержащихся в альбоме унифицированных форм по учету работ в капитальном строительстве, является рекомендуемым и может изменяться. Допускается вносить изменения в части расширения или сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк, включая свободные, и вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.

Как поступить в этой ситуации, организация должна решить самостоятельно, но применяемую форму акта обязательно следует закрепить в приложении к приказу по учетной политике организации.

На основании акта формы N КС-2 заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).

При оформлении первичных документов следует уделять внимание полноте и правильности заполнения всех реквизитов, содержащихся в форме документа. Как вы знаете, организации, помимо бухгалтерского учета, обязаны вести и налоговый учет. Согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы. Как отмечено в письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 28 апреля 2006 года N 20-12/35854@, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.

По дате акта формы N КС-2 может быть определена дата признания дохода от осуществления строительных работ. Датой получения доходов от реализации признается дата реализации работ, определяемая в соответствии с пунктом 3 статьи 271 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Реализацией работ на основании пункта 1 статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица. Как сказано в постановлении ФАС Поволжского округа от 4 октября 2011 года по делу N А57-15589/2010, датой признания дохода от осуществления строительных работ является дата реализации таких работ, которая может быть определена по дате акта N КС-2.

Следовательно, до момента подписания акта выполненных работ или этапа работ не происходит реализации работ, значит, не возникает выручки от реализации, признаваемой доходом в соответствии со статьей 249 НК РФ.

И в заключение статьи хотелось бы отметить, что положениями Закона N 402-ФЗ не предусмотрена обязанность составлять первичные учетные документы исключительно на бумажных носителях, организации могут подписывать данные документы электронной подписью в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).

В этой связи использование в целях налогообложения прибыли первичных учетных документов, составленных в электронном виде и заверенных электронной подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, допускается при соблюдении условий статьи 6 Закона N 63-ФЗ и статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 5 марта 2012 года N 16-03/018837@.

Обратите внимание!

В данной инструкции рассматривается оформление актов освидетельствования скрытых работ в соответствии с требованиями приказа Ростехнадзора №470 от 09.11.2017 г. Данный приказ 15.02.2018 г. был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а спустя 10 дней обновленные требования к составу и порядку ведения исполнительной документации вступили в силу. С 26.02.2018 г. актирование освидетельствования скрытых работ по старым формам неправомерно.
Новая форма актов освидетельствования скрытых работ разработана в соответствии с изменениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу 01.07.2017 г.
Итак, сначала выясним, зачем же нужен акт освидетельствования скрытых работ? Акт освидетельствования скрытых работ – это документ, который составляется для фиксации контроля качества и соответствия проектной документации тех работ, которые впоследствии не будут видны человеческому глазу и предъявление их на проверку, без вскрытия и демонтажа вышележащих конструкций, будет не возможно. Например, при отделке помещений, сначала производят оштукатуривание, потом шпатлевание, а затем окрашивание стен. Так вот перед шпатлеванием составляется акт на штукатурные работы, а перед окрашиванием на шпатлевание стен. Тем самым, мы документально подтверждаем наличие выполненных работ, а также их качество. Благодаря таким актам легко обеспечить, а затем и подтвердить строительный контроль всей технологической цепочки строительства.
В соответствии с РД-11-02-2006 перечень скрытых работ, которые подлежат освидетельствованию, определяется проектной организацией. Но фактически далеко не во всех проектах такой перечень имеется, а если он там и есть, то в весьма урезанном виде, который зачастую не устраивает ни заказчика, ни надзорные органы. Исходя из этого рекомендуется составлять акты на все работы контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения последующих работ.
Форма акта освидетельствования скрытых работ установлена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и представлена в РД-11-02-2006 (приложение №3). Изменение формы акта и отклонение от нее не допускается. Печать акта производится на одном листе с двух сторон. Если указанная в акте информация не умещается на одном листе, то печатаются дополнительные листы. Но в данном случае каждая страница акта нумеруется. Связано это с возможной подменой страниц, на которых нет подписей.

Еще почитать --->  Оплатил чужую квитанцыю за капремонт дома как быть

Форма акта освидетельствования скрытых работ установлена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и представлена в РД-11-02-2006 (приложение №3). Изменение формы акта и отклонение от нее не допускается. Печать акта производится на одном листе с двух сторон. Если указанная в акте информация не умещается на одном листе, то печатаются дополнительные листы. Но в данном случае каждая страница акта нумеруется. Связано это с возможной подменой страниц, на которых нет подписей.
Теперь подробнее рассмотрим форму акта освидетельствования скрытых работ и методику ее заполнения. Первое, что потребуется заполнить это название объекта капитального строительства. Информацию о названии берем из проектной документации (наименование объекта указано на титульном листе или в штампах чертежей). Важно, после названия объекта внести данные о его почтовом или строительном адресе.
Далее приступаем к заполнению раздела, который посвящен информации о лицах, которые участвуют в освидетельствовании скрытых работ. Для начала разберемся о функциях этих лиц.
Застройщик (технический заказчик, эксплуатирующая организация или региональный оператор) – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционного проекта. Проще говоря — заказчик (инвестор проекта, собственник земельного участка, сооружения, строения, помещения, эксплуатирующая организация) или представитель заказчика на которого возложена ведущая роль в управлении строительным процессом и эффективном взаимодействии с остальными участниками строительства. Важно знать, что в соответствии с законодательством, с 01.07.2017 г. в качестве технического заказчика могут выступать только те организации, которые являются членами СРО.
Лицо, осуществляющее строительство – как правило, таким лицом является генеральный подрядчик.
Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации – проектная организация, которая занимается проектированием объекта капитального строительства (реконструкции, ремонта), а также осуществляет авторский надзор за строительством.
Акт освидетельствования скрытых работ 2018 года в отличие от старой формы не предусматривает внесения данных о лице, осуществляющем строительство, выполнившем работы.
Подробнее с системой взаимоотношений участников строительного процесса можно ознакомиться здесь.
После того, как мы выяснили роль каждого участника строительного процесса, нам предстоит указать следующие данные о них: наименование, ОГРН/ОРГНИП, ИНН, место нахождения организации, телефон/факс, а также наименование, ОГРН, ИНН саморегулируемой организации, членом которой является заказчик, генеральный подрядчики или проектировщик.
Все эти данные вам должен предоставить застройщик (технический заказчик). В крайнем случае, когда застройщик по каким-либо причинам отказывает вам в получении этой информации, вы можете зайти на сайт Федеральной налоговой службы и узнать там, большую часть необходимых для заполнения акта освидетельствования скрытых работ, сведения.
Далее датируем акт и присваиваем ему номер. Нумерацию актов лучше вести с учетом наименования раздела проектной документации, по которому выполнены работы. Допустим, нумерация акта на работы по устройству внутреннего водопровода и канализации будет выглядеть так: 1/ВК, где 1 – порядковый номер акта по разделу, а ВК – наименование раздела проектной документации. Такая нумерация в дальнейшем значительно облегчит поиск нужного акта, а также позволит избежать путаницы в нумерации.
На следующем этапе оформления АОСР (акт освидетельствования скрытых работ) заполняем информацию о представителях лиц, которые участвуют в освидетельствовании скрытых работ. В эту информацию входят должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о представительстве (приказы и распоряжения), а также наименование, ОГРН, ИНН и место нахождения организации, которую представляет специалист. Кроме того данные о представителе застройщика и представителе лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля необходимо дополнить информацией об идентификационном номере в национальном реестре специалистов в области строительства. Данные о представителе лица, осуществляющего подготовку проектной документации дополняем информацией о наименование, ОГРН, ИНН саморегулируемой организации, членом которой является проектная организация. Стоит отметить, что в качестве реквизитов распорядительного документа, подтверждающего полномочия вносят информацию о номере и дате приказа (распоряжения) о назначении ответственного лица. Для каждого представителя приказ свой, а соответственно и область ответственности у них разная. Например, проектировщики выпускают приказ об авторском надзоре. Генеральный подрядчик и субподрядчик приказом назначают ответственные лица за производство строительно-монтажных работ и ведение исполнительной документации. Кроме того генеральный подрядчик и застройщик (технический заказчик) обязаны назначить лица, ответственные за ведение строительного контроля на объекте. Формы (бланки) приказов, а также примеры их заполнения вы можете найти здесь.
В пункт 1 акта освидетельствования скрытых работ вписывают наименование работ, которые предъявляются к освидетельствованию, с точным указанием места, где они производились (оси здания, этаж, номер (название) помещения, пикет, километраж и другие координаты которые позволяют точно идентифицировать место работ).
В пункт 2 заносим шифр рабочей (проектной) документации и номера листов в соответствии с которыми выполнены работы. Далее вписываем название проектной организации, которая осуществляла подготовку раздела проектной документации.
В пункте 3 указываем наименование материалов (изделий, конструкций, оборудования), которые использовались при выполнении работ, подлежащих освидетельствованию. После каждого материала в скобках указываем наименование документа, подтверждающего его качество и безопасность (сертификат соответствия, сертификат соответствия пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат качества, паспорт качества, технический паспорт и т.д.) и дату его выдачи. Наименование материала указываем полностью. Например, если это труба, то указываем материал, диаметр, толщину стенки трубы. Если кирпич, то указываем его материал (керамический или силикатный) и марку.
В пункт 4 заносим данные об исполнительных схемах, лабораторных испытаний, экспертизах и обследованиях, произведенных в процессе строительного контроля.
В пункте 5 указываем фактические даты производства работ, которые мы предъявляем к освидетельствованию. Даты, указанные в акте освидетельствования скрытых работ должны совпадать с датами, которые указаны в общем журнале работ, акте о приемке выполненных работ КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат КС-3.
В пункте 6 указываем данные (шифр) о разделе проектной документации по которому выполнялись работы, а также нормативные документы в соответствии с которыми выполнены работы. Причем название документа прописываем полностью. Например, на арматурные работы, которые выполнялись при возведении монолитных фундаментов, вписываем СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».
В пункте 7 указываем последующий вид работ, который согласно технологической цепочке нам предстоит выполнить. К примеру, в акте освидетельствования на штукатурные работы, последующим видом работ, который разрешается выполнить, является шпатлевание стен или устройство иного финишного покрытия.
Количество экземпляров указываем то, которое прописано в договоре, контракте, техническом задании или ином документе в соответствии с которым выполняются работы. Если такая информация в таких документах отсутствует, то количество экземпляров устанавливается путем устных переговоров с заказчиком.
В разделе приложений указываем все документы, которые мы прикладываем к актам. Такими документами являются исполнительные схемы (чертежи), заключения и протоколы лабораторных испытаний, экспертизы и заключения обследований. Перечень приложений должен быть пронумерован.
Обратите внимание, что в соответствии с РД-11-02-2006 с изменениями 2018 года, в случае если в одном из пунктов требуется указать более 5 документов, то в таком пункте можно указать ссылку на реестр таких документов, причем данный реестр будет являться неотъемлемой частью акта.
В заключительной части акта на скрытые работы указываем те же лица, что и на первой странице. Пишем только фамилию и инициалы. Другую информацию о представителях в эту часть акта заносить не требуется.

Акт освидетельствования скрытых работ

Составление актов должно идти по очередности проводимых работ. Например, не может быть составлен документ на оштукатуривание стен, если внутри них еще не проложены сети, предусмотренные проектом. Эти требования обязан соблюдать подрядчик, которому поручена реализация проекта.

Если при приемке скрытых работ выявляют недостатки или отступления от проекта, подрядчик должен их исправить. До тех пор, пока замечания не устранены, члены комиссии не имею право ставить подпись. Требования к качеству работ будут проверяться по содержанию проекта и договора, положениям СНиП и ГОСТ. Поэтому окончательный срок приемки зависит только от соблюдения подрядчиком качества ремонта или строительства.

Акт приемки выполненных работ как доказательство в строительном споре

Акт по форме КС-14 (акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией), который участники строительных проектов все еще иногда оформляют, по сути, является анахронизмом. Составление такого акта предусматривалось Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», однако с вступлением в силу действующего ГрК РФ процедура ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию изменилась [6] – институт сдачи объекта заказчиком государственной приемочной комиссии (которую предваряла приемка объекта заказчиком у подрядчика) был упразднен и заменен выдачей застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию [7] .

Еще почитать --->  228 статья ук рф амнистия

Актом приемки результата выполненных работ в смысле статьи 753 ГК РФ в данном случае будет являться акт приемки законченного строительством объекта, составленный по унифицированной форме КС-11, представляемый застройщиком согласно пункту 4 части 3 статьи 55 ГрК РФ в уполномоченный орган в составе документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Несмотря на указанную форму, большинство участников подрядных отношений при приемке работ ограничиваются применением актов формы КС-2. Данный подход вполне объясним – в частности, применение актов КС-2 оправдано в случае выполнения отдельным подрядчиком части работ, по завершении которых не происходит приемка объекта строительства в целом.

Из указанной нормы следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Такой вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 г. № 12888/1, согласно которому заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от подписания актов выполненных работ.

Если при проведении работ выяснилось, что требуется провести дополнительные работы, не предусмотренные сметой и проектом, то в этом случае составляется акт на дополнительные работы. Этот документ служит основанием для увеличения сметы, выделенной на строительство или другие виды работ. Акт на дополнительные работы составляется уполномоченной комиссией, состоящей из представителей заинтересованных сторон, которая подтверждает, что без проведения этих дополнительных работ выполнение договора в полном объеме является невозможным.

Поскольку главная часть акта — сводная таблица дополнительных работ, основное внимание нужно уделять ее структуре и формулировкам. Помните, что задача таблицы не обосновать необходимость задач, а как можно детальнее описать их стоимость, поэтому единственное требование к ней — наглядность. Заказчику должно хватить одного взгляда для понимания, из чего складываются расходы.

В строительстве задействованы большие инвестиции, но не всегда этих денег хватает на полное завершение работ по договору. По тем или иным причинам (зачастую не зависящим от исполнителей) уложиться в бюджет не получается, и стороны составляют и подписывают важный документ — акт на дополнительные работы.

Оформление акта дополнительных работ в строительстве

Где искать допы . Ведомость поставки материалов делалась на основании чертежей, на основании которых потом делались сметы и заключался договор. Посмотрите в договоре или если там нет, то в ведомости или в сметах на основании каких комплектов или измов рабочих чертежей они были сделаны. Все что выходит следом с измененными объемами работ или вообще новые чертежи, вы должны отправить в офис, чтобы там сделали КОРы, новую ведомость и следом сметные расчеты и договор. Если допсоглашения не будет, то комплектация, как правило, не начинает закупку оборудования и материалов которых нет в договоре (старой ведомости), поэтому чем раньше отправите рабочие чертежи, там сделают дополнительную ведомость, КОРы, потом отправят вам для подписания и вы их подпишите, тем скорее начнут закупать, в противном случае все что будет в заявках от руководителя объекта, и что, так или иначе купят и смонтируют, повесят на этого руководителя и он это потом хуй спишет и никогда не уволится.

Когда оплатят по допам . Так же необходимо понимать, что если на объекте что-то делают без должным образом оформленных допов, эти деньги если и заберутся то намного позже, соответственно они не войдут в выполнение того же месяца и монтажники не увидят за это зарплаты, а увидит директор в виде прибыли. Можно так убедить директора, чтобы тот дал отмашку не сильно резать зарплату по нарядам, если точно знаете, что есть такие работы, которые сделаны, но которые будут оплачены по допам немногим позже. А могут вообще не заплатить нихуя, заказчик обычно прибегает к политике тянуть время, а в конце, предлагает оплатить от одной пятой до половины от всей суммы по допам. Многие на такое соглашаются, чтобы хоть что-то получить. Поэтому допы есть политический вопрос, не хотите оформлять – не будем делать, только так можно заставить шевелиться заказчика в середине стройки. Субчику допы лучше оформлять скооперировавшись с генподрядчиком, иногда только у него хватает веса и связей чтобы надавить на кого следует и процесс пошел.

Акт на дополнительные работы

В этом случае стоимость выполнения допрабаты не согласуется с клиентом, ее можно отнести к стоимости строительства, если у подрядчика нет уверенности в том, что информация о клиенте не согласуется. Затем затраты на нескоординированную работу, как и в первом варианте, являются другими расходами, за исключением целей налогообложения.

Организация заключила договор на строительство и ремонт (реконструкция общей собственности многоквартирных жилых зданий). Рейтинг был составлен. В договоре указывается положение, в котором установлено, что если работы указаны при выполнении работ, не указанных в оценке, между подрядчиком и клиентом заключен дополнительный договор.

Документооборот с заказчиком

  • необходимость проведения дополнительных работ обнаруживается подрядчиком в процессе исполнения договора;
  • такие работы ранее не были предусмотрены технической документацией и сметой;
  • без проведения таких работ продолжение (завершение) строительства, реконструкции, капитального ремонта невозможно.

Сообщение о необходимости выполнить дополнительные работы следует направить заказчику по форме и способом, предусмотренными договором, а при их отсутствии в договоре, — в форме и способом, которые позволят в дальнейшем доказать надлежащее извещение (подробнее читай Документооборот с заказчиком. Часть 1. Переписка).

— извещение и согласие должны быть подтверждены письменными документами, такими, как дополнительное соглашение, подписанное сторонами; направленные письма подрядчика и полученные письма от заказчика; документ, подтверждающий согласование объема и стоимости дополнительных работ. Иные материалы, если в них не содержится конкретных сведений об объемах работ и они не позволяют выделить работы, предусмотренные и не предусмотренные договором подряда, не являются доказательством согласования дополнительных работ;

Также необходимо отметить, что работы рассматриваются дополнительными только в том случае, если они были выполнены в рамках заключенного договора подряда и относятся к нему непосредственно, так как возможна ситуация, когда между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда и подрядчик выполнил работы, как предусмотренные договором, так и иные работы, не включенные в договор (соответственно, не учтенные технической документацией и сметой). Но при этом данные работы являются самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили договор подряда.

Первичные документы о соответствии — это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ, а также технического состояния объекта. Состав первичных документов о соответствии определяется строительными нормами и правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ). Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по перечню, который является приложением к перечню основных документов.

Акт на дополнительные работы составляет уполномоченная комиссия, которая подтверждает, что выполнение договора в полном объеме без проведения этих дополнительных работ не представляется невозможным и состоит из представителей заинтересованных сторон. То есть заказчик, присутствуя на рабочих совещаниях и подписав акты освидетельствования, извещен об объеме и сумме дополнительных работ. Если такие изменения повлияют на стоимость или срок завершения работ, субподрядчик приступает к их выполнению только после подписания сторонами соответствующего дополнительного соглаше. Таким образом, заказчик согласовал дополнительные работы в полном объеме, поскольку ведомость дополнительного объема работ и акт похожий спор и ситуация стали предметом рассмотрения девятого арбитражного апелляционного суда ( а40-522) по дополнительно установленному оборудованию.

Акт на дополнительные работы

Виды дополнительных работ могут быть самые разные, но обойтись без их выполнения для исполнения основного строительного договора невозможно. Поскольку производство таких работ проектом не запланировано, а финансирование их сметой не предусмотрено, должно быть основание для составления дополнительной сметы на такие виды работ. Таким основанием является акт на дополнительные работы.

Основой такого акта становятся причины, по которым в первоначальной проектно-сметной документации не были учтены все необходимые виды работ. Кроме того, в акте перечислен полный перечень работ, который нужно будет выполнить дополнительно к основным, которые отражены в документации.