Неприкосновенность Депутатов Областной Думы

Статья 16 Депутаты палат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и в течение одного года после

Неприкосновенность Депутатов Областной Думы

Содержание

Статья 16

Депутаты палат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и в течение одного года после окончания срока полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или приводу без согласия Областной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутаты палат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

В отношении депутата закоргана субъекта применяется особый порядок производства по уголовным делам. В частности, решение о возбуждении уголовного дела принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ», — сообщили юристы.

Отдел правового обеспечения деятельности Саратовской областной думы раскрыл особенности привлечения региональных депутатов к административной и уголовной ответственности. За комментарием по этому поводу в думу ИА «Свободные новости» обратилось после задержания депутата от КПРФ Николая Бондаренко.

Самарская Губернская дума внесла в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня, сообщает Znak.com. Как говорится в тексте законопроекта, опубликованного на официальном сайте нижней палаты парламента, самарские депутаты предлагают, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта.

Кроме того, Самарская дума предлагает, чтобы административные дела в отношении муниципальных депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления (то есть мэров) возбуждались исключительно прокурором района или города.

В Госдуму поступило обращение генпрокурора РФ относительно депутата-коммуниста Владимира Бессонова. Генпрокуратура просит депутатов дать разрешение на возбуждение против него уголовного дела. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свои источники, документ уже направлен в профильные комитеты Госдумы.

Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что следователи направили в Генеральную прокуратуру РФ запрос для принятия решения о лишении депутатской неприкосновенности депутата Госдумы Александра Хинштейна и привлечении его к административной ответственности.

Неприкосновенность — одна из важнейших правовых гарантий, которая позволяет отстаивать интересы населения и муниципального образования. Неприкосновенность можно определить как состояние защищенности от каких бы то ни было посягательств со стороны. Анализ статей Конституции РФ, посвященных неприкосновенности, позволяет сделать вывод, что неприкосновенность включает невмешательство и запрещенность. Применительно к власти неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса официальных лиц, выполнения ими своих обязанностей, означающая прежде всего невозможность ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных или государственных органов . В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. указывается, что закрепленная в ст. 98 Конституции РФ неприкосновенность является одной из основных гарантий деятельности депутата. Неприкосновенность депутата есть определенное исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. На сегодняшний день данная гарантия действует только в отношении парламентариев федерального и регионального уровня. Вопрос о неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления остается открытым. Согласно п. 8 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении их уголовной или административной ответственности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата устанавливаются федеральными законами. Согласно пп. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата представительного органа возбуждается прокурором субъекта РФ . Данная норма нарушает положения ст. 12 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата представительного органа местного самоуправления без учета мнения представительного органа, депутатом которого он является, нарушает положения Конституции РФ. В федеральном законодательстве должна быть воспроизведена норма, согласно которой депутат представительного органа местного самоуправления может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия соответствующего представительного органа. При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне вообще отсутствуют. Действующий КоАП РФ от 2001 г., который устанавливает административную ответственность и порядок привлечения к ней, о гарантиях депутата представительного органа местного самоуправления умалчивает.

Еще почитать —>  Надбавка К Пенсии За Орден Знак Почета

См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2007 г., далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) // ИПС «КонсультантПлюс».
См.: Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Челябинск, 2003. С. 14.
См.: Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2005. С. 123.
См.: Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) // Юридический мир. 2006. N 8. С. 30.

Неприкосновенность депутата: что это такое

Неприкосновенность депутатов означает, что данных должностных лиц невозможно привлечь к гражданской и уголовной ответственности, а также применить к ним наиболее суровые меры административного наказания (назначаются судом), без согласия на это представительного органа, в который они избраны. Таков порядок.

Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.

3. Решение Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в соответствии со статьей 1853 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2024 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2024 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 47, ст. 7243).

Еще почитать —>  Страховая выплата по гражданской ответственности недвижимость практика

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.

Депутатская неприкосновенность муниципального депутата

К числу таких гарантий, обусловленных природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности; вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения. Тся гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

5-й этап: декабрь 2008 г. — настоящее время. В целях борьбы с коррупцией 25 декабря 2008 г. был изменен установленный п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФФедеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ. Ст. 13 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4. порядок принятия руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ решения о возбуждении уголовного дела в отношении депутата парламента субъекта РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого. В частности, было исключено указание на необходимость предварительного получения от коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта РФ, заключения о наличии в действиях депутата признаков преступления.

Еще почитать —>  Привлечение депутатов городской думы к административной ответственности

Части 1 и 4 ст. 448 УПК РФ устанавливают иной порядок производства по уголовному делу. Возбудить уголовное дело или привлечь парламентария в качестве обвиняемого может лишь Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ и только с согласия палаты Федерального Собрания.

07 Апр              240      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ