Анализ закона рф о защите прав потребителей

3. «Вторая» глава рассказывает о поведении продавца и покупателя в случае, если товар оказался некачественным. Оговариваются сроки предъявления претензий

Анализ закона рф о защите прав потребителей

Содержание

3. «Вторая» глава рассказывает о поведении продавца и покупателя в случае, если товар оказался некачественным. Оговариваются сроки предъявления претензий по недостаткам товара и их исправления. А так же, подробно расписаны права и обязанности каждой из сторон в сложившейся ситуации.

Каждый человек в современном обществе является потребителем. Купить сейчас можно что угодно: от обычных товаров до самых неординарных услуг. Но всегда, приобретая что-либо, человек рискует получить товар совсем не того качество, какое ему обещано. Продукты могут оказаться испорченными, техника — бракованной, а услуги — некачественными. И, что интересно, как только вы обнаруживаете брак в товаре, продавец тут же перестает улыбаться и вообще теряет к вам всякий интерес. Что нужно знать, чтобы защитить себя?

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

За нарушение установленных российским законодательством прав потребителей продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (ст. 43 Закона № 2300-I). Со схемой «Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей» можно ознакомиться в системе ГАРАНТ.

Потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или с помощью третьих лиц. Также можно требовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) (п. 1 ст. 29 Закона № 2300-I).

Анализ закона рф о защите прав потребителей

Действительно, ранее было трудно определить, что подразумевать под формулировкой «личные бытовые нужды», и, например, в судебной практике правоотношения с участием целых групп субъектов в одних регионах регулировали с применением норм Закона «О защите прав потребителей», в других же – на основании общегражданских норм права, хотя не секрет, что правовое положение граждан-потребителей значительно более выигрышно по сравнению с обычными физическими лицами.

Естественно, в данной работе отмечены далеко не все изменения, привнесенные в новую редакцию рассматриваемого Закона, однако вышеуказанные, на взгляд автора, наиболее принципиальны и важны, именно о них необходимо было вести речь при анализе Закона «О защите прав потребителей».

  • устранение неисправностей за счет продавца;
  • уменьшение стоимости в зависимости от характера дефекта4
  • замена товара на аналогичный;
  • замена изделия на иную модель с перерасчетом итоговой стоимости;
  • полный возврат средств.
  1. Добавление статьи, регламентирующей форму и порядок оплаты. Благодаря поправке продавцы теперь вынуждены предоставлять потребителям несколько форм для оплаты: безналичную и наличную. Однако данное правило касается лишь тех торговых точек, товарный оборот которых находится на уровне 40 миллионов рублей в год. Если же магазин имеет меньший оборот, то его владелец не обязан устанавливать терминалы.
  2. В 24 статью ЗоЗПП добавлен пункт, согласно которому продавец обязан вернуть не только цену товара, но и проценты, если приобретенный продукт был куплен в кредит.
  3. Добавление поправки, благодаря которой стала возможной передача полномочий государственного органа надзора напрямую исполнительной власти.
  4. Дополнение статьи 42. Согласно новому тексту закона подача жалобы на торговую точку вправе производиться лично, через почтовую службу, через МФЦ или через интернет.
  5. Упразднение статьи 38, регулирующей бытовое обслуживание.
  6. Добавление статьи 42.3, описывающей подачу и рассмотрение жалоб потребителей. Обновление статьи позволило покупателям выполнять подачу заявления не только в письменном, но и в электронном виде. Более того, на основании обновленного текста Федерального закона потребители получили возможность отправки жалоб прямо через сайт Роспотребнадзора или через официальный портал Госуслуги.
  7. Добавление пункта 2 в статье 42.1, на основании которого будет осуществляться защита прав покупателей в рамках региональных программ. Именно данный пункт предусматривает содействие региональных государственных органов общественным объединениям, осуществляющим надзор за соблюдением прав потребителей.
  8. Упразднение части 3 статьи 44.

Разрешение имущественных споров, составляющих основную массу таких обращений и жалоб, согласно законодательству, возможно исключительно в порядке гражданского судопроизводства и не требует обращения в государственные органы, что установлено положениями ст. 18–24, 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон).

Товар должен быть вывезен и доставлен вам после ремонта силами и за счет продавца – это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Для примера: если у вас в автомобиле на гарантии возникла мелкая поломка, автодилер должен пригнать за машиной эвакуатор, а после ремонта привезти ее назад. И при этом он обязан уложиться в сроки для ремонта.

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», п.19:

Признаки потребительской информации:
Таким образом, надлежащая потребительская информация должна обладать следующими признаками:
1. Необходимостью (полнотой)
2. Достоверностью
3. Доступностью
4. Наглядностью
5. Своевременностью
6. Наличием соответствующего содержания

Анализ ЗПП

Нормативная база: ст. 15, ст. 167, ст. 168 , ст. 343, п. 1 ст. 819, ч. 2 ст. 935 ГК РФ, ст. 103 ГПК РФ, ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15 «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», ч.6 ст. 13, п.1 статьи 16 Закона, ч. 2 ст. 16, ст. 37 Закона «О защите прав потребителей»

Истец попал в ДТП в результате чего автомобилю Истца были причинены механические повреждения, после чего Истец обратился в страховую компанию ООО «Росгосстрах», для получения страхового возмещения, в результате чего ему было выплачено 9025 руб. 84 коп. С суммой выплаты истец не согласен. С целью определения стоимости восстановления поврежденного транспортного средства истец обратилась к независимому оценщику, согласно отчету которого, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 30133 руб. 61 коп. Кроме того, согласно отчету, утрата товарной стоимости автомобиля истца в результате ДТП составила 6035 руб.

Еще почитать —>  Можно Ли Срезать Батареи В Подъезде

Закон о правах потребителя

Федеральный закон “О защите прав потребителей” вступил в силу в апреле 1992 года. Далее в закон неоднократно были внесены изменения и дополнения, последние изменения производились Федеральным законом в декабре 2013 года и вступили в силу с 1 января 2024 г.

Во втором разделе Закона прописаны права потребителя, которые распространяются на приобретенный товар ненадлежащего качества. Потребитель в этом случае имеет право на возврат товара в течение 14 дней после получения товара, а также:

13.03.2006 N 38ФЗ содержит нормы, которыми регулируется реклама как способ распространения информации о товарах и услугах; Закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N29ФЗ, нормы которого определяют требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктови некоторые другие[5][6][7][8.C.77].Характеризуя потребительское законодательство России в целом, следует заметить, что основное требование к таким нормативным актамсводитсяк тому, что эти акты не должны содержать норм, противоречащих собственно Закону «Озащите прав потребителей»и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим гражданским законодательством. В целях обеспечения данного положения существуетпрямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, что в свою очередь означать исключительную компетенцию Правительства РФ по принятию правил и инструкций, регулирующихотношения с участием гражданпотребителей.Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. Гражданский кодекс общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть Гражданского Кодекса РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Законодатель предусмотрел,что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом РФ, потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, Гражданский Кодекс РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга. Как было сказано выше, Закон РФ «О защите прав потребителей» регулируетименноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг.Рассматриваемый Закон появился только в 1992г., тем не менее, анализ зарубежного опыта в этой сферепоказывает, что в Европе многие потребительские законы, появившись ещев 70е годы XXвека, не изменились и существуют до сих пор.Процессразвития рыночного общества и соответствующихотношений предопределил необходимость в изменении трактовки понятия «потребитель» и перенесение экономической категории «потребление» в правовое регулирование гражданского оборота. Анализ самого термина«потребитель»позволяет судить о том, его смысловая нагрузка увеличивается с развитием действующего законодательства.На момент принятия Закона «Озащите прав потребителей»международная практика по потребительскомузаконодательству уже сложилась. Учесть хотя бы Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, одобренныеГенеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции №39/248 от 09.04.1986 года. Таким образом, российскому законодателю было в известном смысле легче выбрать нормы, которые действовали бы нашей системе. Но зачастуюнекоторые нормы, необходимые дляправовой защиты граждан, вводятся уже после возникновения нарушения, а не предупреждают их, в силу чего не утрачивает своей актуальности вопрос дальнейшего реформирования потребительского законодательства РФ.Анализ судебной практики показывает, что законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет множество пробелов, что приводит к усугублению законных прав и интересов потребителягражданина, в отличии, например, от западных стран с устоявшимся законодательством в данной области.В силу описанного выше, полагаем, что нижеследующие предложениямогли бы найтисвой отклик у законодателя.Действующий Закон«О защите прав потребителей»содержит много норм отсылочного характера, что во многом затрудняет их применение на практике. В силу этого, не вызывает сомнения необходимость раскрывать определенные условиянепосредственно в тексте самого Закона. Так, например, из содержания п.1 ст. 18 Закона следует, что в отношении технически сложных товаров требования потребителя о замене товара и расторжении договора куплипродажи, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. При этом перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. На наш взгляд, наличие специальной нормы, устанавливающей критерии такого технически сложного товара, во многом предупредила потенциальные сложности правоприменения.В действующем Законе «О защите прав потребителей» также довольно часто говорится о «необходимой информации», которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю. Однако, нет ни понятия такой информации, ни ее четких критериев,что в свою очередь также порождает определенные сложности в применении положений Закона на практике. Было бы разумнымвнести вЗакон соответствующее правило, которое регламентировалообязательную информацию, которая непременно должна предоставляться потребителю.Особое внимание необходимо уделять вопросам правовой культуры, какпотребителя, так и его контрагента, поскольку понятия «потребитель», «потребление» неразрывно связано с необходимостью в удовлетворении потребностей участников гражданского оборота.До недавнего времени для комиссионных магазинов являлось правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на их исправление,а также о замене на товар аналогичной марки может быть удовлетворенно лишь с согласия продавца. Однако в Законе «Озащите прав потребителей» таких ограничений на настоящий момент уже нет, что порождает необходимость приведения в соответствие конкретных актов Правительства РФ, регулирующих комиссионную торговлю.При урегулировании положения о гарантийном (безвозмездном) ремонте согласно п. 6. ст. 5. Закона « О защите прав потребителей» возникает опротиворечие рассматриваемой нормы со ст. 487 ГК РФ, так какв ней не предусмотрены понятия как комплектность и комплект товара. В связи с этим предлагается ввести в ст. 487 ГК РФ такие понятия как комплект и комплектность товара, дабыурегулировать правовое положение об «объеме товара».В заключении выражаем надежду на то, что предлагаемые изменения в потребительском законодательстве всетаки будут внесены в обозримом будущем, что позволит более эффективно защищать права потребителя.

Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Возникновение потребительского движения относится к концу XIXвека, а первые законы, направленные на защитуохране прав потребителей,появились во многихразвитыхстранах еще в 70егодыXXвека.Объяснить столь стремительный рост потребительского движения можно объяснить тем, что люди вступают в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине –заключают договор куплипродажи, заходя в лифт –пользуются коммунальными услугами, отправляясь в путешествие –заключают договор перевозки и т.д.Но являясь слабым звеном в цепочке выстраиваемых правоотношений, именно потребитель нуждается в дополнительной правовой защите, поскольку в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать гражданамвыгодные для себя условия приобретения товаров и услуг, зачастую превращающиеся в кабальные. Более того, нередки случаи того, что существенная часть реализуемыхтоваров, работ, услугоказывается низкого качества, вплоть до возникновения реальной угрозы жизни и здоровью населения. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.Базой гражданского законодательства в России, регламентировавшего права потребителей на заре формирования движения в их защиту,служили нормы актов кодифицированного гражданского законодательства. В основном их роль сводилась к регламентацииобязанностейи ответственностисубъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п.п. 1, 3,4 ст. 77 Основ гражданского законодательства СССР и республик утвержденного Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N2211I, и ст. 246 ГражданскогоКодексаРСФСР от 11.06.1964 года покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[1]. [2]. [11.С.54]. Существовала возможность досрочного расторжения договора по инициативе потребителя, при условии возврата вещи продавцу, подразумевая при этом возврата уплаченной суммы. Более того, если удовлетворение таких требований не покрывало убытковгражданина, он был вправе требовать их возмещения. Следует отметить также и положения ст.ст. 294, 367 Гражданского Кодекса РСФСР, объявлявшие недействительными условия договоров бытового проката и заказа, которые могли бы ограничить права потребителя по сравнению с типовыми договорами.Несмотря на перечисленные позитивные моменты, действовавшее на тот момент законодательство не подразумевало собственно охрану прав потребителей, поскольку выступало в качестве общей правовой базыи не были рассчитаноисключительнона отношения с потребителями. В рассматриваемых нормах не затрагивалась сфера взаимоотношений гражданс экономически более сильными организациями сферы обслуживания и иными подобными контрагентами, что в свою очередь создавало факторы, способствующиенавязываниюгражданамне пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг, высоких цен и т. д.Таким образом, традиционное гражданское законодательство не было рассчитано на целенаправленную потребительскую защиту, что предопределило существеннуюнеобходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей,чьей задаче выступило бы обеспечение приоритетаинтересов гражданв их взаимоотношениях с контрагентами[11.C.65].Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 23001 «О защите прав потребителей»,регулирующего исключительноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), стало революционным прорывом в развитии российского потребительского законодательства. Более того, указанный Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья,имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав[4].Тем не менее, следует отметить, что действующее российское потребительское законодательство не исчерпывается упомянутым выше Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом Российской Федерации. Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, напрямую затрагивающих интересы потребителей[10.C.41]. Среди них следует назвать иФедеральный закон «О техническомрегулировании» от 27.12.2002 N 184ФЗ,который содержит нормы о стандартизации и сертификации товаров и услуг; Федеральный закон «О рекламе» от

Еще почитать —>  Наложение Административного Штрафа После Увольнения Работника

Законодательство о защите прав потребителей

При расторжении договора купли-продажи потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 указанной статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Отметим, что договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

В полномочия прокуратуры входит надзор за исполнением законодательства, в том числе в сфере защиты прав потребителей. Поэтому при прямом нарушении закона, можно подать жалобу прокурору для проверки по существу. Обращения в Роспотребнадзор и прокуратуру не лишают возможности подать гражданский иск в суд. Также в УК РФ есть ряд статей, по которым продавец понесет уголовную ответственность. Такие дела возбуждаются по заявлению потерпевших граждан, либо по факту обнаружения преступления.

  • для реализации прав, указанных в законе, нужно обратиться с письменным заявление на имя продавца или его уполномоченного представителя;
  • при отказе в удовлетворении требований, нужно подать письменную претензию (без соблюдения претензионного порядка в суде не будет принято исковое заявление);
  • при отказе в удовлетворении претензии или отсутствии ответа, можно подавать исковое заявление в суд.

Закон о защите прав потребителей

Изготовитель либо продавец вправе установить на товар гарантийный срок – период, в течение которого он безвозмездно устраняет недостатки товара. Причем продавец может установить дополнительный гарантийный срок, превышающий тот, что установлен производителем.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В новой редакции Закона усилена ответственность исполнителей и за недостатки, допущенные при выполнении работ и услуг (ст. 29): помимо последствий обнаружения этих недостатков, предусмотренных старой редакцией, введено новое – право потребителей требовать от исполнителей полного возмещения убытков, причиненных им в связи с недостатками произведенных работ (услуг); а такие последствия как возможность для потребителя предъявлять к исполнителю требования о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги), теперь могут сопровождаться одновременно и требованием об уменьшении их цены. Ранее это предусмотрено не было.

Однако построение его по такой схеме, отнюдь не означает, что он имеет достаточно узкий характер и регулирует лишь традиционные для гражданского права договоры розничной купли-продажи и бытового заказа, не охватывая все разнообразие других, постоянно развивающихся правоотношений.

Большое количество проанализированных судебных решений связано с требованием граждан о возмещении морального вреда, причинного тем, что им не была предоставлена полная информация об услуге. В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель услуги обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В п.2 ст. 10 Закона указан перечень информации, которую обязан предоставить исполнитель услуги потребителю. Применительно к оказанию медицинских услуг к информации, которую обязан довести исполнитель до потребителя, относится информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с медицинским вмешательством риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч.1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — далее Закон № 323-ФЗ). Формой подтверждения того, что пациент информирован о предстоящем медицинском вмешательстве, является форма информированного добровольного согласия, которая должна оформляться в письменной форме. За предоставление недостаточной информации об услуге исполнитель несет ответственность по ст. 1095 ГК РФ и по ст. 12 Закона о Защите прав потребителей.
В свою очередь, следует отметить, что практика пошла по пути того, что в информированном добровольном согласии должна стоять не только подпись пациента о том, что ему разъяснена информация о предстоящем медицинском вмешательстве, но и содержаться вся информация о медицинской услуге, ее вариантах, последствиях. Ввиду того, что медицинская организация не указывает в информированном добровольном согласии все возможные варианты медицинского вмешательства, все возможные варианты влияния медицинской услуги на организм конкретного пациента, суды признают обоснованным привлечение медицинских организаций к ответственности по ст. 12 Закона «О защите прав потребителей». (Следует отметить, что в установленной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н форме информированного добровольного согласия подробное изложение в письменном виде всей информации о медицинской услуге не предполагается).
Например, Асбестовский городской суд Свердловской области в решении по делу № 2-237/14 от 4 августа 2024 г. указал, что договор и приложения к нему (в том числе информированное добровольное согласие) не позволяют сделать вывод о том, что истцу были разъяснены сведения о перечне медицинских услуг, представлявшихся истцу, как пациенту, разъяснены сведения о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Подобное понимание того, что должно содержаться в информированном добровольном согласии, а также об обязательности изложения всех сведений об услуге в письменной форме приводит не столько к полной информированности пациентов и их осознанному согласию на медицинское вмешательства, а к злоупотреблениям со стороны пациентов, которые требуют взыскания денежных средств с медицинских организаций на основании ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» после оказания им медицинской услуги в связи с неправильным (с точки зрения сложившейся практики, но не с точки зрения требований ст. 20 Закона № 323-ФЗ) составлением формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство медицинской организацией.
В целом, позиции судов по вопросу условий необходимых компенсации морального вреда в связи с несоблюдением медицинской организацией требований ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» расходятся. Для одних судов для удовлетворения требований граждан о компенсации морального вреда в связи с отсутствием информации об услуге достаточно того, что отсутствует форма информированного добровольного согласия даже без наступления негативных последствий на стороне пациента (См., например, Решение Московского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области по делу №2-90/14 от 29 мая 2024 г., Решение Предгорного районного суда Ставропольского края по делу № 2-1619/14 от 20 ноября 2024 г., Решение Тверского районного суда г. Москвы по делу № 2-94/14 от 8 октября 2024 г.).
Для других судов при решении вопроса о компенсации морального вреда важен факт того, что оказание медицинских услуг повлекло негативные последствия, о наступлении которых пациент не был предупрежден (Решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области по делу № 2-72/15 от 20 января 2024 г.). Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в решении по делу № 2-685/14 от 30 апреля 2024 г. указал, что отсутствие информации об услуге не является существенным нарушением договора, и отказал в удовлетворении требований. Советский районный суд г. Томска Томской области в решении от 17 ноября 2024 г. указал, что отсутствие информированного согласия на проведение протезирования не привело к какому-либо реальному нарушению прав пациента.
В Решении по делу № 2-134/14 от 3 июня 2024 г. Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону указал, что в отношении информации, которая предоставляется пациенту, действует правовая презумпция, согласно которой предполагается отсутствие у потребителя специальных знаний относительно свойств и характеристик услуги, и бремя опровержения презумпции лежит на исполнителе услуги, который вправе доказывать, что заказчик-пациент знал о свойствах и характеристиках предстоящей услуги, поскольку ему была предоставлена соответствующая информация. Однако суд указал, что при предъявлении требования о компенсации морального вреда в связи с отсутствием информации о медицинской услуге истец должен четко указать, какая информация отсутствовала. Надо полагать, что истец должен соотнести последствия, которые проявились у него после оказания услуги, с последствиями вмешательства, указанными в форме информированного добровольного согласия, и, в случае отсутствия в форме проявившегося последствия, требовать защиты своих прав в связи с отсутствием информации об услуге. Но не требовать компенсации морального вреда в связи с тем, что медицинская организация, по его мнению, не указала какую-либо информацию в форме согласия. В случае если форма информированного согласия не содержит информацию о медицинском вмешательстве либо вовсе отсутствует, то гражданину следует обосновать в суде, что конкретная информация ему сообщена не была, но ее сообщение могло бы повлиять на его желание получить услугу.

Еще почитать —>  Не Работает Тв Антенна Ленсовета Спб

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Однако как в теории, так и на практике возникают сомнения по поводу возможности применения Закона РФ от 07.02.1992 № 230-1 (ред. от 05.05.2022) «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей», Закон) ко всем возникающим между медицинской организацией и пациентом отношениям. В частности, много разногласий связано с возможностью применения данного закона к спорам, связанным с причинением вреда здоровью пациенту.
В рамках мониторинга правоприменения были проанализированы решения судов общей юрисдикции за период с 1 января 2024 года до 10 мая 2024 года по искам граждан к медицинским организациям.
Целью мониторинга правоприменения являлось выявление особенностей применения судами Закона «О защите прав потребителей», а также его применение в соотношении с Гражданским кодексом РФ и иными актами, регулирующими предоставление гражданам медицинских услуг.

06 Апр              280      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ