Содержимое
- Выступление для классный руководителей Приёмы и методы профилактической работы с несовершеннолетними из приёмных и опекаемых семей
- Методическая разработка; Сопровождение детей, находящихся по опекой
- Алгоритм работы классного руководителя с опекаемыми детьми
- Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
- Работа классного руководителя с детьми находящимися на опеке или в приёмной семье
- Отчеты о посещении семей классным руководителем
Работа классного руководителя с детьми находящимися на опеке или в приёмной семье
Содержание
- Выступление для классный руководителей Приёмы и методы профилактической работы с несовершеннолетними из приёмных и опекаемых семей
- Методическая разработка; Сопровождение детей, находящихся по опекой
- Алгоритм работы классного руководителя с опекаемыми детьми
- Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
- Работа классного руководителя с детьми находящимися на опеке или в приёмной семье
- Отчеты о посещении семей классным руководителем
Таким образом, для реализации права ребенка на семью, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходим комплекс мер, прежде всего государственных, направленных, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, которые должны производить превентивный эффект.
5. Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов, предоставление в отдел опеки и попечительства информации о предварительном устройстве опекаемых и приемных детей, заканчивающих 9-11 классы. Посещаются семьи опекаемых детей с целью выяснения изменений, которые произошли в течение летнего периода времени (нашлись родители, вышли из мест заключения, изменился квартирный вопрос и т.д.).
Выступление для классный руководителей Приёмы и методы профилактической работы с несовершеннолетними из приёмных и опекаемых семей
В общеобразовательном учреждении работа с опекаемыми детьми и их семьями осуществляется, прежде всего, социальным педагогом, классным руководителем. Их работа представляет собой совокупность различных технологий и методик работы с опекаемыми детьми и их семьями.
Таким образом, выделенные нами основные проблемы опекаемых детей, с которыми сталкиваются специалисты в общеобразовательном учреждении, следующих направлений деятельности: изучение личности опекаемых детей и их занятости во внеурочное время; организация часов общения; помощь в разрешении конфликтов с учителями и сверстниками; профилактическая и адаптационная работа.
— В Российской Федерации проблема общего кризиса семьи привела, с одной стороны, к острому демографическому кризису (детское население России сокращается на 1 млн. человек ежегодно уже в течении 8 лет) и, с другой стороны к значительному росту детской безнадзорности и социального сиротства, к неуклонному росту количества детей, проживающих в интернатных учреждениях для детей-сирот, достигшего 200 тыс. человек.
«Проблемы ребёнка, право ребёнка на семью в частности, право ребёнка на то, чтобы его уникальная и единственная жизнь прошла как можно лучше, является, на наш взгляд одним из базовых прав человека. Оно неделимо и не должно быть разменяно на какие-то другие соображения — политические, экономические и прочие. Если исходить из принципа, что жизнь человека — это Божий дар, то к нему надо относиться, я бы сказал, с приоритетной экономией и приоритетным вниманием».
Полное государственное обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их по суду умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей как подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Еще почитать —> Налог На Лошадиные Силы 2024 Пенсионерам
Методическая разработка; Сопровождение детей, находящихся по опекой
Организация единого реабилитационного пространства для детей, оставшихся в силу различных обстоятельств без попечения родителей, является важной гуманистической задачей. Мы понимаем эту задачу как последовательное преемственное системное сопровождение ребёнка на каждом этапе его встреч с помогающими взрослыми, действующими взаимозависимо и эффективно на благо ребёнка.Определение сущности социально – педагогического обеспечения гарантий прав и законных интересов ребёнка в условиях сиротского учреждения может быть представлено с точки зрения социальной и педагогической составляющих. При этом надо отличать смысл понятий, которые используются для обозначения действий по обеспечению социальных условий для жизнедеятельности и суть терминов, которые используются для обозначения действий по обеспечению педагогических условий для воспитания личности, формирования и развития её отношений к разным сторонам жизни и деятельности. В Федеральном Законе от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» зафиксированы понятия: ребёнок и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальная адаптация и социальная реабилитация, содействие в реализации и защите прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом гарантом выступает государство, создавая законодательную основу для определённой роли родителей и организаций, которые содействуют осуществлению ребёнком своих прав и участвуют в их защите. В законе,прежде всего, обозначена ответственность специалистов учреждений государственной инфраструктуры за создание условий для реализации прав и законных интересов данных категорий детей, а если требуется, и за те меры, которые способствуют защите его прав. Указанным Федеральным законом определены следующие понятия:
— социальные службы для детей – организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого- педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;
Алгоритм работы классного руководителя с опекаемыми детьми
Работа классного руководителя и социального педагога в школе по взаимодействию с органами опеки и попечительства направлена на оказание содействия специалистам органа опеки и попечительства в решении вопросов, касающихся защиты прав и интересов опекаемых детей. Классный руководитель, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, информирует о создавшейся ситуации социального педагога, а тот органы опеки и попечительства. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи.
Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности. Наряду с профилактической работой необходимо осуществлять деятельность, направленную на содействие адаптации опекаемого ребенка в окружаемом его социуме и его социально-педагогической и психологической реабилитации, даже если у опекаемого ребенка « все хорошо» в семье.
Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Малыш, который всегда стремится пойти как можно дальше, испытывает абсолютную потребность в авторитете – это его перила. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит «набивать себе цену», оглупляя ребенка: он уже не сможет отличать мелочи от серьезного проступка. И в то же время пройти мимо этого проступка – означает пренебрегать ребенком: разве без шкалы проступков, как и без указателя цен на рынке, выработаешь мысль о ценностях?
Еще почитать —> Права собственника квартиры, признанной непригодной для проживания
4. Психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение – хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.
Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
Пока девочка училась в начальной школе, все было хорошо, у них с бабушкой была сильная привязанность друг к другу (которая сохраняется и до сих пор). Но вот подошёл подростковый возраст, и начались проблемы. Школа написала письмо в органы опеки, что девочка стала плохо вести себя и учиться. Органы опеки приняли меры, и Лину неожиданно, прямо из школы, в начале учебного года забрали в учреждение (в другой район, достаточно далеко от дома). Сказать, что Лина была в шоке — ничего не сказать. Свидетели говорят, что она кричала и всячески сопротивлялась. Для бабушки тоже было сильным ударом остаться без любимой внучки, которая, несмотря на все сложности, была для неё «светом в окошке». Людмила Ивановна регулярно навещала девочку. Параллельно ей нужно было решить много вопросов: сделать экспертизу отцовства её умершего сына, пройти обучение в нашей ШПР, лишить мать родительских прав, оформить опеку над Линой. Оказалось очень серьёзной задачей убедить органы опеки, что бабушка справится с воспитанием девочки.
Расскажу о психологической работе по сопровождению одной семьи. Полтора года назад в наше учреждение попала девочка Лина (имя изменено). Отец девочки умер от наркомании, мать мало занималась воспитанием дочери. Родители не были зарегистрированы; биологическая бабушка по отцу Людмила Ивановна (имя также изменено) заботилась о Лине с самого её рождения, а когда девочке было 4 года — забрала её жить к себе.
Таким образом, для реализации права ребенка на семью, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходим комплекс мер, прежде всего государственных, направленных, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, которые должны производить превентивный эффект.
Важной, главной, а может быть, и основной задачей является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого-педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении – это тоже немало.
Работая напрямую с родителями, которые были лишены родительских прав, мы учимся уважать чужие судьбы, не осуждать быть милосердными и понимать ограниченность возможности биологических родителей быть воспитателями своих детей в силу тяжести их судеб. Мы стали по-новому относиться к этим людям, помогать им, направлять в общении с ребёнком и главное поддерживать в их стремлении воссоединения семьи и вовлекать их в воспитательный процесс в учреждении. Как бы ребёнок не относился к своим родителям, что бы он ни говорил, в глубине души он их любит и всегда надеется на улучшение отношений, взаимную любовь и на возможность общения. Не встречала ни одного ребёнка в своей практике который не надеялся бы на улучшение отношений с кровными отцом и матерью и нехотел бы дать шанс своей семье восстановиться в правах. Считаю, что здесь надо проговаривать с детьми эту ситуацию при участии психологов, и нас специалистов учить отпускать эту боль, не осуждать, относиться с пониманием и следовать заповеди – не суди! Когда я использую это в своей практике, могу с уверенностью сказать, что испытываю большую благодарность и расположение к себе этих детей. Они осознают, что это единственный правильный путь, которому надо следовать.
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую роль играет семья. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет её успешность. (1) На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и самообразованию. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т. к. именно в семье дети усваивают характер общения. Знание своего происхождения, своих родителей, своего рода дает возможность человеку как понимать причины своих трудностей, так и находить ресурсы для их преодоления.
Еще почитать —> Приставы забрали машину без моего присутствия
Работа классного руководителя с детьми находящимися на опеке или в приёмной семье
Посещение семьи с целью обследования ЖБУ, определение взаимоотношений в семье, контроль за исполнением обязанностей опекуна по воспитанию несовершеннолетнего, контроль занятости ребенка в ДО Профилактические беседы с опекунами Контроль за посещением школы опекуна, классных родительских собраний
Ознакомление с Уставом школы; ознакомление с выдержками из законов РФ: «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ; «Об образовании», от 10.07.1992 № 3266-1 Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- заявление с соответствующей просьбой;
- паспорт;
- справка о доходах за 12 месяцев (для пенсионеров – справка из Пенсионного фонда);
- документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
- справка из полиции о том, что отсутствует судимость;
- справка из больницы о состоянии здоровья;
- свидетельство о заключении брака – для женатых;
- автобиография, составленная кандидатом в опекуны;
- справка о составе семьи, письменное согласие ее членов;
- справка о том, что условия проживания опекуна соответствует всем нормам и требованиям (выдадут органы опеки после соответствующей проверки);
- если опекун не является близким родственником ребенка, требуется справка о том, что он прошел специальные курсы;
- если ребенок старше 10 лет, требуется его согласие.
Опекуны берут ответственность за детей, вверенных им на воспитание. Они должны следить за их здоровьем, обеспечивать гармоничное развитие и отстаивать законные права подопечного. Опека, как форма отношений, продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится 14 лет. После 14 лет опека принимает форму попечительства.
заключительный – проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения или в связи с завершением коррекционной работы. Цель – оценить статус учащегося на момент окончания обучения: приобретение знаний по всем предметам, степень социализации, состояние эмоционально волевой и поведенческой сфер; дать рекомендации для педагогов, которые будут работать с подростком в дальнейшем.
срочные – проводятся по просьбе педагога или любого из специалистов в случае болезни или возникновения внезапных проблем в обучении. Цель – выяснить причины возникших проблем, определить допустимые нагрузки, необходимые изменения режима или формы обучения;
Отчеты о посещении семей классным руководителем
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и(или) психического насилия над ребенком) _________________________________________________________________________________________
Акт посещения учащегося на дому классным руководителем — это документ, в котором прописывают условия проживания ребенка, состав семьи, санитарное состояние жилплощади, психологический климат. Такой отчет помогает наблюдать динамику положительных или отрицательных изменений, оказывать своевременную психологическую и педагогическую помощь школьнику.
24 Июн 606