Содержимое
- Статья 61 Конституции России
- Статья 62
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Статья 13
Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
Содержание
- Статья 61 Конституции России
- Статья 62
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
- Статья 13
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Важным следует признать нормы УПК, ограничивающие возможность выдачи лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства о выдаче. Статья 464 УПК в дополнение к конституционным ограничениям санкционирует возможность отказа в выдаче лиц, которым предоставлено убежище в связи с возможностью преследований в запрашивающем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Отказ в выдаче распространяется также на лицо, в отношении которого вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу. Выдача не допускается в случае, когда уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности либо по иному законному основанию, а также когда имеется вступившее в силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международным договором РФ.
По смыслу российского уголовного законодательства, под выдачей понимается акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающегося в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.
В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.
Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.
Статья 61 Конституции России
Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.
Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Часть 1 ст.62 регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа».
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе «О гражданстве Российской Федерации» (ст.3).
Часть 1 ст.62 определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;
2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции о федеральном законе означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст.3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличию международного договора — Закон других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.
Международный договор, о котором упоминается в ч.1 ст.62, должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства (ч.1 ст.3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» в редакции Закона от 17 июня 1993г.), продолжает действовать.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежней редакции ст.3 Закона, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России он в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч.2 ст.62 факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч.2 ст.62 допускает, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
Правило ч.2 ст.62 соответствует международной практике. Так, согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930г. лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого оно является, как его гражданин.
В ч.3 ст.62 определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст.1 действующего в России Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981г., не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданство» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).
Лица без гражданства — это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст.7 Закона «О гражданстве Российской Федерации» наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц «национальный режим». Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно, что в ч.3 ст.62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.
Согласно ч.3 ст.62 принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности — судьи, прокурора, нотариуса и т.д., право участвовать в референдумах и т.п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе «О правовом положении иностранных граждан» от 24 июня 1981г., в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной ответственности.
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст.3 Закона «О правовом положении иностранных граждан» от 24 июня 1981г. ответные ограничения (реторсии).
Еще почитать —> Орден ленина льготы и выплаты 2024 в россии
Консул вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях юстиции страны пребывания, выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на въезд в Россию. Он осуществляет и некоторые другие функции.
Конституция и УК (ст. 13) запрещают и выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора.
Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..
Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность (ст.9).
Из положений ст. 35 Конституции РФ следует, что субъектом конституционного права частной собственности может являться каждый — как физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация, иностранная организация), находящиеся на территории государства.
Применительно к праву собственности на землю Конституция РФ в ч. 1 ст. 36 уточняет, что к субъектам данного права относятся граждане Российской Федерации и их объединения. Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает для иностранных граждан ограничения права собственности на земельные участки.
Например, иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной. Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются. Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф. Эти объекты иностранцу могут быть предоставлены только в аренду, и то, только при условии, что он имеет соответствующую лицензию. Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Итак, вернемся к законодательству Российской Федерации. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2024 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
В Краснодарском крае к таким территориям относятся:
· Муниципальное образование Ейский район,
· Муниципальное образование Каневский район,
· Муниципальное образование Мостовский район,
· Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район,
· Муниципальное образование Славянский район,
· Муниципальное образование Темрюкский район,
· Муниципальное образование Туапсинский район,
· Муниципальное образование Щербиновский район,
· Муниципальное образование город Анапа,
· Муниципальное образование город-курорт Геленджик,
· Муниципальное образование город-курорт Новороссийск,
· Муниципальное образование город-курорт Сочи.
В связи с изданием Указа вступил в силу запрет, установленный Земельным кодексом РФ, на обладание на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. С момента вступления в силу Указа, то есть с 9 января 2011 года, указанные лица не могут обладать такими участками на праве собственности, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, – это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В частности, в список входят города так или иначе расположенные в определенной близости от государственной границы РФ.
Данная норма является императивной, то есть применение части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ является обязательной и обходу никоим образом не подлежит.
Итак, Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях Российской Федерации.
Однако рассмотрим следующую ситуацию…, до вступления в силу Указа действующее законодательство разрешало иностранцам приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях у частных собственников на основании любых сделок за исключением приватизации. Нет ничего удивительного в том, что на момент вступления в силу Указа на приграничных территориях образовалось определенное количество иностранных собственников земельных участков.
Чтобы проанализировать возможную судьбу земельного участка, расположенного на приграничных территориях и находящегося в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица, необходимо ответить на вопрос, на каком основании этот земельный участок был приобретен в собственность.
Возможные последствия для «незаконных» собственников. Запрет на приватизацию иностранными гражданами и юридическими лицами земельных участков из госсобственности на приграничных территориях действовал и до вступления в силу Указа. Следовательно, есть вероятность того, что лицо, приобретшее право собственности на такой земельный участок в порядке приватизации, сделало это в нарушение действовавшего законодательства, а значит, есть основания квалифицировать такую сделку как недействительную. Согласно правилам Гражданского кодекса РФ, каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (с учетом применимого срока исковой давности).
Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, незаконно приобретшие земельные участки на приграничных территориях в порядке приватизации, однозначно находятся в «группе риска», поскольку могут лишиться этих участков в результате применения последствий недействительности к заключенным им сделкам.
Возможные последствия для законных собственников. Другую группу составляют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, приобретшие земельные участки на приграничных территориях до вступления в силу Указа на основании сделки купли-продажи у частного собственника, в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Ни Земельный кодекс, ни Указ не содержат специальных норм, устанавливающих судьбу земельных участков, расположенных на приграничных территориях, которые тем или иным законным образом были приобретены в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами до вступления в силу Указа.
С одной стороны, права указанных лиц на приобретенные ими земельные участки должны быть защищены общей нормой законодательства о том, что закон не имеет обратной силы. Однако при этом нельзя забывать о правилах, содержащихся в Гражданском кодексе РФ в отношении имущества, ограниченного в обороте, поскольку в силу ограничений, установленных Земельным кодексом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, могут быть квалифицированы в качестве такого имущества.
Согласно ст. 238 Гражданского кодекса, если такого рода имущество оказалось у лица на законном основании, однако данное лицо по закону лишено возможности обладать им на праве собственности, такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 названной статьи Кодекса).
Возможность применения ст. 238 ГК РФ к рассматриваемой ситуации вызывает множество вопросов, поскольку указанный в ней годичный срок может быть не релевантен (ведь на момент вступления в силу Указа земельный участок мог законно находиться в собственности такого иностранного лица более чем в течение года). Однако факт наличия данной нормы в действующем законодательстве РФ не позволяет в настоящее время сделать однозначный вывод о том, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, законно приобретших земельные участки на приграничных территориях, никак не будут затронуты в связи с принятием Указа.
Неоднозначность сложившейся ситуации, вероятно, может быть разрешена либо формированием судебной практики, либо принятием законодателем специальных нормативно-правовых актов, регулирующих дальнейшую судьбу земельных участков на приграничных территориях, оказавшихся в собственности иностранных граждан или юридических лиц, либо принятием уполномоченными инстанциями официальных разъяснений в отношении применения к данной ситуации действующего законодательства Российской Федерации.
Судебная практика.
Суды в целом правильно применяют нормы материального права, в частности, положения статей 3, 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.
По делам данной категории судьи проверяли, не изменилось ли гражданство ответчика, не совершил ли он к моменту рассмотрения дела сделку по отчуждению земельной доли или земельного участка и, соответственно, сохраняется ли у него обязанность по продаже земельного участка. Например, решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2024 года (дело №) по иску прокурора города Новороссийска гражданин Аглинишкис В.В. понужден к продаже принадлежащих ему долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….
Принимая такое решение, суд правильно исходил из того, что ответчик Аглинишкис В.В. является гражданином иностранного государства, его право собственности на спорные земельные доли зарегистрировано 29 марта 2005 года и 15 апреля 2005 года и в течение года с момента государственной регистрации права ответчик не произвел отчуждение земельных долей.
В то же время следует отметить, что при вынесении решения по требованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в резолютивной части обязательному указанию подлежит о продаже такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), поскольку именно такой порядок установлен статьей 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель.
Еще почитать —> Налог ок продажи недвижимости нерезедентом в 2024 глду
Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
2.Экстрадиция — акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.
3.Конституция РФ (ч. 2 ст. 63) устанавливает, что выдача осуществляется на основе Федерального закона и международного договора РФ. При возникновении вопроса о выдаче лицо может стать субъектом экстрадиции лишь при условии наличия у этого лица гражданства запрашивающего государства, отсутствия гражданства страны, на территории которой он находится, а также в случае, если запрошенное к выдаче лицо является апатридом (лицом без гражданства) либо гражданином третьего государства.
Предусматриает ли конституция рф выдачу лиц находящихся на территории рф иностраным странам
— полис медицинского страхования, действительный на территории РФ, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Однако при рассмотрении вопроса о неразрешении въезда в РФ должны также учитываться тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины иностранного гражданина и иные обстоятельства (длительность проживания в РФ, семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории РФ, род деятельности, законопослушное поведение и др.)
- выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного процесса, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию РФ. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не по своей вине не могло покинуть территорию РФ;
- выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.
К запросу о выдаче лица для уголовного преследования прилагается заверенная копия постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.
Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.
В соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности (гл. 53 — 55 УПК). Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. В ст. 464 УПК сформулированы основания отказа в выдаче лица для уголовного преследования или для исполнения приговора .
———————————
БВС РФ. 2003. N 10. С. 19 — 20; 2005. N 2. С. 13 — 14.
2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.
Еще почитать —> Орден мужества захоронение
Статья 13
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Комментарий к статье 13
1. Выдача преступников — это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно — процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.
2. В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.
3. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 Конституции говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в УК.
4. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.
Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится.
Следует отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
5. Статья 63 Конституции РФ устанавливает принцип предоставления убежища иностранным гражданам. В ней говорится:
«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
6. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 августа 1995 г. . В этом Положении декларируется, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно — политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).
Указ Президента РФ от 26.07.1995 N 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.07.1997 N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». ———————————
СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 3095.
7. В ст. 5 этого Положения указывается, что «политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».
8. Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ (ст. 3 Положения).
9. УК в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.
10. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:
преступление совершено на его территории;
преступник является гражданином этого государства;
преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
11. В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период Второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
12. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Первое — преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе — если по законам страны, требующей выдачи, за это преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.
13. Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
14. Выдача преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
15. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
16. В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Следует отметить, что отказ в выдаче вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает обязанность РФ осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством, руководствуясь универсальным или реальным принципом действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК). Такой вывод не распространяется на отказ в выдаче, обусловленный реализацией конституционного права на политическое убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ, «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».
Основания и условия выдачи лиц, совершивших преступление . Анализ перечисленных международно-правовых актов позволяет сделать вывод, что единственным основанием выдачи выступает совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства экстрадиционного, т.е. влекущего выдачу, преступления. Исходя из принципа «тождественности» («двойной криминальности») экстрадиционным признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее 1 года или более строгим наказанием (п. 1 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., п. 2 ст. 56 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.).
В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
05 Апр 849