Содержимое
- Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела несовершеннолетнего направлено в прокураткру
- Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
- Отказ в возбуждении уголовного дела
- Статья 148
- КС пояснил порядок повторных отказов в возбуждении уголовного дела по одному сообщению о преступлении
- Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела
- Отказ в возбуждении уголовного дела — универсальное решение проблем с отчетностью
- Образец составления жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Муниципальное образование Глазовский район
- Уголовный процесс
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела несовершеннолетнего направлено в прокураткру
Содержание
- Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела несовершеннолетнего направлено в прокураткру
- Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
- Отказ в возбуждении уголовного дела
- Статья 148
- КС пояснил порядок повторных отказов в возбуждении уголовного дела по одному сообщению о преступлении
- Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела
- Отказ в возбуждении уголовного дела — универсальное решение проблем с отчетностью
- Образец составления жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
- Муниципальное образование Глазовский район
- Уголовный процесс
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела несовершеннолетнего направлено в прокураткру
По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), при этом исходить из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ о том, что к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести.
Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
Исходить при этом из приоритета права на доступ к правосудию в разумный срок, используя обозначенное полномочие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, только при выявлении нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, влекущих незаконное привлечение к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.
Исходить из того, что применение видеозаписи или киносъемки допускается в ходе следственных действий, осуществляемых с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, если они или их законные представители против этого не возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле и не предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его законному представителю и защитнику в случае принятия решения в порядке части 6 статьи 166 УПК РФ о сохранении в целях безопасности в тайне данных о несовершеннолетнем потерпевшем или свидетеле.
Отказ в возбуждении уголовного дела
Необходимо помнить о том, что сроки доследственной проверки сообщения о совершенном или еще готовящемся преступлении четко регламентированы статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Должностное лицо (руководитель следственного отдела или отдела дознания, следователь, дознаватель) обязаны проверить поступившее сообщение и в течение 3 суток вынести обоснованное процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
АДВОКАТ СОВЕТУЕТ: последнее, к сожалению, либо совсем не проводится, либо проводится не выходя из кабинета, путем составления оперуполномоченным рапорта, в котором указано, что лица не установлены, документы и предметы не обнаружены, хотя были приняты все меры для их установления. Для исключения подобного следует запрашивать розыскное дело. Это исчерпывающий перечень оснований для продления сроков доследственной проверки до 30 суток. В случае, если должностным лицом указывается иная причина продления до 30 суток, это прямое основание для отмены такого процессуального решения. При ознакомлении с материалами проверки необходимо обращать на основание продления сроков особое внимание.
Срок рассмотрения жалобы судом — не более 5 суток со дня поступления жалобы. После того, как суд примет вашу жалобу, вас обязаны вызвать в судебное заседание. Кроме того, рассмотрение жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела в суде происходит с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа (ч.3 ст.125 УПК РФ).
Срок рассмотрения — в течение 3 суток со дня получения жалобы руководителем следственного органа (начальником отдела полиции). В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток с обязательным извещением заявителя о возникшей необходимости продления срока рассмотрения жалобы (ст. 124 УПК РФ).
Еще почитать —> Отмена усыновления исковое заявление от отца решения
Статья 148
1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.
6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
КС пояснил порядок повторных отказов в возбуждении уголовного дела по одному сообщению о преступлении
В июле 2024 г. Лефортовский районный суд столицы отказался признавать незаконным очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отмену спорного решения прокуратурой, но признал незаконным бездействие должностных лиц ОВД при рассмотрении соответствующего заявления о преступлении, которое длилось более трех с половиной лет. В связи с этим суд обязал руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. Тем не менее осенью 2024 г. следователь в очередной раз отказался возбуждать уголовное дело, а его постановления были опять отменены прокурором как незаконные и необоснованные. В итоге уголовное дело возбуждено лишь 10 декабря 2024 г.
Андрей Гривцов считает, что вряд ли комментируемый судебный акт изменит во многом формальный подход следствия к многократному вынесению постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел без надлежащего проведения проверок: «Изменить порочную практику сможет лишь расширение процессуальных полномочий прокурора, которое находится в компетенции законодателя, а не Конституционного Суда РФ».
Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела
Мотивировочная часть содержит доводы дознавателя (в его роли может выступить также участковый или оперативный уполномоченный) или следователя в обоснование своего решения, а резолютивная — формальные основания для вынесения отказа со ссылками на нормы УПК РФ.
1.4 Ознакомление происходит в помещении органа, вынесшего постановление: в отделе полиции или отделе Следственного комитета (СКР). Сделайте фотокопии всех материалов. Если вы не хотите или не можете лично явиться в отдел полиции (отдел Следственного комитета), с материалами проверки может ознакомиться ваш представитель, у которого есть от вас доверенность.
- Из-за собственной некомпетентности и допущения волокиты, возможно должностное лицо укрывает то, что вовремя не среагировало и не вынесло постановление о возбуждении уголовного дела, хотя для этого имеются все основания.
- Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела за пределами срока проверки – серьезное процессуальное нарушение и грозит санкциями для должностного лица и вышестоящих лиц, осуществляющих контроль.
- Допущение подобного со стороны должностного лица — прямое основание для отмены постановления об отказе и реального возбуждения уголовного дела.
При просмотре материалов необходимо уточнить основания отказа в возбуждении уголовного дела. Если вы находите их необоснованными, нужно действовать. Самый верный способ – обжаловать решение. В жалобе приводятся аргументы того, почему вы не принимаете выводы следствия.
Отказ в возбуждении уголовного дела — универсальное решение проблем с отчетностью
Злостность вышеуказанных нарушений проявляется в том, что после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками органов дознания спустя определенное время вновь выносится такое же постановление. При этом указания прокурора о выполнении дополнительных проверочных мероприятий не исполняются либо исполняются не в полном объеме. Особенно злостно при этом действуют должностные лица отделов дознания, которые систематически не исполняют даже самые прямые указания прокурора о необходимости возбуждения уголовного дела. Надо отметить, что такие прямые указания даются лишь в случае совершенной, просто абсолютной очевидности признаков преступления, тем не менее, они все равно не исполняются. Иногда возникает ситуация, при которой участковые уполномоченные полиции, действуя во исполнение указаний прокурора, направляют материал проверки в отдел дознания, откуда он опять возвращается участковому без всяких оснований. То же самое происходит, если неперспективный материал проверки попадает в следственный отдел. Все это говорит о явном несоблюдении положений ч. 4 ст. 21 УПК РФ.
Еще почитать —> На каком счете отразить ндфл с больничного листа в 2022
Сказанное позволяет с большой долей уверенности утверждать, что деятельность органов дознания (прежде всего органов внутренних дел) по-прежнему направлена на укрытие преступлений от учета и создание ложного представления о положительных результатах своей работы у вышестоящего руководства. Реформа системы МВД никаких хоть сколько-нибудь значимых положительных перемен в этой сфере не принесла, что свидетельствует о ее несостоятельности. К сожалению, Приказом МВД РФ от 29.06.2011 г. № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2012г.) существующая система оценки существенно не изменена, поэтому трудно рассчитывать на какие-либо позитивные сдвиги.
Образец составления жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
23 марта 2024 г. участковый уполномоченный полиции ОП №1 УМВД России по г. Калуги -звание ФИО-, рассмотрев материал проверки, зарегистрированный в КУСП за №132 от 14.03.2022г., по моему заявлению о хищении сотового телефона вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
По смыслу статей 24, 140-145 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления принимается в том случае, когда в результате рассмотрения сообщения о преступлении должностное лицо придет к выводу, что указанное в заявление событие не происходило. При этом такой вывод должен быть подтвержден проведенными в полном объеме материалами проверки.
- Изучение документа.
- Изучение документов, которые заявитель приложил к обращению.
- Изучение деталей отказа, сопоставление с той информацией, которая предоставлена обратившимся.
- Принятие решения, оформление его в виде постановления.
Чтобы открыть дело о совершении деяния с признаками преступления, нужно получить сообщение о произошедшем и провести проверку сведений. Если налицо основания, то выносится постановление о возбуждении. В течение суток копия документа должна быть направлена заявителю и прокурору. Заявителю объясняется его право на обжалование документа.
На моего сына (12 лет) вынесли постановление об оТКазе о возбуждении уголовного дела ТК он несовершеннолетний прокуратура отменила это постановление, ТК вина моего сына не доказана и в деле которое вела дознаватель его вообще никто не упоминает а в постановлении он виновен его поставили на учет! Теперь когда постановление отменено его снимут с учета? И оставят ли в покое те не будут больше допрашивать?
19.03 неустановленные лица разбили окно, а 20.03. вынесено решение об отказе в возбуждении дела. Наряд пришлось вызывать снова 21.03. (об отказе я еще не знала, только письмом через несколько дней), на стекле появились еще 3 новых отверстия. На селе понимаете, все на слуху. Сразу сказали, кто пьет и хулиганит. Участковый знает их. На мой вопрос, кто будет возмещать ущерб, ответил, что по второму заявлению ущерба нет, так как стекло было уже нецелым. А хулиганье на улице только радуется, что нет на них управы. Кидают в окно камнями уже как с полгода. Полгода назад разбили, но убежать не успели, пришли родители их позже и вставили окно. А сейчас участковый заявления по-быстрому закрывает. Полный беспредел у нас. Приписали, что я могу обжаловать постановление по ст 16 УК РФ. (вроде как такой и нет) Сразу идти в прокуратуру? Я просто не понимаю, что такое «высшее должностное лицо». С уважением, Татьяна.
Еще почитать —> Определить фмс по адресу
5. В процессе реформирования правоотношений прокуратуры и органов расследования часть шестая комментируемой статьи претерпела многочисленные изменения (начиная с 2007 г.). В современном обличье она: а) сохраняет традиционное процессуальное полновластие прокурора по отношению к органу дознания в стадии возбуждения уголовного дела, придавая прокурорскому постановлению об отмене постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и указаниям, вытекающим отсюда, в том числе своему прямому предписанию о возбуждении уголовного дела и производстве дознания, обязательный характер; б) возвращает прокурору отсутствовавшее у него с 2007 г. право отменить незаконное или необоснованное постановление руководителя следственного органа и следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить руководителю следственного органа свое постановление о такой отмене с изложением обстоятельств, подлежащих дополнительной доследственной проверке, но не возвращает прокурору права ни самому возбудить уголовное дело, ни предписать руководителю следственного органа, следователю сделать это в обязательном порядке; в) сохраняет право «соответствующего» руководителя следственного органа отменить постановление нижестоящего руководителя следственного органа, а равно подчиненного следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и лично возбудить уголовное дело или направить материалы доследственной проверки со своими указаниями.
3. Если при отказе в возбуждении уголовного дела выяснится, что сообщение о готовящемся или совершенном преступлении носило характер заведомо ложного доноса (статья 306 УК) либо другого уголовно наказуемого деяния, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос, дать ему юридическую оценку и решить вопрос о возбуждении дела публичного обвинения на общих основаниях и в обычном порядке.
Муниципальное образование Глазовский район
В случае если несовершеннолетний совершил преступление, однако к моменту его совершения не достиг возраста уголовной ответственности, органом предварительного расследования на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Это важно в том плане, что несовершеннолетний по различным причинам может сознаться в совершении преступления, которое на самом деле не совершал, либо в его действиях отсутствует состав какого-либо преступления, как следствие, принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела по указанному нереабилитирующему основанию влечет нарушение его прав. Кроме того, в последующем на несовершеннолетнего и его родителей (или иных законных представителей) может быть возложена обязанность возместить вред, причиненный преступлением.
Уголовный процесс
Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, того возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В данном случае отсутствует один из основных элементов состава преступления — субъект преступления. УПК РФ допускает возможность прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего как в стадии предварительного следствия, так и в суде.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть помешены в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел по постановлению судьи. В ночное время, выходной или праздничный день либо в других исключительных случаях указанная категория лиц может быть помешена в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте, либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел.