Содержимое
Почему воровство грех
Содержание
- Православная Жизнь
- Вопрос 66
- Почему воровство грех
- Не кради
- Всегда ли следует однозначно относится к воровству? Всегда ли воровство — грех
- Почему воровство грех
Глава 182 ЗАКОНЫ ВОРОВСТВА И ГРАБЕЖА 1. Запрещено красть или отнимать что бы то ни было как у еврея, так и у нееврея. Написано в «Тана де-Вей Элиягу»: «Вот история про одного человека, который рассказал мне, что обманул нееврея, отмеривая финики, которые продавал ему, а потом на
Проблема детской лжи и воровства И.Г. Некоторые родители замечают, что дети начинают говорить неправду, иногда даже очень убежденно и ярко. Одна женщина мне рассказывала, что ее старшая дочка обманывает, чтобы скрыть свое воровство. Семья церковная, все регулярно ходят в
Еще в земной жизни за этот грех бывает расплата: описано немало случаев, когда люди, совершавшие кражу, становились слепыми. Например, в житии преподобного Кирилла Новоезерского рассказывается, как разбойники прибыли к Красному острову, чтобы обокрасть монаха. Преподобный напомнил им, что «есть грозный суд правды Божией», но злодеи не вняли его словам и большинство из них ослепли. Когда разбойники раскаялись, святой отпустил их, но сказал: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».
У одних все начинается с зависти. Человек смотрит, как живут богатые люди, и думает: «Я работаю не покладая рук, а эти наворовали и пользуются чужим!» В нынешних условиях многие люди действительно оказались в тяжелом положении. Им, живущим предельно скромно, невыносимо смотреть на вызывающую роскошь, которую транслируют по телевидению. Но ведь чувства осуждения и злобы лишь усугубляют проблему. Они отравляют мысли, взвинчивают нервы, и сама жизнь начинает казаться беспросветной. Более того, человек, который не противоборствует зависти, в итоге оказывается и сам готов переступить черту — присвоить себе чужое. «Ведь так все делают!» — убеждает он себя.
Святитель Григорий Великий писал: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но на самом деле они заблуждаются в таком недальновидном суждении. Ибо в том карается не скупость, но хищение. Там (то есть в ветхозаветные времена. – прот. О.С.) вещь, неправедно изъятая, возмещается вчетверо. А здесь (то есть в новозаветные времена. – прот. О.С.) богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего. И не говорится, что он кого-то притеснял силой, но что превозносился из-за вещей приобретенных» 2 .
Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради (Исх. 20: 13–15): каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19: 19); продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19: 21); кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5: 41), – вот уже действия, приличные подвижникам, и для совершения их нужна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости Того, Кто через более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству» 3 .
Православная Жизнь
Воровство не всегда материально: сейчас всё большую ценность приобретает информация. О кражах последней снят хороший фильм «Операция „Колибри“», главные герои которого придумывают, как первыми получить котировки с биржи. Мне кажется, что воровство чего-то нематериального опаснее: вещь мозолит глаза, напоминает о неблаговидном поступке — чего не скажешь о том, что нельзя взять в руки.
Размышления о заповедях можно найти, наверное, у каждого проповедника и святого отца. Лично мне больше всего нравится их толкование, написанное святителем Николаем Сербским. Есть маленькая книжечка его авторства, называется «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» — настоятельно рекомендую её всем нашим читателям. По поводу восьмой заповеди святитель говорит вот что: «Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему».
Еще почитать —> Ст 144 ч 3 ук рсфср 1960
Вопрос 66
Возражение 3. Далее, Амвросий говорит (и эти его слова приведены в «Декреталиях»): «Никому не дозволено объявлять своим то, что является общественной собственностью», причем «общественным», как это явствует из контекста, он называет внешние вещи. Следовательно, похоже, что человек не вправе присваивать себе внешние вещи.
Ответ на возражение 2. Неверные обладают своими благами неправосудно в той мере, в какой земные правители предписывают эти блага конфисковать. Следовательно, их могут принудительно лишить этих благ, но [по распоряжению] не частной, а общественной власти.
‒ Да, вы назвали очень правильные слова: рассуждение, трезвение. Я бы к этому добавил еще бдительность, внимание – во многом жертвы воровства смогли бы заранее (если бы подумали, что у них могут украсть) этот грех предотвратить, если бы были внимательнее, осмотрительнее, осторожнее. Но, с другой стороны, от всего предостеречься невозможно. Воры на то и воры, что знают, когда у человека что-то легче украсть: когда он менее к этому готов, расслаблен, менее внимателен – они ловят момент, чтобы совершить свое злодеяние.
Но все-таки исправление должно происходить изнутри – именно через покаяние, прежде всего перед Богом, через осознание того, что это не просто нарушение закона, это именно грех – то, что повредит тебе самому в вечности, то, что лишит тебя перспективы богообщения, пребывания с хорошими людьми: фактически воры, которые продолжают воровать и поддерживают общение с такими же, мы прекрасно понимаем, Царства Божия не наследуют.
Почему воровство грех
ОТКАЗ БЛИЖНЕМУ В КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАНЕСЕННЫЕ ЕМУ УБЫТКИ. Еще в Ветхом Завете содержался закон, обязывающий компенсировать убытки, нанесенные ближнему в результате вины или небрежности. Например, если у кого были повреждены скотом урожай на поле или в саду, то хозяин животных обязан был возместить убытки с лихвой или соответствующими продуктами или в денежном эквиваленте (Исх. 22, 5-6). Христианин же тем более должен поступать так, чтобы ближний не гневался на него и не был бы обижен им из-за понесенных убытков. Например, если кто снимал квартиру или просто жил у друзей во время их отсутствия и им по какой-то причине были испорчены обои или что иное в квартире, то перед возвращением хозяев он должен сделать ремонт или оплатить его стоимость владельцам поврежденной собственности. Даже если ближний и не требует с нас вознаграждения за убыток по своей совестливости или потому, что не может, очевидно, доказать свои потери, то мы сами должны предложить ему вознаграждение. Если же он ожидает вознаграждения, то в таком случае отказ с нашей стороны есть прямое насилие над его собственностью. Также если кто-то из нуждающихся художников или ремесленников дарит нам свое произведение искусства, то мы должны по своей силе оплатить его труд, хотя он и преподнесен нам в виде подарка.
КРАЖА. «Воры. — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10). Если же отказано им в Царстве Небесном, то значит уготованы им ад и вечная мука. Казалось бы, как перед такой угрозой не остановиться вору! Между тем страсть легкой наживы и плотских развлечений становится сильнее страха наказания, предреченного Господом. Часто подстрекает к повторению краж невоздержанная, разгульная жизнь, увлечение пьянством и наркоманией. Так как существенным признаком кражи в противоположность грабежу является ее тайность, совершение преступного действия при отсутствии хозяина вещей и отсюда неприменение насилия и угроз, то многим ворам нравится их греховная деятельность в силу той хитрости и умения, с которой они совершают ее. Иной раз вор не успевает воспользоваться украденной вещью, потому что бывает задержан на месте преступления или вскоре после него. Но нравственная вина воровства все равно остается на нем. Вина эта в том, что вор безжалостно отнимает у других то, что они приобретали в течение многих лет, большей частью тяжелым и упорным трудом. Часто вся семья обворованного остается без куска хлеба и голодает; другие вынуждены предпринимать излишние траты, чтобы защититься от воровства (найм сторожей, установка сигнализации, решетки, стальные двери, страховка и пр.). Вор — это самый злой враг собственности и благосостояния ближних, каковы бы ни были мотивы воровства, они не извинительны и не оправдают его на Страшном Суде. Если человек хочет покаяться и оставить воровство, то он должен вернуть (если это возможно) людям похищенное, понести церковную эпитимию (отлучение на 2 года), (Василий Великий пр.61) и впредь трудиться и зарабатывать на хлеб насущный своими руками (Еф. 4, 28). Личный труд научит его ценить и чужие труды. Зная по опыту, чего стоят деньги или вещи, бывший вор поймет, что ощущает обкраденный человек и не будет впредь касаться чужой собственности.
Еще почитать —> Алгоритм взыскателя с приставами
Не кради
Недавно знакомая, назовем ее Еленой, поделилась со мной интересным наблюдением. Она работала завскладом электротоваров на крупном предприятии. Елена была материально ответственной, от нее требовалась максимальная бдительность и принципиальность. Елена не брала себе ничего, разве что принесла с работы домой энергосберегающие лампочки.
Если же человек захочет раскаяться и оставить воровство, то должен обратиться к Богу с просьбой о прощении, должен вернуть (если это возможно) похищенное и впредь зарабатывать на хлеб насущный честным трудом: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделить нуждающемуся» (Еф.4:28).
Всегда ли следует однозначно относится к воровству? Всегда ли воровство — грех
У Бога все принципы и законы записанные в Библии совершенны, полезны и мудры. Сам Бог живет по ним, чего бы ему это не стоило. Библия однозначно осуждает воровство. В книге Римлянам 2:17 написано»Если же ты называешься иудеем ( христианином, верующим) , и опираешься на закон, и гордишься Богом, и знаешь его волю, и одобряешь то, что превосходно, поскольку устно наставлен из Закона, и убеждён, что ты — поводырь слепых, свет для тех, кто во тьме, исправляющий неразумных, учащий младенцев и владеющий в Законе основами знания и истины, — то как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя «не кради» , крадёшь? Гордясь законом, бесчестишь Бога, преступая Закон? И «имя Бога хулится из-за вас среди других народов» , как и написано».
Но как быть этой женщине? В Библии в Эфесянам 4:28 говорится «Кто крал, пусть больше не крадёт, а лучше усердно трудится, делая своими руками полезное, чтобы ему было чем поделиться с нуждающимся». В 1 Петра 5:6 написано «Поэтому смиритесь под могучую руку Бога, чтобы он возвысил вас в своё время, и все свои беспокойства возложите на него, потому что он заботится о вас». В 1 Иоанна 5:14 » И вот какая уверенность есть у нас, когда обращаемся к Богу: чего бы мы ни просили по его воле, он слышит нас». Исходя из этих стихов мы видим, что молиться Богу нужно и просить то, что в согласии с его волей. Полагаясь на Бога, он обязательно позаботится о том в чем мы нуждаемся и без всякого воровства.
– Апостол Павел говорит: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4. 28). Примечательно, что в этой фразе указывается одна из главных причин греха – нежелание трудиться, а также добродетель, практикуясь в которой, человек может победить грех, – подаяние милостыни.
– Подобные случаи крайне редки. К ним можно отнести ситуации, в которых человек берет чужую вещь, будучи абсолютно уверенным, что владелец отдал бы ему эту вещь при личной встрече. Вообще, к этому вопросу нужно подходить с осторожностью, так как вольно или невольно можно подтолкнуть человека к оправданию подобных не всегда безобидных шагов.
В основном мы видим физическую сторону утверждения «воровать плохо», но в невидимом мире существуют определенные законы, и если мы не знаем об их существовании или не хотим думать о них, это вовсе не означает, что их нет. Моисею Богом были даны скрижали, в которых прописаны десять заповедей — это было послание человечеству. Их соблюдение дает человеку возможность жить в согласии с мирозданием, жить в гармонии с окружающим миром, будь то люди или природа. Но мы слабы перед обстоятельствами и, как правило, не учимся на опыте других людей, живших до нас и проходивших те же жизненные испытания.
Наши современники о заповедях имеют смутное представление, большинство ограничиваются перечислением только двух: «Не убий» и «Не укради». Первую мы сразу исключаем, даже не задумываясь, что аборт — это грех, ответственность за который несут оба, независимо какие обстоятельства заставили его сделать. «Не укради» — к нам тоже не очень относится, мы же не воруем у своих знакомых или в магазине из кармана соседа. За последние два десятилетия стерлась грань между понятиями «работа» и «мошенничество», между «заработать» и «украсть». Мы даже не считаем за нечестность наживу на компаниях-однодневках, на бухгалтерских приписках, списывание инвентаря или присвоение сырья, продуктов, канцелярских принадлежностей из офиса, а это ведь тоже воровство. Зачастую это кажется неважным. Но подумайте, если дорожные рабочие продали на сторону песок или щебенку, это уменьшит толщину покрытия шоссе. Вполне вероятно, это приведет к дефектам дороги, что может стать причиной аварии. Казалось бы, вроде и не грех, но привел с гибели людей.
- Воровство, т. е. незаметное для владельца похищение чужой вещи.
- Грабительство, т. е. отнятие чужой вещи насилием.
- Святотатство, т. е. присвоение того, что освящено принадлежностью Церкви.
- Мздоимство, или взятничество, т. е. когда берут незаконно дары с людей, которым по своей должности обязаны сделать просимое безвозмездно (бесплатно).
- Тунеядство, т. е. когда получают жалование за должность или плату за работу, но должности и работы не исполняют.
- Лихоимство, т. е. когда берут за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужою бедою.
Еще почитать —> Ндфл При Договоре Дарения Между Близкими Родственниками
Другая запоминающаяся история воровства – из Книги Деяний святых апостолов. В четвертой и пятой главах книги рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первой христианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира утаили часть вырученных средств: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов» (Деян. 5: 1-2). Тут мы имеем «гремучую смесь» из двух грехов – воровства и обмана. А вот дальнейшее развитие событий, связанных с Ананией и Сапфирой:
Каждый раз, когда вам выдадут сдачу больше, чем следует, задумайтесь, не испытывает ли вас Господь, ибо плата будет велика за воровство, а это тоже кража. Порой великий соблазн окутывает христианин получить желаемое, в этот момент обратитесь к Богу с прошением указать, не на опасном ли вы пути (Псал.138:24), чтобы Господь отвел беду и направил на путь верный и вечный.
Наличие счетчиков воды, газа, света является чудесным подарком в борьбе с уравниловкой. Каждый хозяин может контролировать расходы и оплачивать их строго с показаниями счетчиков. Народные «умельцы» научились перематывать показания в меньшую сторону, при этом обкрадывая даже не государство, а конкретного рабочего, который трудится на соответствующем предприятии.
Если у настоятеля нет ясных свидетельств, что те средства, которые человек предлагает ему для пожертвований, связаны с криминальной процедурой, как можно делать какие-то выводы? Настоятель должен принять эти средства. Перед ним – человек, неизвестно, хороший или плохой, хочется надеяться, что хороший. Если у него есть какие-то грехи, пусть в них кается, если хочет делать что-то доброе, пусть делает.
Когда мы это отсечем, нам становится гораздо легче. Представим ситуацию: приходит, например, к настоятелю человек и делает пожертвование на храм. А настоятелю говорят: «Этот человек, между прочим, отсидел за воровство» или просто сообщают, что он был «нечист на руку». Что делать настоятелю? Если человек приходит и хочет быть христианином, внести пожертвование, почему настоятель должен ориентироваться не на его поступок, а на то, что про него говорят?
Почему воровство грех
Наодалживав украшений, евреи тайно снялись с места и ночью ушли. Считая что у рабов драгоценностей быть не могло (то есть все потраченное золото было ворованное), я как то просуммировал сколько же материала пошло на изготовление золотого тельца, скинии и прочих атрибутов. Получились довольно таки интересные цифры
А все дело в том, что когда евреи собрались покинуть Египет, Господь сказал Моисею — когда будете уходить, я помогу вам обокрасть египтян. Для этого ваши женщины должны будут пройтись по своим соседям и на честное слово выпросить у них золотые украшения («. каждая женщина выпросит у соседки своей. и оберете Египтян»)