Содержимое
- Системные блоки и мониторы: КОСГУ зависит от планов по их использованию
- По какому КОСГУ отразить покупку системного блока и монитора, если это не комплект
- Покупка лицензии — КОСГУ в 2024 году
- Замена старого системного блока на новый в учреждении госсектора в соответствии с ФСБУ
- Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
- Нецелевое использование
- Учёт программного обеспечения в бюджетном учреждении
- По какому коду КОСГУ учесть расходы на покупку USB-разветвителя
- Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2024 и в 2024 году
По какой статье косгу можно купить компьютер
Содержание
- Системные блоки и мониторы: КОСГУ зависит от планов по их использованию
- По какому КОСГУ отразить покупку системного блока и монитора, если это не комплект
- Покупка лицензии — КОСГУ в 2024 году
- Замена старого системного блока на новый в учреждении госсектора в соответствии с ФСБУ
- Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
- Нецелевое использование
- Учёт программного обеспечения в бюджетном учреждении
- По какому коду КОСГУ учесть расходы на покупку USB-разветвителя
- Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2024 и в 2024 году
Системные блоки и мониторы: КОСГУ зависит от планов по их использованию
Если указанные компьютерные составляющие предназначены для дальнейшей сборки и создания автоматизированного рабочего места, либо будут направлены на расширение функциональных возможностей, улучшение технических характеристик имеющегося основного средства и увеличат его первоначальную / балансовую стоимость, то речь идет о формировании капитальных вложений в основное средство. В таком случае приобретение системного блока, монитора и пр. относятся на подстатью КОСГУ 347, а сами вложения учитываются на счете 0 106 01 000.
Согласно ОК 013-2022 (СНС 2008) и примечанию к Классификации ОС персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу «Имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно».
часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
2) учет монитора и системного блока как отдельных инвентарных объектов, а клавиатуры, мыши и других комплектующих – как материальных запасов, входящих в состав системного блока. Этот вариант учета применим в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования, либо если указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.
Срок полезного использования мониторов и системных блоков можно определить исходя из сроков их эксплуатации, указанных в рекомендациях производителя, и (или) на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом (п. 35 СГС «Основные средства»):
242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом.
Итак, мы остановились в статье на наиболее распространенных вариантах приобретения компьютерной техники. Для каждого рассмотрели коды КОСГУ для отнесения расходов и бухгалтерские записи по ее учету.
При этом еще раз обращаем ваше внимание: выбранный способ учета закрепляется в учетной политике учреждения! Потому что одна и та же компьютерная техника при различном ее использовании может «подпадать» под несколько описанных в статье вариантов учета.
Цель приобретения компьютерной техники — замена вышедшей из строя составной части компьютера или его дооборудование.
Например, у компьютера, учитываемого в качестве инвентарного объекта, сломалась клавиатура и ее нужно поменять. Тогда расходы на приобретение новой клавиатуры будут относиться на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ. Дело в том, что замена вышедшей из строя составной части компьютера (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши) не увеличивает его стоимость (письмо Минфина России от 30.12.2022 № 02-08-05/103745).
Само устройство, приобретаемое в качестве запасной части, будет учитываться в составе материальных запасов до момента замены (пп. 99, 118 Инструкции № 157н*(1)). При замене оно будет списано на расходы текущего года (себестоимость готовой продукции, работ, услуг). Информация о замене отразится в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Однако с учетом п. 27 Стандарта «Основные средства»*(5) возможно изменение стоимости компьютера, если по итогам замены вышедшей из строя части меняются его первоначальные характеристики. Если должностные лица учреждения принимают решение о такой замене, то расходы на приобретение запчасти будут относиться на подстатью 347 КОСГУ.
В учете отразятся следующие записи:
1. Принята к учету приобретенная запчасть при принятии решения о том, что в результате замены первоначальные характеристики компьютера не изменятся*(4):
Дебет 0 105 Х6 346 Кредит 0 302 34 73Х.
2. Принята к учету приобретенная запчасть при принятии решения о том, что в результате замены первоначальные характеристики компьютера изменятся*(4):
Дебет 0 105 Х6 347 Кредит 0 302 34 73Х.
Аналогичным образом будет учтена часть компьютера (приобретаемая компьютерная техника), которая ранее не стояла в компьютере. Например, у компьютера не было внешнего usb-модема. Он был приобретен, чтобы использоваться постоянно непосредственно с конкретным компьютером. То есть произойдет дооборудование существующего компьютера (модернизация с дооборудованием).
Кроме того, в учетной политике каждой организации бюджетной сферы должен быть закреплен способ учета компьютерной техники. Это необходимо сделать прежде всего именно из-за отсутствия общего «универсального» порядка в нормативных правовых актах.
При разработке порядка учета компьютерной техники следует руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:
Приобретение компьютера уже давно должно было стать обычным делом для бухгалтеров организаций бюджетной сферы. Но вопросы по выбору КОСГУ и способу его учета до сих пор возникают. Почему? Потому что универсального «рецепта» просто не существует. Несмотря на это, в сегодняшней статье мы разложим по полочкам возможные варианты выбора кодов КОСГУ и бухгалтерских записей по учету приобретения компьютерной техники.
Если системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь приобретаются с целью последующей сборки из них компьютера, то можно говорить о формировании капитальных вложений в основное средство. Расходы на приобретение таких компьютерных составляющих и комплектующих относятся на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка № 209н*(3), письмо Минфина России от 24.12.2022 № 02-08-05/101462). Сама же компьютерная техника до момента сборки принимается к учету в качестве материальных запасов.
Обратите внимание: код 347 КОСГУ отразится в 24-26 разрядах номера счета 105 00, а также на него будут относиться расходы по приобретению компьютерной техники.
В учете отразятся следующие записи:
1. Отдельные комплектующие приняты к учету в качестве материальных запасов*(4):
Дебет 0 105 Х6 347 Кредит 0 302 34 73Х.
2. Материальные запасы (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь) списаны на формирование стоимости компьютера:
Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 105 Х6 447.
3. Компьютер принят к учету:
Дебет 0 101 Х4 310 Кредит 0 106 Х1 310.
Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Еще почитать —> Отключение электроэнергии за неуплату отопления
Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2024 год (по группам):
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
По какому КОСГУ отразить покупку системного блока и монитора, если это не комплект
Если материальные запасы расширяют функциональные возможности компьютера, улучшают его технические характеристики, увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость — расходы на них отнесите на подстатью 347 КОСГУ (Письмо Минфина России от 24.12.2022 N 02-08-05/101462).
комплектующих, материалов, деталей и прочих изделий для ПК с целью их сборки в единый инвентарный объект и принятия его к учету в качестве объекта ОС либо с целью дооборудования (модернизации) имеющегося ПК, учитываемого в качестве объекта ОС (Письмо Минфина России от 24.12.2022 N 02-08-05/101462);
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 22.11.2022 по вопросу применения кода классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) и сообщает следующее.
Порядок N 209н, изменения, внесенные в Порядок N 209н, утвержденные приказом от 13.05.2022 N 69н, а также методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет».
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Покупка лицензии — КОСГУ в 2024 году
Покупка права пользования любым продуктом интеллектуального труда по лицензии с 1-го января 2024 г. фиксируется в бюджетном учете аналитическими кодами КОСГУ 226, 352, 353 и регулируется Порядком, утв. Приказом Минфина № 209н от 29.11.2022 (с внесенными изменениями приказом № 222н от 29.09.2022).
Шифром 352 обозначают операции по приему к учету прав пользования ПП с определенным СПИ. Например, покупку программы с указанным в договоре СПИ 2 года отражают кодом 226 КОСГУ, а затем при постановке ее на учет (на счет 111 60) используют подстатью 352 КОСГУ.
Однако эти шифры не приемлемы для фиксации кассовых выбытий и поступлений (это запрещено Порядком № 209н), т. е. произвести оплату за лицензию с использованием одной из этих статей нельзя. Поэтому на основании п. 13 приказа № 222н понесенные при покупке лицензии затраты в учете предприятия отражают на подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ во взаимосвязи с кодом затрат 244 «Прочая закупка» КВР.
Кодом 353 КОСГУ отражают операции по приему к учету прав на ПП с неопределяемым СПИ. При приобретении лицензии на ПП учреждение устанавливает факт определения ее срока действия. Случается, что договором СПИ не зафиксирован. Профильная комиссия по движению активов проверяет возможность установления такого срока, учитывая при его определении различные факторы.
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.
- 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
- 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
- подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2022: виды расходов КОСГУ обновили после вступления в силу Приказа Минфина № 75н от 08.06.2022. Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений — бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
С 2024 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2024 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии, — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2022).
Замена старого системного блока на новый в учреждении госсектора в соответствии с ФСБУ
- определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
- составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
- утверждает акты у руководителя учреждения.
Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной.
- частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока: Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 34 410 21 000 ₽ .
- частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока: Дт 0 104 34 411 Кт 0 101 34 410 42 000 ₽ .
- часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
- стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.
В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку.
Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок
- коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
- компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
- поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
- водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
- энергосервисные договоры и контракты.
По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2024 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2024 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2022). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2022).
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
До 2024 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Нецелевое использование
К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Вопросы чаще возникают по содержанию имущества, чем по ремонту, поэтому подробнее остановимся на нем. Ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно¬сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак¬теристик. Содержание – это работы и услуги для поддержания или восстановления функциональных характеристик объекта.
Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.
Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.
В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.
Учёт программного обеспечения в бюджетном учреждении
Принадлежащее учреждению исключительное право на программный продукт учитывается на счёте 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных». Когда стоимость сформирована, нематериальный актив принимается к учёту путём списания затрат с аналитических счетов счёта 0 106 XI 000 на счёт 0 102 XI 000 «Нематериальные активы» (п. 56, 67 Инструкции № 157н).
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
В государственных учреждениях существуют единые требования к бухгалтерскому учёту активов, классифицируемых как нематериальные активы, установленные федеральным стандартом, утверждённым Приказом Минфина России от 15.11.2022 № 181н (далее — СГС «Нематериальные активы»), а также методические рекомендации по применению СГС «Нематериальные активы» доведены Письмом Минфина России от 30.11.2022 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации).
- приобретения за плату;
- создания собственными силами;
- по договору мены;
- безвозмездного получения (по договорам дарения, пожертвования, в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных и иных расчётов);
- при проведении инвентаризаций как излишки.
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
По какому коду КОСГУ учесть расходы на покупку USB-разветвителя
Расходы на покупку USB-разветвителя проведите по статьe КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» или по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Выбор зависит от срока полезного использования и решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Читайте в рекомендации, как комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решения.
По ОКОФ для USB-разветвителя предусмотрен код 320.26.30.11.190 «Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки». По Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1, USB-разветвитель относят к четвертой амортизационной группе. Срок полезного использования – от пяти лет до семи лет включительно. Поэтому отнесите разветвитель к основным средствам, а расходы в учете проведите по статье КОСГУ 310.
Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2024 и в 2024 году
Ранее подстатью для учета таких расходов хотели заменить кодами 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 КОСГУ для определенного срока использования. Согласно поправкам в Приказ № 209н, эти коды нужно использовать только при принятии к учету прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.
Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях
- доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
Составы операций, отражаемых по кодам 352 и 353 КОСГУ, поменяли местами. Теперь подстатью 352 КОСГУ применяют, если в отношении права пользования на результаты интеллектуальной деятельности можно определить срок полезного использования. Соответственно, объекты с неопределенным сроком учитывают по подстатье 353 КОСГУ.
Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).
Еще почитать —> Открыть аккредитив в втб физическому лицу сколько стоит
Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в . Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам. 2. Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений.
Если микрофоны приобретаются не отдельно, а в составе другого объекта основных средств (например, лингафонного кабинета), то, по моему мнению, их стоимость должна учитываться в стоимости этого объекта (увеличивать первоначальную стоимость комплекса конструктивно-сочлененных предметов).
Поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера, признаются поступлениями текущего характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. Таковыми, например, могут быть субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы РФ, гранты в форме субсидий юридическим лицам, субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).
До 2024 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но в настоящее время старый кодификатор заменен новыми шифрами — КВР. Ошибочно полагать, что теперь КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Это в корне неверно.
К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было.
Поступление объектов основных средств отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому открываются соответствующие субсчета по видам внеоборотных активов. Например, для отражения приобретения основных средств открывается субсчет 1 «Приобретение основных средств». В данной организации в отношении объектов основных средств применяется линейный метод начисления амортизации. Начисление амортизации осуществляется с марта 2024 года. Линейный метод подразумевает начисление амортизации равными ежемесячными и годовыми суммами.
- 320.26.20.11 — Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника
- 320.26.20.13 — Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных
- 320.26.20.14 — Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных
- 320.26.20.15 — Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода
Напомним, к основным средствам относите имущество со сроком использования больше 12 месяцев и дороже 100 000 руб. (40 000 руб. для бухучета). Наименование ОС Группа ОКОФ Амортизационная группа Рекомендуемый срок использования Офисный стол, офисное кресло, стеллаж или шкаф 330.31.01.1 Классификацией ОС не предусмотрены, поэтому определяйте группу и срок использования по технической документации Принтер, ксерокс, копировальный аппарат 330.28.23.23 II 2 — 3 года Компьютер 320.26.2 II 2 — 3 года Ноутбук, планшет или другое портативное устройство 320.26.20.11 II 2–3 года Телевизор, подвесные экраны на территории здания 320.26.30.1 IV 5–7 лет Сейф 330.25.99.21 VIII 20–25 лет Жалюзи из текстиля 330.13.92.29.190 III 3–5 лет Наименование ОС Группа ОКОФ Амортизационная группа Рекомендуемый срок использования
Напомним, что при принятии решения об отнесения объекта к основным средствам одновременно должны выполняться критерии отнесения объекта к основным средствам. При этом данные объекты не должны прямо относиться к материальным запасам.
Одним из главных критериев отнесения объектов к основным средствам является условие выполнения ими самостоятельных функций. Однако очевидно, что отдельные части компьютера, в том числе и мониторы, выполняют свои функции только в составе сопряженного комплекта.
Именно поэтому на протяжении последних лет специалисты финансового ведомства неизменно указывали на то, что компьютеры должны учитываться в качестве единых инвентарных объектов. Подобные разъяснения давались как в целях организации налогового учета (смотрите письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95, от 14.11.2008 N 03-11-04/2/169, от 27.05.2005 N 03-03-01-04/4/67, от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54, от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/140, от 01.12.2004 N 03-03-01-04/1/166), так и в целях организации бюджетного учета.
А из содержания письма Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, «Методических рекомендаций…», доведенных письмом Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931, следовало, что приобретаемые мониторы по общему правилу должны были рассматриваться в качестве запасных (составных) частей компьютеров.
Учитывая, что отнесение расходов на приобретение учреждением запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники прямо предусмотрено «Указаниями о применении бюджетной классификации РФ» на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, считаем, что и расходы по приобретению мониторов в рассматриваемом случае также следует отнести на данную статью КОСГУ.
Приобретение же мониторов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, например, в случае принятия должностными лицами учреждения решения об их учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов определенно является поводом для разногласий с контролирующими органами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
https://www.youtube.com/watch?v=SrtOjKlRBdk
21 мая 106