Содержимое
- Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика
- Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского
- Первое появление лужина в романе преступление и наказание
- Первая встреча Раскольникова и Лужина в романе Преступление и наказание
- Первое появление лужина в романе преступление и наказание
- Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»
- Петр Лужин
- Краткая характеристика лужина преступление и наказание
Первое появление лужина в романе преступление и наказание
Содержание
- Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика
- Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского
- Первое появление лужина в романе преступление и наказание
- Первая встреча Раскольникова и Лужина в романе Преступление и наказание
- Первое появление лужина в романе преступление и наказание
- Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»
- Петр Лужин
- Краткая характеристика лужина преступление и наказание
Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика
Лужин в сюжете романа «Преступление и наказание занимает место жениха Дуни Раскольниковой. Мужчина в возрасте 45 лет. Внешность зрелого человека со строгой осанкой, переплетается с его деловым и занятым образом жизни. Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи». В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.
На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется. Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем. Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.
Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.
Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.
Первое появление лужина в романе преступление и наказание
Советский литературовед Л. П. Гроссман установил, что прототипом Лужина был кредитор писателя Павел Петрович Лыжин, которому Достоевский задолжал в свое время 450 рублей. Еще одним доказательством этого служит открытие Лыжиным адвокатской конторы в Петербурге, о чем мечтает и персонаж романа Достоевского.
В романе Лужин выступает «двойником» Родиона Раскольникова. Это преуспевающий человек, не привыкший в чем-либо себя ограничивать. Раскольников ненавидит Лужина, хотя и усматривает нечто общее в его жизненной позиции легкого обхождения преград. Но это еще больше беспокоит честного Раскольникова. Лужин своей «экономической теорией», выстроенной на расчете и выгоде, оправдывает эксплуатацию человека человеком. Теория же Раскольникова построена на бескорыстии помыслов. И, хотя, согласно и той и другой, можно «проливать кровь по совести», побуждения Раскольникова благородны, они выстраданы его сердцем. В основе действий Родиона не расчет, а ошибочное заблуждение, «помрачение ума».
В отношениях с невестой Петр Петрович действительно предстает немного мошенником. Это видно в ситуации с оплатой багажа и отказом оплатить проезд Дуни. Брат героини считает чиновника недостойным, подлым человеком. Мужчина не любит свою невесту. Жениться Лужин хочет, исходя совсем из других побуждений. Красивая, хорошо образованная, бедная девушка – мечта Петра Петровича. Герой ожидает рабской покорности, подчинения, безукоризненной верности и благодарности от невесты. Дуня отвечала «требованиям» Лужина, поэтому герой и сделал девушке предложение. Петр Петрович боялся отказаться от избранницы.
Еще почитать —> Результате революции небольшие пострадали интересы
При этом Лужин ведет себя любезно с другими людьми. Правда, герой раздражается и злится, теряя самообладание, если что-то выходит за рамки его планов. В такие моменты Петр Петрович уподобляется «мешку с мукой». Герой не только любезен в социуме, но и претендует на вежливость. В расстроенных чувствах советник терял способность «оживлять общество». Характер Лужина отличается обидчивостью, ранимостью. Дуня не раз уличала жениха в обидах. Это качество мешало Петру Петровичу оставаться благородным и разумным.
Первая встреча Раскольникова и Лужина в романе Преступление и наказание
Когда господин Лужин приезжает в Петербург из провинции, он приходит познакомиться со своим будущим родственником Раскольниковым. Вопреки ожиданиям Лужина, первая встреча героев проходит довольно напряженно. В ходе беседы Лужин среди прочего рассказывает Раскольникову о своей теории целого кафтана. Согласно этой теории, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не о благополучии окружающих. Раскольникову не нравятся взгляды Лужина на жизнь. Личная беседа с Лужиным убеждает молодого человека в подлости и расчетливости будущего родственника. Раскольников считает, что такой человек недостоин быть мужем его сестры Дуни.
Встреча героев происходит в каморке Раскольникова. Что же становится причиной этой встречи? Дело в том, что накануне Раскольников получает письмо матери. В этом письме мать сообщает Раскольникову о том, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за господина Лужина и их свадьба должна состояться в Петербурге. Из письма матери молодой человек успевает составить свое мнение о Лужине как о подлом, хитром и жадном человеке.
Первое появление лужина в романе преступление и наказание
Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.
Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.
Раскольников испытывает к Лужину неприязнь еще до первой встречи. Он узнает о роли этого господина в судьбе сестры из письма матери. Чувство, которое главный герой испытывает при знакомстве, напоминает брезгливость. Но позже он с ужасом замечает, что между ними есть нечто общее.
Этот человек решает жениться на сестре главного героя – Дуне Раскольниковой. В будущей невесте его, прежде всего, привлекает не душевная красота. Ее он разглядеть не в состоянии в силу собственной бездуховности. Дуня бедная, а стало быть, будет покорной женой. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» некоторую роль играет в построении сюжета.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это — в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» — угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» — этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.
Еще почитать —> Получить карточку учащегося в школе московская область
Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»
Лужин в «Преступлении и наказании», характеристика которого имеется в романе, не может обойтись без сообщения о его теориях. Они отлично подчеркивают образ мыслей и взглядов героя. Первой из них является теория целого кафтана. Основные положения такого мировоззрения:
Он хочет благородную девушку с образованием, при этом не столько важны внешность или характер, как ее бедное положение. Если той пришлось пройти через жизненные невзгоды, то она обязательно будет восхвалять мужа и в благодарность подчиняться любым приказаниям. Именно поэтому выбор Лужина пал на Дуню Раскольникова.
https://www.youtube.com/watch?v=PHEmAO8dxnI
О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.
Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.
Петр Лужин
Знакомство читателя с Лужиным происходит заочно. Пульхерия Раскольникова описывает мужчину в письме сыну Родиону. Из него ясно, что Лужин сватается к сестре Раскольникова Дуне, девушке из небогатой семьи, не располагающей приданным. Красивая, умная и благородная девица всем была хороша, но невзначай вызвала сплетни. Несмотря на них, Лужин поступил порядочно и женился на сестре Раскольникова.
Еще почитать —> На Иждивении Родителей После 18 Лет
Достоевский писал, что внешность персонажа презентабельна, он держался щеголем. В зрелом возрасте, в 45 лет, Лужин молодился, держался подчеркнуто строго и следил за собой. С первого взгляда мужчина производил приятное впечатление благонадежного человека с целями и амбициями. В действительности все описанное было прикрытием. Раскольникову удалось разглядеть личину, которую скрывал Лужин. Тщеславие, подлость и алчность мужчины раскрываются перед Родионом.
Краткая характеристика лужина преступление и наказание
Лужин — нувориш. Этот человек только начинает «выбиваться в люди». И всем своим внешним обликом он хочет обратить внимание окружающих на свое приобретенное благосостояние. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» сводится к описанию одежды и работы парикмахера, который проводит над головой и бакенбардами этого господина весьма тщательные манипуляции. У него приятная внешность, лет ему около сорока пяти, но выглядит он несколько моложе. Одежда его безупречна и имеет модный покров.
Лужин — деловой человек, преуспевающий. В общении прямолинеен. Практичен и рационален. Интуиции не верит, не эмоционален. Не брезглив в моральном плане, подловат. Любитель сплетен (Достоевский писал о нём: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне»[2]). Не признает благородства и бескорыстной честности. Его задача в жизни — сколотить капитал, сделать карьеру. Считает себя тем, кто относится к разряду «новых людей», и возлагает надежды на видоизменившиеся времена. Имеет свою «теорию», как и Раскольников. В ней он говорит о том, что человек должен быть эгоистом, а раз себе поможет, так и другим через себя поможет.
О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.
Достоевский выводит в романе «Преступление и наказание» образ Лужина, глубоко антипатичный, достойный осуждения, тип приобретателя из либералов и западников. Достоевский не щадит красок для сатирического изображения этой ненавистной ему социальной категории. Лужин — прогрессист, из карьерных соображений стремящийся к полному деспотизму в браке, крупный делец, составивший себе «хождением по делам» значительное состояние, вполне способный на подлог и клевету, таков этот либеральный буржуа 1860-х годов, внушающий глубочайшее отвращение его автору. Именно в его уста влагаются для их окончательного дискредитирования боевые теории шестидесятников об утилитаризме. В то время как Лебезятников, при всем предвзятом отношении к нему автора, сохраняет все же черты идейной страсти и даже выступает под конец в выигрышной роли заступника Сони, «прогрессивный» хищник Лужин выдержан до конца в своей отрицательной Сущности.
16 мая 1083