Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2022

Автор: | 7 сентября, 2023

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2022

Содержание

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2022 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2022 Верховного суда республики Башкортостан).

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2022 № 06АП-615/2022 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

История 4. Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2022 № А65-34078/2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным годом. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Это значит, что за не выявленные аудиторами налоговые риски можно заплатить из своего личного кармана, т.к. растет количество привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. Для сравнения: за 6 месяцев 2024 года к субсидиарной ответственности привлечено 2460 лиц. В то время, как за первое полугодие 2022-го их было гораздо меньше — 1323.

Не все аудиторские компании готовы разделить ответственность с клиентом за возможные налоговые претензии по проверенного периоду. При этом крайне желательно помнить и про тренд-2022: когда помимо штрафа к «субсидиарке» привлекают КДЛ (контролирующих должника лиц), если организация не способна оплатить долг и штрафы.

Кейс: Клиент обратился в Правовест Аудит за проведением обязательного аудита. К тому же его интересовало, можно ли законным способом снизить налоговые отчисления? С учетом этого договорились о проведении системного комплексного аудита. Была поставлена задача: выяснить, есть ли в организации налоговые потери.

  • проанализировать текущее положение дел в организации;
  • оценить риски и резервы, в том числе риски персональной ответственности руководителей и собственников;
  • предоставить подробный отчет с выводами и рекомендациями по выявленным ошибкам и резервам;
  • будет готова разделить ответственность за возможные налоговые претензии по проверенному периоду.
  • расширенная страховка в СПАО “Ингосстрах” на сумму от 10 до 30 млн руб. по каждому договору на компенсацию заказчику штрафов и пени, в случае, если оспорить доначисления за проверенный период не удастся (при условии выполнения рекомендаций аудиторов по результатам аудиторской проверки);
  • поддержка и сопровождение с привлечением налоговых юристов в случае предъявления налоговых претензий за проверенный аудиторами период.

Обязательный аудит в 2024 году

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (начиная с отчетности за 2024 год);
  • организации — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • бюро кредитных историй;
  • фонды (исключение — государственный внебюджетный фонд, специализированная организация управления целевым капиталом, фонд со статусом «международного»), если к ним за период, предшествующий отчетному, поступило имущество на сумму более, чем 3 млн руб.;
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который предшествовал отчетному, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составили более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).
  • штраф — от 200 000 до 500 000 руб.;
  • взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-ех лет;
  • принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового.

Компания работала с прибылью. Но свободных денежных средств было мало. Руководство поручило аудиторам выяснить причины.Анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых показателей, которые характеризуют эффективность бизнес-процессов, а также проверка документов позволили аудиторам установить главные источники проблемы. Это:

  • несоблюдение сроков погашения дебиторской задолженности;
  • закупка сырья «про запас» (несоответствие потребностям производственного процесса);
  • невыгодные условия работы с покупателями (соглашения предусматривали отсрочку оплаты).

После аудиторской проверки руководство компании приняло важные меры. В частности:

  • наняли на работу юриста, который стал работать с должниками (контролировать оплату, составлять претензии, обговаривать сроки оплаты и др.);
  • стали закупать сырье по производственной необходимости;
  • поменяли условия работы с покупателями на более выгодные.

Результат: разница от поступления и оттока денежных средств составила более 100 млн руб.

Если аудиторское заключение отсутствует на момент подготовки к общему собранию у тех лиц, которые вправе с ним ознакомиться согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», то в таком случае предусмотрена ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ):

Читать  Молочная кухня при недовесе в рт

Еще почитать —>  Административная ответственность предупреждение пример

Проверка финансово-хозяйственной деятельности обязательна для тех, кто соответствует критериям, установленным законодательством РФ. Так, по правилам Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на ежегодной основе подтверждают бухгалтерскую отчетность:

Кто подпадает под обязательный аудит

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2022 № 534-П).

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2024 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Федеральным Законом 208-ФЗ «Об акционерных обществах» утверждена обязанность предоставления аудиторского заключения на общее собрание акционеров. Это обязанность и юридического лица, и должностных лиц. И отсутствие такого документа или предоставление сведений в неполном объеме наказывается такими же штрафными санкциями, как и непредставление такого отчета в иные инстанции.

Например, критерии по уровню дохода и уровню активов значительно повысили. Если ранее фирмы с доходом свыше 400 миллионов рублей должны были проходить обязательный аудит, то сейчас такая обязанность снята до достижения уровня дохода 800 миллионов рублей.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

Также необходим специальный программный продукт, мощное оборудование, специальные навыки и знания. Практика показывает, что многие организации, даже пройдя обязательный аудит, потом числятся в рядах нарушителей. Основная причина – незнание, как опубликовать данную информацию.

  • государственные компании и корпорации, организации с 25%-й долей государственной собственностью;
  • кредитные и страховые организации;
  • публично-правовые компании и ПАО;
  • непроизводственные фонды и их управляющие компании;
  • УК ПИФ-ов и иных инвестиционных фондов;
  • клиринговые организации;
  • профессионалы рынка ц/б, организаторы торговли;
  • бюро кредитных историй;
  • организации, выставляющие ц/б на торги или подающие включаемую в проспект ц/б отчётность.
  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2024 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2024 года.

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2024 год, но скоро должны появиться и за 2022-й.

Ввиду пандемии коронавируса в 2024 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2024 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2024 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

Читать  Ответственность за неоформление работников ип 2024 г.

Еще почитать —>  Отключение электроэнергии в саратове сегодня

На данный момент в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект № 975888-7. Он успешно прошел экспертизу, общественное обсуждение. Законопроект предусматривает изменения в перечень организаций, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку. Если законопроект примут, из перечня исключать компании с выручкой до 800 млн. руб. и с суммой активов до 400 млн. руб. Это упростит работу и отчетность для малого и среднего бизнеса (одним из критериев для отнесения к малому бизнесу является лимит выручки до 800 млн. руб.).

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Как известно, для ряда организаций в Российской Федерации законодательно (Федеральный закон №307-ФЗ, ст. 5) установлено требование прохождения аудита фин/хоз деятельности независимыми специалистами. Соответственно, за непроведение обязательного аудита или нарушение сроков его проведения предусмотрена ответственность.

В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2024 года

  1. Организаций, у которых в 2024 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2024 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Это правило (когда обязательность аудита зависит от финансовых критериев) распространяется не на все компании. В частности, не касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность которых, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

Еще почитать —>  Можно Ли Выписаться С Квартиры С Долгами Перед Приставами

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

Читать  Мфо исключенные из реестра в 2022

Кто подпадает под обязательный аудит

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2022 № 534-П).

Отчетность за 2024 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2024 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2024 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2022 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Такой порядок установлен пунктами 1 и 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ. При этом следует учитывать, что с 12 апреля 2024 года уклонение от уплаты налогов в крупном размере означает, что бюджет недополучил более 15 млн рублей за три финансовых года подряд. В особо крупном — более 45 млн руб. за три финансовых года подряд (Федеральный закон от 01.04.2022 № 73-ФЗ). Однако уголовной ответственности можно избежать, если нарушитель (лицо или компания) уплатят в бюджет возникшую недоимку, пени и штраф.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

  • штраф — от 200 000 до 500 000 руб.;
  • взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-ех лет;
  • принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-ех лет или без такового.
  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита АО в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

22 Апр              242      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *