Содержимое
- Ответственность в 2024 году за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году
- Новое и изменения в аудите с 2024 и 2023 года
- Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита
- Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф
- Обязательный аудит в 2024 году: кто должен проводить и кто освобожден
- Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита АО в 2024 году
- Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2024 года
Ответственность в 2024 году за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году
Содержание
- Ответственность в 2024 году за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году
- Новое и изменения в аудите с 2024 и 2023 года
- Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита
- Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф
- Обязательный аудит в 2024 году: кто должен проводить и кто освобожден
- Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита АО в 2024 году
- Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2024 года
Ответственность в 2024 году за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году
Напомним, что с 1 января 2024 года (т. е. с отчетности за 2024 год) организациям не нужно представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики. Исключение составляют организации, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также случаи, установленные Правительством РФ. С этой же даты ФНС России формирует Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), который наряду с информацией об отчетности содержит данные аудиторских заключений по организациям, которые подлежат обязательному аудиту. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, аудиторское заключение представляется вместе с ней либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Если бухгалтерская отчетность представлена с ошибками, экземпляр исправленной отчетности представляется в налоговый орган не позднее чем через 10 рабочих дней после внесения в нее изменений либо ее утверждения. Такие правила были установлены ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
С отчетности за 2024 год меняются правила представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, ранее представленной в ГИРБО с ошибками. Теперь она должна быть представлена не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. А если отчетность утверждена позже, то не позднее 10 рабочих дней после ее утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 1 Закона № 435-ФЗ).
Правительству РФ предоставлено право определять случаи, когда доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен, порядок ограничения и возобновления такого доступа (п. 5 ст. 1 Закона № 435-ФЗ). Информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и ЦБ РФ. Положение применяется к отчетности, включенной в ГИРБО, за 2024 год и следующие отчетные периоды.
Также отменено требование о размещении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц информации о результатах обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, если отчетность и аудиторское заключение о ней содержатся в ГИРБО (ст. 2, ст. 3 Закона № 435-ФЗ). При этом сведения об аудиторской проверке (наименование аудиторской организации или Ф. И. О. индивидуального аудитора, идентифицирующие их данные, дата аудиторского заключения) предоставлять в ЕФРСФДЮЛ по-прежнему нужно. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений подлежат и сведения о консолидированной финансовой отчетности при ее наличии, если она подлежит раскрытию в средствах массовой информации (ранее в пп. «л.2» п. 7.1 Закона № 129-ФЗ консолидированная отчетность не упоминалась) (ст. 2 Закона № 435-ФЗ).
Кейс: Клиент обратился в Правовест Аудит за проведением обязательного аудита. К тому же его интересовало, можно ли законным способом снизить налоговые отчисления? С учетом этого договорились о проведении системного комплексного аудита. Была поставлена задача: выяснить, есть ли в организации налоговые потери.
- расширенная страховка в СПАО “Ингосстрах” на сумму от 10 до 30 млн руб. по каждому договору на компенсацию заказчику штрафов и пени, в случае, если оспорить доначисления за проверенный период не удастся (при условии выполнения рекомендаций аудиторов по результатам аудиторской проверки);
- поддержка и сопровождение с привлечением налоговых юристов в случае предъявления налоговых претензий за проверенный аудиторами период.
Сегодня аудит обязаны проводить все акционерные общества (АО) и компании с доходами более 800 млн руб. в год. Федеральным законом предусмотрены и другие основания для проведения обязательного аудита. Так, обязательный аудит проводят застройщики, страховщики, бюро кредитных историй, банки и др. (ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” — далее Закон об аудите).
Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2022 г. N 17АП-18443/2022-АК).
А пока длится аудит, эксперты проконсультируют бухгалтерию и другие отделы организации по волнующим и спорным вопросам. Особенно актуально это сейчас, когда новые Федеральные стандарты бухучета (ФСБУ) с большой скоростью вводятся на территории России. По завершению проверки будет подготовлено аудиторское заключение.
Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.
Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.
Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2024 год)
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
- фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
- юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).
Еще почитать —> Нужно ли получать разрешение на строительство бани на участке ижс в 2022
1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2022 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2024 г. по делу № А03-11802/2022 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.
Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2024 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».
Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
Новое и изменения в аудите с 2024 и 2023 года
Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
- дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
- дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
- особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
- на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
- сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
- воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
- о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
- внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Как было уже сказано ранее, в России предусмотрены штрафы за отсутствие обязательного аудита. И заплатить их придется даже в том случае, если вы прошли проверку, но по каким-то причинам забыли или не смогли предоставить документ в налоговую службу или опубликовать на Федресурсе.
Другой аспект, который необходимо учесть: если вы не знаете, должна ваша компания проходить обязательный аудит или нет, то не нужно руководствоваться только Федеральным законом об аудиторской деятельности. Есть множество других нормативно-правовых актов, которые также утверждают обязанность конкретных субъектов проходить такой вид контроля.
- фирмы, объем дохода которых по итогу предшествующего года превысил 800 миллионов рублей (анализируются показатели не года, за который проводится обязательный аудит, а предшествующего года);
- компании, у которых величина активов по итогу предшествующего отчетного года была больше, чем 400 миллионов рублей;
Ответственность за отсутствие обязательного аудита возлагается как на компанию, то есть аудируемое лицо, так и должностное лицо. Не стоит полагать, что если компания заплатила штраф, то руководитель не будет отвечать за такие деяния. Ответственность предусмотрена для двух категорий.
Центробанк РФ для многих компаний, которые обязаны проходить обязательный аудит, является главным регулятором. Поэтому в его полномочия входят опции по применению штрафных санкций в данном вопросе. Интересно то, что применять штраф могут как за само непроведение аудита, так и за предоставление некорректных данных, сведений не в полном объеме и т.п.
Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита
Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
- По публично-правовой форме:
- акционерные общества;
- общества с государственной долей, превышающей четверть;
- государственные унитарные предприятия;
- фонды (кроме внебюджетных);
- государственные корпорации и компании;
- публично-правовые компании.
- По финансовым показателям:
- объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
- стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
- По видам деятельности:
- банковские и кредитные;
- страховые;
- клиринговые;
- микрофинансовые;
- СРО;
- участники рынка ценных бумаг;
- организаторы торгов;
- депозитарии;
- инвестиционные фонды;
- политические партии;
- застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
- региональные операторы в сфере ЖКХ;
- туроператоры.
Еще почитать —> Оформить социальную карту школьника московской области
Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2024 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:
Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.
- акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
- банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
- страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
- общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
- негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
- организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
- инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
- управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
- управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
- управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
- клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
- организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.
Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.
Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2024 год, но скоро должны появиться и за 2022-й.
- за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
- по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
- продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
- являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- работают в качестве бюро кредитных историй;
- имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.
Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2024 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2024 года.
Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф
Аудиторское заключение требуется сдавать одновременно с отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. То есть крайний срок для представления заключения за 2024 год — 10.01.2022 (перенос с выходного 31 декабря), за 2024 год — первый рабочий день 2023 года (т. к. 31.12.2022 будет выходным).
До 2024 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве не было (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов причислить нельзя. Значит, штрафовать вас за его непредставление тогда контролеры были не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2022 № Ф06-10616/2022).
А вот кто мог оштрафовать за несдачу заключения за 2024 год и более ранние, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны были сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее (в те же сроки, что сейчас оно сдается в налоговую). Штраф за непредставление документа в статистику предусмотрен ст. 19.7 КоАП РФ в размере:
Обязательный аудит в 2024 году: кто должен проводить и кто освобожден
Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).
Есть исключение: если в 2024 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2024 год до 1 января 2024 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2022 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2024 год.
До 2024 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2024 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.
Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:
- для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
- для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.
Еще почитать —> На что могут рассчитывать осужденные по статье 228.1 часть 4 в 2024 году госдума
В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:
Как известно, для ряда организаций в Российской Федерации законодательно (Федеральный закон №307-ФЗ, ст. 5) установлено требование прохождения аудита фин/хоз деятельности независимыми специалистами. Соответственно, за непроведение обязательного аудита или нарушение сроков его проведения предусмотрена ответственность.
Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.
- акционерные (включая закрытые) общества;
- выходящие со своими ц/б на биржу;
- организаторы торгов;
- профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
- застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
- негосударственные (включая пенсионные) фонды.
Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.
Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.
Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.
На днях, однако, был опубликован новый Федеральный закон от 02.07.2022 № 352-ФЗ. Согласно его поправкам, зафиксированные ранее 402-ФЗ сроки представления аудиторского заключения действительны только в случаях, когда иные сроки не установлены другими законами. Поэтому сроки представления аудиторского заключения для отдельных видов деятельности меняются.
Согласно законам о некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ и о туристской деятельности от 24.11.1996 № 132-ФЗ, аудит бухотчетности НКО, выполняющих функции иноагента, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и туроператоров сферы выездного туризма должен проводится в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральный закон о бухгалтерском учете от 6.12.2011 № 402-ФЗ гласит, что когда налогоплательщик представляет обязательный экземпляр бухотчетности, подлежащей аудиту, то вместе с такой отчетностью представляется также аудиторское заключение – в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Приобретая тарифный план на любой из сервисов, вы получите гибкий интерфейс, персональный календарь бухгалтера с датами сдачи отчетности, систему автопроверки отчетов на ошибки, текстовые подсказки по заполнению форм, удобный механизм создания отчетов по готовым шаблонам, а также ряд других преимуществ. Можете не беспокоиться о том, дошел документ или нет – мы гарантируем доставку получателем, а вам придет уведомление о получении.
Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита АО в 2024 году
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2022 г. N 17АП-18443/2022-АК).
За 2024 год АО должно опубликовать аудиторское заключение на специальной странице в сети Интернет, предоставляемой одним из аккредитованных агентств, не позже 3 дней с даты составления, но не позднее 30 апреля 2024 года (п. 1.6, 58.2, 58.3 Положения Банка России № 714-П от 27.03.2022).
Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2024 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:
Получить штраф за непроведение обязательного аудита и/или несдачу аудиторского заключения – крайне неприятно для любой организации и должностного лица. Но эта опасность меркнет перед рисками налоговых претензий и субсидиарной ответственности, которые могут перейти даже в уголовную плоскость…
Малый бизнес освободили от; обязательного аудита с; 2024 года
- Организаций, у которых в 2024 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
- Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
- Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
- Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2024 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.
Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.
Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.
02 мая 206