Содержимое
- Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах рк
- Порядок уплаты государственной пошлины в суд нерезидентами Республики Казахстан
- Государственная пошлина и доступность правосудия: взаимосвязь и взаимовлияние
- Налоговый кодекс 2022г
- Правовой ликбез
- Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд: льготы и основания
- Льготы при уплате государственной пошлины в судах РФ
- Освобождение от оплаты госпошлины в РК
Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах рк
Содержание
- Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах рк
- Порядок уплаты государственной пошлины в суд нерезидентами Республики Казахстан
- Государственная пошлина и доступность правосудия: взаимосвязь и взаимовлияние
- Налоговый кодекс 2022г
- Правовой ликбез
- Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд: льготы и основания
- Льготы при уплате государственной пошлины в судах РФ
- Освобождение от оплаты госпошлины в РК
22-1) ликвидационные комиссии принудительно прекращающих деятельность филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан – по искам, заявлениям, жалобам, поданным в интересах процедуры принудительного прекращения деятельности;
13) истцы – ветераны Великой Отечественной войны, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, и ветераны боевых действий на территории других государств, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида – по всем делам и документам;
Освобождение от уплаты государственной пошлины в судах рк
Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Порядок уплаты государственной пошлины в суд нерезидентами Республики Казахстан
Государственная пошлина уплачивается в порядке и размере, предусмотренных ст.535 НК РК наличными деньгами путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций и зачисляется по месту совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами (ст.547 НК РК). Доказательством уплаты государственной пошлины является оригинал документа (квитанция или платежное поручение), свидетельствующего об уплате государственной пошлины в бюджет по месту предъявления искового заявления, а в случаях обжалования судебных актов – по месту рассмотрения жалобы или ходатайства.
Так, поскольку оплата государственной пошлины является исполнением налогового обязательства, понятие, объекты взимания, ставки, порядок уплаты, освобождение от уплаты, а также возврат уплаченных сумм государственной пошлины регулируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (Глава 79, Параграф 1, ст.ст.532-548) (далее – НК РК).
С ходатайств о пересмотре судебных актов в кассационном порядке на определения по вопросам отмены решений арбитража и выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов, решения и постановления судов по спорам неимущественного и имущественного характера госпошлина взимается в размере 50% от соответствующей ставки госпошлины, установленной выше при подаче искового заявления по таким спорам.
- С исковых заявлений имущественного характера:
- для физических лиц — 1 % от суммы иска;
- для юридических лиц — 3 % от суммы иска;
- С жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, — 0,3 месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты госпошлины (далее – МРП);
- С жалоб на неправомерные действия (бездействие) и решения государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, — 5 МРП;
- С заявлений об оспаривании уведомлений по актам проверок и (или) уведомлений по результатам горизонтального мониторинга:
- Для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств – 0,1 % от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 500 МРП;
- Для юридических лиц – 1 % от оспариваемой суммы налогов, таможенных платежей и платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении, но не более 20 тысяч МРП.
- С исковых заявлений о расторжении брака – 0,3 МРП;
- В случаях раздела имущества при расторжении брака пошлина определяется от цены иска согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 610 Налогового кодекса (далее — НК);
- С исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет — согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 610 НК;
- С исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке, — 0,5 МРП;
- С заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 13) пункта 1 статьи 610 НК, – 0,5 МРП;
- С ходатайств об отмене решений арбитража – 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;
- С заявлений о вынесении судебного приказа — 50 % от ставок государственной пошлины, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 610 НК;
- С заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража и иностранных судов – 5 МРП;
- С заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 0,1 МРП за каждый документ, а также 0,03 МРП за каждую изготовленную страницу;
- С заявлений о признании юридических лиц банкротами, применении реабилитационной процедуры, применении ускоренной реабилитационной процедуры – 0,5 МРП;
Цель взимания государственной пошлины в сфере судопроизводства — частичное возмещение государству затрат, связанных с обеспечением деятельности судов. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законом и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.
Так, в соответствии со ст. 501 НК РК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы — по искам о взыскании заработной платы, по искам о взыскании алиментов, по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, по искам о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного преступлением; организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с делами о взыскании алиментов; физические лица — при подаче апелляционных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий; физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении или удочерении ребенка; истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании.
На основании изложенного Суд установил, что ОМВД по Белгородскому району является государственным органом и как ответчик по арбитражному делу имеет право на освобождение от уплаты госпошлины в соответствии со специальной нормой – подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Дело направлено в апелляцию для решения вопроса о принятии жалобы ОМВД по основному спору.
Кассация оставила определение апелляции без изменения. Суд применил подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса, а также п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2024 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.36 Кодекса истцы (административные истцы) — инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины инвалидов I группы при подаче в суды общей юрисдикции или к мировым судьям апелляционной и (или) кассационной жалобы на судебные решения по искам имущественного характера, подлежащим оценке, и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Пенсионный орган, наделенный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, которым в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена льгота по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что пенсионные органы в судебном процессе о взыскании обязательных платежей выступают в защиту государственных интересов, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, когда обращаются с таким административным иском.
Следовательно, у судьи не имелось правовых оснований для оставления без движения административного искового заявления ГУ — УПФ РФ N 32 по г. Москве и Московской области о взыскании с В. недоимки на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату этих платежей.2. Суд подтверждает, что территориальные органы Пенсионного фонда подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку при обращении в суд с заявлением о взыскании денежных средств органы Пенсионного фонда выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственного органа.
Государственная пошлина и доступность правосудия: взаимосвязь и взаимовлияние
В Великобритании для подачи иска требуется уплатить пошлину, размер которой варьируется от 35 фунтов до 10 000 фунтов. Однако, необходимо учесть, что в английских судах, кроме уплаты пошлины за подачу искового заявления, также облагаются пошлинами подача отдельных процессуальных документов в ходе судебного разбирательства. Так, для рассмотрения апелляционной жалобы в Окружном суде необходимо уплатить пошлину в размере 140 фунтов, а в Верховном Суде — 240 фунтов.
Также примечателен опыт Бельгии и Финляндии, в которых судебная пошлина уплачивается не перед началом процесса, а по его окончании, а ее размер зависит от стадии, на которой завершилось судопроизводство. Подобный механизм можно было бы использовать и у нас, поскольку преимуществ у него больше, чем недостатков. Во-первых, это позволит не ставить право на обращение с иском в суд в зависимость от уплаты пошлины и материального положения стороны; во-вторых, это позволит упростить процедуры, связанные с судебными расходами, а именно: не разбрасывать этапы уплаты/доплаты пошлины и возмещения издержек по разным стадиям процесса, а объединить их в одну единую процедуру; в-третьих, это позволило бы возложить бремя судебных расходов сразу на ту сторону, которая проиграла судебный процесс[16].
Налоговый кодекс 2022г
государственного регистрационного номерного знака на тракторы, изготовленные на их базе самоходные шасси и механизмы, прицепы к ним, (включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием), самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы — 1 МРП;
разрешений на импорт на территорию Республики Казахстан, экспорт и (или) реэкспорт с территории Республики Казахстан объектов растительного мира, их частей и дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
Правовой ликбез
Случаи освобождения от уплаты госпошлины в судах регламентированы в статье 616 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Казахстана от 25 декабря 2024 года № 120-VI ЗРК. Давайте перечислим некоторые из них.
Если так получилось, что вас незаконно привлекли к уголовной ответственности, заключили под стражу, или подвергли административному аресту, то при подаче судебного иска к государству о возмещении нанесённого вам таким образом ущерба вы также не должны уплачивать государственную пошлину.
Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд: льготы и основания
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- инвалиды I и II группы;
- ветераны ВОВ, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
- граждане — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
- пенсионеры — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Если несколько таких требований в отношении одного и того же имущества соединены (объединены) в одном заявлении истцом (истцами), размер государственной пошлины должен определяться от рыночной стоимости отыскиваемого имущества, а не от его стоимости по каждому требованию, независимо от количества оспариваемых сделок.
11. По смыслу статей 151 ГПК, 152 ГПК, подпунктов 1), 2) статьи 277 ГПК и подпунктов 1), 2) статьи 279 ГПК, государственная пошлина подлежит возврату в полном размере по основаниям, приведенным в подпунктах 2), 3), 4) пункта 1 статьи 548 Налогового кодекса, а также статье 107 ГПК, а в случае, приведенном в подпункте 1) пункта 1 статьи 548 Налогового кодекса — частично.
Льготы при уплате государственной пошлины в судах РФ
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
Освобождение от оплаты госпошлины в РК
- герои Советского Союза, герои Социалистического Труда;
- лица, награжденные орденами Славы трех степеней и Трудовой Славы трех степеней, «Алтын Қыран», «Отан», удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi»;
- многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа»;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида;
- престарелые, проживающие в медико-социальных учреждениях общего типа для престарелых и инвалидов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, проживающие в детских домах и (или) интернатах;
- граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица,
Еще почитать —> Надоговые. Льготы дья пенсионеров на ачто ирк обл 17 Апр 974