Содержимое
- ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую
- Прямые Договора С Ресурсоснабжающими Организациями В 2024 Расчет Одн
- Оплата одн рсо
- ОДН и прямые договора с РСО
- Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2022
- Оплата одн напрямую ресурсоснабжающей организации
- Ресурсоснабжающие компании не смогут выставлять гражданам плату за ОДН выше нормативов
- Должны ли платить общедомовые нужды владельцы квартир
- Ресурсоснабжающая организация начисляет слишком большие платежи по ОДН за электроэнергию
- Порядок начисления одн с января 2022-2022 года
Оплата одн напрямую ресурсоснабжающей организации
Содержание
- ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую
- Прямые Договора С Ресурсоснабжающими Организациями В 2024 Расчет Одн
- Оплата одн рсо
- ОДН и прямые договора с РСО
- Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2022
- Оплата одн напрямую ресурсоснабжающей организации
- Ресурсоснабжающие компании не смогут выставлять гражданам плату за ОДН выше нормативов
- Должны ли платить общедомовые нужды владельцы квартир
- Ресурсоснабжающая организация начисляет слишком большие платежи по ОДН за электроэнергию
- Порядок начисления одн с января 2022-2022 года
ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую
- лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
- по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
- договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
- при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
- однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
- следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
- бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
- при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
- плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
- однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2024 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
- следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
- сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.
Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.
В году принят закон о прямых расчетах в ЖКХ. Однако неправильные действия РСО, равно как и управляющей организации, ТСЖ, могут повлечь административную ответственность и иные финансовые риски. Как их избежать — читайте в статье. Прямые расчеты за коммунальные платежи на сегодняшний день являются показателем достигнутой между потребителями, ресурсоснабжающей организацией РСО и управляющей организацией УО платежной дисциплины и организованности в исполнении договорных обязательств, отчасти демонстрируют готовность работать по прямым договорам.
Новое постановление вводит чёткий перечень сведений, которые УО без согласия собственников и нанимателей помещений должна передать ресурсоснабжающей организации (пп. «б» п. 1 ПП РФ № 897). Этот перечень добавлен в п. 6 ПП РФ № 354 и должен включать в себя сведения о(об):
С 1 января 2024 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 № 2314).
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Прямые Договора С Ресурсоснабжающими Организациями В 2024 Расчет Одн
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем по смыслу Правил № 124 или напрямую с потребителями.
Первая проблема: передать в РСО реквизиты документов, удостоверяющих личность собственников или нанимателей помещений в доме. Где управляющим организациям взять данные паспортов собственников, военных билетов или временных удостоверений личности, непонятно.
Новое постановление вводит чёткий перечень сведений, которые УО без согласия собственников и нанимателей помещений должна передать ресурсоснабжающей организации (пп. «б» п. 1 ПП РФ № 897). Этот перечень добавлен в п. 6 ПП РФ № 354 и должен включать в себя сведения о(об):
Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.
Таким образом, исходя из порядка определения объемов коммунальных услуг, установленных Правилами № 354, при определении объемов коммунальных ресурсов по формуле, приведенной в пп. «а» п.21.1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя ѴПОТР учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет.
Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.
В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2024 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?
Еще почитать —> Пользуется ли льготами ветеран труда при проезде железной дорогой из москвы в спб
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.
Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2022 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.
4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20223-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.
Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями обсуждался несколько лет, и в 2024 году его подписал президент. Документ призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма на этот момент, по данным Минстроя России, она составляет 250 млрд рублей.
С 1 января 2024 г. начисления за ОДН исключены из коммунальных услуг и включены в услуги по содержанию и ремонту жилья , а оплата за них начисляется по нормативу и поступает на счета управляющих компаний. Управляющие компании расчитываются с энергоснабжающими организациями за поставленные ресурсы по общедомовым приборам учёта. Если счётчика нет или он не работает, тогда берётся норматив, умножается на 1,5 и результат предъявляется УК. А жильцам УК начисляет по нормативу. Разница — это убыток управляющей компании. Важно отметить, что данный порядок не распространяется на услуги по отоплению.
Начисление происходит в соответствии с постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011года, в нём утверждены все расчётные формулы. Логика здесь такая: если человек приобретает квартиру в собственность, то как владелец он должен нести расходы и за содержание общего имущества, вне зависимости от того, живёт он в этой квартире, или нет.
- вид коммунального ресурса,
- дата начала поставки,
- показатели качества,
- порядок определения объёмов коммунального ресурса,
- порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
- порядок определения стоимости коммунального ресурса,
- порядок оплаты,
- условие о разграничении ответственности сторон,
- порядок взаимодействия сторон.
— Это — сфера ответственности управляющей компании. Жители как платили, так и будут платить по нормативу, а вот управляющей компании придётся раскошелиться, и понести дополнительные расходы из собственной прибыли. В этом случае у сотрудников УК появится мотивация на работу по устранению утечек, выявлению других неоправданных потерь, (например, неплательщиков и незарегистрированных жильцов). Бремя дополнительных затрат ляжет на плечи управляющей компании, а не жителей дома.
Но в этом случае жильцы платить не должны, объяснили «РГ» в Министерстве регионального развития. В соответствии с постановлением правительства N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан заключать с поставщиками ресурсов договоры о приобретении воды, энергии и тепла, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Жилищный кодекс жестко прописывает, кто отвечает за предоставление коммунальных услуг. «Статья 161, часть 2.2 и 2.3 говорят о том, что управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребкооператив отвечают за предоставление коммунальных услуг. И именно они обязаны выставлять платеж независимо от того, есть договор ресурсоснабжения или нет. Граждан просто обманывают, перекладывают на них выпадающие доходы, ссылаясь на отсутствие договора», — считает Прокофьев.
Оплата одн рсо
Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.
Для меня до конца до сих пор не понятно, кто будет оплачивать расход ОДН сверх нормы. Мы были на нормативах, и у нас действительно в верхней строчки платежки были нормативы, установленные государством. Однако все, что капало сверх нормы, все равно вычиталось со счет дома. Т.е. как бы в платежке этих платежей не было, но в конце года в отчете управляющей компании фигурировал пункт ОДН, где не было ни слова о нормативах, а висел весь ОДН за год, который соответственно списывался со счет дома. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос со ссылкой на конкретные документы, с которыми можно потом прийти в УК для доказательства свой правоты.
Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.
Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома, объем КР на СОИ, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (Vд), определяется на основании показаний ОПУ за расчетный период (а это расчетный месяц) по следующей формуле:
Следует отметить, что ОДН распределяются пропорционально площади и не зависят ни от количества зарегистрированных, ни от числа фактически проживающих в квартире человек, соответственно оплата ОДН обязательна даже тогда, когда в квартире отсутствуют зарегистрированные проживающие лица.
Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.
Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.
Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.
Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.
Это нововведение 2024 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:
- выявлять «резиновые» квартиры,
- пресекать незаконные подключения,
- ответственно относиться к поквартирному обходу.
Однако нужно признать, что если компания действительно обслуживает изношенный жилой фонд, а собираемость платежей не позволяет проводить ремонты и применять меры энергосбережения, компания может понести колоссальные убытки, что может привести к банкротству или расторжению договора управления с собственниками по инициативе УК.
Т.е. на основании решения общего собрания собственников МКД вы можете оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, которые вы так же определяете на общем собрании собственников МКД.
Вправе ли требовать оплату по одн ресурсоснабжающие организации. Общедомовое имущество находится на обслуживании управляющей организации которая потребляет ресурсы ресурсоснабжающей организации для обслуживания общедомового имущества. Является ли данное требование нарушением закона о защите прав потребителей и ГК РФ статья 155 п. 7.1
Управляющие компания всеми способами пытаются застраховать себя от убытков по сверхнормативному ОДН и защитить себя юридически. Например, в Хабаровске УК массово инициируют собрания собственников жилья для решения вопроса о переходе на форму непосредственного управления домами: не желая терять доход с собственников, управляющие компании планируют заключать с ними договоры подряда на обслуживание многоквартирных домов. При этом фирмы не собираются по договорам оказывать услуги, способствующие снижению общедомового электропотребления. Поэтому с момента перехода дома на непосредственное управление жильцами проводить энергоаудит, выявлять и пресекать нарушения электропотребления, и оплачивать сверхнормативный ОДН собственникам придется за свой счет.
Этот вариант применим, если в доме выбран непосредственный способ управления или создано ТСЖ. Нужно понимать, что при этих способах управления не предусмотрено получение прибыли, а значит и компенсировать сверхнормативный ОДН просто не с чего. Если собственники не примут соответствующее решение, не останется ничего другого кроме как оплачивать эти расходы с тех платежей, которые жильцы платят за содержание и текущий ремонт дома. Но в этом случае нужно понимать, что жители могут недополучить качественных услуг по этим видам работ.
ОДН и прямые договора с РСО
Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?
Еще почитать —> Можно получить компенсацию за отказ на проезд в электричках пенсионеру
2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2022 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».
Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2022
Благодаря принятому законопроекту справедливороссов у людей появилась возможность платить за предоставляемые услуги ЖКХ без посредников. Госдума приняла закон о прямых расчетах в ЖКХ. Теперь оплата за жилищные услуги может идти напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО), а управляющие компании (УК) при необходимости будут исключены из этой цепочки.
Гражданам нет смысла переплачивать, актуальней заключить отдельные договора с каждой организацией и оплачивать квитанции отдельно.
Об изменениях обязанностей УО (ТСЖ) и РСО при прямых договорах РСО с собственниками, в т.ч. по начислению платы, по информационному обмену, по передаче показаний приборов учета.
Такая позиция подтверждалась многочисленной судебной практикой, которая, к сожалению, была не в пользу управляющих организаций и ТСЖ. Так, Верховный суд в Определении от 12 июля г. Аналогичная позиция содержится в частности в: Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября г.
Основная причина перехода на прямые договора — это долги управляющих организаций перед РСО. Речь идет о случаях, когда УК собирают деньги с жильцов, но ресурсникам их не переводят. По оценкам Минстроя РФ, подобные долги составляют около 250 млрд. рублей. При этом, стоит отметить, что сами россияне платят за услуги ЖКХ достаточно исправно – собираемость платежей составляет более 88%. Законодатели считают, что прямые договора помогут решить эту проблему. Президент РФ в конце марта 2024 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
В частности, кем и как в домах, перешедших на прямые договора, должны передаваться показания общедомовых приборов учета? Как будет производится оплата потребления на общедомовые нужды? Как будет распределяться ответственность при поставке некачественных коммунальных ресурсов?
Оплата одн напрямую ресурсоснабжающей организации
Наверное, одним из самых значимых и заветных изменений для нанимателей и собственников в многоквартирных домах (МКД), является исключение строчки ОДН (общедомовое потребление) из квитанций за коммунальные услуги. Да, Вы не ослышались, с 01 января 2024 года ОДН в квитанциях не будет.
— Если разобраться, то именно в домах блокированной застройки ОДН — это неучтённое индивидуальное потребление. Это требует доказательства. Как только вы получаете акты о том, что были незаконные подключения, остановка приборов учёта, недопуск в квартиру, то вы выставляете всё это непосредственно потребителю. Но УК может отказаться в будущем от индивидуального потребления. То есть она может не заключать договор именно на этот ресурс с ресурсоснабжающей организацией. Но что касается ОДН, то УК обязана заключить такой договор. Если УК докажет ресурсоснабжающей организации то, что в данных домах нет ОДН, то фактически не на что будет заключать договор ресурсоснабжения. В иных случаях у вас возникают требования по заключению договора на ОДН.
Что делать УК в случае, если технологические потери обоснованные? УК и ресурсоснабжающие организации имеют право обратиться в уполномоченный орган, который устанавливает нормативы потребления и попросить учитывать их в расчёте. В случае если вы понимаете, что ваш норматив занижен или завышен, и вы не можете продолжать конструктивную работу с населением, то вы обращаетесь к уполномоченному органу для того, чтобы было принято иное решение по конкретной группе домов. Когда вы будете делать расчёт — важно указать, что расчёт содержит не только объём оборудования, но и такие технологические потери, которые сейчас имеют иное понятие и учитывают иные затраты.
— Все считают, что технологические потери — это минимальные ресурсы, — говорит эксперт. — Управляющим компаниям необходимо снижать технологические потери, но в некоторых случаях это практически невозможно. Возьмём простой пример — сломался кран в квартире. Для того чтобы его отремонтировать, требуется слив воды, который являет собой обоснованную потерю коммунального ресурса при содержании общего имущества.
- передача показаний ИПУ в разное время – причина, по которой в одном месяце ОДН может быть нулевым, а в следующем выйти за нормативный предел;
- отсутствие в квартирах ИПУ, когда в них прописано меньше, чем фактически проживает – причина, по которой на бесприборные квартиры начисляют меньше, чем они фактически потребляют. Нормативы потребления завышены, и они отражают фактическое потребление, но только если ошибка не более чем в одного жильца, например, прописано 2, а живет 3. Если ошибка больше, когда прописан 1 человек, а фактически проживает 3-4, то данное потребление уже не учитывается нормативами и разница переходит в ОДН;
- воровство – причина, по которой происходит «чистое» воровство электрической энергии, когда ушлые собственники подключаются мимо счетчика. Подобные случаи распространены при подключении рядом находящихся с домом гаражей, или мастерских в подвале.
Ресурсоснабжающие компании не смогут выставлять гражданам плату за ОДН выше нормативов
В многоквартирных домах, где был выбран способ управления, при котором плата за ресурсы выставляется напрямую ресурсоснабжающими компаниями, размер платы за услуги, предоставленные на общедомовые нужды (ОДН), будет также ограничен нормативом. Такую позицию Минстроя России поддержал Верховный суд Российской Федерации.
Включение платы за ОДН в жилищную услугу и ее ограничение нормативом призвано защитить потребителей от необоснованных платежей, вне зависимости от формы управления их многоквартирным домом, а также стимулировать управляющие организации к более рациональному и умеренному расходованию ресурсов. Изменения в жилищное законодательство вступило в силу с 1 января 2024 года.
В домах, где число квартир не превышает 30-ти и действует непосредственный способ управления домом, при котором плата за ресурсы выставляется напрямую ресурсоснабжающими компаниями, стоимость общедомовых расходов также должна быть ограничена нормативом, даже в случае появления сверхнормативного объема потребления.
В связи с этим, одна из теплоснабжающих компаний обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с прошением об отмене такого положения и снятия с нее дополнительных обязанностей по оптимизации расходования ресурсов. Требования и апелляция были отклонены органом судебной власти.
«Когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, она также имеет все возможности оптимизировать расходы ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, — подчеркнул заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис, — Это и мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, и проведение регулярных проверок работы приборов учета, и составление актов о временно проживающих потребителях. Словом, не просто поставлять услугу, но и отвечать за нормы ее потребления и соответствующую стоимость».
Изменения в законодательстве, инициированные Минстроем России, позволят стимулировать исполнителей коммунальных услуг выполнять свои обязанности надлежащим образом, а также избежать предъявления потребителям к оплате завышенных объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
Должны ли платить общедомовые нужды владельцы квартир
- Освещение подвалов и чердаков.
- Электроэнергия, расходуемая для обеспечения работы насосов водоснабжения.
- Электроэнергия, потребляемая работой домофонов и сигнализаций.
- Потеря электричества, приходящаяся на внутреннее оборудование многоквартирного дома.
- Электроэнергия, необходимая для функционирования лифта.
- Водопотребление, необходимое для:
- помывки коммуникаций;
- мойки пола на лестничных площадках и мусоропровода;
- поливки придомовой растительности, палисадника (газона, цветов).
- Потери воды, обусловленные:
- внутренними сетями дома;
- сбросами воды в стояках при проведении ремонта батарей или отопления;
- опрессовкой системы отопления;
- подготовкой к новому отопительному сезону.
- подготовить платежные документы, подтверждающие более ранние суммы начислений по ОДН, ознакомиться с тарифами и нормами, установленными для региона проживания собственника жилплощади;
- прибыть в уполномоченную организацию, компанию;
- написать заявление с требованием провести сверку;
- предоставить подготовленные документы и запросить у компании исходные данные, по которым она проводила расчет;
- дождаться формирования акта сверки и перерасчета начислений.
- онлайн, через интернет (посредством личного кабинета, при получении электронного ЕПД);
- напрямую, ресурсоснабжающей организации;
- через единые расчетные центры, почтовые отделения, Сбербанк;
- переводом средств управляющей компании.
Первый из описанных вариантов применяется по общему правилу (когда нет общедомовых приборов учета), однако, с некоторыми оговорками, в частности: если расчет по нормам превышает показатели, определенные региональной службой по тарифам, то уплачивается только та сумма, которая регламентирована указанной службой, а остаток долга — это уже проблема управляющей компании.
Содержание жилья в многоквартирном доме сопровождается множеством издержек, одной из которых выступает необходимость платить за общедомовые нужды. Закон не предусматривает возможности отказаться от ОДН полностью, зато устанавливает границы и нормы, не позволяющие несоразмерно увеличивать такой платеж.
Еще почитать —> Статья личная неприязнь ук рф
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.
Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
Поправка, утверждающая обязательное заключение договора с РСО для нежилых помещений, действует с 01.01.2022 г. С этого момента необходимо было оформить договор ресурсоснабжения. Безусловно, далеко не каждая УО смогла своевременно выполнить данное требование.
В частности, кем и как в домах, перешедших на прямые договора, должны передаваться показания общедомовых приборов учета? Как будет производится оплата потребления на общедомовые нужды? Как будет распределяться ответственность при поставке некачественных коммунальных ресурсов? Что делать, если жители приняли решение перейти на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями, а управляющая компания, тем не менее, продолжает выставлять счета за тепло, воду и свет?
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Итак, к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, кто же является исполнителем коммунальных услуг при отсутствии подписанного УК и РСО договора ресурсоснабжения. Можно утверждать одно: если есть признаки фактически сложившихся отношений (УК выставляет платежные документы потребителям, получает от них плату, рассчитывается с РСО, участвует в процедуре заключения договора ресурсоснабжения), исполнителем следует считать УК. Если таких признаков нет (счета потребителям выставляет РСО, УК не обращается за заключением договора управления), все равно нет уверенности в том, что исполнителем признают РСО, поскольку в некоторых случаях арбитры полагают, что УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг в силу закона независимо от каких‑либо фактических обстоятельств. Выводы, сделанные Верховным судом по делу о неправомерности выставления РСО счетов на оплату коммунальных услуг на ОДН, не носят общеобязательного характера, хотя, скорее всего, будут применяться на практике.
Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
Ресурсоснабжающая организация начисляет слишком большие платежи по ОДН за электроэнергию
Здравствуйте! Ресурсоснабжающая организация начисляет слишком большие платежи по ОДН (электроэнергия). Дом многоквартирный, непосредственная форма управления. Часть квартир пустует. РСО раскидывает долги уже уехавших жильцов с отключённой подачей электроэнергии на тех, кто платит, при этом у них нет точных данных по площади квартир и паспорта дома. Договора между жильцами и РСО заключены в устной форме (по признанию самой РСО). Акта установки ОДПУ нет, при этом сам ОДПУ устанавливался уже с имеющимися показаниями (ок. 8500 квт/ч) в июне 2024 г. Сама РСО не снимает фактические показания, начисляет платежи так, как ей вздумается. Во вложении — претензия и ответ на неё. Насколько правомерны действия РСО?
Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД.
36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
На практике ОДН имеет завышенную величину из-за дефектов в инженерных системах. Рекомендуется проверить водопровод, газопровод и энергетическую сеть. Вполне вероятно, что имеет место техническая проблема, которая несоразмерно увеличивает затраты на общедомовые нужды.
04.2022 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.
1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя ѴПОТР учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет.
Порядок начисления одн с января 2022-2022 года
С 1 января вступают в силу некоторые нормы пенсионной реформы о выходе на пенсию. С 1 января 2024 года право на пенсию по возрасту в 60 лет будет у тех граждан, которые имеют 25 лет страхового стажа. Для достигших 65-летнего возраста и 30–35-летнего стажа минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
250м² (общая площадь мест общего пользования) умножается на 0,013м³ (норма потребления холодной воды), делится на 3650м² (величину общей площади нежилых и жилых помещений в конкретном доме), умножается на 38м²(площадь однокомнатной квартиры) и умножается на 21,75 рублей (действующий тариф за 1м³ воды холодной). В результате этих подсчетов получается размер платежа, который должны заплатить жильцы именно этой квартиры за потребление холодной воды, расходуемой на общедомовые нужды. В рассмотренном примере эта сумма составляет 0,74 руб.
Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает: Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета.
Если в доме стоят счетчики, проблем с подсчетом затраченных на общедомовые нужды ресурсов не возникнет. Уполномоченным работникам достаточно лишь снимать показания один раз в месяц, определять фактические затраты и умножать их на стандартный тариф.
Когда в доме нет индивидуальных приборов учета, жильцы платят по нормативам. В таком случае, норма умножается на общую площадь дома. Получившаяся сумма распределяется между жильцами исходя из площади квартир.
Ознакомиться с нормативами ОДН может любой собственник квартиры. С этой целью следует обратится в офис управляющей компании или зайти на ее официальный сайт. Как правило, данная информация является общедоступной. Если у собственника возникнут сомнения на счет назначенной суммы ОДН, он вправе обратится в управляющую компанию за разъяснениями.
Стоит сказать, что жильцам выгоднее платить по счетчикам. Поэтому, необходимо задуматься об их монтаже.
Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение.
При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.
Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.
Но в Письме Минстроя от 14.02.2022 четко указано, что плата по ОДН должна осуществляться не ниже норматива. Судебная практика Изменения относительно ОДН повлекут за собой собственную судебную практику. До момента, когда задуманные поправки начнут действовать, как положено, потребуется «утряска» многих нюансов.
Поэтому УК до 30 июня 2024 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.
https://www.youtube.com/watch?v=OHHM2I1jfTo