Сравнение эпилогов в преступлении и наказании и в отцах и детях

Наиболее отчётливо тема отцов и детей прослеживается на примере двух главных героев – Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несмотря на то, что отца Родиона уже нет на этом свете, он все равно появляется в сюжете и более того, оказывает важное влияние на него. Для того, чтобы «воскресить» отца Раскольникова, Достоевский вводит его в сон Родиона. Во сне отец ведет Родиона за руку (что само по себе уже является некоторым символизмом, поскольку данный жест с древних времен ассоциируется с наставничеством и терпеливым воспитанием, передачей мудрости) по кладбище. Более того, отец ведет сына в старую, некогда любимую Родионом, кладбищенскую церковь, что как бы говорит нам о том, что отец ведет сына к Богу. На этом пути перед нами предстают жуткие картины, символизирующие собой греховность окружающего мира, всю грязь, жестокость и пошлость, которая будет неизменно «переманивать» и заставлять сойти с пути праведных людей. Однако тут же раскрывается и бессилие Раскольникова-отца – на пути к церкви он не вмешивается ни во что, несмотря на уговоры Родиона не пытается остановить убийство лошади.

Таким образом, отец Раскольникова предстаёт перед нами носителем добра, а его сын, лишенный поддержки отца (в реальном мире вследствие его смерти, в мире снов – вследствие простого бессилия), заблудшим и одиноким, пытающимся заполнить эту пустоту теорией о «тварях дрожащих и право имеющих, мыслями о сильном и волевом Наполеоне.

Еще почитать --->  Сумма страховки при переломе пальца военнослужащих

Родя Раскольников, видимо, не очень думал о матери, когда шел на «дело». А ведь сынок для неё был самым важным в жизни. Неужели, он не понимал, как она будет страдать? А у него мозг был занят только философскими вопросами… А после стало уже слишком поздно что-то менять, исправлять.

Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.

Чем схожи и чем различаются позиции Евгения Базарова и Родиона Раскольникова? (По романам Тургенева «Отцы и дети» и Достоевского «Преступление и наказание») (ЕГЭ по литературе)

У Базарова это проявляется, прежде всего, в отрицании авторитетов. А у Раскольникова это убеждение в том, что сверхлюди, избранные могут пойти на преступление во имя высшей цели, тем самым отрицаются все нравственные постулаты. И тот, и другой пытаются найти свое место в жизни.

А для Тургенева Евгений Базаров – это один из представителей нигилистического уклона. Здесь писателя интересует его психология. Через судьбу героя передалось отношение самого писателя к нигилистическому движению вообще. Базаров, успев многое осознать, умирает, так и не став по-настоящему счастливым.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Еще почитать --->  На Каких Автобусах Действует Единый Проездной Санкт Петербург

Крайняя бедность, жалкая мрачная каморка, в которой он чувствует себя похороненным заживо, отсутствие дружеской поддержки и работы, которая бы как-то поддерживала его существование. Всё это постепенно погружает его в тёмный мир собственных иллюзий и представлений.

Базаров признает только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной сиcтемы; вследствие этого наслаждение красотой природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины не кажутся ему высшими наслаждениями и компонентaми образованного, воспитанного человека. Базaров хорошо знает и изучает естественные науки, с их помощью он выбил из головы «предрассудки», но в то же время он остался человеком крайне необразованным: он не потрудился прочувствовать и произнес приговор незнакомым ему человеческим ценностям. Тургенев показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. Его сила в том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровичa, отжили cвое, нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и является носителем этой новой идеи. Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Как и несколько позже Раскольников, Базаров первым предпринимает деление людей на две категории: «богов» и «олухов», относя самого себя, конечно, к «богам». Базаров выдвигает идею сильной личности, полностью свободной, самостоятельно управляющей своей жизнью.

В случае с Раскольниковым испытанием выступает преступление, страшное, но нужное Раскольникову как проверка теории. Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения, которые поставили его на путь правильный, в итоге он отрекся от идеи и готов в финале романа к началу новой жизни, к началу новой иcтории.

Еще почитать --->  Поввшенная степендия если емть дети

Целые селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви, личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются человеку.

Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.

Базаров и Раскольников (по произведениям И

Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание”Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, чер­ты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “но­вое слово”, сделать “первый шаг”); […].

Раскольников и Соня Мармеладова (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского)О Соне Раскольников слышал от Мармеладова (вспомните его исповедь), но увидел ее только тогда, когда ее позвали к умирающему отцу. …Очень бедная проходная комната, через задний угол протянута дырявая простыня, догорающий огарок в железном подсвечнике… И вдруг, как резкий, кричащий диссонанс в музыке, в этой полутемной комнате появляется Соня с ненужным зонтиком в руках, в […].