Роль судебных решений в развитии правовых основ мсу

Влияние правовых позиций конституционного суда Российской Федерации на развитие законодательства о местном самоуправлении В современный период возросла

Роль судебных решений в развитии правовых основ мсу

Содержание

Влияние правовых позиций конституционного суда Российской Федерации на развитие законодательства о местном самоуправлении

В современный период возросла роль правовых позиций судов, разработанных ими в результате своей правоприменительной деятельности. Конституционный Суд РФ вправе официально толковать Конституцию РФ (п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»)[1]. По запросам судов или жалобам граждан о нарушении их конституционных прав и свобод Конституционный Суд РФ наделен полномочиями по казуальному толкованию конституции (п. 3-3.1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Толкование Конституции РФ является направлением деятельности Конституционного Суда РФ, а его правовые позиции в равной степени обязательны как для законодателя, так и для правоприменителя.

Конституционный Суд РФ высказывался и о пределах самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. «н» ч. 1), и что деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 2). Тем самым Конституция РФ прямо уполномочила федерального и регионального законодателей на установление организационно-правовых основ осуществления муниципальной власти как одного из уровней публичной власти народа.

Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, ОМС и должностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов гос власти и гос должностных лиц, ОМС и должностных лиц МС, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права МС. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юр лиц от ошибок, от несправедливых решений административных органов. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля.

Право МС на су­дебную защиту закреплено в 133 статье Кон­ституции РФ и статье 11 Европейской хар­тии МС, что свиде­тельствует о значимости этого права как важнейшей гарантии МС в РФ и др гос-х, ратифицировавших Хартию МС. Значимость судебной защиты обус­овлена еще и тем, что существующие в рос законодательстве дефекты чаще всего ликвидируются не законодательной гос властью, а судебной, путем судебного толкования правовых норм. Конст-я закрепила право граждан на осуществление МС в качестве неотъемлемого, гарантированного госуд-м: судебной защите под­лежат как непосредственно права граждан на осущ МС, так и права ОМС, посредством кот граждане осущ МС, соот-но право обращаться в суд имеют как муниципальные образования, так и сами граждане.
К объекту судебной защиты МС относится обширный комп­лекс прав: 1)самостоят. МС в пределах собственных полномо­чий (статья 12; 2) право граждан осущ-ть местное самоуп-е путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления (ст 3, 32, 130 Конституции РФ); 3) право граждан участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в органы МС (ст 32 Конституции РФ); 4) право граждан самостоятельно опре­делять структуру ОМС (ст 131 Конституции РФ); 5) право граждан на участие в решении вопроса об изменении границ территорий, в которых осущ МС 6) право граждан самостоятельно вла­деть, пользоваться и распоряжаться муни­ципальной собственностью (статья 130 Кон­ституции РФ); 7) право ОМС на самостоятельное распоряжение му­ниц собств-тью, формирова­ние, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осущ-е охраны обществен­ного порядка, решение иных вопросов мест­ного значения (статья 132 Конституции РФ); 8) право МС на компенсацию доп расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти 9) право ОМС на наделение гос полно­мочиями, но исключительно законом и с передачей материальных и финансовых средств . В н.вр накоплен значитель­ный объем суд практики, имеющей значение для пони­мания роли МС в со­врем. полит. жизни России. Главное место в суд.практике занимают постановле­ния и определения Констит. Суда РФ, к компетенции кот отнесено рассмотрение соответствия правовых актов основополагающим нормам росс законодательства – нормам Конституции РФ. Важн.значение для понимания со­держания проблемы суд защиты МС имеют также решения судов общей юрисдикции, кот. хотя и не признаются источниками права, однако рассмат-ся специал-ми как образцы рассмотрения проблем, связан. с осущ-ем местного самоуп-я. Выводы используются в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование пра­вовых норм, регулирующих вопросы МС.

В отличие от единой системы гос. органов в пределах всего государства, МС образует единую систему только в рамках отдельного конкретного МО. Системы МС различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.

Еще почитать —>  Налог От 1000000

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит также право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации, главная цель которых – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливает, что в каждом субъекте Федерации должно действовать региональное объединение муниципальных образований – совет муниципальных образований субъекта. Вступление России в 96г. в Совет Европы и ратификации в 98г. Европейской Хартии МС дают дополнительные международные гарантии прав МС в РФ.

Роль решений Конституционного Суда РФ в формировании нормативно-правовых основ местного самоуправления

В оспаривавшемся Уставе Курской области говорилось, что Курская областная дума, губернатор области, а также уполномоченные ими органы и должностные лица осуществляют государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, включая контроль за целесообразностью использования средств, материальных ресурсов, собственности, переданной муниципальному образованию государственной властью Курской области; органы государственной власти области вправе требовать отмены или приведения в соответствие с действующим законодательством опротестованного акта органа местного самоуправления.

4. Конституционный Суд РФ сформулировал еще одну важную позицию: решение вопросов о создании и ликвидации территориальных единиц должно осуществляться с учетом мнения населения, интересы которого при этом затрагиваются. В постановлении от 24 января 1997 г. по этому поводу сказано: либо проводится референдум по требованию населения и в соответствии с уставом муниципального образования, либо, если такое требование не заявлено, должно быть решение соответствующих выборных органов местного самоуправления.

Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г

В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. В развитие конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в Российской Федерации, — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. Российской Федерацией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.

1. Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 129-О-П «По жалобам граждан Бабковой Зои Михайловны, Бойковой Светланы Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ». 2007. № 4.

Приведенные правовые позиции судебной практики отличительны от правовых норм Бюджетного кодекса РФ, а именно: установленная норма в статье 31 Бюджетного кодекса РФ принципа самостоятельности бюджетов, которая закрепляет право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств других бюджетов других уровней государства. В статье 102 БК РФ отражена норма по обеспечению долговых обязательств публично-правовых образований, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом публично-правового образования, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Публично-правовые образования не несут ответственность по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы публично-правовым образованием.

Пример: Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пункт 3 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что: в случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной или городской (города федерального значения) суд, суд автономной области, суд автономного округа) за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования; заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта Российской Федерации.

Еще почитать —>  Облагаются ли налогом автомобили до 250 тысяч рублей

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Роль судебных решений в развитии правовых основ мсу

Среди охранительных гарантий местного самоуправления особо можно отметить конституционное право на судебную защиту. В правовом демократическом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо внешнего влияния субъекта права, решающего споры о нарушенном праве. Судебные органы могут рассматривать иски органов, должностных лиц местного самоуправления и граждан о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

Только судебное решение является основанием для отмены правового акта (решения) органов и должностных лиц местного самоуправления (ими самими). Рассмотрение вопроса законодательным органом государства о прекращении полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления возможно только на основании заключения судебного органа.

Структура и содержание устава муниципального образования в своей основе определяется требованиями Закона о местном самоуправлении 2003 г. Статья 44 этого Закона содержит 10 обязательных положений, касающихся тех основных элементов, из которых формируется статус муниципального образования и которые составляют фундамент его организации и функционирования. К ним относятся: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лип местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

6. Устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм принятия определяется непосредственно в уставе муниципального образования. Устав подлежит обязательной регистрации в органах государственной власти, при этом данная регистрация носит не только и не столько учредительный характер, сколько характер контроля со стороны государства соответствия норм устава действующим федеральным и региональным законам.

Конституционное правосудие как фактор преобразования российской модели местного самоуправления

Наконец, посредством конституционного правосудия реализуется программно-идеологическая функция конституционно-судебного контроля в муниципальной сфере. С одной стороны, она выступает отражением соответствующих свойств Конституции Российской Федерации как акта программирования общественно-государственной жизни и формализации основополагающих интересов, идеалов и целей государства и общества. С другой, она релевантна объективным характеристикам самих муниципальных отношений, представляющих собой такие отношения и взаимосвязи между людьми в процессе общественного взаимодействия (самоорганизации, саморегулирования, самодеятельности), в которых органически соединяются материальное и идеологическое, объективное и субъективное, что предопределяет состояние, тенденции и перспективы развития общественной жизни.

Так, в ряде решений Конституционного Суда было сформулировано конституционно-правовое понимание содержания и пределов самостоятельности местного самоуправления . Суд пришел к выводу, что самостоятельность местного самоуправления не может рассматриваться как абсолютная; она определяется пределами, установленными Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении судебной защиты органов местного самоуправления

Исходя из буквального толкования местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Основным законом территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.

Следует отметить, что Конституционный Суд охарактеризовал местное самоуправление как один из видов публичной власти, то есть «второй – государственная власть». Такая характеристика изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П [5]. В нем установлено, что в территориальных единицах в виде городов районного подчинения, других городских и сельских поселениях публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов власти (п. 4). Понятие «публичная власть» использовано как понятие, объединяющее органы государственной власти местного самоуправления и муниципальные органы, имеющие властные полномочия (п. 7). Аналогичная правовая позиция констатируется Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3-П: «отнесение представительных органов местного самоуправления к органам власти не свидетельствует об их государственной природе, а публичная власть может быть и муниципальной» [6].

Еще почитать —>  Снт как форма собственности

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит уста­новление общих принципов организации местного самоуправле­ния к совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов. По предметам совместного ведения согласно статье 76 Кон­ституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, конституция указывает на необходимость разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти РФ в сфере местного самоуправления. Это нашло закрепление в ст. 5 и 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поэтому при всей разноплановости, внешней несопоставимости институтов конституционного правосудия, с одной стороны, и местного самоуправления — с другой, между ними имеют место глубокие внутрисистемные взаимосвязи и зависимости. Не случайным является уже то обстоятельство, что в сложные периоды реформирования местного самоуправления именно Конституционный Суд РФ неоднократно брал на себя функции главного защитника, а в чем-то, пожалуй, и последнего оплота сохранения и развития местного самоуправления в России в соответствии с конституционными принципами его самостоятельности, полноты прав по решению вопросов местного значения.

В настоящее время с учетом требований федерального законодательства полностью пересматриваются, а зачастую и отменяются региональные законы о местном самоуправлении. Значительные изменения могут претерпеть законодательные акты, предусматривающие наделение отдельными государственными полномочиями, законы о финансовых основах местного самоуправления, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке регистрации уставов муниципальных образований, о собраниях и сходах граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. До внесения соответствующих корректив указанные региональные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону о местном самоуправлении 2003 г.

К другой группе можно отнести федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права, но в той или иной степени затрагивающие вопросы местного самоуправления. Среди них: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.

В любом случае муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Естественно, такие акты не должны противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. «н» ст. 72 «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

В исключительной компетенции представительного органа находятся: ¨ принятие устава; ¨ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; ¨ установление местных налогов и сборов; ¨ принятие программ развития муниципального образования; ¨ определение порядка управления муниципальным имуществом; ¨ определение порядка принятия решений о создании муниципальных предприятий и установлении тарифов на их услуги; ¨ контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения и другие.

Местное самоуправление представляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Местное самоуправление в РФ – это одна из важнейших основ конституционного строя РФ, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан – право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Местное самоуправление регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ и др.

14 Июн              840      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ