Преступление и наказание лужин где он

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось. «.

Лужин Петр Петрович

Когда Лужин получил «отставку», потерял статус жениха Авдотьи Романовны и был выставлен за порог Родионом, именно на него и направил свою мстительность уязвленный Петр Петрович и именно в этих целях подстроил провокацию с обвинением Сони Мармеладовой в воровстве. Кстати, в связи с отставкой характеристика этого персонажа дополняется и уточняется: «Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию. Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Напоминая теперь с горечью Дуне о том, что он решился взять ее, несмотря на худую о ней молву, Петр Петрович говорил вполне искренно и даже чувствовал глубокое негодование против такой «черной неблагодарности». А между тем, сватаясь тогда за Дуню, он совершено уже был убежден в нелепости всех этих сплетен, опровергнутых всенародно самой Марфой Петровной и давно уже оставленных всем городишком, горячо оправдывавшим Дуню. Да он и сам не отрекся бы теперь от того, что всё это уже знал и тогда. И тем не менее он все-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. Сколько сцен, сколько сладостных эпизодов создал он в воображении на эту соблазнительную и игривую тему, отдыхая в тиши от дел! И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. Как нарочно, незадолго перед тем, после долгих соображений и ожиданий, он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе, мало-помалу, перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал. Одним словом, он решился попробовать Петербурга. Он знал, что женщинами можно «весьма и весьма» много выиграть. Обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол. и вот всё рушилось! Этот теперешний внезапный, безобразный разрыв подействовал на него как удар грома. Это была какая-то безобразная шутка, нелепость! Он только капельку покуражился; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьезно! Наконец, ведь он уже даже любил по-своему Дуню, он уже владычествовал над нею в мечтах своих — и вдруг. Нет! Завтра же, завтра же всё это надо восстановить, залечить исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной. С болезненным ощущением припоминался ему, тоже как-то невольно, Разумихин. но, впрочем, он скоро с этой стороны успокоился: «Еще бы и этого-то поставить с ним рядом!» Но кого он в самом деле серьезно боялся, — так это Свидригайлова. »

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. Он скуп. В его скупости нечто из Пушкинского Скупого барона. Он поклонился деньгам, ибо всё погибает, а деньги не погибнут; я, дескать, из низкого звания и хочу непременно быть на высоте лестницы и господствовать. Если способности, связи и проч. Мне манкируют, то деньги зато не манкируют, и потому поклонюсь деньгам. »

Еще почитать --->  Актуальность темы основы уголовного права

Достоевский описывает Лужина, как прямолинейно-примитивную личность. В отличие от Свидригайлова, он является почти комическим двойником главного героя. В свое время умы некоторых людей занимала теория наполеонизма, заложником которой является Раскольников. Он уверен, что «право имеющему» или «особенному человеку» дозволяется «перешагнуть» через любые препятствия, если того требует идея, направленная во благо человечества. Автор развенчивает эту безнравственную идею и демонстрирует ее утопию на примере таких двойников-персонажей, как Свидригайлов и Лужин.

Другой исследователь творчества Ф.М. Достоевского В. Л. Комарович предположил, что прототипом Лужина мог быть зять писателя, П.А. Карепин, сорока четырехлетний «самодовольный буржуа», который женился на семнадцатилетней сестре Достоевского Варе. Также прослеживается совпадение в именах и разносторонняя деятельность Карепина и Лужина.

Идея произведения, по словам самого автора, заключается в «психологическом отчёте одного преступления». Иными словами, жил-был молодой человек, самый что ни на есть обычный, мещанин по происхождению, который в силу неудачно складывающихся обстоятельств оказывается в крайней бедности.

надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны.

Лужин: классический образ «Преступления и наказания»

Автор уделяет много внимания описанию одежды героя. Например, Лужин всегда отдавал предпочтение светлым «юношественным» цветам. Писатель, таким образом, подчеркивает, что мужчина стремился казаться моложе своих лет. Петр Петрович часто носил «хорошенькие» светло-коричневые летние пиджаки, такие же светлые брюки из легкой ткани, светлую жилетку. Белье на Лужине всегда было свежим, недавно купленным, из тонкой, дорогой ткани. Чиновник любил батистовые легкие галстуки в расцветку из розовых полос. Стиль Лужина сочетался с внешностью мужчины.

Автор сравнивает эти бакенбарды с двумя котлетами. Подбородок Лужин предпочитал обривать. Темные волосы эффектно выделяли лицо героя, делая кожу более белой. Прическа мужчины отличалась аккуратностью. Лужин часто посещал парикмахера. Волосы герой завивал и красиво укладывал. Темные локоны чередовались с легкой проседью. Петр Петрович не выглядел смешно или глупо с завитыми волосами. Хотя автор подчеркивает, что такая прическа идет далеко не всем. Дело в том, что завитые волосы делают человека похожим на немцев, собирающихся жениться. В целом физиономия героя отличалась красотой и солидностью. Однако если присмотреться, Лужин неизбежно выглядел несколько неприятным и отталкивающим.

Преступление и наказание лужин где он

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Именно так Достоевский изначально планировал назвать свою книгу. Замысел романа возник во время пребывания на каторге. Здесь Достоевский услышал интересную историю одного студента, который послужил прототипом Раскольникова. Замысел произведения постепенно трансформировался. Из небольшой повести он превратился в объемный роман, изображающий столкновение безнравственных идей с логикой жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это — в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» — угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» — этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Еще почитать --->  Полировщик на машиностроительном производстве класс вредности

Пётр Петрович Лужин, Преступление и наказание: характеристика персонажа

Господин Лужин – один из самых неприятных, но знаменитых героев романа. Одна только фамилия чего стоит! Впервые читатель с ним знакомится заочно из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой сыну. Характеризует она его положительно: ведь он посватался к Дуне, младшей сестре Раскольникова – девушке красивой, сильной, самоуверенной, умной, благородной, но без какого-либо приданного. Как ни крути, а «подвиг» совершил человек. А здесь ещё и недавний неприятный инцидент: пошла о Дуне худая молва, но, слава богу, всё уладилось. Так что его искреннее вмешательство в судьбу бедной девушки теперь – подвиг вдвойне, поступок наиблагороднейший и заслуживающий всяческих похвал. Каким она его увидела? Продолжаем тему: «Лужин, «Преступление и наказание»: характеристика персонажа»

По приезду в Петербург Лужин на правах жениха отправился навестить Раскольникова. Переступил порог он с чувством благодетеля и с нескрываемым желанием выслушать как можно больше сладких комплиментов в свой адрес. Безмерное тщеславие, крайняя степень самоуверенности или, лучше сказать, самовлюблённости, сыграли с ним дурную шутку. Пробившись «в люди», возвысившись из ничтожества, он привык любоваться своей внешностью, своим умом, способностями, и до того доходило, что иногда, наедине, он заглядывался на своё лицо в зеркале. А еще он чрезвычайно любил деньги. Свои, чужие, добытые в труде или иными способами – не важно, главное – само их наличие. Ведь они помогали ему возвыситься над себе подобными и равняли его с теми, кто был выше его. Что ж, почва для сватовства на Дуне самая что ни на есть «плодородная». Но было и ещё кое-что …

Преступление и наказание

В Петербург Лужин приехал, чтобы открыть адвокатскую контору,
а в обществе «обаяние прелестной, добродетельной и
образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу,
привлечь к нему, создать ореол…»
Но Раскольникова выступает против его женитьбы на Дуне.
Лужин пытается поссорить Раскольникова с матерью и сестрой.
На похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман Соне
сто рублей и пытается выставить её воровкой,
однако сосед по квартире Лебезятников разоблачает Лужина,
и тот покидает поминки.
Последний раз Пётр Петрович «упоминается»в конце романа
на свадьбе Дуни.
С помощью Раскольникова Лужина позорно разоблачают.

Вот последний эпизод с его участием:
Лужин молчал и презрительно улыбался. Впрочем, он был очень бледен. Казалось, что он обдумывал, как бы ему вывернуться. Может быть, он бы с удовольствием бросил всё и ушел, но в настоящую минуту это было почти невозможно; это значило прямо сознаться в справедливости взводимых на него обвинений и в том, что он действительно оклеветал Софью Семеновну. К тому же и публика, и без того уже подпившая, слишком волновалась. Провиантский, хотя, впрочем, и не все понимавший, кричал больше всех и предлагал некоторые весьма неприятные для Лужина меры. Но были и не пьяные; сошлись и собрались изо всех комнат. Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: «пане лайдак! «, причем бормотали еще какие-то угрозы по-польски. Соня слушала с напряжением, но как будто тоже не всё понимала, точно просыпалась от обморока. Она только не спускала своих глаз с Раскольникова, чувствуя, что в нем вся ее защита. Катерина Ивановна трудно и хрипло дышала и была, казалось, в страшном изнеможении. Всех глупее стояла Амалия Ивановна, разинув рот и ровно ничего не смысля. Она только видела, что Петр Петрович как-то попался. Раскольников попросил было опять говорить, но ему уже не дали докончить: все кричали и теснились около Лужина с ругательствами и угрозами. Но Петр Петрович не струсил. Видя, что уже дело по обвинению Сони вполне проиграно, он прямо прибегнул к наглости.
— Позвольте, господа, позвольте; не теснитесь, дайте пройти! —говорил он, пробираясь сквозь толпу, —и сделайте одолжение, не угрожайте; уверяю вас, что ничего не будет, ничего не сделаете, не робкого десятка-с, а напротив, вы же, господа, ответите, что насилием прикрыли уголовное дело. Воровка более нежели изобличена, и я буду преследовать-с. В суде не так слепы и.. . не пьяны-с, и не поверят двум отъявленным безбожникам, возмутителям и вольнодумцам, обвиняющим меня, из личной мести, в чем сами они, по глупости своей, сознаются.. . Да-с, позвольте-с!
— Чтобы тотчас же духу вашего не было в моей комнате; извольте съезжать, и всё между нами кончено! И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал.. . целые две недели!. .
— Да ведь я вам и сам, Андрей Семенович, давеча сказал, что съезжаю, когда вы еще меня удерживали; теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза. Позвольте же, господа-с!
Он протеснился; но провиантскому не хотелось так легко его выпустить, с одними только ругательствами: он схватил со стола стакан, размахнулся и пустил его в Петра Петровича; но стакан полетел прямо в Амалию Ивановну. Она взвизгнула, а провиантский, потеряв от размаху равновесие, тяжело повалился под стол. Петр Петрович прошел в свою комнату, и через полчаса его уже не было в доме.

Еще почитать --->  Образец Акта О Сгоревшем Помещении

Петр лужин: характеристика и образ героя в романе ф

О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья.

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

По лекалам Достоевского, каждый герой его произведений неоднозначен. Зачастую они не отличаются высокими моральными качествами в силу разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем, они имеют четкую позицию, выражаемую писательским пером. Для позиционирования убеждений персонажей часто используется определение «Теория». Например, своя теория есть у Раскольникова и Порфирия Ивановича. Есть теория у такого персонажа как Лужин.

Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.

«Что случится, если. » — неизменная формула, пронизывающая всё творчество Ф. М. Достоевского. Произведение «Преступление и наказание» не является исключением. В основу его заложена так называемая теория «крови по совести», иначе говоря: «цель оправдывает средства». Подспудно проявляется и еще одна, не столь масштабная, но всё же теория, принадлежавшая Лужину — возвеличивание себя за счёт слабости других. Идеи не новы, но только у Фёдора Михайловича «сии нравственные дилеммы» покидают границы абстрактного и решаются уже на практике. Итак, что будет, если на одну чашу весов поставить одно «крошечное преступленьице», тщеславие и гордыню, а на другую — тысячу добрых дел? Что перевесит? Или, может, дисбаланс уйдёт, и обе чаши встанут на один уровень? Рассуждаем в статье на тему «Лужин («Преступление и наказание»): характеристика персонажа».

Петр Лужин

«Преступление и наказание» – классика мировой литературы. Глубокий по проблематике роман Федора Михайловича Достоевского поражает проработанностью образов и психологизмом героев. Петр Петрович Лужин – любопытный персонаж, чья роль в произведении велика. В дуэте со Свидригайловым это действующее лицо создает систему двойников с главным героем, Родионом Раскольниковым.

Достоевский писал, что внешность персонажа презентабельна, он держался щеголем. В зрелом возрасте, в 45 лет, Лужин молодился, держался подчеркнуто строго и следил за собой. С первого взгляда мужчина производил приятное впечатление благонадежного человека с целями и амбициями. В действительности все описанное было прикрытием. Раскольникову удалось разглядеть личину, которую скрывал Лужин. Тщеславие, подлость и алчность мужчины раскрываются перед Родионом.

Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.

Лужин уверен в себе и любит только себя самого. Прекрасные чувства, такие как любовь и истинная бескорыстная добродетель, чужды для него. Он не скрывает того, что в жены хочет взять бедную натерпевшуюся страданий девушку, чтобы властвовать над ней, чтобы она считала его благодетелем и не смела перечить ему. Лужин – преуспевающий делец, он всегда спокоен и рассудителен.