Преступление и наказание анализ эпизода 10 класс

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»:

Преступление и наказание анализ эпизода 10 класс

Содержание

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Из сцены встречи Родиона с девушкой мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории.

Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай», на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои.
Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места такой духовно-чистой девушке, как Соня, но с первых же реплик ее разговора с Раскольниковым мы убеждаемся в обратном. Об окружающих людях она говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.
Сначала Раскольников видел в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она переступили нравственные законы общества, с единственной лишь разницей в том, что Родион сделал это для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить ее взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет».
Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву.
С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия. Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Я думаю, между образом больного и Родиона можно провести параллель. Заканчивается эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня.
Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога и найдет душевный покой.
Чтение Евангелия как бы меняет молодого человека и девушку местами. Решительный, безжалостный Раскольников и «растерявшаяся», испуганная Соня с тихим голосом в начале разговора. Во время чтения у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова .

Еще почитать —>  Можно Ли Получать Водительские Права Старого Образца

Анализ эпизода романа Достоевского; Преступление и наказание; (5 глава I части) творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Он встал на ноги. Он был измождён, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

Контраст читатель видит уже в описании городка в начале эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, которую семилетний Раскольников любит. Не случайно, кстати, и то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу.

// его душа бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передает нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала защитить, спасти несчастную лошадь, (докажите текстом стр. 56) а потом отомстить за нее, бросаясь на Миколку (докажите текстом).

  • Повесть «Дядюшкин сон»,
  • «Петербургские сновидения в стихах и прозе»,
  • Рассказ «Сон смешного человека»,
  • Романы «Идиот» (сон Ипполита),
  • «Братья Карамазовы» (сон Дмитрия Карамазова),
  • «Преступление и наказание» (сны Р.Раскольникова, А.И.Свидригайлова).

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Главный герой романа “Преступление и наказание”-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: обыкновенных людей и людей необыкновенных. Он […].

Еще почитать —>  Актуальные проблемы при диствнционном способе продаж

Анализ романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, планПо жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский Роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, […].

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Раскольников привык жить в себе, в своем внутреннем мире, он уже долгое время бездействует и только пассивно страдает. Внешний мир во всех его проявлениях он воспринимает враждебно. Выходя, он боится встречи с хозяйкой. И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал. Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится «даже всякой встречи», встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи — изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, — он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Улика и улица — разные транскрипции одного и того же слова. Уличить — значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы; живя в каморке, не предназначенной для человека, не желает быть частью человечества — он хочет оставаться незамеченным, совершать действия и быть невидимым — невидимкой, которому все позволено.

Защищаясь от Раскольникова, Соня повторяет: «Бог этого не допустит», т.е. не доведет до такого состояния, когда верить станет уже невозможно. Согласно святым отцам, Бог дает каждому испытание по силам. Раскольников и Соня сходятся потому, что оба находятся на грани гибели, оба не раз задумывались о том, чтобы «кончить все одним разом», но если Раскольников все же решается на этот опрометчивый поступок, то Соню удерживает от этого ее вера. Вера Сони с точки зрения Раскольникова — род помешательства. И со своей точки зрения он абсолютно прав: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1, 18). «Юродивая! Юродивая!» — думает Раскольников не без злорадства. Это еще один путь, представляемый его безблагодатному сознанию — путь сумасшествия, возможность которого он вполне допускает и для себя. Раскольников еще не понял, что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 25). Он превыше всего ставит свой разум, умение логически мыслить, это самое главное в нем, на это именно Соня говорит: «Ты от Бога отступил». Но Божия немощь (Соня, Лизавета) гораздо сильнее мощи его человеческого разума. Мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор. 3, 19).

Еще почитать —>  Ндфл с ветерана труда с зарплаты

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

Обратите внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время…» (ч.1, гл.6). И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя (запись в таблице)).

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю (запись в таблице)).

16 мая              1361      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ