Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2022

Предварительное расследование; что нужно знать Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования

Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2022

Содержание

Предварительное расследование; что нужно знать

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Органы Предварительного Следствия Их Система И Структура 2022

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2024 по 2024 год

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. N 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел — территориальных органах МВД России на районном уровне.

Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды: с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления; с момента направления информации о выявлении ошибок или противоречий в документах, о несоответствии сведений и требования представить письменные пояснения до момента представления пояснений

Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2022

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Еще почитать —>  На сколько дней можно выписать путевой лист легкового автомобиля в 2024 году

В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установ­ления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении.

Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования .

Нормативно-правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия

При исчислении суточных и месячных процессуальных сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми и начинается течение сроков. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 128 УПК РФ), за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре (ч. 2,3 ст. 128 УПК РФ).

Такая их классификация уместна, так как сроки на каждой из стадий уголовного судопроизводства отличаются друг от друга не только по количественному признаку, но и по качественному. Это вызвано тем, что каждая из стадий уголовного процесса имеет свои отличительные, характерные только ей свойства и черты. Но не следует забывать и о том, что такая классификации сроков все же условна, так как все они имеют общие назначение — обеспечение скорейшего разбирательства по уголовному делу.

Превентивные меры на этапе предварительного следствия

Несмотря на продекларированный в уголовно-процессуальном законодательстве принцип равноправия и состязательности сторон, защитники постоянно имеют возможность убедиться в обратном. Нормы уголовно-процессуального права позволяют органу предварительного следствия не только самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, но и по своему усмотрению разрешать ходатайства участников процесса (ст. 38, П9–122 УПК РФ).

Само по себе заявление адвокатом в рамках предварительного следствия ходатайств содержит элемент абсурдности, поскольку предполагает не только обращение с просьбой к процессуальному противнику, но и его обоснование, т.е. фактически раскрытие позиции защиты по конкретному делу.

Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течении 3-х суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения или об оставлении жалобы без удовлетворения.

К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях правил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и других.

Следует отметить, что структура и штатное расписание следственного управления (отдела) МО МВД России, в составе которого предусмотрено создание следственного отдела (отделения, группы) по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом

При рассмотрении правовой основы деятельности органов предварительного следствия МО МВД России следует также обратить внимание на то, что в ходе проведения реформы МВД России появилась необходимость приведения структур территориальных органов МВД России в соответствие с Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», указами Президента Российской Федерации [1]. В частности, Министерством внутренних дел Российской Федерации издан 30 апреля 2011 г. приказ №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (в редакции приказа МВД России от 10.12.2013 № 961), утверждающий Типовые структуры территориальных органов МВД России, в том числе Типовую структуру территориального органа МВД России на районном уровне (п.1.7), Типовую структуру отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне (п.1.9). В развитие указанного приказа и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в МВД России были

Еще почитать —>  Акции гермес полис стоимость

Приказ Генпрокуратуры России от N 826; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

В случае нарушения по указанным материалам следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.

1.15. Наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременного принятия процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением предусмотренных статьей 6.1 УПК РФ положений о разумном сроке уголовного судопроизводства, ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения.

В научной литературе по уголовному процессу встречаются разные определения «ведомственного процессуального контроля». В частности А. Табаков определяет ведомственный процессуальный контроль как деятельность, регламентированную в УПК РФ и направленную на обеспечение законности и обоснованности процессуальных решений и оперативное устранение выявленных нарушений закона[7]. Х. С. Таджиев, считает, что ведомственный контроль заключается в надлежащей организации следственной работы, которую должен обеспечить руководитель следственного органа[8].

Субъектом ведомственного контроля является руководитель следственного органа, который наделен нормами процессуального закона широкими полномочиями: осуществление контроля за процессуальной деятельностью следователя; правом давать согласие следователю на обращение с ходатайством в суд; правом участвовать в судебных заседаниях по жалобам, поданным в порядке ст. 125 УПК РФ. Однако, руководители следственного органа не могут участвовать в судебном заседании, где разрешаются вопросы о санкциях, а также в судебном процессе по проверке законности производства отдельных следственных действий осуществляемых в безотлагательном режиме.

Правовые основы деятельности органов, занимающихся предварительным расследованием 2022

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.

Дознание в органах внутренних дел

  • Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
  • Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).
  • Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47).
  • Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48).
  • Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).
  • Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49).
  • Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
  • Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50).
  • При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
  • Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании и смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
  • Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51).
  • Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21).
  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).
  • Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
  • Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).
  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24).
  • Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и др.

Еще почитать —>  Оформление пенсии по возрасту в 2024 году необходимые документы и действия в рб

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и был введен в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ основывается на положениях Конституции, соответствует ей. В ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. При этом УПК воспринял и закрепил отдельные нормы-принципы международного права и положения Конституции. По характеру регулируемых общественных отношений УПК относится к числу отраслевых кодифицированных законов. УПК является сводным и систематизированным нормативным правовым актом, который конкретно, детально и полностью регулирует уголовно-процессуальную деятельность, а также отношения, складывающиеся между субъектами этой деятельности. Иными словами, УПК как нормативный правовой акт исчерпывающе содержит все нормы, подлежащие применению в сфере уголовного судопроизводства. Статьи УПК, содержащие уголовно-процессуальные нормы, расположены в логически согласованной системе, что обеспечивает наиболее оптимальный порядок уголовного судопроизводства. определяемый уровнем признания обществом ценности прав и основных свобод личности.

Следователь, дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

20 мая              1535      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ