Постановление о производстве выемки в ломбарде

6. Законодательство не дает определения "иной охраняемой федеральным законом тайны". На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об

Постановление о производстве выемки в ломбарде

Содержание

6. Законодательство не дает определения «иной охраняемой федеральным законом тайны». На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, — информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

Выемка документов по уголовному делу

Выемка в нежилом помещении проводится на основании постановления следователя. Если выемка проводится в жилище, то основанием ее проведения является судебное решение или постановление следователя о производстве выемки в жилище в случаях, не терпящих отлагательств (в порядке ч.5 ст.165 УПК РФ).

Внимательно ознакомьтесь с протоколом и проверьте, чтобы всё изложенное в протоколе соответствовало действительности. Внимательно изучите перечень изъятых предметов и документов. Убедитесь, чтобы все изымаемые предметы и документы были перечислены в протоколе.

Постановление о производстве выемки в ломбарде

УСТАНОВИЛ:
В производстве ОД ОМ № 2 УВД по г. ххххххххх имеется уголовное дело № 21007668, возбужденное …………. года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ, по факту открытого хищения ювелирных изделий принадлежащих ……… на общую сумму 99604 рубля 80 копеек.

При секретаре:
Рассмотрев ходатайство дознавателя ОД ОМ №2 УВД по г. хххххххх лейтенанта милиции, о производстве выемки золотых изделий в ломбарде, расположенном по адресу: г. ххххххххх заявленное по уголовному делу N 21007668, проверив представленные суду материалы,

Изъятие имущества правоохранительными органами в ломбарде

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Поэтому имущество физических лиц, принятое в качестве обеспечения обязательств по возврату предоставленного кредита, должно учитывается ломбардом на забалансовом учете,

В свою очередь п. 2 ст. 354 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда имущество, являющееся предметом залога, изымается у залогодателя в установленном законом порядке на том основании, что в действительности собственником этого имущества является другое лицо (ст. 301 ГК РФ), либо в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (ст. 243 ГК РФ), ЗАЛОГ В ОТНОШЕНИИ ЭТОГО ИМУЩЕСТВА ПРЕКРАЩАЕТСЯ (аналогичная норма приведена и в Законе N 196-ФЗ — п. 2 ст. 4).

Еще почитать —>  Можно ли подарить подлежащую аресту квартиру

О ломбардах

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона «О ломбардной деятельности» (далее — законопроект) являются отношения, возникающие в процессе осуществления ломбардной деятельности. Законопроект определяет правовые основы государственного регулирования деятельности ломбардов.

Концепцией законопроекта является установление в специальном законодательном акте правил кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей.

Вопрос обеспечения легитимности деятельности организаций, оказывающих финансовые услуги населению, имеет высокую социальную значимость. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (статья 4) ломбарды являются финансовыми организациями, то есть организациями, оказывающими финансовые услуги физическим лицам. Как показывает анализ рынка ломбардных услуг, значительная часть населения, не имея по объективным причинам возможности воспользоваться услугами кредитных организаций, обращаются за получением краткосрочного кредита в ломбард. Так, по данным Правительства Москвы, по состоянию на начало 2005 года только в Москве действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 миллионов человек; за год в Москве осуществляется порядка 5 миллионов залоговых операций на общую сумму около 10 миллиардов рублей .
________________
Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 года N 200-ПП «Об основных направлениях бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года».

В настоящее время институт залоговых отношений в целом и особенности залога вещей в ломбарде в частности регламентируются, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ). Статьей 358 ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами. Кроме того, согласно статьям 919 и 920 ГК РФ ломбард может также принимать на хранение от граждан принадлежащие им вещи. Также отдельные правоотношения в сфере деятельности ломбардов регулируются Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 года N 2872-1 «О залоге» (далее — Закон «О залоге»).

Действующим в настоящее время законодательством урегулированы далеко не все вопросы рассматриваемой сферы правоотношений. Данное обстоятельство не позволяет создать стройную систему государственного регулирования в рассматриваемой сфере, что ведет к произвольному применению существующих норм, злоупотреблениям и ущемлению прав и интересов как хозяйствующих субъектов — участников рынка, так и потребителей услуг ломбардов.

Деятельность ломбардов достаточно специфична и имеет ряд особенностей, которые существенным образом отличают ее от иных видов деятельности по предоставлению кредитов под залог. Основными отличительными особенностями, обуславливающими специфичность ломбардной деятельности, являются:

— наличие в ГК РФ императивной нормы, устанавливающей обязанность залогодержателя (ломбарда) страховать за свой счет и в пользу залогодателя (заемщика) предмет залога в полной сумме его оценки;

— правовые последствия реализации предмета залога — после его реализации требования ломбарда к залогодателю (заемщику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации, недостаточна для их полного удовлетворения;

— наличие обязательного льготного месячного срока, наступающего по истечении срока предоставления кредита, в течение которого ломбард не вправе реализовывать предмет залога;

— обращение взыскания на предмет залога на основании исполнительной надписи нотариуса;

— кредиты предоставляются исключительно физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления.

Еще почитать —>  Можно ли подать в суд на жену за неуплату мужем коммунальных услуг

Таким образом очевидна целесообразность урегулирования правоотношений в сфере ломбардной деятельности отдельным законодательным актом. Кроме того, на необходимость принятия такого акта указывает норма, содержащаяся в части 6 статьи 358 ГК РФ, устанавливающая, что «правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом в соответствии с настоящим Кодексом».

Основные положения, содержащиеся в законопроекте, можно условно разделить на две категории: нормы, содержащиеся в действующем законодательстве и детализированные в проекте, и нормы, являющиеся новеллами для законодательства.

Перенос в законопроект ряда норм, содержащихся в действующем законодательстве, в частности в ГК РФ, обусловлен необходимостью их раскрытия и детализации в данном документе как в проекте специального законодательного акта, регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере. Так, необходимо обратить внимание на следующие нормы, отраженные в законопроекте:

— страхование предмета залога с установлением, с одной стороны, недопустимости понуждения заемщика к страхованию предмета залога за его счет, а, с другой стороны, возможности ломбарда страховать за свой счет иные риски, связанные с предметом залога;

— раскрытие содержания (установление обязательных положений) залогового билета;

— детализация нормы, касающейся определения размера обязательств заемщика перед ломбардом;

— законодательно устанавливается возмездность хранения предмета залога в течение льготного месячного срока с возможностью взимания неустойки только в случае, если это предусмотрено договором о залоге вещей в ломбарде.

В качестве норм, предусмотренных законопроектом и являющихся новеллами для законодательства, необходимо отметить следующие:

— законодательно закреплен понятийный аппарат в данной сфере регулирования, в частности определено понятие «краткосрочный кредит», используемое в статье 358 ГК РФ, но не раскрытое в действующем законодательстве;

— введены обязательные требования к ломбардам, в том числе исключена возможность осуществления ломбардной деятельности физическими лицами без образования юридического лица, а также юридическими лицами, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления;

— законодательно определены сведения, составляющие профессиональную тайну при осуществлении ломбардной деятельности, а также порядок раскрытия таких сведений;

— установлен порядок и последствия изъятия (выемки) предмета залога;

— установлен порядок реализации предмета невостребованного залога с прямым указанием на форму реализации — путем розничной продажи, а также введена обязанность ломбарда письменно уведомить заемщика об истечении срока предоставления кредита с указанием основных прав заемщика.

Законопроект предусматривает вступление в силу с 1 июля 2007 года. Указание на конкретную дату связано с необходимостью синхронизации вступления в силу настоящего законопроекта с вступлением в силу законопроекта, предусматривающего внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Законопроект в целом направлен на защиту прав и законных интересов граждан, являющихся клиентами ломбардов, а также самих ломбардов путем установления четких и прозрачных механизмов государственного регулирования этого рынка финансовых услуг. Кроме того, установление четких требований, исключающих их неоднозначное толкование, позволит существенно легитимизировать деятельность добросовестных участников данного рынка и выявить хозяйствующие субъекты, злоупотребляющие отсутствием четких правил осуществления данной деятельности, тем самым снизив криминализацию сектора услуг, оказываемых ломбардами.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Если изымаются подлинники, с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом уполномоченного органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия ( п. 8 ст. 94 НК РФ ).

Еще почитать —>  Статья конституции рб сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются

Статья 183

2. Выемка указанных объектов производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указывается: основание выемки; какие предметы, документы и ценности подлежат выемке; у какого гражданина или юридического лица и по какому адресу надлежит произвести это следственное действие.

3. Основное отличие выемки от обыска состоит в наличии у следователя фактических данных о месте нахождения подлежащих выемке тех или иных объектов, об их наименовании и свойствах. Следует иметь в виду, что по судебному решению выемка предметов, документов и ценностей производится и в тех случаях, когда это следственное действие проводится в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Требуется судебное решение и при выемке почтово-телеграфных отправлений, электронной почты, пейджинговых сообщений.

Проблемы получения следователем (дознавателем) разрешения на производство обыска и выемки в ломбарде Текст научной статьи по специальности; Право

Опрос слушателей на факультете повышения квалификации Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ показал, что в практике не являются редкими случаи, когда работники ломбардов прячут от оперативных сотрудников и следователей (дознавателей) предметы (ценности), подлежащие изъятию, в связи с чем возникает необходимость их изъятия уже путем обыска.

В статье 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судьей может быть дано следователю (дознавателю) разрешение только на производство выемки в ломбарде . При этом обыск в ломбарде не указан в перечне следственных действий, которые производятся по судебному решению. Это приводит к противоречивой практике получения следователем (дознавателем) судебного разрешения на производство выемки и обыска в ломбарде . Проблема заключается в том, что уголовно-процессуальный закон предусматривает различную процедуру для получения подобного разрешения. Зачастую следователи (дознаватели), не обращаясь в суд для получения разрешения на производство выемки в ломбарде , производят обыск в ломбарде по своему постановлению. Органы следствия и оперативные подразделения используют данный пробел уголовно-процессуального закона в своих ведомственных интересах, подменяя одно следственное действие другим. Цель и задачи исследования: изучить следственно-судебную практику производства обыска и выемки в ломбарде ; исходя из теории уголовного процесса и положений УПК РФ, дать оценку законности практики производства обыска в ломбарде без судебного решения. Методологическую основу исследования составили материалистическая диалектика и частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. Выводы: вопрос о защите конституционных прав участников уголовного судопроизводства не должен зависеть от произвольного выбора следователем следственного действия. До внесения изменений в ст. 29 УПК РФ ее п. 51 ч. 2 следует толковать расширительно; обыск в ломбарде производить исключительно по судебному решению. Нарушение органами расследования при производстве обыска в ломбарде положений УПК РФ об изъятии вещей в ломбарде по судебному решению должно приводить к признанию протокола обыска и изъятых предметов (ценностей) недопустимыми доказательствами . Предлагается внести изменения в ст. 29 УПК РФ, включив в полномочия суда дачу разрешения на производство обыска в ломбарде .

Комментарии к статье Уголовного кодекса об изъятии документов

Когда происходит изъятие электронных носителей информации, тов этом процессе обязательно должен участвовать профессионал, который хорошо разбирается в этой отрасли. Если в ходе следственного действия будут допущены нарушения, то владельцем изъятых предметовможетбыть поданозаявление с просьбой признать данное мероприятие незаконным.

Юристы, которые сталкиваются на практике с данной статьёй, отмечают неоднозначность вопроса в процессе классификации деяния при определении виновности лица. Принципиальное значение имеет доказательная база.

06 мая              1382      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ