Особенности рассмотрения в судах гражданских дел в области социального обеспечения

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу анализа особенностей рассмотрения в суде гражданских дел по вопросам социального обеспечения.
Предмет исследования включает в себя:
— нормы российского законодательства;
— научные публикации по исследуемым вопросам;
— материалы судебной практики.
Цель данной работы – правовой анализ особенностей рассмотрения в суде гражданских дел по вопросам социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
— проанализировать формы защиты прав граждан по социальному обеспечению;
— изучить процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел по вопросам социального обеспечения в рамках особого производства;
— в заключении подвести итоги и сделать выводы по проведенному исследованию.
Теоретической основой исследования явились труды по праву социального обеспечения. При подготовке работы были использованы труды таких авторов как Л.В. Андриченко, В.С. Анохин, А.П. Вершинин, И.Г. Гараев, С.Г. Гончарова, В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова, Д.Б. Абушенко, В.П. Воложанин, С.К. Загайнова, О.Г. Дьяконова, А.В. Ефремов, В.В. Косычева, Н.С. Кошелев, Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В. Яковенко, А.В. Чекмарева, В.А. Чибисов и др.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Введение 3
Глава 1. Формы защиты прав граждан по социальному обеспечению 5
1.1. Понятие и субъекты защиты прав граждан по социальному обеспечению 5
1.2. Юрисдикционные и неюрисдикционные формы защиты 10
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел по вопросам социального обеспечения в рамках особого производства 22
2.1. Подготовка к рассмотрению гражданского дела по вопросам социального обеспечения 22
2.2. Порядок рассмотрения дел по вопросам социального обеспечения 32
Заключение 40
Список использованных источников информации и литературы 46

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.

Особенности рассмотрения в суде гражданских дел в области социального обеспечения

Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость. О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы. Одно из основных назначений Российской Федерации, как социального государства, является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствие со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Материалы и методы исследования. Применены методы социологического исследования и логического анализа литературы и официальных нормативно-правовых документов, лежащих в основе деятельности системы МСЭ и сферы предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения и установления инвалидам мер государственной поддержки. Объект исследования – правоотношения в сфере судебной защиты социальный прав. Предмет – особенности судебной защиты социальных прав. Цель исследования – обобщить и систематизировать правовое регулирование судебной защиты социальных прав. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: — проанализировать право на социальное обеспечение как предмет судебной защит; — проанализировать споры, связанные с защитой права граждан на социальное обеспечение и их виды; — проанализировать порядок производства по делам о защите права граждан на социальное обеспечение; — рассмотреть особенности возбуждения и рассмотрения социальных споров; — рассмотреть особенности рассмотрения социальных споров в сфере пенсионного обеспечения Применены методы социологического исследования и логического анализа литературы и официальных нормативно-правовых документов. В работе использованы научные труды следующих авторов: Ахметзянова В. А., Белянинова Ю. В., Ершов В. А., Инютин Г. К., Клюжина А. В., Минаева Л. Н. Пенсии, Соколова В. А., Пузин С.Н., Меметов С.С., Шургая М.А. Эмпирическую базу исследования составляют: российское законодательство, подзаконные нормативно-правовые и правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика. Научная новизна исследования. В работе предпринято комплексное исследование теоретических и практических проблем правового регулирования назначения пенсии по инвалидности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Еще почитать --->  Можно Ли Выкупить Служебную Квартиру

Отсутствие комплексного подхода в формировании системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в любой сфере, на данный момент, является главной проблемой всей правовой структуры Российской Федерации. Несовершенство действующего пенсионного законодательства создает неопределенность правового положения огромного количества граждан, не позволяет сформироваться единообразной правоприменительной практике, создает трудности в реализации пенсионных прав граждан. К сожалению, следует отметить, что изменения пенсионного законодательства, вступившие с 1 января 2015 года не внесли ясность по вопросу индексации не полученной своевременно пенсии по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию. Хотелось бы отметить, что несовершенство пенсионного законодательства влечет за собой неопределенность положения огромного количества граждан, единственным источником существования которых являются пенсии. Высокий процент удовлетворения «пенсионных» исков (около 80%) наглядно иллюстрирует существующую проблему. Следует отметить, что, в результате реформирования, изменился порядок формирования пенсионных прав и расчет страховой пенсии. В частности, введена новая формула расчета размера пенсии, учитывающая: – размер официальной заработной платы; – продолжительность страхового стажа; – варианты пенсионного обеспечения; – возраст выхода на пенсию. Для абсолютного большинства россиян остаются непонятными методики расчета пенсий и механизмы подтверждения стажа. В бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» глава государства отметил необходимость повышения уровня прозрачности пенсионной системы, в частности, пенсионная формула должна быть стабильной, понятной как работодателям, так и гражданам. Однако, по нашему мнению, в связи с реализацией новых законов, количество пенсионных споров резко возрастет.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала вывод суда апелляционной инстанции о нарушении Г. условий договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости неправомерным, поскольку этот вывод основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления как постановленные с существенным нарушением норм материального права и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время играют судебные органы. Такое право в условиях современной России действенно можно защитить главным образом путем обращения в суд. Возникающие споры суды напрямую разрешают своими постановлениями.

В статье отмечается, что действующим законодательством специально уполномоченный орган по защите социально-обеспечительных прав не предусмотрен. Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время выполняют судебные органы. Вместе с тем развитие досудебных процедур разрешения споров в области социального обеспечения может способствовать более эффективной охране такого права. Автором рассматриваются законодательные инициативы в этой области. Анализируется судебная практика о компенсации морального вреда и проблема денежного определения размера такого вреда в случае нарушения права на социальное обеспечение, высказаны предложения по устранению и преодолению дефектов закона.

Бурдина Е

В пособии рассматривается организация работы аппарата суда по обеспечению рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел, экономических споров в суде первой инстанции, анализируются обязанности помощника судьи и секретаря судебного заседания по подготовке дел к рассмотрению и при их рассмотрении, по оформлению служебных и процессуальных документов, исполнению судебных актов.

Еще почитать --->  Определение стоимости при продаже выморочной доли квартиры

Впоследствии работодатель получает возмещение произведенных выплат в установленном размере и порядке за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В этом случае Фонд социального страхования Российской Федерации привлекается к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований (ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Субъектами споров в сфере социального обеспечения (либо социальных споров) являются гражданин (в ряде случаев семья в целом, например, при разрешении споров о назначении пенсии по случаю потери кормильца), с одной стороны, и государство в лице уполномоченных органов, представляющих социальное обеспечение того или иного вида, — с другой

Особенности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение в последнее время, приобрела особенно важное значение. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении. Кроме того, при рассмотрении судом данной категории споров, имеют место и нарушения процессуального характера. В тоже время, интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества.

Право индивида на социальное обеспечение – одно из основных социально–экономических прав человека, выражающееся в конституционной обязанности государства предоставить человеку в случае наступления социального риска такие средства к существованию, которые обеспечивали бы ему достойный уровень жизни.

Специалисты в области теории права, как правило, определяют пробел в праве как полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства. Пробел всегда означает отсутствие необходимых норм в позитивном праве, брешь в самом законодательстве [107] [108] [109] [110] .

До его принятия судами общей юрисдикции по-разному решался вопрос о включении женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. В п. 27 данного постановления четко указано, как следует поступать в таких случаях. Судам следует исходить из следующего: если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде

Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечениетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

Методологическую основу исследования составили общие, частнонауч-ные и специальные методы познания. Кроме диалектического метода познания в работе применялись исторический, статистический, сравнительно-правовой, экономико-правовой методы, метод непосредственного наблюдения и формально-юридического анализа.

Исследование теоретических и практических проблем рассмотрения споров по защите права граждан на социальное обеспечение, свидетельствует о том, что решение по делу о защите права гражданина на социальное обеспечение должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к судебным решениям.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В отношении споров в сфере социального обеспечения каких-либо специальных оговорок о правилах определения родовой подсудности (подсудности между судами различных уровней) в действующем процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится. Следует в данном случае руководствоваться общим правилом о рассмотрении мировыми судьями дел по спорам имущественного характера (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В постановлении от 6 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми “О государственной службе”» Конституционный Суд этой республики указал следующее. По мнению Суда, уменьшение размера доплаты государственному служащему к государственной пенсии не является умалением основного содержания прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию, считает Суд, ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной гарантией, обеспеченной возможностями средств соответству-
ющих бюджетов, а поэтому уменьшение размера вышеназванной доплаты не умаляет основного конституционного права на получение пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом[28].

Комиссии по разрешению спорных вопросов в области пенсионного обеспечения работают и в других министерствах и ведомствах силового блока — Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, а также в судебной системе. Так, Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, предусмотрено создание комиссий МВД, Главного управления внутренних дел (ГУВД), Управления внутренних дел (УВД) субъектов РФ по разрешению спорных вопросов по пенсионному обеспечению (п. 12.2.3). В ФСБ России действует комиссия по решению спорных вопросов (Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302, п. 11). В системе ФСИН России споры по зачету в выслугу лет для назначения пенсии разных периодов службы, работы и учебы сотрудников рассматриваются комиссией территориального органа либо центральной аттестационной комиссией. Споры по установлению размеров сумм денежного довольствия для начисления пенсии разрешаются начальником территориального органа, а при различной подчиненности пенсионного органа и подразделения финансовой (экономической) службы — финансово-экономическим управлением ФСИН России. Эти положения закреплены в п. 13.1 и 13.2 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 258.

Еще почитать --->  Платили аренду не надлжещему арендодателю

Положением о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства области от 23 июня 2008 г., на это Министерство возложено рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер, ведение приема граждан. Эта работа осуществляется на основании актов как федерального, так и областного уров-ня. О нормативном правовом акте федерального уровня —Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — речь шла выше. К актам областного уровня следует отнести Регламент Министерства социальной защиты населения Свердловской области, утвержденный приказом заместителя председателя Правительства Свердловской области — Министра социальной защиты населения Свердловской области от 30 апреля 2010 г. № 196 (далее — Регламент от 30 апреля 2010 г.). В Регламенте от 30 апреля 2010 г. порядку работы с обращениями граждан посвящена гл. 8 «Порядок работы с обращениями граждан» (п. 110—128). Вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц изложены в гл. 5 Административного регламента от 14 декабря 2009 г. «Порядок и условия обжалования действий (бездействия) должностных лиц» (п. 39—44).

Споры в праве социального обеспечения

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Подсудность споров в сфере социального обеспечения

В отношении споров в сфере социального обеспечения каких-либо специальных оговорок о правилах определения родовой подсудности (подсудности между судами различных уровней) в действующем процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится. Следует в данном случае руководствоваться общим правилом о рассмотрении мировыми судьями дел по спорам имущественного характера (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В отношении подсудности по спорам о социальном обеспечении упоминание имеется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на обращение в суд» (пункт 2)[159]:

Впоследствии работодатель получает возмещение произведенных выплат в установленном размере и порядке за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В этом случае Фонд социального страхования Российской Федерации привлекается к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований (ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Субъектами споров в сфере социального обеспечения (либо социальных споров) являются гражданин (в ряде случаев семья в целом, например, при разрешении споров о назначении пенсии по случаю потери кормильца), с одной стороны, и государство в лице уполномоченных органов, представляющих социальное обеспечение того или иного вида, — с другой