Особенности переселения собственников из аварийных многоквартирных домов в связи с реконструкцией

Особенности переселения собственников из аварийных многоквартирных домов в связи с реконструкцией По вопросу установления различных требований к

Особенности переселения собственников из аварийных многоквартирных домов в связи с реконструкцией

Содержание

Особенности переселения собственников из аварийных многоквартирных домов в связи с реконструкцией

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2022, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

Данная норма вступила в силу 28.12.2022. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2024 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2022-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2022, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2024 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2024 год).

Еще почитать —>  Стадия уголовного процесса аппеляция кассация

Согласно части 1 статьи 89 ЖК Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 указанного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

4. После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.

8. По строкам 11 — 15 приводится общая площадь жилых помещений, требующая расселения в аварийных многоквартирных домах, в жилых домах блокированной застройки, в жилых домах (индивидуально-определенных зданиях), в специализированном жилищном фонде. Общая площадь жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и занимаемых гражданами на основании договоров социального найма или принадлежащих гражданам на праве собственности, вследствие чего у муниципальных образований возникла или может возникнуть в будущем обязанность по предоставлению указанным гражданам других жилых помещений, выплаты им возмещения по основаниям, предусмотренным статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2, части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие таких решений и проведение указанных мероприятий по переселению из жилого дома, фактически не являющегося аварийным, вопреки доводам жалобы влечет нарушение прав граждан, проживающих в этом доме.

Правила выселения граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Поскольку положениями статей 36 — 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение.

В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв. м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами расходов.

Признавайте МКД аварийным и расселяйте жильцов по новым правилам

После того как орган МСУ получил заключение комиссии, он должен принять решение по дому. Отразите его в муниципальном акте (см. образец 2). Если вы признали МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, направьте решение вместе с заключением комиссии заявителю и в орган муниципального жилищного контроля по местонахождению дома. Срок — пять дней со дня, когда вы приняли решение. Не обязательно высылать бумажные документы. Можно отправить их в электронном виде через интернет, в том числе через единый или региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Новые меры поддержки будут доступны не всем жильцам домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными. На дату признания МКД аварийным у собственника не должно быть в собственности других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Регион не окажет поддержку и тем, кто снимает другое жилое помещение по договору аренды или занимает его на условиях социального найма.

Когда местные власти расселяют аварийный дом, они изымают жилье для муниципальных нужд. При этом собственникам жилых помещений нужно выплатить возмещение. Включайте в эту сумму рыночную стоимость не только помещения и общего имущества в МКД, но и земельного участка, на котором расположен дом. Это требование указано в новой редакции части 7 статьи 32 ЖК. Увеличение размера возмещения — это дополнительная мера поддержки граждан, которых переселяют из аварийного жилищного фонда.

Законодатель установил более конкретные правила работы комиссии по оценке и обследованию МКД. Именно она решает, есть ли основания признать дом аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Свои выводы комиссия излагает в заключении. Его оформляют на бланке из приложения № 1 к Положению № 47.

Если оставаться в аварийном доме опасно, его жильцы вправе получить временное жилье из маневренного фонда муниципального или регионального уровня. Эта гарантия раньше не распространялась на жителей домов, признанных аварийными. Теперь в подобной ситуации орган МСУ должен выделить временное жилье по первому требованию гражданина.

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2024 года).

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Нормативный размер земельного участка определяется умножением общей площади жилых помещений на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности. Так, для двухэтажного дома 1957 года удельный показатель будет 2,84. Для двухэтажки 1967 года — 2,72.

Еще почитать —>  Наказание несовершеннолетним за 228

Как решить. Если дом находится в плачевном состоянии, но аварийным его не признают, жильцы могут сами обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при администрации города. К документу необходимо приложить фотографии, план с техническим паспортом и обосновать, почему дом следует признать аварийным. Обращение может быть как индивидуальным — от одного жильца, так и коллективным.

  1. межведомственная комиссия самостоятельно проведет обследование технического состояния МКД и признает дом аварийным;
  2. комиссия проведет обследование и не признает дом аварийным;
  3. комиссия потребует с жильцов провести обследование с привлечением специализированных организаций.

Собственники же , дома которых не попали в региональную программу, при расселении могут рассчитывать только на денежную компенсацию и возмещение расходов на переезд. А если дом включен в программу, то собственник вправе выбирать между деньгами и равнозначным жильем.

Сам я живу и работаю в Томске. Здесь разница между возможными и фактическими выплатами доходит до 1,5 млн рублей. Еще недавно в подавляющем большинстве случаев при выплате компенсаций мэрия не учитывала размер земельного участка под домом, который необходим для его эксплуатации, — и люди теряли деньги.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда или многоквартирного дома, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить собственнику оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начале работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Переселение душ

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.
  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

1.1. Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых, находящихся в частной собственности
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только при наличии соответствующего соглашения между собственником и уполномоченным органом, а также при условии, что право собственности на изымаемое жилое помещение приобретено до признания дома в установленном порядке аварийным. Последнее условие не распространяется на приобретение права собственности в порядке наследования (ч. 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ; разд. II Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022).
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, при условии что на дату признания дома таковым у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ).

1.2. Условия предоставления жилых помещений взамен находящихся в государственной или муниципальной собственности
Если жилые помещения в аварийном многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам по договорам социального найма, то таким гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ч. 1, 2 ст. 60, ст. 86 ЖК РФ).

Собственникам помещений в аварийном доме предоставляются помещения взамен изымаемых, если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан. Если дом не включен в указанную программу, жилые помещения могут предоставляться собственникам по инициативе уполномоченного органа. Также жилые помещения предоставляются нанимателям по договору социального найма.

1. Условия предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов
Жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Если дом признан аварийным, принявший соответствующее решение орган государственной власти или местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) издает распоряжение с указанием сроков отселения граждан (п. 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых при сносе многоквартирных жилых домов зависят от того, в чьей собственности находятся изымаемые жилые помещения.

2.1. Порядок предоставления жилых помещений собственникам изымаемых помещений
Собственникам изымаемых жилых помещений предоставляются другие жилые помещения в собственность с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые помещения на основании заключаемого с уполномоченным органом договора (соглашения), в частности, на основании договора мены (ч. 8, 10 ст. 32 ЖК РФ; п. 1 ч. 6 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
При этом не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).
Если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан, жилое помещение, предоставляемое гражданам взамен изымаемого, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с их письменного согласия в границах другого населенного пункта соответствующего субъекта РФ.
При этом отказы (в том числе неоднократные) граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ (ч. 3 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).

Еще почитать —>  Налог с продажи дома и земельного участка в 2024 пенсионеру

3.9.5. оценить возможность предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о КРТ, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, в целях реализации решения (договора) о КРТ.

2.1.3. объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия программы переселения с разбивкой программы переселения на этапы.

Обоснование потребности в объеме средств на реализацию программы переселения рекомендуется осуществлять в зависимости от выбранных способов реализации программы переселения, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2022, N 1, ст.33).

В планируемых показателях выполнения программы переселения рекомендуется отражать общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено программой переселения в целом и каждым ее этапом в отдельности, определенным в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона.

Оценку возможности предоставления субъектом Российской Федерации при реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда субсидии лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения (договора) о комплексном развитии территории жилой застройки рекомендуется проводить в соответствии с приложением N 8 к настоящим Методическим рекомендациям;

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры. Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.
  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

в графе 14 — суммарный расчетный размер экономии бюджетных средств. Рекомендуется приводить справочно в целях оценки возможных затрат бюджетов в случае, если бы переселение осуществлялось с использованием бюджетных средств. Рекомендуется рассчитывать, как сумму граф 15, 16 (сумму средств, образовавшихся в результате переселения граждан без использования бюджетных средств, в свободный муниципальный жилищный фонд, по договорам, обязательства по переселению граждан по которым возложены на иных лиц);

в графе 20 — планируемая площадь жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

3.9.5. оценить возможность предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о КРТ, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, в целях реализации решения (договора) о КРТ.

Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по тому или иному способу реализации программы переселения рекомендуется дифференцировать в зависимости от муниципального образования субъекта Российской Федерации;

В плане-графике реализации программы переселения рекомендуется отражать информацию о механизмах реализации программы переселения, а также промежуточные результаты реализации программы переселения, в разбивке по способам переселения и по муниципальным образованиям, планируемые сроки достижения этих промежуточных результатов. Рекомендуемая форма такого плана-графика приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Но и это еще не основная беда: в больших городах довольно мало площадей под застройку, а строить надо. Выход нашли: не вширь, а ввысь. Теперь на месте бывших 5-этажек выросли здания в 20 этажей и выше. Но нормы строительства никто не отменял; и в каждом районе есть свои требования к этажности домов. Поэтому не всё то хорошо, что строится быстро.

Переселение из ветхого жилья собственников на сегодняшний день является одной из приоритетных задач в жилищной политике государства. Связано это со многими причинами; но основная — лучше предотвратить проблему, чем потом тратить деньги на восстановление руин.

Несмотря на то что законодательно определение ветхого жилья нигде не закреплено, к нему можно отнести помещения, общий износ которых составляет в деревянных постройках и мансардах — не менее 65%, в кирпичных — не менее 70%. При этом основные несущие конструкции позволяют сохранять устойчивость здания, но оно уже не удовлетворяет эксплуатационным требованиям.

Поэтому для того, чтобы жилье было признано ветхим, необходимо оценить степень его износа. Это делается специалистами, но опять-таки в приблизительном значении, так как точной формулы для вычисления степени износа нет. Поэтому и решение о признании жилья ветхим принимается должностными лицами уполномоченных органов, а вернее, специально созданной межведомственной комиссией.

Кроме того, в некоторых регионах пошли на хитрость: новое жилье предоставляется метр в метр, независимо от полагающейся нормы площади. То есть было у вас 18 кв. м, вам столько же и дали; а то, что в квартире прописаны еще несколько человек, никого не волнует. Но граждане рады получить хоть что-то, поэтому в суд не идут. А надо бы!

16 мая              80      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ