Опишите как осуществляется производство дознания в таможенных органах

При наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации,

Опишите как осуществляется производство дознания в таможенных органах

Содержание

При наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

Компетенция таможенных органов, как органов дознания

ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового»;

В случае возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления, а в ходе дознания получены достаточные данные которые позволяют подозревать конкретное физическое лицо, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении совершения преступления, копию вручает подозреваемому, разъясняет ему его права, о чем составляют протокол.

Приказ ФТС России от № 1392

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «Об исполнительном производстве», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководства ФТС России, а также настоящим Положением.

47) участие в осуществлении международной деятельности ФТС России, взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами государств — членов Таможенного союза, других иностранных государств, Евразийской экономической комиссией, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела, в соответствии с порядком, установленным ФТС России;

Дознание в таможенных органах, его организация и управление

Возбудив уголовное дело, таможенный орган обязан принять все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Дознание и орд таможенных органов в сфере государственной безопасности

О производстве осмотра составляется протокол с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК РФ. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. К нему прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД таможенные органы вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

По уголовным делам о контрабанде производство данного следственного действия имеет свои особенности, при этом основными задачами являются: фиксация обстановки; выяснение способа перемещения контрабанды и применяющихся для этого приспособлений, устройств, тайников; анализ всей совокупности фактических данных о характере события и его участниках; построение необходимых версий и принятие решения о дальнейшем расследовании; получение данных для организации оперативно-розыскных мероприятий и проведения других следственных действий.6

2 Осуществление полномочий органа дознания в соответствии с требованиями УПК РФ по производству дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, кроме того, регулируется Инструкцией о порядке представления Главным управлением по борьбе с контрабандой в Управление таможенных расследований и дознания материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о взаимодействии Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания при расследовании уголовных дел, которая утверждена приказом ГТК РФ от 04.12.2001 г. № 1150; Приложением 2 к Приказу ГТК РФ от 12.05.2003 г. № 490 «Об утверждении типовых положений об отделе административных расследований оперативной таможни, отделе дознания таможенного органа и о внесении изменений в нормативные и иные правовые акты ГТК России; Приказом ФТС РФ от 25.10.2004 г. № 197 «Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания»; Приложением 2 к приказу ФТС РФ от 16.08.2005 г. № 747 «Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни» и др.

Еще почитать —>  Могут ли арестовать счёт за неуплату жкх

Дознание, осуществляемое таможенными органами

Дознание является одной из двух форм предварительного расследования (другой его формой является предварительное следствие). Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

При наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ, таможенный орган РФ возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами УПК РФ, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

Итак, отечественный уголовно-процессуальный закон дозволяет таможенному органу, возбудившему уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, то есть следственные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также документов, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Давая понятие неотложным следственным действиям, действующий закон не содержит их четкого перечня, в отличие от УПК РСФСР, который к неотложным следственным действиям относил осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР).

При осуществлении таможенными органами оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых назван в Законе (опрос граждан, наведение справок, наблюдение, обследование зданий и помещений, прослушивание телефонных переговоров) характерно применение специальных технических средств для обнаружения тайников с предметами контрабанды, приборы по обнаружению металлов, применяются служебные собаки кинологической службы для обнаружения тайно перевозимых наркотиков, боеприпасов и иных взрывчатых веществ.

Действующий ТК ТС существенно расширил права и обязанности таможенных органов как органов дознания. Для возбуждения уголовного дела о преступлениях, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необходимы законные поводы и достаточные основания, то есть фактические данные, указывающие на наличие признаков преступления.

Таможенные органы как органы дознания обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Также таможенные органы обязаны принимать все меры для предупреждения и пресечения преступлений.

К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возложено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2-4 ст. 188, а также ст. 189, 190 и 193 УК РФ.

Статья 222

Комментарий к статье 222
В соответствии с пунктом 9 статьи 117 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР таможенные органы отнесены к органам дознания по делам:
— о контрабанде (ст. 188 Уголовного кодекса РФ);
— о незаконном экспорте технологий, научно — технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 Уголовного кодекса РФ);
— о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 Уголовного кодекса РФ);
— о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 Уголовного кодекса РФ);
— об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 Уголовного кодекса РФ).
Дознание — первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с Уголовно — процессуальным кодексом РСФСР закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.
Дознание предшествует предварительному следствию : на этапе дознания по горячим следам преступления собирается первичный материал для предварительного следствия.
———————————
Предварительное следствие — основная форма расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем принимается решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду.
По уголовным делам о наименее серьезных преступлениях (перечислены в ч. 1 ст. 126 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР) расследование может быть ограничено и закончено дознанием. По таким уголовным делам проведение предварительного следствия не обязательно (например, ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»). В этом случае материалы дознания вместе с обвинительным заключением передаются прокурору, а через него в суд, минуя предварительное следствие .
———————————
В соответствии со статьей 120 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно — процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (ст. 119 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР).
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела (ч. 1 ст. 121 Уголовно — процессуального кодекса РФ).
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока производства дознания, обязан передать дело следователю. В случае если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно — розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
В соответствии с изложенными выше уголовно — процессуальными нормами и в силу предписаний статьи 126 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР таможенные органы по делам о таможенных преступлениях, за исключением дел об отклонении от уплаты таможенных платежей с организации или физического лица, проводят лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выполнении которых, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, передают следователю.
По делам об уклонении от уплаты таможенных платежей таможенный орган, как орган дознания, возбуждая дело, принимает все предусмотренные уголовно — процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом таможенный орган обязан окончить дознание по делу в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
Нарушение сроков проведения дознания, как правило, влечет за собой незаконное производство таможенными органами следственных действий по уголовным делам, что является существенным нарушением требований Уголовно — процессуального кодекса РСФСР, может послужить причиной возврата уголовного дела судом в соответствующий орган предварительного следствия для дополнительного расследования. На это, в частности, указывалось в письме ГТК России от 16 февраля 1996 года N УБТП-11-133/429 «О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно — процессуального законодательства».
Дознание в системе таможенных органов производят Управление таможенных расследований и дознания ГТК России, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни.
Приказом ГТК России от 26 января 2001 года N 90 было утверждено Положение об Управлении таможенных расследований и дознания. В нем определено (п. 2), что Управление непосредственно осуществляет и организовывает работу таможенных органов по осуществлению таможенных расследований и дознания. К основным функциям Управления, связанным с дознанием, в данном Положении отнесены следующие (п. 13, 14, 17, 18, 19, 26 и др.):
— организация, координация и контроль за выполнением таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
— осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
— участие в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и обеспечение участия таможенных органов в реализации таких мер;
— осуществление контроля за соблюдением законности сотрудниками Управления и таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
— выявление правовых проблем в деятельности таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, и подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации;
— взаимодействие, организация, обеспечение и координация взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств по вопросам компетенции Управления.
Управление таможенных расследований имеет право (п. 30 Положения) возбуждать в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, уголовные дела и осуществлять по ним дознание.
Непосредственно дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками отделов дознания таможен, оперативных таможен и региональных таможенных управлений (дознавателями), уполномоченными на это соответствующими приказами начальников таможенных органов как органов дознания.
Наряду с отделами дознания в системе таможенных органов имеются подразделения, ответственные за проведение оперативно — розыскных и оперативно — поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений.
Это отделы (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с таможенными правонарушениями, собственной безопасности. Они работают в тесном контакте с отделом дознания .
———————————
Письмо ГТК России от 17 февраля 1998 года N 11-01/1209.
Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность (наряду с дознавателем) за обоснованность возбуждения уголовного дела, своевременность и законность задержания подозреваемого, а также за качество проведенных следственных действий.
Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

Еще почитать —>  Пример апеляциина отказ уменьшить алименты

Электронная библиотека

Одно из направлений уголовно-процессуальной деятельно­сти таможенных органов как органа дознания – производство дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ по уголов­ным делам, по которым производство предварительного след­ствия не обязательно, применяется общий порядок дознания со следствием, за некоторым исключением. Дознание по этим делам возбуждается в отношении конкретного лица. Срок рас­следования устанавливается в пределах 20 суток со дня возбуж­дения уголовного дела до направления его прокурору. Прокурор вправе продлить данный срок до 10 суток. Если подозрева­емый заключен под стражу, то производство дознания должно быть закончено не позднее 10 суток со дня избрания указанной меры пресечения или предъявления подозреваемому обвинения.

Копия данного документа вручается только обви­няемому и его защитнику. По окончании дознания материалы уголовного дела для ознакомления не предъявляются граж­данскому истцу и гражданскому ответчику. При проведении дознания по уголовным делам данной категории дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, присущей сле­дователю. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора или следователя не приостанавливает его испол­нение.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

· Статья 189 УК РФ Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

Дознаватель, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявляемого обвинения. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и дознавателя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.

Еще почитать —>  Пермь цена проездного на апрель для ветеранов труда союзного значения

Участие защитника при производстве дознания с момента предъявления обвинения, объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о заключении под стражу обязательно по делам: несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

Право на защиту разъясняется подозреваемому и обвиняемому дознавателем при предъявлении ему протокола задержания, а также при избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу. Об этом дознаватель делает соответствующую надпись в протоколе. В протоколе записываются все ходатайства или заявления подозреваемого или обвиняемого по поводу участия защитника в деле.

Если экспертиза производится вне экспертного учреждения, дознаватель после вынесения постановления о назначении экспертизы вызывает себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к подозреваемому и обвиняемому, а также поверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.

13 Апр              1211      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ