Надор За Освобожденными Условно Досрочно

Просто об УДО В России досрочным освобождением занимается исключительно суд. Смысл всей процедуры получения УДО – осужденному предстать в глазах суда

Надор За Освобожденными Условно Досрочно

Содержание

Просто об УДО

В России досрочным освобождением занимается исключительно суд. Смысл всей процедуры получения УДО – осужденному предстать в глазах суда исправившимся человеком. Для этого сам заключенный или его адвокат подготавливает и направляет в суд специальное заявление о желании освободиться – ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В свою очередь колония подготавливает личную характеристику на заключенного, на основании которой суд будет определять исправился человек или нет.

Помните! Если заместитель начальника ИУ по воспитательной работе (раньше – замполит, именно он локально ведает этими вопросами) отказывается принимать документы, можно смело жаловаться в вышестоящие инстанции, можно через родственников, но лучше через адвоката.

Надор За Освобожденными Условно Досрочно

Корреспондирующее положение содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» (далее — постановление N 22). В частности, в абзаце первом пункта 4 указано, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК, считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных возложены на ФСИН России.

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Если при рассмотрении дела об административном надзоре в отношении административного ответчика избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или он заключен под стражу при производстве по уголовному делу, то данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела об административном надзоре (статьи 107 и 108 УПК РФ, пункт 3 части 5 статьи 5 Закона).

Административный надзор

Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

Действующее законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления осужденных. Существенное расширение контингента осужденных, к которым может быть применено досрочное освобождение от отбывания наказания, значительно повышает ответственность администрации исправительных учреждений, органов суда, прокуратуры общественных организаций за принятие законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного, так же как и за необоснованный отказ в досрочном освобождении.
При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и закон о досрочном освобождении может быть применен также к лицам, заболевшим в период отбывания наказания психической или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК). Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику нашего государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более, если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.
Рассмотрим некоторые особенности прокурорского надзора по каждому из указанных выше видов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
Осуществляя надзор за законностью применения закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно Недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению осужденных.
В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. предлагает прокурорам: «Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, а с другой стороны, исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает. Прокурор в целях предупреждения или устранения нарушения закона при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных применяет следующие меры:
1. Еще до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие представление администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного. Иногда администрация ИУ представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. В таких случаях прокуроры предупреждают направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дают в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.
2. Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурор знакомится с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это делается потому, что в отдельных случаях администрация ИУ, чтобы представить в суд более «убедительный» материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, докладные записки о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима. По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных.
3. Одной из действенных форм надзора за законностью условно-досрочного освобождения является участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Однако не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты, когда участие наблюдательной комиссии сводится к формальности: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводится к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию администрацией ИУ документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Если наблюдательная комиссия приняла незаконное или необоснованное решение, то прокурор приносит протест на это решение, требуя его отмены. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное и необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.
4. Прокурор определяет наличие критериев исправления осужденного, при которых может быть применено условно-досрочное освобождение. Условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением’ к труду и примерным поведением. Между тем важно четко представлять, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду — это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки, с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях.
Вывод об исправлении осужденных делается на основании данных об их поведении за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее внесению представления об их условно-досрочном освобождении.
5. Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. В обязанности прокурора входит осуществление надзора за соблюдением требований закона о том, что судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации ИУ, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения выносит постановление об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей, как противоречащие закону, подлежат опротестованию и отмене.
Прокурор следит за тем, чтобы судебные заседания проводились при строгом соблюдении процессуальных норм и, как правило, непосредственно в местах лишения свободы в присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда также на необходимость участия в заседании должностного лица из администрации как представителя органа, ведающего исполнением приговора (ст. 369 УПК). При рассмотрении материалов о досрочном освобождении несовершеннолетних целесообразно вызывать помимо лиц, указанных в ст. 369 УПК, также мастеров, бригадиров производственного обучения, классных руководителей, представителей общественных организаций. Суд обязан во всех случаях известить о месте и времени рассмотрения представления об условно-досрочном освобождении состав наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних.
Прокурор обязан решительно выступать против упрощенчества при рассмотрении судами материалов об условно-досрочном освобождении. Отдельные суды в одном заседании рассматривают по двадцать — тридцать, а то и более материалов, что лишает их возможности тщательно разобраться в обоснованности представлений о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания.
6. Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет: соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; есть ли подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду.
7. Прокурор при обсуждении вопроса о применении условно-досрочного освобождения учитывает имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства, возможности его трудоустройства. Если таких сведений в материалах не оказалось или они недостаточны, то прокурор вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения материалов, либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В своем заключении прокурор, исходя из требований ст. 175 УИК РФ, высказывает свое мнение об организации воспитательной работы с лицом, освобожденным условно-досрочно.
8. Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении. Если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест для его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ст. 357 УПК).
Осуществляя надзор за законностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит за тем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок, исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.
При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурор исходит из того, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный после совершения преступления заболел психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иной тяжелой болезнью во время отбывания наказания (ст. 81 УК РФ, ст. 362 УПК РСФСР).
Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии. В отдельных случаях прокуроры и судьи предлагают проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны на законе. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена и проведена лишь в тех случаях, когда у судьи и прокурора возникают сомнения в обоснованности заключения врачебной комиссии. Рассмотрение материалов о досрочном освобождении по болезни производится судьей с обязательным участием прокурора. При решении судом вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, прокурор, давая заключение, должен учитывать тяжесть совершенного преступления и данные о личности осужденного. На практике может оказаться, что осужденный заболел тяжелой болезнью (рак и т.п.), но судом в его действиях установлен особо опасный рецидив (ст. 18 УК), а потому осужденный представляет повышенную социальную опасность. По освобождении он может совершить, а некоторые и совершают, опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 331 УПК приносит частный протест для отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи.
Однако при решении вопроса об освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, указанные выше условия (тяжесть преступления и данные о личности осужденного) в расчет не принимаются: освобождение от отбывания наказания осуществляется во всех случаях. При этом судья вправе применить принудительные меры медицинского характера или передать осужденного на попечение органов здравоохранения.

Еще почитать —>  На сколько добавят пенсию в апреле 2024 детям инвалидам

1. Какими законодательными актами определяются полномочия прокурора по осуществлению им надзора в стадии исполнения приговоров?
2. Выполнение каких действий администрацией мест лишения свободы требует предварительной санкции прокурора?
3. В каких случаях прокурор вправе освободить осужденных из места лишения свободы как незаконно содержащихся?
4. Каким требованиям должно отвечать заключение прокурора при решении судом вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных от отбывания наказания?
5. В чем состоят особенности прокурорского надзора за законностью дисциплинарной практики, применяемой администрацией мест лишения свободы в отношении осужденных?
6. Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзора за законностью исполнения приговоров, связанных с исправительными работами?

В том случае, если административный надзор за осужденным не был установлен при освобождении из мест лишения свободы, это может быть сделано органом внутренних дел по месту его жительства, если он систематически нарушает общественный порядок несмотря на предупреждение органов внутренних дел.

Одно из таких последствий — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д. Для того чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера — не ограничена переписка осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

Еще почитать —>  Обаснование Получения Решения С Суда

Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок и привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля (т.е. место нахождения не установлено в течение более 30 дней), то начальник уголовно-исполнительной инспекции (или командование воинской части) направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Согласно ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных (а в отношении военнослужащих — командованием их воинских частей). К осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Некоторые работники и даже руководители подразделений службы исполнения наказаний неверно толкуют положение закона о том, что ходатайства об условно-досрочном освобождении должны рассматриваться «по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание» (ч. 3 ст. 396 УПК РФ). Они полагают, что суды во всех случаях обязаны выезжать непосредственно в исправительную колонию, где содержится осужденный и именно там рассматривать эти материалы. Но указанное положение закона означает лишь то, что подобные материалы подлежат рассмотрению районным судом по месту нахождения исправительного учреждения. Конкретное же место проведения судебного заседания определяется судом с учетом всех обстоятельств, в том числе создания надлежащих условий для достойного отправления правосудия.

Согласно статистическим данным Судебного департамента при ВС РФ за 2024 г. судами РФ рассмотрены ходатайства об условно-досрочном освобождении в отношении 142128 лиц (2022 г. — 174854 лица). Из них удовлетворены ходатайства в отношении 45,9% лиц (2022 г. — 51,4%). Отказано в удовлетворении ходатайств в отношении 42,6% лиц (2022 г. — 39,6%). В отношении 11,5% приняты другие решения (о направлении ходатайства по подсудности, о прекращении производства по ходатайству и т.д.). Как свидетельствует статистика за 12 месяцев 2024 г., указанные тенденции сохраняются: рассмотрено 118672 ходатайства, из них удовлетворено 49123 (41,4%), отклонено — 54681 (46,1%).

УДО: практические рекомендации

Кроме того, суд не будет самостоятельно вдаваться в подробности дела и выискивать положительные аспекты заявляемых осуждённым требований, это всё нужно делать самостоятельно и указывать в ходатайстве в письменном виде, не стоит надеяться на администрацию исправительного учреждения, которая, как правило, не уделяет должного внимания данной процедуре, более того, в случае отрицательного заключения администрации ИУ, осуждённому стоит рассчитывать только на свои силы (имеются немногочисленные судебные акты, когда при отрицательном заключении и грамотно разработанной позиции осуждённого, суды всё же удовлетворяли ходатайство об УДО, ссылаясь на не объективную оценку администрации ИУ).

Еще почитать —>  Образец устава для создания снт в 2024 году

Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, может обратиться с ходатайством об УДО, при отбывании иных видов наказания, к примеру, ограничения свободы, обязательных, исправительных работ — УДО невозможно.

Освободившиеся по УДО попадут под надзор ФСИН — Минюст

Необходимые для этого поправки в указы Президента Минюст разместил для общественного обсуждения. В ведомстве подчеркивают, что по нынешним правилам уголовно-исполнительные инспекции отслеживают судьбы только осужденных к условному лишению свободы. Арестант, вышедший из колонии раньше срока, остается вне поля зрения силовиков. Если инициатива будет одобрена, ФСИН уполномочат следить за поведением всех освобожденных по УДО. Минюст поясняет, что поправки подготовлены во исполнение поручения главы государства. Штат службы для этого планируется увеличить, а также выделить дополнительные средства из казны.

Комментирует член Совета по правам человека при Президенте РФ Ева Меркачева: «Это очень хорошая инициатива. Тем более, что сейчас ФСИН часто не дает хорошие характеристики осужденным. Опасаются, что если он выйдет и что-то снова сделает, обвинять в этом будут тюремное ведомство. Поэтому если служба исполнения наказаний станет контролировать поведение освобожденных по УДО, это будет очень хорошо. На заседаниях СПЧ мы говорили о том, чтобы все осужденные по тяжким статьям были в зоне внимания ФСИН после освобождения какое-то время, особенно если они выходят на свободу условно-досрочно. Если же они станут автоматически попадать под присмотр, ФСИН будет помогать им социализироваться и смотреть, куда они поехали и что делают. В последнее время суды очень мало отпускали по УДО. Если появится институт контроля, надеюсь, будет больше хороших характеристик. Суды в таком случае начнут охотнее освобождать заключенных, ведь на воле за ними будет кому присматривать».

По представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности подконтрольного, его образа жизни и поведения суд может изменять (ослаблять или усиливать) указанные выше ограничения. Принятие данного закона усилит эффективность профилактической деятельности органов внутренних дел, что должно снизить уровень рецидива среди освобожденных от наказания.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания имеет свои особенности. С одной стороны, оно касается лиц, представляющих меньшую опасность, так как данный институт применяется лишь к тем, кто, по мнению суда, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, т.е. к положительно характеризующимся осужденным. Вероятность рецидива с их стороны значительно меньшая. С другой стороны, эти лица освобождены досрочно, вследствие чего подготовка их освобождения могла не проводиться. Это значит, что все вопросы трудового и бытового устройства они должны решать после освобождения самостоятельно.

Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных

    1. до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие ходатайство об условно-досрочном освобождении осужденного, знакомится с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях (ст. 175 УИК РФ);
    2. участвует в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных (ст. 399 УПК РФ);
    3. проверяет законность и обоснованность постановления судьи об условно-досрочном освобождении;
    4. обжалует незаконное постановление суда об условно-досрочном освобождении (апелляционное представление в порядке, установленном главой 45.1 УПК РФ).

При внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока обжалования указанного постановления в апелляционном порядке.

  • обеспечение максимальной индивидуализации процесса условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возложение на осужденного способствующих его исправлению обязанностей;
  • организацию должного контроля за соблюдением возложенных обязанностей;
  • изменение подхода к понятию «неотбытая часть наказания», которая также является испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого и приводит к абсурдной ситуации — чем больше тяжесть совершенного преступления, тем меньше испытательный срок;
  • пенитенциарный и постпенитенциарный патронат для осуществления успешной адаптации условно-досрочно освобожденных лиц в обществе и предупреждения совершения ими новых преступлений.

Думается, испытательный срок при условно-досрочном освобождении от основного наказания в перспективе следует дифференцировать не только по тяжести совершенного преступления и размеру наказания, назначенного судом, но и по виду повторного преступного поведения. Для лиц, совершивших преступления впервые, этот срок можно установить, например, в размере фактически отбытого основного наказания. В случае повторности этот срок следует соответствующим образом «индексировать». Причем важно предусмотреть возможность досрочного прекращения испытания при положительной динамике поведения испытуемого лица в течение продолжительного времени, например по прошествии половины испытательного срока.

Права человека и полицейский надзор за лицами, освобожденными условно-досрочно Текст научной статьи по специальности; Право

1 См., например: Решение Альметьевского городского суда (Республика Татарстан) от 7 июня 2024 г. по делу № 2А-1885/2022 (Антипенко В. В., Ванюшин Я. Л., Галкин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Агешкиной. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Гарант», 2022) (дата обращения: 30 сентября 2024 г.).

3. Rybakov V. V. Imushchestvennye prava lic, osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk / V. V. Rybakov // Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka; Vserossijskaya gosudarstvennaya nalogovaya akademiya Ministerstva finansov. — Moskva, 2006. — URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01003277196 (data obrashcheniya: 19 noyabrya 2024 g.).

31 Мар              1262      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ