Авторское право архитектора 2022

Авторские права на архитектурное произведение: проблемные вопросы (Стрелкова К Законодательные изменения 2008 года, когда Закон РФ "Об авторском праве и

Авторское право архитектора 2022

Содержание

Авторские права на архитектурное произведение: проблемные вопросы (Стрелкова К

Законодательные изменения 2008 года, когда Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», а также глава IV ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» были отменены и вопросы авторского права стали регулироваться частью четвертой ГК РФ — серьезным образом повлияли на сферу архитектуры. Ранее п. 2 ст. 16 отмененной главы IV указанного Закона объекты авторских прав в рассматриваемой сфере определялись следующим образом: «Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект». На данный момент в ст. 1259 ГК РФ указаны «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов».

Таким образом, несмотря на то что архитектурные произведения указаны в перечне объектов авторских прав, закон сегодня в достаточной мере не раскрывает эти понятия. Как следствие, появились расхождения в их толковании.
Особенно острым представляется вопрос отнесения зданий и сооружений к архитектурным произведениям. Ряд ученых считают, что к объектам авторских прав в области архитектуры нельзя относить здания. К примеру, Хаутов Д.К. пишет: «Произведения архитектуры и градостроительства должны иметь объективную форму выражения. Формой выражения такого рода произведений является проект. Построенное по проекту здание (сооружение) не может выступать произведением архитектуры или объектом авторского права» [1]. Сходная позиция у А. Думанской и О.П. Попова — авторы также считают, что здание объектом авторских прав не является: «Построенное по проекту здание (сооружение) не может выступать произведением архитектуры или объектом авторского права» [2]. Мерзликина Р. тоже придерживается этого мнения: «Не может быть объектом авторского права и архитектурный объект — здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений созданные на основе архитектурного проекта» [3]. Таким образом, с учетом всех представленных позиций авторскими правами охраняется лишь архитектурное решение, выраженное в проекте, а здание является результатом деятельности не архитектурной, но строительной, не требующей творческого вклада.
Но есть авторы, которые с представленными позициями не согласны. Например, А.П. Сергеев считает, что здания и сооружения являются основной объективной формой, в которой воплощается произведение [4]. Шестакова К.Д., основываясь на европейском опыте, тоже признает здание объектом авторских прав [5]. «Отдельно от процесса возведения строения использование архитектурного проекта теряет всякий смысл» [6], — поддерживает данную точку зрения Слесарюк Н.В.
Очевидно, что при отсутствии единого подхода в теории разрешить вопрос на практике сложнее.
В попытках разобраться в данном вопросе интересным представляется тезис Люкшина А.М. о том, что «объект авторского права в архитектуре один — само произведение архитектуры, которое может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта, или архитектурном объекте» [7]. Достаточно легко для восприятия: один объект — архитектурное произведение и несколько его форм. Однако если возникают вопросы в отношении объектов архитектуры, тогда достаточно трудно, не являясь архитектором, понять, зачем нужно выделять и архитектурный проект, и строительную документацию, когда авторское право изначально защищает только творчество, а значит, только творческую составляющую документации, что суть и есть архитектурный проект.
Статья 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности» гласит: «Архитектурный проект — это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту». Нужно ли в таком случае выделять документацию для строительства как отдельный элемент произведения архитектуры? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует рассмотреть все стадии создания и развития архитектурного произведения.
Итак, первая стадия — это создание архитектурного проекта — стадия «П». В процессе ее рождается творческая часть, непосредственно совокупность архитектурных решений. Следующая стадия «Р» включает рабочий проект (РП) и рабочую документацию (Р). Разделение процесса на стадии является существенным для деятельности архитектора: стадия «П» — это чистое архитектурное творчество, замысел и идея, стадия «Р» дорабатывает результаты первого этапа в документации для строительства. При этом зачастую стадию «Р» осуществляет не первоначальный автор-архитектор, а иные лица. Именно здесь кроется ответ на вопрос, почему стоит учитывать результаты обеих стадий.
Дело в том, что при разработке строительной документации без согласия автора никакие изменения в проект вноситься не могут [8]. «Таким образом, автор архитектурного проекта также признается автором документации для строительства, разработанной на основе этого проекта» [9]. Также дела обстоят и с макетами, которые удобны в демонстрации архитектурного проекта: это тоже объекты авторских прав, и права на них принадлежат автору проекта.
Следует отметить, что при выполнении стадии «Р» иными лицами допустимы условия соавторства: при выполнении строительной документации или возведении макета у проектировщиков могут быть предложения к автору, получив согласие на которые они могут как-либо изменить первоначальные архитектурные решения. Соавторство может быть только добровольным: если согласия автора нет, то речь идет не о соавторстве, а о нарушении авторских прав.
Пример из судебной практики [10]: автор проекта потребовал компенсацию с ответчика за вмешательство в творчество без его согласия. Истец ООО «Контур» разработал проектную документацию для строительства жилого дома. В ходе строительства к истцу обратился заказчик с тем, чтобы тот изменил свой проект, добавил количество этажей и секций. Получив на заявленную просьбу отказ ввиду опасности этого предприятия, заказчик обратился к ответчику. Ответчик, без согласия на то истца, выполнил задание заказчика, тем самым нарушил авторские права. Суд требования истца удовлетворил и предъявил к ответчику требование о выплате компенсации. Вывод: права архитектора имеют первостепенное значение — даже если заказчик просил переделать существующий проект, ответчик не мог игнорировать то обстоятельство, что он вмешивается в архитектурное решение, автором которого сам не являлся.
Итак, когда проект и строительная документация готовы, может начинаться стадия возведения объекта. Возвращаясь к архитектурным объектам, необходимо напомнить, как уже было отмечено, что существуют две полярные позиции. Одна из них сводится к игнорированию архитектурного объекта с точки зрения защиты авторских прав, вторая состоит в признании объекта, равно как и проекта, подлежащими защите. Анализ отечественного и международного законодательства помогает прийти к выводу, что непризнание архитектурного объекта полноценным объектом авторских прав невозможно. Например, статья 1273 ГК РФ не допускает свободное воспроизведение произведений архитектуры в личных целях без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Или статья 1292 ГК РФ о праве доступа: в соответствии с ней «автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения». Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Комитет по архитектуре Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО дает следующее определение произведениям архитектуры — это «здания и аналогичные сооружения, если они содержат оригинальные творческие элементы, как по форме, так и конструкции. » . Таким образом, здание и на международном уровне признается объектом авторских прав.
———————————
«Works of architecture are buildings and similar constructions provided they contain original creative elements as to their form design or ornaments irrespective of the purpose of buildings or similar constructions» (Committee of Governmental Experts on Works of Architecture). 20 — 22 October 1986. http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000848/084827eb.pdf.

Еще почитать —>  Преимущества приватизированного гаража

Так как получать патент или свидетельство для подтверждения авторских прав не нужно, архитектор может распоряжаться правами сразу с момента создания проекта или произведения архитектуры. Если автор согласен на продажу прав, заключается договор уступки. Для временного использования результатов творческого труда архитектора оформляется лицензионное соглашение. Размер вознаграждения за передаваемые права определяют стороны по взаимной договоренности.

Чтобы получить охрану произведения архитектуры или проекта, нужно подтвердить наличие творческого труда. Не рассматривается как творческая деятельность использование чужих идей, несущественная переработка ранее созданных проектов. Если архитектор использует чужие идеи для создания уникального проекта, он должен получить согласие автора.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

Еще почитать —>  Акт невыполненых работах

— Автор архитектурного произведения, таким образом, практически лишен возможности влиять на дальнейшую судьбу проекта и контролировать его реализацию на всех этапах. Реализация проекта — дело долгое, без изменений практически не обходится. При этом далеко не все заказчики, получив права на произведение, бережно относятся к архитектуре. Очень часто компании заказывают архитектурную концепцию звездному архитектору, а дальнейшую работу по проекту поручают менее известным подрядчикам. Кроме того, не все архбюро берутся за разработку рабочей документации — это сложный трудозатратный процесс, требующий определенных компетенций. В рамках профессиональной этики подрядчики должны бы согласовывать с автором проекта вносимые изменения, но далеко не все, к сожалению, этой этики придерживаются. С большой вероятностью от смены подрядчиков серьезно страдает качество проекта в целом.

Иван Колманок партнер архитектурного бюро AI-architects «До конца непонятно, как патентное право работает в архитектуре с точки зрения заработка. Например, изобретатель придумывает полезный с технической точки зрения узел, патентует, налаживает производство и на этом зарабатывает. В архитектуре же все иначе: здесь нужно отделять понятия «интеллектуальная собственность» и «авторское право». При составлении договора на проектирование объекта заказчик и исполнитель прописывают, что заказчик приобретает интеллектуальную собственность и становится ее правообладателем. При этом авторское право оторвать от автора невозможно, его защищает закон. В случае недобросовестного разрыва отношений между сторонами авторское право — гарант, что исполнитель (автор) получит положенные деньги. Если заказчик получил проект, не заплатил и реализовал его, автор идет в суд и спокойно отсуживает деньги. В моей практике был случай, когда заказчик взял проект, набил на него свои штампы и пошел перепродавать новому заказчику. После перепродажи появился факт воровства авторства. Часто можно даже не идти в суд с таким вопросом — авторы проекта пишут прецедентное письмо, где рассказывают о факте и чем это закончится для недобросовестной стороны. Заказчик понимает, что шансов выиграть дело нет. Делая проект станции метро «Шереметьевская» в Москве, я как автор находился в творческом диалоге с португальским архитектором Алвару Сиза Виейрой, обращался к его работам. Я считаю его великим архитектором, и я думал, каким бы образом он решал мою задачу. Это в корне отличается от воровства — когда я бы взял картинку его проекта и перерисовал. Мне удалось показать свой проект Алвару Сиза. Он оценил. Если бы я все сделал на основе воровства, то получил бы обвинение».

Еще почитать —>  Постановка на очередь нуждающихся в жилье чернобыльцев в москве

Защита авторских прав на архитектурные произведения

Законодатель закрепил за архитектурными решениями, объективно выраженными в материальной форме и имеющими законченный вид, статус архитектурных произведений. Таким образом, архитектурные решения относятся к объектам, охраняемым в рамках законодательства об авторском праве и создатели архитектурных произведений, архитекторы и проектировщики вправе рассчитывать на полноценную защиту своих авторских правомочий со стороны государства .

Творческий замысел архитектора или проектировщика, не выраженный на бумаге или в каком-либо ином материальном объекте или носителе, то есть архитектурное решение существующее только в мыслях его автора, правовую охрану не получает , поскольку в данном случае не выполняется обязательное условие о выражении произведения в объективной форме.

Итак, договор — то, что защищает результат вашей творческой деятельности при передаче его конкретному лицу. Кроме того, произведения архитектуры как объекты авторского права можно задепонировать. Этот способ позволяет создать временный приоритет права на объекты интеллектуальной собственности. С помощью депонирования вы фиксируете дату и время наличия у себя своего произведения. Если делать это до обнародования или передачи произведения заказчику, то вы обеспечите себя доказательством того, что были самым первым владельцем объекта, а это является подтверждением авторства.

  • практическая реализация проекта, то есть строительство здания или иного объекта архитектуры;
  • воспроизведение произведения — изготовление чертежей по макету или эскизу или, наоборот, макета по чертежам и т.п., фотографирование, сканирование или копирование произведения, скачивание на электронный носитель, если чертеж или макет сделан в цифровом виде;
  • передача проекта или его копий другим лицам (дарение, продажа и т.п.);
  • публичная демонстрация и доведение произведения до всеобщего сведения (например, публикация на открытом электронном ресурсе);
  • переработка.

Произведение архитектуры как объект авторского права

Даже в рамках теоретической дискуссии, существует подход, когда здания и сооружения некорректно рассматривать как результат творческой деятельности. В основе такого подхода лежит мысль о том, что результатом творческих усилий было именно составление проекта, по которому проводились строительные работы. Сами строительные работы, в этом случае, не рассматриваются как творческий процесс, относятся скорее к механическому выполнению поставленного задания. С другой стороны, ряд специалистов видит уже реализованный проект, например, построенное здание, как основную объективную форму.

Уже после формирования базовой концепции решения, происходит соответствующая доработка, составление технической документации. Нередко бывают случаи, когда проект дорабатывается не первоначальным автором. С точки зрения закона, такая переработка без письменного согласия правообладателя является нарушением соответствующих прав. При соблюдении всех правовых норм, итоговый проект и соответствующая документация может иметь нескольких соавторов.

Новое в авторском праве в 2024 году

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК источниками авторского права являются отдельные нормы ГК и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК и другим федеральным законам.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» № 187-ФЗ гласит о том, что правообладатель может заблокировать сайт, если на нем обнаружен нелицензионный контент.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.

Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.

28 Апр              1165      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ