Авантюрист смута

Самозванцы — Присвоение чужого имени, звания и т. п. с какими либо целями, или самозванство, встречается в разные века и у разных народов. Цели,

Авантюрист смута

Содержание

Самозванцы — Присвоение чужого имени, звания и т. п. с какими либо целями, или самозванство, встречается в разные века и у разных народов. Цели, преследуемые С., бывают различные; так, в настоящее время присвоение чужого имени или звания (см.) большей частью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Согласно материалам посольства в Польшу князя Г. К. Волконского (лето 1606 г.), у жены Юрия Мнишка скрывался в то время некий московский беглец, в котором признавали чудом спасшегося от козней бояр царя Дмитрия. Волконский заявил польскому приставу, что объявивший себя царём Дмитрием — самозванец, и скорее всего «Михалко Молчанов» (бежавший из Москвы приспешник Лжедмитрия I). По просьбе русских послов польский пристав дал словесный портрет претендента на роль царя Дмитрия; русские послы объявили, что Молчанов именно таков лицом, а «прежний вор расстрига» выглядел иначе [1] .

Тимофей Анкудинов: авантюрист и самозванец XVII века

Так, Анкудинов прожил вплоть до 1636 года, когда так благоволивший к нему старец, позволявший гордо подписывать бумаги «Тимофей Анкудинов, наместник архиерея вологодского и великопермского», скончался. Новый архиерей сразу же отстранил бывшего советника. А тот, недолго думая, стремительно промотал приданое супруги на игре в зернь — популярному тогда на Руси азартному развлечению. В игре фигурировали небольшие косточки с белой и чёрной сторонами. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки. Наиболее ловкие игроки умели бросать так, чтобы косточки падали нужной им стороной. К слову сказать, зернь считалась игрой простолюдинов и мошенников, потому в многочисленных наказах воеводам зачастую можно встретить строгие указания предотвращать эту практику.

Через 2 года Анкудинов решает снова употребить все свои таланты и уезжает в Москву, где приятель по вологодской епархии устраивает его писцом при воеводе князе Черкасском. Проявив немалое рвение, постепенно он начинает нести ответственность за все поступающие в казну налоги с многочисленных приказных кабаков и кружечных дворов, число которых к середине XVII века могло достигать 1000 заведений. Однако, как и в предыдущий раз в бытность свою помощником вологодского архиерея, Анкудинов не смог долго прожить вальяжной, стабильной жизнью состоятельного и уважаемого человека, а потому снова предался разгулу, источником которого стали средства из царской казны. Небезызвестный боярин Борис Иванович Морозов решил провести ревизию всех приказов — кстати, тогда наказанием коррупционеру было отрубание руки или отрезание ушей вора, пойманного на первой краже. Правда, и сам инициатор проверки был замешан в немалых финансовых злоупотреблениях, послуживших причиной Соляного бунта 1648 года.

Как многие русские люди, Прокопий Ляпунов надеялся на то, что избрание Владислава положит конец Смуте. В начале XX века В. Корсакова, автор статьи о Прокопии Ляпунове в Русском биографическом словаре, писала: «Мы склоняемся объяснить все эти перемены в политическом настроении Ляпунова лишь исканием такого политического устоя, который мог бы умиротворить Московское царство». Но поведение поляков в Москве вызвало народное негодование.

Недовольство Василием Шуйским, не способным справиться с нашествием польско-украинских банд второго Лжедмитрия, нарастало. Многие россияне возложили свои надежды на его молодого племянника — князя Михаила Скопина-Шуйского. Последний оказался умелым военачальником и весной 1610 года снял осаду с Москвы, прогнав самозванца.

Нужно понимать, что Смута — это массовое явление, в котором принимали участие практически все слои населения и социальные группы. Тем не менее было три крупных сословия, которые сыграли исключительную роль в тех событиях, и о которых нужно рассказать отдельно. Это следующие группы:

Вообще ополчений было два, первое состояло из казаков и возглавляли его Ляпунов и атаман-авантюрист Заруцкий, то и дело перебегавший из одного стана воюющих в другой. Эта личность сыграла неблагоприятную роль: глава ополчения Ляпунов был им убит. Ополчение развалилось.

Лжедмитрии смутного времени

Наиболее распространенная версия – первый Лжедмитрий на самом деле был монахом Григорием Отрепьевым, ставшим марионеткой в политических играх поляков. Заручившись поддержкой отца своей супруги Марины Мнишек польского воеводы Юрия Мнишека, самозванец двинулся на Москву. Он стал русским царем и правил почти год, в период с 1605 по 1606. Фраза «годы правления» к нему неприменима, поскольку он сидел на русском престоле всего несколько месяцев.

Лжедмитрий 4 тем временем объявился в Астрахани. Даты появления обоих самозванцев практически совпадали. «Мозгом» и руководством его войска стал Петр Урусов – тот самый, что совершил убийство второго самозванца. О нем вообще мало что известно: он бесследно исчез. Возможно, этого Лжедмитрия просто-напросто народ осмеял и прогнал.

Еще почитать —>  Полировщик 6 5 лет вредная профессия

  • первая группа – Лжедмитрий I и Лжедмитрий II – первые в ряду самозванцев Смутного времени, реально претендовавшие на русский престол, происхождение, которых вызывает большие споры, несмотря на то, что прошло четыре века с тех событий;
  • вторая группа – Лжедмитрий III и Лжедмитрий IV – «местночтимые» лжецари, люди провозглашенные и признанные в отдельных регионах страны. Доказано, что они никакого отношения к настоящему царевичу Дмитрию никогда не имели;
  • третья группа – в исторической литературе получила название «родственников царевича Дмитрия», самая обширная группа, состоящая из беглых, казачьих, крестьянских самозванцев, появлявшихся в различных частях страны.

Совокупность этих факторов дала благодатную пищу для разоворов о том, что законный наследник престола, последний Рюрикович – Дмитрий Иванович – жив, и пришествие наследника Ивана Грозного поможет решить все проблемы общества и страны. Кроме того, расцвету института самозванцев способствовали общий низкий уровень развития населения и отсутствие средств, позволявших однозначно отделить законных представителей царского рода от незаконных.

Феномен самозванчества в России и причины его возникновения

На том, как его воспринимали разные слои общества. Если брать Лжедмитрия I, то у Скрынникова можно увидеть, как отнеслись к появлению самозванца бояре, например Шуйские, возглавившие «боярскую оппозицию», простой народ. Предполагается, что самым важным фактором в раскрытие феномена самозванчества Скрынников считал действия лжецарей на народное сознание.

Последствия смуты. 1. Дальнейшее ослабление боярства, сила которого была подорвана в опричнину. 2. Возвышение дворянства. 3. Войны 17 века. 4. Тяжелые экономические потрясения. 5. Формирование нации; установления национальной самобытности. 6. Возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства у русских.

  1. Россия сохранила свою независимость и право быть государством.
  2. Создание новой правящей династии Романовых.
  3. Страшное экономическое разорение и истощение страны. Простые люди массово бежали на окраины.
  4. Падение авторитета церкви. Люди не могли понять, как церковь могла допустить такую пассивность в борьбе с интервентами.
  5. Произошло полное закрепощение крестьян, чего раньше не было.
  6. Россия потеряла часть своей территории (Смоленск, Балтику (выход к которой потом так настойчиво будет добиваться Петр 1) и Северные регионы страны).
  7. Военный потенциал страны был фактически уничтожен.

Смутное время в России это одна из ключевых страниц нашей истории. По сути дела это было введение в 17 век, который вошел в историю под названием «Бунташный». И Смута, сколько бы нам не говорили о ее коротком историческом периоде, не была подавлена и она «выходила» из России весь 17 век. Она фактически была завершена только после создания режима Петра 1. Именно он окончательно задушил тот процесс, который нагнивал весь 17 век.

Смутное время в России: причины и последствия

Еще через несколько лет умирает Федор блаженный и Борис Годунов становится новым законным царем. Но власть его непрочна, во первых в самой Москве против него сформирована сильная боярская оппозиция во главе с династией Шуйских, а во вторых в Польше появился некто Гришка Отрепьев, который заявил, что он на самом деле и есть царевич Дмитрий, избежавший смерти в Угличе и законный наследник Московского престола. С этого момента и начинается Смута, или «Смутное время».

Вдобавок к этому, через 7 лет после смерти Ивана Грозного в 1591 году в Угличе трагически погиб малолетний царевич Дмитрий, младший сын царя, который мог бы стать законным наследником. По официальной версии – «мальчик сам напоролся на нож, когда играл». Разумеется, в этот вздор никто не верит, и многие думают, что Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, не желающего уступать власть будущему наследнику. Параллельно выдвигались и другие версии смерти мальчика, среди которых была и такая, что Дмитрию удалось спастись. Впоследствии это еще ой как аукнется для московских бояр. Действительные обстоятельства смерти царевича Дмитрия до сих пор остаются исторической загадкой

По страницам учебников с Мельниковой Верой Александровной

Второе народное (земское) ополчение — объединение патриотических сил России на завершающем этапе борьбы с польско-литовской и шведской интервенцией в начале XVII в. Возникло после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распада Первого ополчения 1611 г. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения родины. Военным руководителем был приглашён князь Д. М. Пожарский.

Дворянство — господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII—XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В середине XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении.

Еще почитать —>  Размер годовых чернобыльских выплат при проживании в чернобыльской зоне

Однако переговоры с Сигизмундом зашли в тупик: вероятно, король решил сам занять русский престол, переговоры велись практически вхолостую. В 1611 го­ду в Нижнем Новгороде сформировалась освободительная армия, так называе­мое Второе ополчение, которым руководили князь Дмитрий Пожарский и зем­ский староста Земский староста — выборная должность городского самоуправления в России XVI и XVII века. Земский староста отвечал за разные организационные вопросы: распределял места на городском торгу, разрешал конфликты, занимался сбором и распределением налогов. Кузьма Минин. Второе ополчение отправилось освобождать Москву, и 2 ноября 1612 года польский гарнизон сдался. Но интервенция на этом не закончилась. В 1618 году поляки снова отправились в поход на Мо­скву, все еще рассчитывая посадить на трон королевича Владислава, но потер­пели поражение. Окончанием польской интервенции стало перемирие, которое было заключено вскоре после этого в селе Деулино.

Известно о трех людях, присвоивших себе имя погибшего царевича Дмитрия Ивановича: большей концентрации самозванцев в истории России не случа­лось. Первым был Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря, находившегося в Московском Кремле (поэтому в русских текстах Смутного времени он именовался Расстрига, то есть «лишенный духовного сана»). Еще в 1604 году его личность установило официальное следствие, инициированное Борисом Годуновым. В 1603 году он бежал в Речь Посполитую Речь Посполитая — государство, возникшее в 1569 году в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского. , где выдал себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Через год вместе с вооружен­ными сторонниками он отправился в Москву добывать «отцовский трон» и неожиданно получил поддержку и признание практически во всех слоях общества.

Феномен самозванчества в России и причины его возникновения

«Росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке, нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах, он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… писал о последнем потомке Ивана Калиты англичанин Д. Флетчер — Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Перед Россией стал серьезный вопрос, кто же сядет на царский престол. Попытки аристократии выдвинуть царя из своей среды не удались. Позиции Бориса Годунова были достаточно сильны. Его поддерживали Православная церковь, московские стрельцы, приказная бюрократия, часть бояр, выдвинутых им на важные должности.

Несмотря на то что Лжедмитрий I был растерзан толпой и его тело в течение нескольких дней выставлялось на показ и подвергалось глумлению, вскоре после его гибели возник новый самозванец – Лжедмитрий II… Как это могло случиться? Неужели кто-то всерьез продолжал верить в эту легенду о «неубиваемом» царевиче?

– Основная причина – династический кризис, в результате которого род Бориса Годунова занял российский престол: сначала сам Борис Годунов, потом его сын Федор Борисович. И поскольку легитимизацией восшествия на престол Бориса Федоровича занимался Земский собор, а самому ему лично не хватало знатности (он был хоть и аристократ, но второго сорта), то разумеется, более знатные боярские роды предъявляли к нему достаточно серьезную претензию. Поэтому стоять за Годуновых против самозванца стали немногие.

Смутное время

Лагерь находился на Волоколамской дороге, на холме за селом Тушино; он располагался между реками Сходня и Москва, в том месте, где Сходня впадает в Москву-реку, описывая при этом петлю. Лагерь расположен на высоком холме, с которого на несколько вёрст просматривалась территория в направлении Москвы. С трёх сторон холм был окружён обрывами, с четвёртой же, то есть с запада (со стороны монастыря Спаса на Всходне) лагерь был обнесён земляным валом, остатки которого были видны ещё в начале XX века. Кроме того, были выстроены деревянные укрепления. Лагерь казаков был отделён от основного лагеря рекой; что же до самого Лжедмитрия, то он жил во дворце, построенном на запад от Тушина, у Спасского монастыря на берегу Москвы-реки — на холме, обнесённом валом и рвом и с тех пор получившем название «Цариковой горы», сохранявшееся до начала XX века.

10 декабря Самозванец попытался бежать с четырьмя сотнями верных ему донских казаков, но был пойман и взят под фактический арест Рожинским. Однако, 27 декабря 1609 года он все-таки бежал в Калугу, переодевшись крестьянином и спрятавшись в санях с тесом (по другой версии даже с навозом). Донские казаки и часть поляков под руководством Яна Тышкевича, личного врага Рожинского, последовали за ним (при этом дошло дело до перестрелки между сторонниками Тышкевича и Рожинского). Однако русские тушинцы тотчас направились процессией к королевским послам, выразив им радость по поводу избавления от «вора». 11 февраля бежала в Дмитров к Сапеге, а оттуда в Калугу и Марина Мнишек — верхом в гусарском платье, в сопровождении служанки и нескольких донских казаков. В самом Тушине в это время происходило следующее: Ян Тышкевич привёз из Калуги грамоту от Самозванца с обещаниями, вызвавшую новое брожение среди поляков; но Рожинский уже твёрдо принял королевскую сторону и вёл дело к договору с Сигизмундом, для чего под Смоленск было направлено посольство от поляков и русских, которые вступили в конфедерацию с поляками и решили со своей стороны призвать на царство королевича Владислава (сына Сигизмунда) при условии принятия им православия. Это посольство возглавили Михаил Салтыков, видную роль в нём играли Фёдор Андропов и князь Василий Рубец-Масальский; 31 января они подали королю проект договора, составленного Салтыковым; в ответ Сигизмунд предложил послам план конституции, по которой Земский собор и боярская Дума получали права независимой законодательной, а Дума при этом — и судебной власти. Тушинские послы приняли условия и присягнули, «Пока Бог нам даст государя Владислава на Московское государство», «служить и прямить и добра хотеть его государеву отцу, нынешнему наияснейшему королю польскому и великому князю литовскому Жигимонту Ивановичу». Вообще Сигизмунд, выставивший условием отъезда 15-летнего сына в Москву её полное замирение, явно пытался взять бразды правления в свои руки.

Еще почитать —>  Могу ли я купить дом за материнский капитал у своей свекрови

Василий Шуйский попал в безвыходную ситуацию, поскольку потерял и без того непрочный контроль над половиной Московского государства и был осажден в Москве тушинскими отрядами. Видя недостаток сил правительственных войск, чтобы справиться с тушинцами, в 1609 г. он заключил договор с королем Швеции Карлом IX, по которому, в обмен на помощь шведского отряда наемников во главе с Яковом Делагарди, он уступал крепость Корелу (ныне Ленинградская область). Шведский отряд, действительно, пришел на помощь русским войскам племянника царя князя М.В. Скопина-Шуйского, и в 1610 г. Москва была освобождена от тушинцев. Тушинский лагерь распался. Польские отряды ушли в лагерь польского короля Сигизмунда III, который осадил Смоленск и начал прямую польскую интервенцию в Московское государство. Лжедмитрий II, вместе с Мариной Мнишек и их сыном Иваном (в официальных источниках «Воренком») и казаками, которые ему остались верны, бежал в Калугу. Тушинские бояре по большей части перешли на сторону Василия Шуйского, а часть из них (во главе с Филаретом) отправилась в лагерь польского короля под Смоленском. В феврале 1610 г. русские тушинцы заключили договор с Сигизмундом III об избрании его сына Владислава русским царем при условии принятия им православия. В июне 1610 г. пало правительство Василия Шуйского, а пришедшее ему на смену правительство московских бояр (Семибоярщина) в сентябре 1610 г. также заключило договор с польским гетманом Жолкевским о признании Владислава русским царем и впустило польский гарнизон в Москву. Таким образом, Московское государство оказалось на грани полного распада. Поляки сидели в Москве и осаждали Смоленск, польско-литовские отряды вместе с русскими «воровскими» казаками и другими разбойными элементами жгли, грабили и воровали по всей стране, на северо-западе страны шведы, ссылаясь на договор с Василием Шуйским, захватили Корелу и Новгород и осадили Псков.

В октябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В апреле 1612 г. силы второго ополчения заняли Ярославль, который стал временной столицей Московского государства. В Ярославле было создано временное правительство («Совет всея земли»), стали восстанавливаться органы государственной власти. В августе 1612 г. силы второго ополчения подошли к Москве, где успешно отразили попытку польского гетмана Ходкевича придти на помощь осажденному польскому гарнизону Гонсевского. Ко второму ополчению присоединился со своими отрядами князь Дмитрий Трубецкой. 22 октября Москва совместными усилиями отрядов Кузьмы Минина, Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского была освобождена от поляков. Среди освобожденных от польского гарнизона были инокиня Марфа и ее сын Михаил, которые уехали в село Домнино (Костромского уезда), а оттуда перебрались в Ипатьевский монастырь в Костроме. По преданию, от захвата польскими отрядами будущего русского царя и его мать спас костромской крестьянин Иван Сусанин, семья которого после воцарения династии Романовых была пожалована небольшим имением и подарками. О подвиге Ивана Сусанина отечественные историки до сих пор ведут споры, поскольку сведения о нем очень противоречивые, и многое еще остается неясным.

08 мая              984      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ