Обязательный аудит мп 2024 штраф

Автор: | 7 сентября, 2023

Обязательный аудит мп 2024 штраф

Содержание

Обязательный аудит мп 2024 штраф

Наша цель – не просто провести аудиторскую проверку в соответствии с российскими или международными стандартами, но и предоставить отчёт о налоговых рисках, провести юридическую проверку основных документов, помочь нашим клиентам улучшить внутренний контроль и обеспечить прозрачность финансовой отчётности.

Хранить аудиторское заключение нужно в течение срока хранения бухгалтерских документов. А это значит, что проверяющие могут попросить предъявить заключения за прошлые годы. Как разъяснено в Информационном сообщении Минфина России от 11 января 2024 года № ИС-аудит-37, в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

С конца июня 2024 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Отчет 1-Предприниматель ИП должны сдать также до 01 апреля 2024 г. Она мало чем отличается по форме от МП-СП, имеет тот же набор показателей, включая численность, виды экономической деятельности, взаимодействие с юридическими лицами. Для правильного понимания заполнения формы можете также воспользоваться инструкцией по заполнению на сайте Контур-Экстерн.

Обязательный аудит в 2024 году кто попадает

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2024 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2024 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

  • к административной ответственности срок давности с момента совершения правонарушения составляет от 1 года до 2 лет (ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ),
  • к субсидиарной ответственности — 3 года со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3-х лет со дня признания должника банкротом и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности (п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве),
  • к уголовной ответственности — от 2 до 10 лет (в зависимости от установленного крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов) (ст. 78 УК РФ).

Это значит, что за не выявленные аудиторами налоговые риски можно заплатить из своего личного кармана, т.к. растет количество привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. Для сравнения: за 6 месяцев 2024 года к субсидиарной ответственности привлечено 2460 лиц. В то время, как за первое полугодие 2022-го их было гораздо меньше — 1323.

Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2022 г. N 17АП-18443/2022-АК).

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Кейс: собственник организации (металлообработка) оплатил аудит за 150 тысяч руб. и получил формальное отрицательное аудиторское заключение, без рекомендаций по улучшению трудной ситуации. Это его не устроило и он обратился в «Правовест Аудит» и заплатил 500 тысяч руб. за комплексный и всесторонний анализ дел в компании, получив от профессионалов «дорожную карту» для изменения ситуации в лучшую сторону.

Аудит статистика штраф 2022

В частности, Соединенные Штаты запретили своим компаниям напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные ЦБ, Фондом национального благосостояния или Минфином РФ после 14 июня 2024 года. США также выслали 10 дипломатов, работающих в посольстве России в Вашингтоне, среди которых, по мнению американской стороны, есть «представители российских разведывательных служб». В ответ 21 апреля Россия объявила 10 сотрудников посольства США персонами нон грата.

Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2022 № А65-34078/2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).

  1. 17:00
  2. 20:06
  3. 20:14
  4. 16:12
  5. 19:31
  6. 16:14
  7. 21:14
  8. 17:53
  9. 15:45
  10. 20:13
  11. 18:27
  12. 18:36
  13. 16:50
  14. 16:20
  15. 18:31
  16. 19:30
  17. 16:01
  18. 19:22
  19. 16:55
  20. 16:30
  21. 17:39
  22. 16:05
  23. 16:35
  24. 17:56
  25. 19:15
  26. 19:48
  27. 16:59
  28. 15:50
  29. 19:32
  30. 17:13
  31. 16:34
  32. 17:06
  33. 17:58
  34. 16:46
  35. 17:10

3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Если аудиторская организация или индивидуальный аудитор начали исполнение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2024 год до 1 января 2024 года, то такие организации при определении обязанности на проведение аудита должны учитывать новые показатели при аудите годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год.

, согласно которому аудируемое лицо не предоставляет аудиторской организации, находящейся под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юрлица, международной компании либо входящей в одну группу лиц с иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юрлицом, международной компанией (далее будем использовать термин – «иностранный аудитор»), а также индивидуальному аудитору информацию, в том числе содержащуюся в документации, во всех применимых к аудируемому лицу случаях, предусмотренных пунктами 1 или 2 этого Постановления.

Из перечня организаций, которые подлежат обязательному аудиту, убрали акционерные общества. Подпадают они все-таки под обязательный аудит или нет? Новые критерии для проведения обязательного аудита распространяются на 2024 год или будут действовать только с отчётности за 2024 год?

Читать  Свидетельство о рождении сроки получения

Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.

Еще почитать —>  Пенсионеры льготы калининградская область

Кодекс обязателен для соблюдения при оказании/участии в оказании аудиторских услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (ранее – только при оказании аудиторских услуг). Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывают на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее такое правила не было).

Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2022 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:

В первую очередь у компании не примут годовую бухгалтерскую отчетность, а отсутствие последней влечет за собой административную ответственность. Может быть установлен факт грубого нарушения правил осуществления бухгалтерской отчетности ООО, за это выписывают административный штраф до 20 000 рублей.

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2024 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

У процедуры есть несколько основных этапов. Их соблюдение и выполнение всех правил позволяет не допускать различных ошибок. Этапы:
▪ планирование или подготовительный этап. Этот процесс необходим для увеличения эффективности проверки, которая должна быть экономически оправданной. Во время подготовки разрабатывают тактику и стратегию, производят составление общего плана с выявлением задач.

Общий список критериев, которые могут применяться к компаниям, в том числе ООО, в 2024 году:
▪ была получена прибыль в виде выручки за год, который предшествовал отчетному периоду в 400 млн рублей и больше;
▪ суммарная величина активов на конец периода, который предшествовал отчетному, превысила 60 млн рублей;
▪ активы ОО в виде ценных бумаг вышли на рынок;
▪ есть деятельность в виде сдачи или публикации отчетности по финансам в консолидированной форме;
▪ имеется кредитная деятельность или любая другая, соответствующая перечню ФЗ № 307-ФЗ. Примером, может служить фонд, занятие торговлей на рынке ценных бумаг или услуги по страхованию,
▪ иные случаи, предусмотренные законом.

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
▪ акционерное общество;
▪ госкомпания, корпорация или ФГУП;
▪ компания публично-правового типа;
▪ организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
▪ микрофинансовые объединения;
▪ фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
▪ участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
▪ компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

Важным моментом является то, что кроме штрафов, могут применяться различные меры воздействия к нарушителям. Примером может служить попытка сокрытия важной информации и последующие проверки контролирующим органом. По результатам этой проверки будут применены более жесткие санкции, зависящие от степени выявленных нарушений.

Формируют основной порядок после обсуждения всех условий с клиентом. На этом же этапе должна формироваться группа специалистов, которые будут проводить работы. Важным моментом является сбор информации и установление объема работ. Это необходимо для оптимизации графика и распределения трудовых резервов, которые позволят затронуть все сферы деятельности и получить данные о любых рисках и факторах;
▪ сам процесс проверки с включением в него сбора и анализа полученной информации. Во время процедуры будут проверены все бухотчеты и первичная документация, устав. Во время этого этапа все получаемые данные сверяются с законодательными нормами. В то же время формируют развернутую рекомендацию, позволяющую руководству устранить ошибки, недочеты и оптимизировать все процессы внутри организации;
▪ на заключительном этапе формируют заключение с указанием итогов и всей необходимой информации.

В названном пункте перечислены случаи, при которых организации должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. За более чем 20-летнюю историю на рынке консалтинговых услуг Awara заработала репутацию надёжного партнёра и сегодня является в своем сегменте одной из крупнейших и авторитетных компаний, работающих в России.

: Теги: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано. Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» «КАМЕРТОН» — старейшая аудиторская компания России, на рынке аудита с 1992 года.

Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2022 № А65-34078/2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда). В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным.

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году. Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2024 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2024 год.

Так, например: 1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2022 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2024 г.

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется. Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2024 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»). В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, в случае, если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей, а также, если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

К сведению! Показатель дохода для целей определения критериев проведения обязательного аудита, рассчитывается согласно требованиям налогового законодательства. В доход включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В расчет также принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам.

Законами от 29.12.2022 N 476-ФЗ и от 02.07.2022 N 359-ФЗ (вступит в силу с 01 января 2024 года) внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в части перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год.

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит. С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Читать  Пособие военнослужащим при смерти родственника

Еще почитать —>  Ошибочно не платили выплаты ветерана труда пенсионеру за какой период должны выплатить

Обязательный аудит для ооо в 2024 году штрафы

История 5. При отсутствии в деле обстоятельств недостаточности денежных средств и опубликования аудиторского заключения с опозданием в 3 дня после установленного крайнего срока обществу был назначен штраф в размере 700 000 руб. Общество обратилось в суд с просьбой отмены данного штрафа, сославшись на малозначительность правонарушения, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 16.03.2022 № 09АП-4542/2022 Девятого арбитражного апелляционного суда).

В настоящее время Минфин РФ подготовил проект (пока это проект) изменений в ст. 15.11.1. Кодекса об административных нарушениях. Он предусматривает следующие штрафы за непредставление в ИФНС обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений, если отчетность подлежит аудиту.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Ранее аудитор-ИП не мог оказывать аудиторские услуги, если он либо его работник состоит в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (в том числе его филиала, представительства или иного обособленного подразделения). Аналогичный запрет был установлен и для аудиторских организаций, руководитель, аудитор либо иное должностное которого состоит в указанных отношениях.

Аудиторские заключения по своей бухгалтерской (финансовой) отчетности таких организаций будут представляться в ИФНС не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. За исключением организаций, со специальными требованиями предоставить аудиторское заключение до 31 марта.

Обязательный аудит мп 2024 штраф

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2022 № 06АП-615/2022 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2022 № Ф03-1384/2022 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Но несмотря на имеющееся разрешение, некоторые организации подтверждают финансовую отчетность до того, как нужно будет представлять данные о статистике для проверки в органы контроля или до начала ежегодного собрания акционеров компании.Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит.

Организации подлежащие обязательному аудиту должны представить

Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.

Еще напомню, что аудиторское заключение за 2024 необходимо представлять только в налоговый орган, ранее нужно было представлять также в органы статистики. При этом обязанности представления в налоговые органы не было, то есть никакая ответственность за это не была предусмотрена, но осуществить представление необходимо было по запросу налогового органа. При непредставлении аудиторского заключения в органы статистики, напротив, действовала административная ответственность.

Предлагается включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новую статью 15.11.1, устанавливающую ответственность за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательный аудит за 2024 год в 2024 году штраф

Уважаемые бухгалтера, прежде всего для понимания, попадает ли ваша организация под обязательный аудит в 2024 году или нет, необходимо обратить внимание на показатели выручки и активов организации в целях установления соответствия критериям обязательного аудита.

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2024 г. № 717 с 1 января 2024 г.
В этом случае освобождение от обязательного аудита, вытекающее из новой редакции части 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», начинает применяться с аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2024 г. (а не с отчетности за 2024 г.).

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

С 1 января 2024 года критерии, при наличии / отсутствии которых проведение обязательного аудита бухгалтерской отчётности является обязательным, были обновлены. Изменения приняты Федеральным законом от 29.12.2022 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

1. По публично-правовой форме:
• акционерные общества;
• общества с государственной долей, превышающей четверть;
• государственные унитарные предприятия;
• фонды (кроме внебюджетных);
• государственные корпорации и компании;
• публично-правовые компании.
2. По финансовым показателям:
• объем выручки за прошлый год — более 400 млн. рублей;
• стоимость активов за прошлый год — более 60 млн. рублей.
3. По видам деятельности:
• банковские и кредитные;
• страховые;
• клиринговые;
• микрофинансовые;
• СРО;
• участники рынка ценных бумаг;
• организаторы торгов;
• депозитарии;
• инвестиционные фонды;
• политические партии;
• застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
• региональные операторы в сфере ЖКХ;
• туроператоры.

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Упомянутый выше федеральный закон не требует проводить ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности малых предприятий. Однако условия для аудиторских проверок таких ООО могут содержаться в других нормативных документах, поскольку правовая база нередко пополняется новыми регламентами. Чтобы не нарушать официальные требования касательно аудита и представления отчетности, лучше периодически консультироваться с юристами.

Еще почитать —>  Муж должен деньги банку, хотят придти судебные пристава ищымать имущество, имеют ли право щабрать машину если она оформлена на жене,а должгик муж

Читать  После развода и раздела имущества куплена машина, могут ли пристава описать ее

Юридические критерии, устанавливающие обязательность аудита по отчетности, — принадлежность ООО к компаниям:

  • кредитного и клирингового секторов;
  • публично-правового характера;
  • ведущим страховую или инвестиционную деятельность;
  • сдающим консолидированную отчетность;
  • с уставным капиталом, минимум на ¼ состоящим из государственных средств.

Финансовые критерии, при которых организация обязана проходить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности:

  • годовая выручка при продаже продукции/работ/услуг — более 400 млн рублей;
  • сумма активов на конец года, подтвержденных бухгалтерским балансом, — минимум 60 млн рублей.

Если проверка проведена, но аудиторское заключение не представлено участникам ООО либо по действующим регламентам не сдана бухгалтерская (финансовая) отчетность, ответственных лиц оштрафуют на 20–30 тыс. рублей или дисквалифицируют на год. Также возможно наложение штрафа на организацию — сумма 500–700 тыс. рублей.

  • типа проверяемой компании;
  • ее сферы деятельности;
  • количества и состояния документации;
  • сроков, отведенных на аудит (чем короче период, тем больше специалистов привлекается и интенсивнее их работа);
  • особых пожеланий заказчика аудита (разработка рекомендаций по совершенствованию бухучета организации, юридическая экспертиза договоров и пр.);
  • необходимости оформить не только обязательное аудиторское заключение, но и расширенный отчет для внутреннего пользования в проверенной организации.

Ситуация, когда ООО не инициировало обязательный аудит и, соответственно, не имеет аудиторского заключения, считается грубым нарушением. За него предусмотрены административные санкции — штраф для должностных лиц составит 5–10 тыс. рублей. Повторное игнорирование обязательного аудита чревато штрафом до 20 тыс. рублей или профессиональной дисквалификацией на 1–2 года.

В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, реализована возможность заполнять в бухгалтерском балансе строку, в которой указывается – подлежит ли организация обязательному аудиту или нет. Если пользователем не будут заполнены соответствующие сведения, то бухотчетность не выгрузится и не отправится в ФНС, а в базе будет выдаваться соответствующее сообщение об ошибке.

Организациям следует при решении вопроса о проведении обязательного аудита в 2024 г. руководствоваться критериями, которые установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». И если организация соответствует хотя бы одному критерию из списка, то она попадает под проведение обязательного аудита (те же самые правила действуют и для ИП).

После проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его результаты вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Если данные составляют коммерческую тайну, то организация может не вносить их в госреестр. Также, начиная с 2024 г., федеральная налоговая служба РФ ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2022 № 444-ФЗ.

организация является кредитной, страховой, клиринговой, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным фондом (НПФ) или иным фондом (за исключением имеющих статус международного фонда), акционерным инвестиционным фондом (АИФ), управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение – государственные внебюджетные фонды);

Бухгалтерам следует обратить внимание, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Изменения затрагивают требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и рассмотрение данного проекта ориентировочно планируется на июль 2024 г.

Кто подпадает под обязательный аудит

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2024 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат. Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Отчетность за 2024 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2024 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.

В статье 125 НК РФ оговаривается ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест или приняты обеспечительные меры (залог). Налоговики планируют распространить действие статьи на дебиторскую задолженность.

На заметку! Под обеспечительные меры последовательно могут попасть: любая недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна, иное имущество, готовая продукция, сырье, материалы. Банковские операции по счету приостанавливаются только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества, если сумма недоимки больше (ст. 101 п. 10 НК РФ п. 1,2).

ФНС собирается бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов, привлекая к платежам дебиторов должника. По мнению чиновников, их счета могут использоваться незаконно для сокрытия чужих доходов. Это фирмы, у которых перед нарушителем налогового законодательства имеются, в свою очередь, долги.

Определив дебитора, ФНС будет выносить решения в отношении их и заставлять расплачиваться по долгам партнера. Механизмы такие же, как и в отношении самой фирмы: обращение взыскания на содержимое банковских счетов (денежные средства, драгметаллы). Решение выносится только при подтверждении дебиторской задолженности обеими сторонами – должником и его дебитором.

Обязательный аудит за 2024 год в 2024 году штраф

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2024 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Отметим также, что налоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2022 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

В настоящее время Минфин РФ подготовил проект (пока это проект) изменений в ст. 15.11.1. Кодекса об административных нарушениях. Он предусматривает следующие штрафы за непредставление в ИФНС обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений, если отчетность подлежит аудиту.

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок.

28 Апр              297      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *