Статья о проблеме в земельном праве

Основные проблемы земельного права

Все вышеизложенное говорит нам о необходимости реформирования земельного законодательства, как на федеральном, так и на местном уровне соответственно. При этом в первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним.

Список исчерпывающий, но чаще всего из вышеперечисленных страдают земли сельскохозяйственного назначения, ввиду неразберихи, возникшей при смене курса государства еще 30 лет назад и последующей перестройке и изменения законодательства, большая часть данных земель попала в право собственности гражданам. Можно сказать, что это хорошо ведь каждый собственник обязан заботится о своей собственности, что закреплено законодательно, но фактически большая часть данных землевладельцев не то что не заботится о своей земле, а даже не подозревает, что она у них есть, либо в силу иных обстоятельств не может должным образом использовать и содержать свои земли, что ведет к их использованию е по назначению.

Землепользование: законодательные изменения 2020 года

С 31 июля этого года действует новый Закон, который предусматривает упрощенный порядок выдачи разрешений на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: теперь для них не требуется оформлять права на земельные участки, если те находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ).

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Однако закон не предусматривает право арендатора заявлять требования об установлении сервитута. Показательным примером предположительного результата рассмотрения требований арендатора об установлении сервитута является определение ВС № 308-ЭС14−7676 по делу № А53−22 912/2013. Отказ в удовлетворении исковых требований арендатора Верховный Суд Российской Федерации мотивировал неверным толкованием статьи ГК РФ и недопустимостью применения положений статьи 304 ГК РФ с целью предоставления лицу права пользования чужим земельным участком и подмены, таким образом, иска о сервитуте.

Во избежание вышеуказанных проблем рекомендуем прежде чем возводить многоэтажное здание на земельном участке и вкладывать в строительство все нажитое честным трудом, позаботиться о надлежащем оформлении прав на планируемый к застройке земельный участок.

Проблемные моменты при оформлении прав на земельные участки

Ошибки в оформлении документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество предоставляются на государственную регистрацию со следующими недостатками:
— в договорах не полностью прописаны реквизиты сторон сделки (название сторон должно быть полным в соответствии),
— не указаны инн/кпп, огрн, дата регистрации общества, а также орган, зарегистрировавший общество, ФИО директора, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего сделку,
— не описан или не точно описан предмет сделки (не соответствует описанию
документов БТИ).
— если документ состоит из двух и более листов, его необходимо прошить, для
этого необходимо использовать прочные нити и сверху на нити наклеить
пломбу, на которой будет указано: количество листов, прошитых и
пронумерованных, наименование организации, ФИО лиц-подписантов и их росписи,
— не ставят печать организации на нотариально заверенную доверенность.
Типичная ошибка, связанная с участием в сделке с одной из сторон иностранной компании связана, с тем, что неправильно оформляют доверенность от имени иностранного лица, когда в России существует представительство этого иностранного лица. Глава представительства не имеет права от лица иностранной компании подписывать договоры и акты, и тем более, выдавать доверенности (такие случае встречаются в практике редко и об этом специально должно быть указано в доверенности, на основании которой они действуют). Если иностранную сторону представляет иностранный представитель по доверенности, то она должна быть апостилированной, а ее перевод должен быть нотариально заверен.

Еще почитать --->  Налог На Транспорт Краснодарского Края

Количество документов.
Согласно статье 18 Закона о регистрации, документы – основания, представляются не менее чем в ДВУХ ПОДЛИННЫХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. В соответствии с этим, государственный регистратор может потребовать предоставить:
— протоколы о назначении директора (генерального директора),
— доверенности на подписание договоров,
— другие документы, дающие право подписывать договор в нотариально заверенных копиях или предоставить подлинник и простую ксерокопию, которую сотрудник регистрирующего органа, принимающий документы на государственную регистрацию, заверит штампом «с подлинником сверено».
— КОПИИ актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в ДВУХ экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Заявители зачастую предоставляют ОДИН вместо ДВУХ экземпляров.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

При этом, однако, довольно часто возникает неразрешимый вопрос о том, как быть, если одни собственники недвижимости захотят выкупить земельный участок, а другие заключить договор аренды. Как отмечала Л.Ю. Грудцына, «законодательство не содержит каких-либо механизмов, позволяющих одному из собственников помещений понудить других собственников к заключению договора аренды участка или к его совместному выкупу в собственность помимо их воли. Поэтому в настоящий момент собственник помещений в здании, желающий приобрести право на расположенный под ним участок, должен сначала прийти к согласию со всеми своими соседями…» 115 .

Противоположная позиция состоит в том, что передача участка из земель общего пользования в аренду не противоречит п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в случае, если такая передача не исключает возможности общего пользования. И данное толкование также находит примеры практического применения. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 г. 103 В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 104 территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Так как территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то указанные участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду). Поддерживает данную позицию и Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2011 г. 105 , в котором суд пришел к выводу, что законом не запрещено сдавать в аренду земельные участки общего пользования.

В соответствии с ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ – «и спользование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

При установлении вины хозяйствующего субъекта, имевшего реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, последний подлежит привлечению к административной ответственности по данному составу административного правонарушения.

Еще почитать --->  Оздоровительные когда выплачивают

4. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.

Типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора являются:
1. Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям.

— Говоря о праве собственности, регулируя вопросы права собственности на землю, которые определенны в Разделе II ГК РФ, одновременно определяются правомочия собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки, гражданское законодательство не раскрывает их содержание. В ряде статей ГК РФ имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. Вместе с тем, в одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.

В связи, с чем предлагаем, изложить статью 78 ЗК РФ в новой редакции, а именно часть 1 следующим образом: «Коммерческими организациями хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также производственных кооперативов». В связи с этим также целесообразным будет «избавиться» от словосочетания «иные» в статье 82 ЗК РФ следующим образом: «Предоставление земель сельскохозяйственного назначения коммерческим организациям в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческим организациям в следующих формах: казачьих обществ, религиозных и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Проблемы земельного законодательства и пути их устранения

Данное право закреплено в ст. 20 ЗК РФ, а также рассматривается, как вещное право в главе 17 ГК РФ (Право собственности и другие вещные права на землю) (ст. 264, 268). Необходимо отметить, что выявляются существенные отличия в регулировании реализации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренные земельным и гражданским законодательством. В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит административно-правовой акт-решение (постановление) соответствующего органа государственной власти или органа МСУ о предоставлении земельного участка. Согласно п.1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное пользование в случаях предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ Учебник Земельное право. Нецветаев А.Г.

Гражданское законодательство, как следует из ст.3 Гражданского кодекса (В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.) Гражданский кодекс РФ основанной на положениях ст. 71 Конституции, находится в ведении российской Федерации, состоит из существующего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Названные нормы не позволяют субъектам Российской Федерации принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Правовое регулирование земельных отношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Как представляется, приведенное правило нуждается в корректировке, поскольку его редакция противоречит предусмотренному гражданским процессуальным законодательством правилу о возможности кассационного либо апелляционного обжалования судебного решения в 10-дневный срок после его вынесения в окончательной форме. В данном случае достаточно указания о направлении заявления о государственной регистрации прекращения права на земельный участок после вступления решения суда в законную силу, если оно не подлежит немедленному исполнению в порядке ст. 211 ГПК.

9. На наш взгляд, требует доработки правило ст. 56 ЗК, предусматривающее возможность ограничения прав на землю, как в административном, так и судебном порядке. Ведь критериев разграничения судебной подведомственности и подведомственности таких дел органам государственной власти и местного самоуправления в законе нет. Исходя из основополагающего правового принципа о возможности судебной защиты прав, нарушенных административным актом, необходимо закрепить правило, согласно которому судам подведомственны дела об оспаривании действий (бездействия) властных структур, ограничивающих права на землю. Именно посредством судебной процедуры следует устранять неопределенность в правах и обязанностях субъектов земельных правоотношений. Там, где отсутствует спор, ограничение прав на землю в рамках установленной законом процедуры возможно в административном порядке с сохранением права обращения в суд в связи с действиями (бездействием) властных структур. В данном случае не имеется в виду судебный порядок, предусмотренный ст. ст. 54 и 55 ЗК, поскольку он имеет иную целевую направленность и природу.

Еще почитать --->  Нужно Ли Менять Свидетельство О Рождении При Смене Фамилии Без Брака

Реферат: Проблемы земельного права

Последовательное проведение принципа «единой судьбы» зданий и земельного участка, принадлежащих одному собственнику, предполагает, что данные объекты недвижимости должны выступать вместе как один объект сделки не только при совершении сделок, которые влекут их отчуждение, но также и сделок, которые могут повлечь отчуждение здания или земельного участка.

В том случае, если все здание принадлежит нескольким сособственникам и оно находится на неделимом земельном участке, то эти лица, по общему правилу, вправе приобрести земельный участок в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Отказывая в удовлетворении кассационной жалобы ООО Х., суд, в частности, пояснил, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта в силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ правоустанавливающим документом на земельный участок не является и к участникам земельных отношений, определенным в п. 3 ст. 5 ЗК РФ (собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. д.), лиц, в отношении которых оно принято, не относит. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое постановление, принятое администрацией Приморского края, права заявителя (как лица, обладающего правами на землю) не нарушает, следует признать правильным, а его решение об отказе в удовлетворении заявления – законным и обоснованным.

В правоприменительной практике обращение к принципам земельного законодательства не редкость. Г. А. Волков считает, что обращение к нормам-принципам земельного права происходит при наличии пробелов в правовом регулировании и при разрешении коллизий правовых норм [4] .

Анализируя данное Постановление Правительства Российской Федерации, можно отметить, что законодателем отмеченные проблемы были решены не в полном объеме, поскольку признаки неиспользования земельных участков обозначены только в общей форме. Как представляется, необходимо доработать рассматриваемое постановление и внести в него дополнения.

Нельзя не согласиться с тем, что земельно-правовые санкции в настоящее время имеют значительный потенциал в сохранении земельного правопорядка. Анализируя действующее законодательство и судебную практику по рассматриваемому вопросу, автор приходит к выводу, что проблема неприменения земельно-правовых санкций состоит в том, что нет должного законодательного закрепления применения санкционных норм на практике. Например, в судебной практике встречаются иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, которые не используются более 10 лет. Следовательно, основным направлением развития Российского законодательства в разрезе рассмотренных правоотношений должно быть гарантированное и эффективное воплощение действия уже закрепленного в нашем законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов при помощи санкционных норм права.

Актуальные проблемы в сфере регулирования права собственности в России

Развитие института частной собственности в РФ привело к повышению уровня «самостоятельности» субъектов гражданских правоотношений. Процессы связаны с развитием техники и технологии, информационной доступности как результата глобализации современной мировой экономики. Побочными «продуктами» вышеуказанных перемен выступают коррупция, всевозможные махинации и мошеннические схемы (особенно это актуально для сферы финансовых услуг и ЖКХ), в том числе вопросы гражданско-правой направленности – проблемы в сфере защиты вещного права:

Действующее законодательство, предоставив собственнику указанные правомочия, устанавливает и пределы их осуществления. Например, в соответствии со ст. 30 ЖК, к пределам осуществления права собственности относится необходимость использовать жилое помещение только по его прямому назначению. Собственник земельного участка имеет право распоряжаться своим участком, постольку, поскольку земли, находящиеся в его собственности, на основании действующего закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260 ГК). Нарушения собственником установленных границ осуществления права собственности влекут отрицательные для него последствия, в том числе иногда в виде принудительного прекращения права собственности (ст. 240, 241, 293 ГК).