Роль европейского суда по правам человека в защите гражданских прав

Роль европейского суда по правам человека в защите гражданских прав Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против

Роль европейского суда по правам человека в защите гражданских прав

Содержание

Роль европейского суда по правам человека в защите гражданских прав

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) — это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья — гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если «национальный судья» не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда. Европейский Союз. Проблемно-тематический сборник / Отв. ред. В.Г. Головин. — М.: Постскриптум, 2008. — С. 81.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

Еще почитать —>  Опротестовать решение об изъятии машины если она используется для перевозки инвалида

Место и роль Европейского суда по правам человека в механизме защиты прав и основных свобод человека и гражданина

Права и свободы, закрепленные в ЕКПЧ, поскольку она является международным договором, и решения Европейского суда по правам человека, в той степени, в какой они выражают общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью российской правовой системы. Как Европейским Судом, так и господствующей среди юристов доктриной Конвенция воспринимается как конституционный инструмент европейского правопорядка.

В связи с проведением реформы количество неприемлемых жалоб увеличилось, и в связи с этим решения ЕСПЧ, принимаемые по новому Протоколу №14, должны содержать подробный анализ причин неприемлемости. Кроме этого, заявители должны получать копию решения суда вместо уведомления, которое не имеет никакой юридической силы. Такие решения должны быть опубликованы в сети Интернет. Потенциальные заявители могут использовать данную документацию — практику ЕСПЧ, что облегчит как процедуру подачи жалоб, так и работу судей ЕСПЧ путем уменьшения количества этих жалоб, а также более грамотного их составления.

Конечно, эффективное исполнение решений является ключевым вопросом, и не только потому что позволяет восстановить права соответствующего лица или лиц, но также и потому, что предотвращает будущие нарушения. Как я уже сказал, это зависит от доброй воли соответствующего государства и от того давления, которое Комитет министров будет готов оказать. В целом, система всегда работала хорошо, за небольшим числом исключений. Для закрепления эффективности системы права Конвенции в целом принципиально важно, чтобы правительства уважали свою юридическую обязанность принимать необходимые меры для следования решениям Суда.

Первое, основной импульс, направляющий процесс реформирования — это усиление трудностей, связанных с неуклонно растущим количеством дел, с которыми призван справляться механизм, установленный Европейской конвенцией по правам человека. Удвоение числа стран, присоединившихся к Конвенции в течение примерно 10 лет, неизбежно должно был привести к подобной ситуации. В то же время многие из новых стран-членов Совета Европы имели свои особые и зачастую структурные проблемы, в которых и состоит причина увеличения числа жалоб. Вдобавок, растущее осознание и восприятие прав человека также оказало воздействие на страны члены Совета Европы. В результате, если в 1992 году нужно было рассмотреть в соответствии с Конвенцией шесть с половиной тысяч дел, то в прошлом году Суд получил 45 тысяч заявлений. В настоящее время ожидают рассмотрения примерно 75 тысяч дел.

Еще почитать —>  Сдать землю в аренду под вышку

Европейский суд по правам человека: обзорная информация

В отличие от большинства международных конвенций, носящихся зачастую только декларативный характер, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года, не только провозгласила фундаментальные права и свободы, но и создала специальный юридический механизм их защиты. Первоначально он был представлен тремя институтами: Еврокомиссией по правам человека, Европейским судом и Комитетом министров Совета Европы. Сегодня все судебные полномочия сосредоточены в одной инстанции – Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Конвенция по правам человека и деятельность Европейского суда не являются чем-то неизменным. Последние тенденции в развитии правовой системы Конвенции говорят обратное. В соответствии с Протоколом 15 к Конвенции (ратифицирован Россией и частично другими государствами Совета Европы, но в силу пока не вступил), срок подачи обращения в ЕСПЧ будет сокращен до 4 месяцев, а среди требований к жалобам появится новый критерий приемлемости. Кроме того, изменения затронут компетенцию Большой палаты. И, наконец, серьезный аспект – пересмотр роли ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам на вспомогательную (субсидиарную) и наделение государств-участников большей свободой в применении Конвенции на национальном уровне.

Обращение в Европейский Суд по правам человека: теория и практика»

При общении с правозащитниками, и не только с ними, нередко им приходится напоминать, что защита прав человека – это на 80% процедура и на 20% – достижение вселенской справедливости. Адвокатам этот месседж чаще всего понятен, а вот правозащитникам и потенциальным заявителям в ЕСПЧ это понимание дается с трудом.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что регулирование процедуры в ЕСПЧ следует воспринимать в совокупности нескольких источников: прежде всего, самой Конвенции, принятого на ее основе и постоянно обновляемого Регламента Суда (Rules of Court), а также прецедентной практики Суда, дающей толкование как Конвенции, так и Регламента. Только в этом случае можно получить адекватное представление не только о правовых позициях Суда, но и о нюансах организационно-процедурных вопросов его деятельности. Именно этим критериям, по моему мнению, отвечает фундаментальный «Путеводитель по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека», выпущенный издательством «Развитие правовых систем».

Еще почитать —>  Пенсия в апреле 2024 повышение пенсии детям инвалидам пермь

До этого концепция прав человека рассматривалась только как специфичная преимущественно для европейской цивилизации. Международное правовое закрепление и универсальное признание прав человека, не важно, формальное или неформальное, навязанное или выстраданное веками борьбы за их утверждение, полностью изменили ситуацию. Национальное законодательство и механизмы защиты прав человека в настоящее время неотделимы от международных процессов.

Если заявителей больше пяти, то представитель обязан, помимо формуляра и документов, заполнить и приложить к жалобе образец таблицы со сведениями о каждом заявителе. Пример таблицы можно найти на сайте Европейского Суда по правам человека [www.echr.coe.int]. Если интересы заявителей представляет юрист, таблица должна быть направлена в Суд в электронном виде.

5 декабря 2011 года Федеральная миграционная служба Российской Федерации отказала Беньяшу М.М. в выдаче загранпаспорта, отметив, что тот был задержан 1 сентября 2010 года и что в соответствии с имеющейся информацией в отношении заявителя продолжалось производство по уголовному делу.

Также в делах, в которых истец мог доказать, что реальные условия содержания под стражей отклонялись от стандартов, установленных применимым российским законодательством, или нарушали их, российские суды обычно освобождали государство от ответственности за причинение вреда, указывая, что неадекватность материальных условий содержания была связана не с недостатком или бездействием тюремной администрации, а со структурной проблемой, такой как недостаточное финансирование уголовно-исполнительной системы.

22 Июн              653      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ