Профессиональный риск работника жкх

Обоснование вывода:Под профессиональным риском согласно ст. 209 ТК РФ понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и

Профессиональный риск работника жкх

Содержание

Обоснование вывода:
Под профессиональным риском согласно ст. 209 ТК РФ понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков Трудовым кодексом РФ в настоящее время напрямую не установлена*(1). На этом основании многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Тем не менее, на наш взгляд, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан, среди прочего, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2022 N 438н.
По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала «Онлайнинспекция.РФ», и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2022 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2022 N 7-1460/2022, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2022 N 12-5/2022, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2022 N 12-529/2022, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2022 N 12-4/2022, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2022 N 12-607/2022, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2022 N 12-5/2022).
Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной.
Тем не менее, учитывая многократные случаи привлечения к административной ответственности за непроведение оценки уровней профессиональных рисков, полагаем целесообразным такую оценку проводить, а также обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно — Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://rosmintrud.ru/reception/form).
При оценке рисков, по мнению некоторых специалистов*(2), в настоящее время следует руководствоваться ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 N 680-ст, а также Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников: организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (Р 2.2.1766-03), утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.

————————————————————————-
*(1) Минтруд России в 2024 году предлагал зафиксировать в Кодексе такую обязанность работодателей, однако предложенный тогда проект закона так и не был внесен на рассмотрение в парламент. Правительством РФ (смотрите распоряжение от 26.04.2022 N 833-р) разработан комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, в рамках которого Минтруду России поручено разработать новый проект федерального закона в течение 2024 года, однако о разработке такого проекта на текущий момент нам неизвестно.
*(2) Смотрите, например, материалы:
— Оценка и управление профессиональными рисками для здоровья работников (Л.И. Ларионова, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 5, май 2024 г.);
— Как оценивают риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (З.В. Стрельбицкая, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 2, февраль 2024 г.);
— Оценка рисков в системе управления охраной труда (журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 10, октябрь 2024 г.).

Еще почитать —>  Нужно ли регистрировать дачный дом менее 50 кв.м

На глаз определить профессиональные риски и провести спецоценку очень трудно и практически невозможно. Учитывайте тот факт, что необходимо привлечь инженеров по охране труда, нужны измерительные приборы. Выше уже вы ознакомились с некоторыми трудностями при улучшении рабочего мест для сотрудников, что заставляет задуматься о помощи со стороны организаций.

Проверку уровня риска в отношении работников необходимо устраивать каждый раз, когда производятся какие-либо изменения в рабочем процессе: вводится в эксплуатацию новое оборудование, перемещаются рабочие места в другие помещения, изменяется организация труда, используется новое оборудование и материалы.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2022 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2022 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

Правовые основания разработки системы управления профессиональными рисками в ЖКХ

Во исполнение статей 208, 209 Трудового кодекса РФ утверждены Приказом Минтруда России от 7 июля 2024 года N 439н Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве [5]. Указанные Правила исследованы автором одним из методов идентификации рисков («analyse relevanter Rechtsnormen»). Правила содержат правовые институты, пригодные для разработки системы управления профессиональными рисками в ЖКХ: исходный проект «Положение о системе технического обслуживания и ремонта объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства» (пункт 4 Правил), ранжированный Реестр опасностей (пункт 5 Правил), ранжированный Перечень мероприятий по снижению уровней профессионального риска (пункт 3 Правил).

Положение о системе управления профессиональными рисками ГБУ «Жилищник» N-ского района разработано автором настоящей статьи в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], Правилами по охране труда в жилищнокоммунальном.

Оценка профессиональных рисков (нормативная база 2022)

Если Вас интересует оценка профессиональных рисков (нормативная база 2022), то, скорее всего, Вы в самом начале нелёгкого пути. Спешим обрадовать: мы будем с Вами, и поможем советом и документами. А сегодня расскажем про законы, приказы и ГОСТы, регулирующие эту процедуру.

На горизонте маячат изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации, где будут долгожданные слова о профессиональных рисках (вернее, как их проводить). С другой стороны, на момент публикации этой статьи, поправки всё ещё не приняты. А значит, нормативную базу нужно собирать по крупицам. Чем мы для Вас и занялись. Итак,

Возможно, на просторах Интернета вы увидите другие методики и иначе оформленные индивидуальны карты, но хочу еще раз напомнить, что п. 37 Типового положения не обязывает использовать какую-то определенную методику, а дает работодателю самостоятельный выбор, потому что нужно учитывать характеристику производственной деятельности и сложность осуществляемых процессов.

По информации Роструд, начиная с 2000 года по настоящее время, производственный травматизм в России снизился в 6,5 раз, а смертность на работе в 4 раза. Это очень хорошие результаты, хоть и за довольно большой промежуток времени, главное, не снижать обороты и двигаться к достижению «нулевого травматизма».

Еще почитать —>  Пакет лекарств в 2024 году в россии инвалиду 3 группы

В систему охраны труда внедрят управление профессиональными рисками

Новый законопроект предлагает отнести профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к основным принципам регулирования трудовых отношений. Документ устанавливает гарантии работникам, занятым во вредных условиях труда. А также деление профессиональных рисков на допустимые, прогнозируемые, повышенные и недопустимые уровни.

В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2024 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.

  • нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
  • результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами производственной среды;
  • результаты анализа анкет, полученных от работников.
  • результаты аудита (опроса) сотрудников;
  • опыт практической деятельности.

Оценка необходима для всех работодателей — если в компании работает хотя бы один сотрудник по трудовому договору (в том числе — внешний совместитель). Поэтому отсутствие в штате специалиста по охране труда не является основанием для непроведения оценки рисков , а соответственно, и правил по охране труда.

Таким образом, на сегодняшний день в федеральные законы однозначно и четко внесено и определено понятие «профессиональный риск». Вместе с тем, общепринятая методология оценки профессионального риска отсутствует, что делает проведение данного мероприятия не легитимным.

Вместе с тем в научных кругах в течение последних лет обсуждаются три основные системы оценки и управления профессиональными рисками в России. Единым для всех систем является этапность в проведении данной работы, а именно анализ риска строится по следующим основным принципам:

С 1 марта 2024 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. Теперь государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, статья 209, профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных законодательством.

Приказ Минтруда России № 980 от 30 декабря 2024 г

  1. Утвердить План мероприятий Минтруда России по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками в сфере охраны труда в Российской Федерации согласно приложению № 1.
  2. Утвердить состав рабочей группы по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками в сфере охраны труда в Российской Федерации согласно приложению № 2.
  3. Утвердить перечень организаций, участвующих в пилотном проекте по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками в Российской Федерации, согласно приложению № 3.

Оценка рисков от «А» до «Я»

Мы уже говорили в предыдущей статье, что оценка профессиональных (в смысле – «производственных») рисков, если подходить к ней не как к очередной навязанной государством «бумажной» процедуре, – действенный механизм комплексной оценки и улучшения безопасности труда. Из этого следует несколько неожиданный вывод: в первую очередь объектом оценки профессиональных рисков являются вовсе не рабочие места, а те рабочие зоны, то оборудование, те процессы, те помещения, которые используются, реализуются, применяются на всём производстве. Таким образом, главным объектом оценки производственных рисков является производственный процесс в целом, и говорить о том, что риски должны оцениваться именно на рабочих местах, в принципе, неверно (хотя это и соответствует положениям действующего законодательства).

  1. Она включена в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, оказывающих услуги по охране труда (проверить это можно здесь). Также обратите внимание на продолжительность нахождения экспертной организации в этом реестре.
  2. В структуре экспертной организации будет находиться собственная испытательная лаборатория, в установленном порядке аккредитованная Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией) на проведение необходимых измерений (этот пункт не обязательный, но желательный)
  3. Также желательно, чтобы экспертная организация была включена и в реестр организаций, проводящих СОУТ (проверить это можно здесь).

Еще почитать —>  Особенности получения инвалидности сотрудникам уис

В случае соответствия организации различным категориям риска, предприятию присваивается более высокие из них. И наоборот, объекты, которым не присвоены классы опасности, относятся к низким классам опасности. Информация о соответствии предприятия наивысшему классу опасности считается открытой и должна быть представлена на официальном сайте общего доступа. При оценке рисков также оценивается степень тяжести потенциального вреда при несоблюдении юридическими лицами обязательных требований, а также уровень сложности устранения возможных последствий.

Постановление регламентирует санкции при нарушениях порядка проведения оценки рисков. При первичном нарушении порядка оценки или игнорировании обязательных требований со стороны подконтрольного объекта, данное предприятие облагается штрафными санкциями до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), при повторных нарушениях организации грозит административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. В свою очередь, юридическое лицо также имеет право подать заявление об изменении класса профриска или, в случае несогласия с решением уполномоченных органов о присвоении категории опасности, обжаловать таковое в административном порядке.

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Проведение оценки профессиональных рисков

В соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ и статьёй 3 Федерального закона № 125-ФЗ установлены два основных показателя профессионального риска: возникновение профессионального заболевания как результат воздействия ВОФПС (вредных и (или) опасных факторов производственной среды) и получение травмы при несчастном случае, связанном с производством.

Какая же связь между системой управления профессиональными рисками и системой управления охраной труда? Будем рассуждать последовательно. Так, статья 209 ТК РФ дает определение понятию «СУОТ» и далее ссылается на Типовое положение о системе управления охраной труда. Указанное в Трудовом кодексе Типовое положение утверждено Приказом Минтруда №438 от 19 августа 2024 г. (далее – Типовое положение) и является обязательным для организаций любых организационно – правовых форм, форм собственности, а также независимо от вида деятельности и количества работников. Пункт 29 Типового положения разъясняет, что управление профрисками является частью СУОТ и работодатель обязан организовать управление профессиональными рисками.

18 Июн              748      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ