Признание раскольникова соне мармеладове анализ эпизода

И всё же по просьбе Мармеладовой, он с грустью и болью во взгляде попытался поведать ей о своих истинных причинах и взглядах. Сначала он преподнес

Признание раскольникова соне мармеладове анализ эпизода

Содержание

И всё же по просьбе Мармеладовой, он с грустью и болью во взгляде попытался поведать ей о своих истинных причинах и взглядах. Сначала он преподнес историю, лежащую для всех на поверхности, о нехватке средств для проживания и желании оправдать надежды семьи. Но, когда Сонино сердце почувствовало ложь, ему пришлось рассказать истину. Находясь в лихорадочном состоянии, мрачном восторге от собственных идей, Родион поведал о его желании выйти из ненавистной ему комнаты-конуры и осмелиться взять власть над окружающими, поменять направление течения его жизни, узнать сможет ли он стать наравне с «властьимущими», совершив убийство «бесполезной, гадкой, зловредной вши». Внутренние сомнения, призывы совести перед преступлением, он расценил не в качестве сигналов о наличии у него души, а как собственную слабость, признание того, что он и сам «точно такая же вошь, как и все», за что ненавидел себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!».

Оттягивая роковой момент, Родион затеял с Мармеладовой опасную игру в догадки. Обстановка в комнате постепенно нагнеталась всё больше, напоминая юноше минуты перед его злодеянием. Мысль, осенившая Соню, вызвала у неё ужасный вопль и довела её на мгновение до животного страха, но девушка быстро пришла в себя: «…последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так!». Ожидая встретить вполне предсказуемое отвращение и ненависть по отношению к себе, Родион был ошарашен неожиданным приступом страстного и мучительного сочувствия Сони, слепо влюбленной в него и готовой идти за ним на край света. Герой до последнего не догадывался насколько он важен для девушки и любим ею, хотя сам не испытывал к ней такой взаимности.

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Еще почитать —>  Найти Военкомат По Адресу Регистрации Военнообязанного

Анализ эпизода Раскольников и Соня Мармеладова (Достоевский Ф

4 глава 4 части является очень важным эпизодом в романе «Преступление и наказание». В нём Раскольников впервые видит, насколько покорна Соня Мармеладова перед жизненными обстоятельствами. Во время этой встречи они читают отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. В этой сцене становится понятно, насколько Соня является сильной девушкой, а теория Раскольникова несостоятельной. Эпизод начинается с описания комнаты Сони.

Обстановка в ней была убогой, нищенской и мрачной. Этот образ жилища никак не соотносится с духовной чистотой Сони, но точно подходит другим его обитателям. Разговаривая об окружающих её людях, Соня говорит только хорошее, она с теплом отзывается о хозяевах и о родителях. В её словах слышны жалость и сострадание к близким, особенно к Катерине Ивановне. Она могла бы обвинить её во всех своих бедах, но она, наоборот, её жалеет и защищает от обвинений Раскольникова. Родион, терзая Соню своими жестокими вопросами, пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Он считает Соню юродивой, потому что она надеется на чудо.

Символическое значение анализируемому эпизоду придает и момент надевания крестика. Соня Мармеладова вешает на шею Родиону кипарисный крестик, а себе берет тот, который был на убитой старушке. Это не просто ритуал, в нем заключен огромный смысл. Наконец-то, молодой человек признает наличие Бога. Вера есть, и с этим нужно смириться. Он отделился от всех, когда переступил грань между добром и злом, а теперь он снова становится наравне с другими людьми. Именно сейчас в этот серьезный и торжественный момент герой встает на путь духовного перерождения, пересмотра всего своего существования до этого дня.

Еще почитать —>  Налоговые Льготы Для Пенсионеров Кировская Область

Именно Соне первой Родион сообщает о том, что хочет пойти в контору и признаться во всем содеянном. Он безумно волнуется, не может устоять на месте, хотя не хочет признаваться в этом даже самому себе. Но его выдают дрожащие руки, путающиеся мысли, постоянная суета в движениях.

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе Преступление и наказание

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

Еще почитать —>  Могули я пользоваться льготой по жкх как ветеран в квартире в которой прописана но не являюсь владельцем

Сцена; Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы»

Автор : Он ничего не мог выговорить. Он совсем, совсем не так предполагал объявить и сам не понимал того, что теперь с ним делалось. Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони.

Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться один. В толпе безобразничал один пьяный: ему хотелось плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел, наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до середины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию.

Предварительный просмотр: Причины преступления Раскольникова Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Нищета, постоянное чувство голода, необходимость врать, оправдываться перед квартирной хозяйкой угнетают его. Сестра Раскольникова, Дуня, устраивается гувернанткой в семью богатых помещиков Свидригайловых, где подвергается унижению.

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

23 Июн              601      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ