Предоставление земельного участка из земель общего пользования

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику

Предоставление земельного участка из земель общего пользования

Содержание

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Все нюансы пользования землей общего пользования

Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Формирование и предоставление участка, частично расположенного на землях общего пользования // Анализ постановления президиума ВАС

В ряде случаев арбитражные суды дополнительно отмечают, что при наличии такого препятствия в предоставлении земельного участка формальное несоблюдение уполномоченным органом процедуры выбора само по себе не имеет принципиального значения. Кроме того, если заявитель просит предоставить определенный земельный участок с указанием его конкретного размера, то это лишает уполномоченный орган возможности представить ему предложения по вариантам выбора месторасположения земельного участка (см., к примеру, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А62-1170/2013, от 17.07.2013 по делу N А62-1169/2013. В последних двух Постановлениях суды сослались на Определение коллегии судей ВАС РФ по рассматриваемому делу).

При предоставлении земельного участка с ПСМРО следует учитывать положения п. 2 ст. 85 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

При рассмотрении спора апелляционный суд правомерно указал, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного кодекса о праве арендатора осуществлять по своему усмотрению использование земельного участка, суд апелляционной инстанции правильно указал, что предоставление в аренды территории, примыкающей к объектам общества и предпринимателя, исключит возможность одновременной реализации исключительных прав аренды земли собственниками объектов недвижимости и прав неопределенного круга лиц, пользующихся территорией остановочного павильона Рынок N 1.

Еще почитать —>  Пенсия ребенка инвалида в апреле

На основании пункта 1.6 Положения «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 (далее — Положение), земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, что подтверждено фрагментом карты градостроительного зонирования.
Согласно части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Так как территории общего пользования предназначены для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц, то указанные участки могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и предоставляться лишь во временное пользование (бессрочное пользование, аренду, субаренду).
Оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду предпринимателю при соблюдении вышеназванных норм и Правил.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Имущество общего пользования в СНТ по новому закону

До тех пор, как в 2024 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

Еще почитать —>  Оплата ветеранам труда в 2024 году в приморском крае

Каждый собственник земельного участка в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного прохода и проезда по территории земель общего пользования. Это значит, что ни председатель, ни представители правления не могут ограничить передвижение дачников по территории СНТ.

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков. Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета. Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Земля общего пользования между соседями

Кроме того, пострадавшая сторона может обратиться в суд. Но для этого нужно подготовить доказательства того, что поставленная автомашина препятствует проезду и этот факт причиняет вред пострадавшему. Одного утверждения истца для суда недостаточно, поэтому в удовлетворении иска будет отказано.

  • для нарушителя – физического лица – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не меньше 5 000 р.;
  • для должностного лица – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 р.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости, но не меньше 100 000 р.

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, даже если земельный участок относится к категории общего пользования, даже если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, тем не менее, возможна его аренда со стороны собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных на нем. Более того, они (эти собственники) даже ОБЯЗАНЫ взять в аренду соответствующие земельные участки – это прямо требует закон.

Согласно п.5 ст. 39.20, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Оформление и использование земель общего пользования

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

Еще почитать —>  На сколько с 1 апреля добавят пенсию детям инвалидам

Ликбез по землям общего пользования в ДНП: выстраиваем защиту в соответствии с Законом

1) На первоначальном этапе, когда такие собственники только начинали осознавать наличие проблемы, обязательно появлялись «штрейкбрехеры» из среды таких же собственников земельных участков — ставленники фактических собственников «инфраструктурного имущества» (земель общего пользования, коммуникаций и т.д.), которые, как правило, задавали негативный тон критики в адрес лидеров — тех, кто пытался что то изменить (механизм так называемого «забалтывания» ситуации, перевода обсуждения в деструктивное русло или попросту в «базар», очернение, инициирование и проведение ненужных собраний, требующих серьезной подготовки. Ведение каких то переговорных процессов с собственниками «инфраструктурного имущества», консультаций, вызов экспертов и т.д. Все это делается с одной целью- тянуть время, ибо процессуальные сроки защиты нарушенного права имеют свои сроки, а их пропуск может повлечь за собой отказ в иске, когда наконец то придет осознание случившегося и подойдет время для такого иска.
2) Собственники ВСЕГДА, как правило, хотят «волшебную таблетку». Т.е. им кажется, что найдется некий юрист или адвокат, волшебник одним словом, который по мановению волшебной палочки разом решит их проблему. Такие собственники не понимают, что результат в виде восстановления справедливости, под которым понимается возврат «инфраструктурного имущества», в том числе и земель общего пользования их законным владельцам-дело не одного месяца и даже не одного года (как показывает практика).

Как известно, с 01 января 2022г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2022 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- ФЗ № 217-ФЗ). Однако, как мы видим на практике, все действия по переводу имущества общего пользования в собственность отдельно взятых физических лиц, было осуществлено в период действия старого законодательства.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

ВАЖНО: если собственник так и не оградил территорию, то она автоматически считается общим наделом, и люди вправе использовать земельный участок по своему усмотрению. Но они не имеют права наносить ущерб объектам, расположенным на нем. При нанесении ущерба они отвечают по всем установленным правилам.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

03 Апр              945      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ