Пределы вмешательства государства в жизнь граждан

Пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни Текст научной статьи по специальности; Право Следует обратить особое внимание на

Пределы вмешательства государства в жизнь граждан

Содержание

Пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни Текст научной статьи по специальности; Право

Следует обратить особое внимание на введенные в 90-х годах XX века системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). СОРМ-1 была введена с целью осуществления телефонного прослушивания спецслужбами по своему усмотрению. СОРМ-2, введенная немного позднее, чем СОРМ-1, была введена для перехвата электронных сообщений в сети Интернет. Данные системы не могут не оставлять широкий простор для злоупотреблений и произвола. Так, в Курганской области был удовлетворен иск бывшего председателя Шадринского районного суда Людмилы Балакиной о признании незаконным прослушивания ее телефонных разговоров. По данным правозащитников, в Амурской области прослушивающими устройствами оборудуются СИЗО и следственные кабинеты изоляторов временного содержания города Благовещенска для получения информации о том, что говорит арестованный или задержанный во время встречи с адвокатом. Так же оборудованы и некоторые камеры СИЗО. Такие камеры можно узнать по отсутствию в них радиоприемников. По неофициальному сообщению одного из работников спецслужб Краснодарского края, телефоны и другие

Конституция Российской Федерации закрепила запрет на ограничение права на неприкосновенность частной жизни в условиях особых административно-правовых режимов. Однако в случае, если конкретным гражданином будет создана угроза безопасности государства, будут действовать нормы, ограничивающие его конституционные права, в том числе и права на неприкосновенность частной жизни, которые применяются в обычных условиях к любым

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

выявлять существующие особенности можно в зависимости от: 1) типа государства; 2) формы правления, формы государственного устройства и политического режима; 3) внутренних экономических, социально-политических и культурных предпосылок (условий) деятельности государства в конкретно-исторический период своего развития; 4) обстоятельств внешнеполитической жизни.

Равенство прав личности и государства проявляется не в материальных действиях, а в процессуальном порядке осуществления материальных прав. Нельзя допускать ситуации, когда формальное юридическое равенство переходит в материальное равенство. Тогда право переходит в свою противоположность, так как переворачивается весь порядок отношений, происходит революция. Гарантиями осуществления этих прав выступают прежде всего государственные судебные и контролирующие органы, поэтому необходимо совершенствовать не только институциональную систему государства, но и правовой режим. Правовое правление предполагает существование системы правовых отношений, основными элементами которых выступают субъективные права и обязанности. Личность ставится выше права, а, следовательно, равенство прав является выражением свободы личности. Но и это равенство прав означает лишь одинаковые возможности, предоставляемые государством для приобретения субъективных прав.

В-третьих, частная жизнь — это действия и решения, касающиеся личного и семейного потребления. Человек сам решает, когда, в каких пропорциях и какие предметы и услуги и потреблять, а в условиях рыночных отношений — на каких условиях, где и у кого их покупать. Сюда относится не только домашнее хозяйство, домоводство, домостроительство, но также все, что связано с досугом.

Во всех определениях «частная жизнь», даваемых в различных источниках, можно выделить один существенный недостаток: в них достаточно полно перечисляется весь перечень жизнедеятельности человека, входящие в понятие личной жизни, но ни в одном из них невозможно найти исчерпывающей характеристики данного понятия.

Каковы пределы вмешательства государства в частную жизнь при борьбе с домашним насилием

Екатерина Тягай напомнила, что сегодня активно обсуждается очередной законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. Некоторые считают, что борьба с этим явлением может привести к необоснованному вмешательству в частную жизнь. Екатерина Тягай спросила у участников, способно ли, с их точки зрения, принятие закона и подписание Стамбульской конвенции повлечь такие последствия?

Эксперт Совета Европы, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, д.ю.н. Виталий Квашис полагает, что определить, где проходит грань между оправданным вмешательством и недопустимым, непросто. По его мнению, для эффективной борьбы с домашним насилием прежде всего необходимо понять, готовы ли наши граждане к тому, чтобы обращаться в правоохранительные органы за разрешением семейных проблем. И второй, не менее важный, вопрос – готовы ли сами сотрудники органов внутренних дел с учетом их штатной численности и объема работы реализовывать эту свою функцию.

выявлять существующие особенности можно в зависимости от: 1) типа государства; 2) формы правления, формы государственного устройства и политического режима; 3) внутренних экономических, социально-политических и культурных предпосылок (условий) деятельности государства в конкретно-исторический период своего развития; 4) обстоятельств внешнеполитической жизни.

Права человека служат и средством ограничения вмешательства в частную жизнь граждан, и предпосылкой их возникновения и защиты. Так, в статье 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года предусматривается: 1) каждый человек имеет право на гражданство: 2) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Хотелось бы отметить, что, также данная статья указывает на то, что каждый гражданин обладает правом тайной переписки и телефонных переговоров. Однако, следует заметить, что это право может быть ограничено судебным решением [1] .

Еще почитать —>  Стипендии спортсменам в рф

В тот момент, когда появились личные права и свободы человека и гражданина, в тот же момент появилась необходимость в регламентации законодательства, касающегося вопросов незаконного вмешательства государства в личную жизнь граждан. Появились как пассивные системы ограждения государства от сферы личной свободы граждан, так и активные.

Пределы вмешательства государства в частную и общественную жизнь

Для защиты частной жизни граждан должны быть установлены пределы вмешательства государства в частную жизнь. Установлено, что никто не должен подвергаться неправомерному вмешательству в осуществление права на неприкосновенность частной жизни, семьи, жилища или корреспонденции, нападкам на честь и достоинство. Каждый имеет право на защиту закона от посягательств такого рода. Функции государства по вмешательству в частную и общественную жизнь ограничиваются, таким образом, обороной (1), определением меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества (2) и организацией учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы всем им, например, почты, полиции и т.д. (3) Однако очень многое упирается в регулирование экономического базиса. Если либеральная модель полагает, что экономика должна регулировать сама себя, то социалистическая предполагает плановость всего хозяйства, огосударствление общества. На практике ни принципы либерализма, ни принципы тотального всевластия государства в экономике полностью не реализовались нигде. Хотя такие попытки предпринимались, они ни в одной стране сколько-нибудь полного успеха не принесли. По-видимому, речь должна идти о синтезе названных принципов, т.е. не об устранении государства из хозяйственной жизни, а о необходимом ограничении его вмешательства в рыночную экономику. При этом на государство падает функция социальной защиты населения.

Таким образом, налицо потребность государства вмешиваться в жизнь общества и отдельных лиц. Очевидно, что такое вмешательство должно производиться не более чем в достаточных пределах. Таковыми можно считать те сферы, которые без государства урегулированы быть не могут, в которых деятельность государства преследует объективно и очевидно полезную цель. При этом правовые по природе отношения возникают лишь там и тогда, где и когда частная жизнь задевает государственную жизнь, либо она перерастает в общественную жизнь, конкурирует с социально значимыми интересами всего общества или его отдельной части. Частная жизнь гражданина сама по себе ни при каких условиях не может быть предметом юридического регулирования, объектом какого-либо государственного вмешательства. Не должно быть никаких оснований и никаких пределов правового вмешательства в частную жизнь. Частная жизнь гражданина должна находиться даже вне сферы правового воздействия, а не только юридического регулирования. Частная жизнь гражданина относится исключительно к сфере его внутренней, самостоятельно устанавливаемой и им контролируемой жизни. Следовательно, единственная сфера вмешательства государства – общественная жизнь и общественно полезные цели, что вполне соответствует публичному характеру государственной власти.

Методологические, принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Демосфен. Юлиан и др.). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах – требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.

Таким образом, законы, провозглашаемые и защищаемые государством, определяют права и обязанности его подданных. Это заставляет нас чувствовать себя одновременно и угнетенными, и защищенными. Если охранительная забота государства позволяет гражданам совершать какие-либо поступки, планировать свои действия в уверенности, что планы могут быть в большей или меньшей степени реализованы, то его функция подавления воспринимается нами как лишение возможностей, помеха в осуществлении задуманного. Таким образом, вполне естественно неоднозначное отношение людей к государству. Движимые стремлением изменить в лучшую для себя сторону соотношение между функциями подавления и предоставления возможностей, граждане пытаются добиться большего влияния на государственные дела, в частности на законотворчество. Они требуют реализации в жизни их гражданских прав. Для эффективной реализации прав и свобод на практике человеку необходима относительная автономия. Должны существовать пределы государственного вмешательства в мысли и поступки индивида, его способность действовать. Здесь мы сталкиваемся с противоположностью таких функций власти, как подавление, с одной стороны, и предоставление возможностей, поощрение волеизъявления народа — с другой.

Глава 4 Функции государства

Функции государства объективны. И природа общих дел, которые неизбежно появляются у объединившихся в ассоциацию людей, и способы их осуществления при помощи государственной власти независимы от сознания и воли людей, в том числе и тех, кто управляет государством. Выбор средств их достижения лишь в известных пределах происходит сознательно и зависит от того, насколько правильно поняты общественные потребности и насколько верно оценены имеющиеся средства их удовлетворения. Если направления деятельности определены ошибочно и общие дела не реализуются, рано или поздно их будут вынуждены изменить и привести в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Формирование функций государства происходит в процессе своеобразного разделения организационно-управленческого труда, в ходе которого выясняется, что берет на себя государство и что остается обществу, решающему часть задач самостоятельно в форме самоуправления. Это разделение протекает, как правило, в острой борьбе, ибо связано с определением меры свободы людей и пределов вмешательства государства в частную и общественную жизнь своих граждан (подданных).

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

Со второй половины XVIII в. правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. В его основе были заложены либеральные буржуазно-революционные идеи, концепция естественного права. Материальным, политико-юридическим воплощением названных идей является Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 года. В ней подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковые – свободы, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

Еще почитать —>  Пенсия репрессированным гражданам

Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.

Право и государство: проблема соотношения

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство права.

Государство регулирует социальные отношения в обществе, проводит определенную социальную политику, в связи с чем утвердилось понятие современного государства как социального государства. Эта политика имеет два аспекта: по отношению к отдельно взятым классам и слоям общества и по отношению к обществу в целом в связи с выполнением «общих дел».

Пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан

Актуальность темы курсовой работы обуславливается следующим. Сегодня в концепции ключевых свобод и прав человека, которая воплотилась в российской Конституции, центральное место принадлежит именно правовому государству. В настоящее время гарантируется юридически государственная, в первую очередь, судебная защита основных свобод и прав человека. Особенно отмечается признание, а также гарантия свобод и прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, определенное положение о том, что действующие свободы и права человека определяют в итоге как содержание, смысл, непосредственное применение законов, активную деятельность различных органов исполнительной, законодательной власти, различных органов системы местного самоуправления. Однако, взаимоотношения современного государства с различными свободами и правами личности, а также их взаимообуславливающие определенные отношения, какие-либо зависимости сегодня остаются не полностью исследованными. Помимо этого, распространенными являются суждения, которые исходят из определенного представления о несовместимости ключевых свобод и прав с государством. Прогресс абсолютно в любом современном обществе является невозможным без уважения, а также должного обеспечения свобод и прав человека. Непосредственно на это всегда должно ориентироваться каждое современное демократическое государство. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается следующее: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1) . Сложно назвать более сложное явление современной социальной действительности, а также более многогранное по своей сути, основным тенденциям активное исторического развития, чем утверждение свободы человеческой личности. В целом, в себе заключая глубинные характеристики правового и социального положения человека в государстве и обществе, такая категория, как свобода является в это же время качественным показателем зрелости системы современных общественных отношений, определенным критерием уровня самоорганизации всего населения, а также степени демократизации общественной и государственной жизни. По причине того, что современный человек имеет различные обязательства перед прочими людьми, перед государством и обществом, свобода может быть только ограниченной и данное ограничение должно четко определяться правом. Для соблюдения принципа справедливости и равенства осуществление свобод и прав одним человеком, в целом, не должно нарушать свобод и прав других. Государство, в свою очередь, также должно не допускать превышения пределов вмешательства в частную жизнь своих граждан. Таким образом, изучение сущности и специфики вмешательства государства в личную жизнь граждан представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Степень разработанности темы. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Балаян Э.Ю., Данилюк И.А., Карнаушенко Л.В., Нурмухаметов И.М. и другие. Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе охраны, реализации, обеспечения защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие зашиту права на неприкосновенность частной жизни. Целью курсовой работы являются:  рассмотреть конституционно-правовой статус личности;  определить понятие неприкосновенности частной жизни;  рассмотреть конституционное право граждан на неприкосновенность их частной жизни;  охарактеризовать пределы допустимого вмешательства государства в сферу частной жизни;  рассмотреть вмешательство государства в личную жизнь граждан в условиях информационного общества. Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез. Структура исследования: содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы: 1. Правовой статус личности является положением личности непосредственно в обществе, которое закреплено государством именно посредством различных юридических каких-либо норм в тексте нормативно-правовых актов. На сегодняшний день в конституционно-правовой статус человека включаются исключительно обязанности и права человека, юридические гарантии непосредственной их реализации. Можно выделить: общий или же конституционный определенный статус гражданина; специальный или родовой статус различных категорий граждан; индивидуальный статус. 2. Конституция Российской Федерации в ст. 23, 24, 29 закрепляет право граждан, предприятий, государства на определенную охрану тайны, право свободно искать и получать, а также передавать и производить, как-либо распространять информацию абсолютно любыми законными способами. Если представить право на частную жизнь современных граждан именно как совокупность различных гарантированных им определенных тайн, то среди них отметить можно личные тайны и профессиональные тайны. К личным тайнам относится тайна общения и творчества, тайна интимных и семейных взаимоотношений, тайна почтово-телеграфной определенной корреспонденции, различных телефонных переговоров. 3. Сегодня в юридической литературе и юридической науке, современном законодательстве, в целом, отсутствует какое-либо единое понимание определенного права на неприкосновенность всей частной жизни. В настоящее время правоведы рассматривают различные грани такого понятия, как частная жизнь, совершенно по-разному. Так, некоторые ученые дают данное определение многогранно и объемно, при этом, детализируя до бесконечности, некоторые сужают и ограничивают до именно общего определения. 4. Для защиты частной жизни граждан должны быть установлены пределы вмешательства государства в частную жизнь. Установлено, что никто не должен подвергаться неправомерному вмешательству в осуществление права на неприкосновенность частной жизни, семьи, жилища или корреспонденции, нападкам на честь и достоинство. Каждый имеет право на защиту закона от посягательств такого рода. Функции государства по вмешательству в частную и общественную жизнь ограничиваются, таким образом:  обороной;  определением меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;  организацией учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы всем им, например, почты, полиции и т.д. Частная жизнь гражданина должна находиться даже вне сферы правового воздействия, а не только юридического регулирования. Частная жизнь гражданина относится исключительно к сфере его внутренней, самостоятельно устанавливаемой и им контролируемой жизни. Следовательно, единственная сфера вмешательства государства – общественная жизнь и общественно полезные цели, что вполне соответствует публичному характеру государственной власти.

Еще почитать —>  Арбитражный суд чем отличается от гражданского

Швейцарский ученый К. Экштайна выделял три основных условия ограничения прав граждан: а) необходимость; б) пригодность; в) соразмерность. Он пояснял, что речь идет о запрете чрезмерного вмешательства в права и свободы. Однако не исключены ситуации, когда «даже допустимое с точки зрения критериев необходимости и пригодности ограничение прав может быть антиконституционным исходя из принципа соразмерности. Под несоразмерностью при этом понимается несоответствие тяжести воздействия на конституционные права и свободы тем или иным общественным интересам, в пользу которых допускается то или иное нарушение» (2).

Итак, мы разобрали основные права, гарантирующие неприкосновенность личной жизни. Что же можно сказать в заключение этого параграфа? Неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только в соответствии с законом «в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц»(1). Ограничение должно удовлетворять требованию «предсказуемости», то есть информация о существующих ограничениях должна быть доступна, а само ограничение сформулировано достаточно точно, чтобы заинтересованное лицо могло предугадывать последствия тех или иных своих действий. Вмешательство в частную жизнь должно преследовать законную цель. Оно должно «быть необходимым в демократическом обществе», то есть должен соблюдаться баланс между правами отдельного человека и общественными интересами. «Чем шире и глубже вмешательство, тем более вескими должны быть причины для его оправдания»(2). В соответствии с требованием Европейского суда, вводимые государством ограничения права на приватность должны содержать адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений, то есть содержать процедурные меры защиты.

Принцип недопустимости вмешательства в дела семьи не может означать как отсутствие регламентации семейных отношений со стороны государства, так и отсутствие пределов такого вмешательства. Однако подобное вмешательство со стороны государства заключается не только в установлении правил и мер ответственности, но и в выполнении своих конституционных обязанностей по поддержке и защите семьи, что должно определять и общий подход к совершенствованию законодательства в сфере семейных отношений.

Речь идет о недопустимости именно произвольного вмешательства в дела семьи. Некоторые положения семейного законодательства не только допускают, но и обязывают вмешиваться государство в лице его органов и должностных лиц. Подобное вмешательство связано с необходимостью охраны прав, свобод и законных интересов членов семьи, как правило, наиболее незащищенных, а именно несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся.

Пределы вмешательства государства в жизнь граждан

Противоположность авторитарному варианту составляет демократический вариант государственного интервенционизма, который воплощен в теории и практике «государства всеобщего благоденствия» или социального правового государства. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

В постиндустриальном обществе малоквалифицированный труд в производстве заменяется автоматизированным. Поэто-1 му, во-первых, эффективность производства становится качественно более высокой, а национальный доход — достаточным для удовлетворения постоянно растущих потребностей практически всех членов общества (возникает «общество потребления»). Во-вторых, качественно большая, чем в индустриальном обществе, часть членов общества реально исключается из процесса производства и потенциально — из сферы экономической активности вообще (постепенно значительная часть малоквалифицированной рабочей силы перетекает в сферу услуг). Между первым и вторым результатами перехода к постиндустриальному развитию существует противоречие. Второй сдерживает развитие производства, так как наращивать производство при относительном снижении доходов все большей части населения бессмысленно — некому покупать производимую продукцию. Кроме того, рост числа людей, выключенных из сферы экономической активности, означает рост люмпенских маргинальных слоев, угрожающих уничтожить такое общество, в котором им не находится места. Происходят кризисы перепроизводства и жестко подавляемые государством массовые акции протеста социально ущемленных слоев общества, требующих повышения цены рабочей силы и- перераспределения национального дохода в пользу социально слабых (например, в 20—30-е годы в США и Западной Европе).

18 Апр              1478      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ