Подсудность дел о социальном обеспечении

Подсудность споров в сфере социального обеспечения В отношении споров в сфере социального обеспечения каких-либо специальных оговорок о правилах

Подсудность дел о социальном обеспечении

Содержание

Подсудность споров в сфере социального обеспечения

В отношении споров в сфере социального обеспечения каких-либо специальных оговорок о правилах определения родовой подсудности (подсудности между судами различных уровней) в действующем процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится. Следует в данном случае руководствоваться общим правилом о рассмотрении мировыми судьями дел по спорам имущественного характера (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом в качестве суда первой инстанции споры в сфере социального обеспечения рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами, в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям мировых судей – районными (городскими) судами, судом субъекта Российской Федерации – в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции по отношению к решениям районных (городских) судов. Надзорное производство в настоящее время осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации в отношении ограниченной категорий дел, перечисленных в ст. 391.1 Гражданского процессуального кодекса о РР Российской Федерации, при условии, что судебные постановления были предметом апелляционного рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (надзорное производство в отношении пенсионных споров с внесением изменений в гражданское процессуальное законодательство, таким образом, существенно ограничено)[158].

Социальная помощь — периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации, т.е. предоставление гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров.

  • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • инвалиды, в том числе инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
    вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • дети с девиантным поведением;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время играют судебные органы. Такое право в условиях современной России действенно можно защитить главным образом путем обращения в суд. Возникающие споры суды напрямую разрешают своими постановлениями.

Вместе с тем это универсальный способ защиты для разрешения большинства разногласий, возникающих в области гражданских, жилищных, семейных, административных отношений. Такое положение дел объясняет чрезмерно высокую нагрузку на судебные органы. Так, к примеру, проведенное исследование показало, что в 2024 г. 62% судей перерабатывают в 2 и более раз, а еще 5% работает в 5 раз больше, чем должны [1].

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности у Р. сохраняется, так как она продолжает работать в сельской местности в организации, оказывающей услуги в области социального обслуживания. При этом суд указал на то, что увольнение Р. с работы 29 мая 2024 г. являлось вынужденным.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

О подсудности дел по спорам, возникающим из кредитных правоотношений

В то же время, если содержащееся в кредитном договоре условие, определяющее территориальную подсудность дел, возникающих между спорящими сторонами кредитных отношений, в установленном законом порядке не оспаривалось и является действительным, то это условие продолжает действовать и на день рассмотрения дела судом.

При этом суд не согласился с доводами истца о том, что в силу статьи 30 ГПК РФ данное дело подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения недвижимого имущества, на которое должно быть обращено взыскание, так как правила исключительной подсудности на данное требование не распространяются. Иск об обращении взыскания на заложенное имущество не является спором о правах на такое имущество, а связан с разрешением вопроса о преимущественном получении кредиторами залогодателя удовлетворения из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами должника (по материалам судебной практики Иркутского областного суда).

ПОЗИЦИЯ СУДА 6 . Суд признал обращение истца с соблюдением срока в суд, которому дело неподсудно, в качестве уважительной причины для пропуска срока при повторном обращении в компетентный суд, поскольку истец принял меры к защите нарушенного права в установленный законом срок.

ПОЗИЦИЯ СУДА. Определениями Президиума ВС РФ от 11.02.2004 № 63пв03, от 15.09.2004 № 82пв03 отменены определения районных судов о принятии к производству исков о восстановлении нарушенных трудовых прав как вынесенные в нарушение правил подсудности 1 . В обоснование этих решений ВС РФ указал, что при решении вопроса о принятии дел к производству районные суды проигнорировали требования ст. 28 ГПК РФ, в соответствии с которыми иски о разрешении индивидуального трудового спора предъявляются в суд по месту нахождения организации, с которой работник состоял в трудовых отношениях. Данных о том, что организации-работодатели на момент предъявления исков имели по месту их предъявления подразделения, отвечающие установленным ст. 55 ГК РФ признакам представительства или филиала, в делах не имеется. Таким образом, применение судами правил ст. 29 ГПК РФ об альтернативной подсудности по данным делам исключалось.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Весьма важным является вопрос о решениях Конституционного Суда РФ. В ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ указано, что решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, данные решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные до-
говоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения же судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Еще почитать —>  Пенсия инвалида 2 группы в хмао

Конституционный Суд РФ обосновал целый ряд правовых позиций по актуальным вопросам теории и практики права социального обеспечения. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П «О про-
верке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от
20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в РСФСР” в связи с жалобами граждан Г. Г. Ардерихина, Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки» изложены правовые позиции Суда о прямой зависимости прав гражданина в области пенсионного обеспечения от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Руководствуясь ими, Конституционный Суд признал, что лишение осужденного пенсионера трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является недопустимым ограничением конституционного права на социальное обеспечение, поскольку такое ограничение не согласуется с целями, перечисленными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[17]. Указанные выше правовые позиции Конституционного Суда РФ о природе трудовых пенсий были развиты и в других решениях Суда. Рассматривая дело о проверке конституционности положений ст. 2, 5 и 6 Закона РФ от 2 июля 1993 г. № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», в связи с жалобами ряда граждан, Суд указал, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей. С учетом этого Конституционный Суд РФ признал положения Закона РФ от 2 июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г. либо после этой даты, но не проживали непосредственно на территории РФ, не соответствующими Конституции РФ, ее
ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3)[18].

Проблемы определения территориальной подсудности в гражданском процессе

Свою позицию суды мотивируют ссылкой на Закон № 5242-1, переписывая из Закона определение понятия «место жительства» (совершенно не смущаясь тем, что данное понятие, в соответствии со ст. 2, дано исключительно для целей применения данного Закона) и ссылаясь на требование Закона об обязательной регистрации всех граждан по новому месту жительства или месту пребывания. Несоблюдение предусмотренного законом требования о регистрации влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.

При этом в случае, если истец не располагает данными о фактическом постоянном или преимущественном месте проживания гражданина на момент подачи иска, то иск подается в соответствии с ч. 1 ст. 29 ГПК РФ по месту нахождения имущества ответчику или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Подсудность и форма рассмотрения дел, связанных с реализацией права граждан на пенсионное обеспечение

Вместе с этим, несмотря на то что граждане, обратившиеся в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, не всегда указывают требование о признании решений органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, незаконными, по делам данной категории истцы-граждане во всяком случае оспаривают решение (действие (бездействие)) названного органа, в связи с чем в предмет доказывания подлежит включению обязанность доказывания последним законности решений, действий (бездействия), результатом которых явился отказ гражданину в назначении пенсии (п. 1 ст. 249 ГПК РФ).

Факт создания системы социальных служб и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, является общеизвестным, а работники последних обладают достаточными специальными знаниями и исполняют обязанности исключительно в соответствии с предметом их деятельности — реализацией права граждан на пенсионное обеспечение. Следовательно, граждане знают об указанных обстоятельствах.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Исключительная судебная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом. Многие гражданские, семейные, жилищные дела характеризуются исключительной подведомственностью.

ГПК РФ ничего не говорит о форме и порядке заключения такого соглашения. На практике соглашение о подсудности оформляется в письменной форме. Такое соглашение может заключаться как отдельно, так быть и автономной частью другого соглашения (например, договора).

Досудебный (административный) прядок разрешения споров по вопросам социального обеспечения. Оспаривание в суде действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в сфере социального обеспечения в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Понятие и виды споров вытекающих из пенсионных правоотношений. Порядок оспаривания в суде решений Пенсионного фонда Российской Федерации. Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой пенсий.

Пленумом высказана позиция о порядке учета в составе трудового стажа времени пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов, впоследствии реабилитированных (п. 14 Постановления). Согласно ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» их социальная реабилитация означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. Однако, поскольку в силу п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в целях оценки прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность только трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемой в календарном порядке, по мнению Верховного Суда РФ, время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке, причем со дня достижения ими 16-летнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, в общий трудовой стаж подлежит включению весь период работы независимо от возраста этого лица. По желанию лица из числа репрессированных народов в качестве расчетного размера трудовой пенсии может приниматься сумма пенсии, исчисленная по нормам Закона о пенсиях 1990 года без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В этом случае исходя из положений ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» время пребывания лиц в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере независимо от возраста этих лиц. Однако при исчислении пенсии в указанном порядке применяются правила, установленные ст. 16 — 18 Закона 1990 года, то есть исчисленная пенсия не должна выходить за пределы максимального размера, равного 3 — 3,5 минимальным размерам. Отдельные пункты Постановления посвящены исчислению стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии медицинским работникам, работавшим как в городской, так и в сельской местности (п. 11), пенсионному обеспечению летно-испытательного состава гражданской авиации (пп. 16, 17), пенсионному возрасту работников инженерно-технического состава, занятых на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и осуществлявших указанную деятельность в районах Крайнего Севера (п. 18), праву на досрочное назначение пенсии по старости рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (п. 20). Поскольку эти положения касаются относительно небольших категорий граждан, они в настоящей статье не рассматриваются.

Еще почитать —>  Оплата за детский сад у военнослужащих льготы

При решении вопроса о праве на досрочное (по достижении 50 лет) назначение пенсии по старости женщин, родивших двух и более детей, имеющих страховой стаж не менее 20 лет и проработавших не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях), а также остальных женщин (по достижении 50 лет) и мужчин (по достижении 55 лет), проработавших не менее 15 календарных лет и в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих соответственно не менее 25 и 20 лет страхового стажа (подп. 6), нужно иметь в виду следующее. В соответствии с п. 1 ст. 28.1 Закона о трудовых пенсиях при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается только работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 — 10 п. 1 ст. 27 и подп. 7 — 9 п. 1 ст. 28 данного Закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды же прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежат зачету в стаж работы в указанных районах и местностях, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая возможность (п. 19 Постановления). Большое внимание Пленум уделил толкованию ряда положений ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, касающихся оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал (ПК) (п. 13 Постановления). Суды по-разному решали вопрос об исчислении ПК лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, в связи с нечеткими формулировками Закона. В Постановлении отмечается, что ПК (то есть учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и его пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Закона) является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и подсчитывается по формуле, указанной в п. 1 ст. 3 Закона. Применяемая в этой формуле величина ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, предусмотренная п. 5 ст. 14 Закона, с 1 января 2002 года составляла 12 лет (144 месяца). Она ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца), а затем — на один год до достижения 19 лет (228 месяцев) (п. 1 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях). В таком же порядке, по мнению Пленума, в силу п. 2 ст. 32 Закона должен определяться ожидаемый период выплаты пенсии по старости лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28, то есть имеющим право на досрочное назначение пенсии по старости. Пленум высказал свою позицию в отношении исчисления расчетного пенсионного капитала лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2. Исключение установлено для граждан, проживающих (проживавших) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В Постановлении дается следующее толкование соответствующих правовых норм. Поскольку оценка пенсионных прав производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла п. 2 ст. 30 Закона, отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать; мужчинам и женщинам, которые по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, то есть в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации. Повышенное же отношение заработков (ЗР/ЗП — не свыше 1,4; 1,7; 1,9) определяется с учетом только того районного коэффициента к заработной плате, который был установлен в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти). Акты субъектов Российской Федерации в данном случае во внимание не принимаются, поскольку в силу п. 3 ст. 9 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета ПФР, а эти средства (п. 1 ст. 16 того же Закона) являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. На период строительства некоторых объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, органами государственной власти СССР был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (он устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), по мнению Верховного Суда РФ, он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, то есть учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Поэтому лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться по общему правилу: в размере не свыше 1,2 либо (при наличии к тому оснований) не свыше 1,4; 1,7; 1,9. Пленум уделил внимание также вопросам учета трудового стажа при оценке пенсионных прав. В силу п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, исчисляемая в календарном порядке. В этот стаж включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном пункте. Однако пп. 6 и 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях закреплена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона о пенсиях 1990 года, а также предусмотрено, что при такой оценке применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в случаях необходимости — заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях. Поэтому оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года может быть произведена (по их желанию) исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона о пенсиях 1990 года, независимо от того, выработан ими на указанную дату общий или специальный стаж полностью или частично. При этом если в качестве расчетного размера пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона 1990 года без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а также возможность включения ряда периодов в льготном исчислении (например, периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам, — в полуторном размере), но и положения ст. 16 и 17 об исчислении размера пенсии, а также ст. 18 данного Закона об ограничении ее максимального размера тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами . Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера. ——————————— Минимальный размер пенсии по старости по состоянию на 1 января 2002 года составлял 185 руб. 32 коп.

Еще почитать —>  Почему нужно доказывать что ребенок у вас на иждевении после 18 лет

Споры в праве социального обеспечения

Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений и в дальнейшем на основании данного выделения подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов. Классификация споров по последнему из названных оснований облегчит обобщение практики по разрешению споров, выявит эффективность процедур разрешения споров и поможет в выработке научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. По указанному основанию можно выделить споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые в административном, судебном порядке, а также споры, прошедшие рассмотрение и в административном, и в судебном порядке.

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений и в дальнейшем на основании данного выделения подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов. Классификация споров по последнему из названных оснований облегчит обобщение практики по разрешению споров, выявит эффективность процедур разрешения споров и поможет в выработке научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. По указанному основанию можно выделить споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые в административном, судебном порядке, а также споры, прошедшие рассмотрение и в административном, и в судебном порядке.

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

Учитывая, что ГПК РФ не содержит положения об определении родовой подсудности дел по спорам, вытекающим из пенсионных правоотношений, при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 — 24 ГПК РФ:

30 Апр              1362      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ