Платежи за найм муниципального жилья

ЖК РФ Статья 156

1. Размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее в настоящей статье — плата за наем жилого помещения) устанавливается с учетом требования, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, указанными в пунктах 1 — 3 части 5 статьи 91.14 настоящего Кодекса органом государственной власти, органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

2. Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи порядком.

3. Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

8.1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

См. Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2022 г. N 213/пр

6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в п. 157 настоящих Правил. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

В то же время индексировать плату можно ежегодно в порядке, предусмотренном ч. 5 комментируемой статьи, предварительно уведомив об этом нанимателя. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2022 г. N 1356 «О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (вместе с «Правилами установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования»).

Вместе с тем, если многоквартирный дом оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета и во всех помещениях в нем установлены двухтарифные индивидуальные приборы учета, плата за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, исчисляется исходя из дифференцированного по времени суток тарифа. В этом случае определяется объем ресурса, израсходованного на общедомовые нужды отдельно в дневное и ночное время, и производится раздельный расчет по соответствующей зоне суток с применением формул, прилагаемых к Правилам N 354″.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Речь, в частности, идет о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей), и Правилах расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению»).

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2022 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ).

Ответственность за своевременную оплату возлагается непосредственно на Нанимателя. Однако, в случае когда в помещении одновременно проживают, например, разведенные супруги, счет можно разделить. Процедуру разделения осуществляют в Едином расчетном центре или ближайшем МФЦ (многофункциональном центре).

Полностью или частично освобождаются от внесения платы за наем, граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма и признанные в установленном порядке малоимущими (статья 156 ЖК РФ). Размер платы за наем жилья не может превышать максимальный порог, который определяется в каждом субъекте РФ индивидуально. Этот показатель зависит от следующих факторов:

Плата за наем регулируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ. Сумма ежемесячных платежей рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минстроя РФ N 668/пр и формируется органами местного самоуправления субъектов РФ.

  1. Плата за наем квартиры в г. Таганроге площадью 33 м.кв., в доме со всеми удобствами и лифтом, составит:
    • плата за наем = Бр *Кб * Кс * П;
    • плата за наем = 38,3*1,12*1,4*33=1 982 р.
  2. Социальный наем деревянного дома в Йошкар-Оле площадью 56 м.кв., без удобств, будет стоить:
    • плата за наем = Бр *Кб * Кс * П, где Кб= (К1+К2+К3)/3;
    • Кб= (0,8+0,8+1,3)/3=0,97;
    • плата за наем =36,7*0,97*0,1466*56=292 р.
  1. Кб – коэффициент качества и благоустройства жилья, состоит из 3-х параметров:
    • качество помещения;
    • благоустройство;
    • месторасположение дома.
  2. П — общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (кв.м).

Платежи за найм муниципального жилья

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2008, N 30, ст.3616; 2010, N 31, ст.4206; 2012, N 27, ст.3587, N 53, ст.7596; 2022, N 30, ст.4218; 2022, N 27, ст.3967; 2022, N 27, ст.4200; N 28, ст.4558) и определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее — плата за наем жилого помещения).

Еще почитать --->  Платит или освобожден от налога по продаже имущества ликвидатор чернобылец или инвалид чернобылец

2.2. Величина коэффициента соответствия платы устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, в интервале [0; 1]. При этом может быть установлен как единым для всех граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, так и дифференцировано для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации.

1.3. При установлении размера платы за наем жилого помещения необходимо учитывать положения части 5 статьи 156 Жилищного кодекса, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

1.2. Настоящие Методические указания предназначены для использования органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

3.2. Средняя цена 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

В общем случае субсидии предоставляются сроком на 6 месяцев. Куда именно обращаться за получением, нужно узнать в органах местной администрации. Чаще всего этим занимаются специализированные отделы социальной защиты населения.

Согласно статье 155, содержащейся в ЖК РФ, платеж обязательно должен быть внесен до 10 числа каждого нового месяца, который идет за истекшим. Однако иной порядок может быть прописан в договоре, тогда плата вносится в соответствии с установленным графиком.

  • платежа за пользование жилплощадью. Здесь подразумевается непосредственно внесение денежных средств за то, что помещение предоставляется для проживания;
  • деньги за коммунальные услуги. Этот показатель сильно варьируется в зависимости от того, сколько именно ресурсов (электроэнергии, воды, газа и т.д.) затрачивает наниматель;
  • счета за текущий ремонт.

Главным, регулирующим все возникающие правоотношения в данной сфере документом считается ЖК РФ. Кроме него Постановление РФ от 12.12. 2022 г. N 1356 содержит определения правил и порядков расчета платы за наем помещений на основе социального договора.

  • лицам, которые проживают на занимаемой площади на основании договора поднайма;
  • гражданам, которые имеют задолженность за жилплощадь или услуги ЖКХ;
  • гражданам, чьи доходы не считаются недостающими для самостоятельного расчета за пользование помещением;

Например, если вы занимаете комнату в коммунальной квартире и норма площади на каждого жильца меньше положенной, вам могут дать еще одну комнату в той же коммуналке вдобавок к имеющейся. Или дать квартиру в другом месте при условии, что нынешнюю комнату вы освободите, — потому что площадь новой квартиры будет полностью соответствовать нормативам.

Такое жилье принадлежит на праве собственности государству или муниципальному образованию. Если снимать такое жилье по договору соцнайма, собственником можно стать только после приватизации. Если не приватизировать, жильем можно только пользоваться и владеть по договору. Его нельзя продать, подарить или передать по наследству — собственность так и останется за государством или муниципалитетом.

Если на учет не поставят, решение можно обжаловать в судебном порядке. Например, так сделала молодая семья в Дмитрове. Она участвовала в программе «Обеспечение жильем молодых семей», и администрация отказалась ставить их на учет. Суд сказал, что отказ незаконен, и обязал администрацию признать семью нуждающимися. В похожем деле суд Краснодара тоже встал на сторону гражданки и обязал администрацию принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Местные власти сами разрабатывают шаблоны заявлений. Вы можете найти образец вашего муниципалитета на госуслугах. В некоторых городах, например в Москве и Иркутске, вообще нет шаблона, который можно заполнить самостоятельно заранее, все заявления заполняют только при подаче документов.

При расторжении или прекращении договоров найма специализированного жилья — например, помещений в общежитиях, домах престарелых, ветеранов — граждане должны освободить жилье, которое они занимали по этим договорам. Если жильцы откажутся это сделать, наймодатель может выселить их в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за некоторыми исключениями.

В платежных документах, в которых начисляется плата за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, всегда должны быть приведены реквизиты исполнителя. Это прямо предусмотрено, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. «б» п. 69).

Как уже было сказано, у нанимателей не возникает обязательство перед управляющим МКД по внесению платы за наем. Поэтому исполнение условий соглашения с ОМСУ в виде выполнения действий по начислению платы представляет собой лишь записи в лицевых счетах и выставление сумм к уплате в платежных документах. В бухгалтерском учете нет оснований формировать дебиторскую задолженность нанимателей в части платы за наем.

При фактическом поступлении средств следует отнести данные суммы на расчеты с ОМСУ. Чаще всего по условиям соглашения из поступивших сумм можно удержать вознаграждение, определяемое из расчета, как правило, максимум 5% фактически поступивших от населения сумм за расчетный месяц. Основанием для формирования записи по начислению вознаграждения за комплекс услуг (начисление, сбор, взыскание) является акт об оказании услуг, форма которого обычно прилагается к соглашению с ОМСУ.

С учетом того, что в ЖК РФ прямо сказано, что плата за наем вносится наймодателю, навязывание нанимателям условия о перечислении платы за наем УК (путем указания банковских реквизитов УК в платежном документе) по аналогии может быть признано незаконным. Одновременно способ исполнения обязательства наймодателя по внесению платы за наем может быть изменен договором. Поэтому, если в договоре социального найма, найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда предусмотрено, что плата за наем вносится УК, последняя вправе указывать в платежных документах (в части платы за наем) свои банковские реквизиты. В противном случае в платежном документе следует заполнить разд. 2, в котором приводятся реквизиты наймодателя (см. примерную форму, утвержденную Приказом Минстроя России от 29.12.2022 N 924/пр).

Прежде всего важно понимать, что управляющий МКД не является кредитором в обязательстве нанимателей помещений по внесению платы за наем и получателем платы. Это прямо следует из ч. 3 ст. 155 ЖК РФ: наниматель жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносит плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. В силу ч. 15 той же статьи наймодатель вправе осуществлять расчеты с нанимателем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, ведущих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

—Плата зажилое помещение икоммунальные услуги для собственника помещения вмногоквартирном доме включает всебя:
1) плату засодержание жилого помещения, включающую всебя плату зауслуги, работы поуправлению многоквартирным домом, засодержание итекущий ремонт общего имущества вмногоквартирном доме, захолодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, атакже заотведение сточных вод вцелях содержания общего имущества вмногоквартирном доме (положения овключении всостав платы засодержание жилого помещения расходов наоплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, отведения сточных вод вцелях содержания общего имущества вмногоквартирном доме применяются с1апреля 2022года);
2) взнос накапитальный ремонт;
3) плату закоммунальные услуги.

—Плата зажилое помещение икоммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого подоговору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает всебя:
1) плату запользование жилым помещением (плата занаем);
2) плату засодержание жилого помещения, включающую всебя плату зауслуги, работы поуправлению многоквартирным домом, засодержание итекущий ремонт общего имущества вмногоквартирном доме, захолодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, атакже заотведение сточных вод вцелях содержания общего имущества вмногоквартирном доме (положения овключении всостав платы засодержание жилого помещения расходов наоплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества вмногоквартирном доме, отведения сточных вод вцелях содержания общего имущества вмногоквартирном доме применяются с1апреля 2022года).
Капитальный ремонт общего имущества вмногоквартирном доме проводится засчет собственника жилищного фонда;
3) плату закоммунальные услуги.

Еще почитать --->  Республика крым о порядке и условии вступления в брак 14 летних

Плата закоммунальные услуги включает всебя плату загорячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (втом числе поставки бытового газа вбаллонах), отопление (теплоснабжение, втом числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник помещения вмногоквартирном доме обязан нести расходы насодержание принадлежащего ему помещения, атакже участвовать врасходах насодержание общего имущества вмногоквартирном доме соразмерно своей доле вправе общей собственности наэто имущество.
Обязанность пооплате расходов накапитальный ремонт многоквартирного дома распространяется навсех собственников помещений вэтом доме смомента возникновения права собственности напомещения вэтом доме.

Найм муниципального жилья и плата за него

  • тариф (его еще называют платеж) за пользование жилым помещением, то есть главный наниматель обязан платить такую плату за проживание (аренду) в муниципальном или государственном жилье;
  • коммунальные услуги, то есть граждане, проживающие на таких квадратных метрах, пользуются светом, водой, газом, теплом и другими комуслугами, за которые они обязаны вносить плату;
  • ремонт, то есть муниципальные или коммунальные квартиры находятся в многоэтажных домах, которые должны периодически ремонтироваться (например, чтобы не текла крыша, были ухоженные подъезды).
  1. Жилищный кодекс. Это основной законодательный акт, который регулирует данные правоотношения. Он дает понятие найма муниципального жилья, которое еще называют социальным, а также регулирует вопросы по оплате за пользование им. Кроме этого данный нормативный акт говорит о том, что граждане, проживающие в муниципальных и государственных квартирах, обязаны платить за комуслуги.
  2. Второй нормативный акт, это Постановление Правительства о правилах и порядке проживания в муниципальном жилье, а также устанавливающее граничные суммы оплаты за пользование им.
  3. Следующие нормативно-правовые акты, это различные решения органов муниципальной власти, которые устанавливают плату за найм муниципального жилья, а также пользование коммунальными услугами.

Плату за найм устанавливает Правительство, своими постановлениями, но они закрепляют низший и верхний пороги. В свою очередь местная власть, устанавливает конкретную цену за квадратный метр, которая не должна быть ниже минимума и выше максимума, установленного Правительством.

Под муниципальным или государственным жилым помещением подразумевается такой объект недвижимости, который на праве оперативного управления, распоряжения принадлежит региональным или муниципальным органам власти, либо их субъектам хозяйственной деятельности (служебные квартиры).

О субсидиях будет рассказано ниже. А вот насчет выселения можно с уверенностью сказать, что сделать такого не могут. Вызвано это требованием Жилищного кодекса, который говорит о том, что в случае наличия оснований для выселения, гражданам, которые попали под такие санкции должно быть предоставлено временное равнозначное жилье. То есть фактически отдано в социальный найм.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее — управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации.

За счет средств, получаемых от населения, обслуживающими организациями осуществляется выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с перечнями работ, нормативным уровнем качества и требованиями, соответствующими установленным стандартам.

2. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Методикой расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в Санкт-Петербурге (далее – Методика), утвержденной Законом, предусмотрены следующие показатели качества и благоустройства жилого помещения: планировочный коэффициент (отношение жилой площади помещения к общей), площадь кухни, занимаемый этаж, высота потолка, материал стен, фактический срок эксплуатации дома, наличие раздельного санузла, ванны, горячего водоснабжения, лифта, балкона (лоджии).

4. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется Правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Такие Правила утверждены

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Когда муниципалитет заставят заплатить по долгам за коммунальные услуги

ПРИМЕР 2. Теплоснабжающая организация обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании задолженности по оплате поставленного в муниципальные жилые помещения коммунального ресурса. Договоры с управляющей компанией отсутствовали.

ПРИМЕР 7. Управляющая компания обратилась с иском к администрации городского округа о взыскании задолженности за отопление в отношении общего имущества многоквартирного дома. Ответчик сослался на факт передачи имущества в аренду. Суд указал, что собственник нежилого помещения в МКД обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 210, 249 ГК и ч. 1 ст. 39, ст. 158 ЖК). Если договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией нет, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе). Суд удовлетворил требования истца (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2022 № Ф03-3862/2022 по делу № А51-20539/2022).

ПРИМЕР 4. Управляющая организация начислила гражданину плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Жилец посчитал, что плата ему была начислена необоснованно, и потребовал перерасчета в судебном порядке. По мнению истца, он не вселялся в помещение и поэтому платить за жилье и коммунальные услуги не должен.

Наниматель обязан оплачивать содержание жилого помещения и коммунальные услуги с момента, когда возникла фактическая возможность заселиться в квартиру после ее передачи в установленном порядке. Исключение – ситуации, когда невозможность использовать квартиру по назначению связана с недобросовестными действиями наймодателя. Например, местная администрация не предоставила ключи, отказалась передать квартиру и т. п. Аналогичную позицию занял и Президиум ВАС. Орган местного самоуправления несет расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения муниципального жилого помещения в установленном порядке (постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № ВАС-15066/12 по делу № А65-21717/2011).

Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите не только факт заключения договора социального найма, но и факт вселения гражданина в жилое помещение в установленном порядке. Такой порядок предусматривает осмотр жилого помещения нанимателем, передачу помещения по акту приема-передачи, получение нанимателем ключей от помещения. Обязанность передать жилое помещение возлагается на наймодателя (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК). Если он ее не исполнил, а наниматель не уклонялся от приемки помещения, последний не обязан оплачивать расходы на содержание жилья и коммунальные услуги. Это должен делать наймодатель.

Из чего складывается оплата найма муниципального жилья по типовому договору соц

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);КонсультантПлюс: примечание.Положения пункта 2 части 1 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 29.06.2022 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2022 года. Об особенностях включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения см. также часть 10 статьи 12 указанного Закона. 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2022 N 176-ФЗ, от 03.07.2022 N 267-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)3) плату за коммунальные услуги.1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;2) плату за коммунальные услуги. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.07.2022 N 217-ФЗ) 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:КонсультантПлюс: примечание.Положения пункта 1 части 2 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 29.06.2022 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2022 года. Об особенностях включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения см. также часть 10 статьи 12 указанного Закона. 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2022 N 176-ФЗ, от 03.07.2022 N 267-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) взнос на капитальный ремонт;3) плату за коммунальные услуги. (часть 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2022 N 263-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.Действие положения части 4 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 02.06.2022 N 175-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2022 года.КонсультантПлюс: примечание.Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2022 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2022 N 176-ФЗ).КонсультантПлюс: примечание.Об особенностях применения части 4 статьи 154 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2022 N 458-ФЗ. 4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Еще почитать --->  Постановка на учет автомобиля если утрачен vin если есть вклейка в птс

Главным, регулирующим все возникающие правоотношения в сфере найма муниципального жилья, документом считается ЖК РФ. Кроме него Постановление РФ от 12.12. 2022 г. N 1356 содержит определения правил и порядков расчета платы за наем помещений на основе социального договора. Существуют местные и региональные документы, которые конкретизируют размеры и порядки взимания денежных средств в данном конкретном регионе.За что взимается плата за найм муниципального жилья? Из законов, регулирующих порядок взимания денежных средств за предоставление жилплощади и услуг коммунального характера, следует, что она складывается из: платежа за пользование жилплощадью. Здесь подразумевается непосредственно внесение денежных средств за то, что помещение предоставляется для проживания; оплаты за коммунальные услуги. Этот показатель сильно варьируется в зависимости от того, сколько именно ресурсов (электроэнергии, воды, газа и т.д.) затрачивает наниматель; счета за текущий ремонт. Стандартно общая сумма платы за социальный найм жилого помещения складывается из перечисленных частей. Размер выплат не устанавливается случайно и необоснованно. Существует определенный порядок расчета платы за найм муниципального жилья, требования к взиманию платежей. Об основаниях для выписки, выселения и переселения из муниципального жилья читайте в нашей статье. Кем устанавливается? Общая сумма оплаты жилья и коммунальных услуг по договору социального найма устанавливается в соответствии с одним из вариантов: органом государственной власти; органом местного самоуправления; непосредственно наймодателем, после согласования с компетентным органом. На практике это означает, что первоначальная стоимость за предоставление недвижимости прописывается в договоре. Нанимателю при заключении соответствующего соглашения лучше сразу обратить внимание на размер платежа. Изменяться он может не более одного раза на протяжение 3 лет. Однако это не относится к такому общеэкономическому явлению, как индексация. Она может сказываться на общей сумме платы за жилье.Таким образом, наймодатель имеет право повышать цену по договору социального найма, однако, на условиях, определенных законом. Возмещение же стоимости за коммунальные услуги производится в соответствии с общими тарифами, установленными за пользование тем или иным ресурсом. Узнайте на нашем сайте о том, можно ли поменять или сдать в аренду квартиру, полученную по договору социального найма. Когда и кому рассчитываться? Согласно статье 155, содержащейся в ЖК РФ, платеж обязательно должен быть внесен до 10 числа каждого нового месяца, который идет за истекшим. Однако иной порядок может быть прописан в договоре, тогда плата вносится в соответствии с установленным графиком. Плательщик передает денежные средства за проживание в помещении по договору соцнайма непосредственно собственнику недвижимости. Им может быть муниципалитет или соответствующему государственному учреждению. Кто освобождается от оплаты? Согласно п.9 статьи 156 Жилищного Кодекса России от внесения денежных средств за пользование жилым объектом государственной, а так же муниципальной собственности полностью освобождаются семьи, признанные малоимущими. Малоимущими семьи признаются компетентными органами «на местах» на основе анализа дохода, приходящегося индивидуально на каждого члена семьи и иных важных показателей. Однако платеж с малоимущих категорий граждан и семей не взимается только за пользование самим помещением, а коммунальные услуги обязательно оплачиваются даже ими. Тарифы Из чего складывается, и от чего зависит тариф за предоставление муниципального жилья? Тариф за предоставление муниципального жилья – одна из статей общей оплаты пользования таким жильем. Она неравнозначна на территории всей страны или даже одного региона. Это определяется тем, что тариф определяется некоторыми критериями:удобство расположения помещения; комфортные условия; благоустроенность и качество жилья; занимаемая площадь. Тариф устанавливается на 1 кв.м. площади жилища. Однако закон определяет максимум и минимум такого платежа. Кроме учета характеристик самой жилплощади, плата меньше в регионах, чем, например, в Москве. Субсидии Те, кто располагает жилплощадью на основании соглашения соцнайма, имеет право на получение субсидий. Они предоставляются на оплату самого найма и коммунальных услуг.

Под муниципальным жильем понимаются квартиры и комнаты, находящиеся в собственности городских властей и сдаваемые жителям по договорам социального найма. В таких квартирах проживают лица, не завершившие приватизацию, а также льготные категории населения, получившие ордер на проживание при участии в местных социальных программах.

Вносить плату за обслуживание общих помещений в многоквартирном доме обязаны не только собственники помещений, но и наниматели жилплощади по договору социального найма с муниципалитетом. Порядок определения размера задолженности по платежам за муниципальную квартиру зависит от способа управления домом и особенностями договора с муниципалитетом.

  • уборку общих помещений (подъездов, подвалов и чердаков);
  • обслуживание лифтов и мусоропровода;
  • благоустройство придомового земельного участка;
  • подготовку многоквартирного дома к отопительному и весеннему сезонам;
  • устранение аварий и неисправностей;
  • профилактический осмотр коммуникационных сетей (электрокабелей, газопровода и т. д.).

Муниципалитет самостоятельно организовывает сборы платежей за содержание дома и проводит работы по его обслуживанию, когда большинство помещений дома были предоставлены в наем нуждающимся лицам или работникам бюджетной сферы по договору. В квартирах и комнатах, которые находятся в бессрочном пользовании граждан и подлежат приватизации, работы по содержанию и ремонту общих помещений проводит УК или ТСЖ.

  1. Выяснить величину местного тарифа на каждую составляющую квартплаты.
  2. Рассчитать каждую составляющую путем перемножения тарифа на услугу, количества занимаемых квадратных метров и периода задержки платежа в месяцах.
  3. Сложить общую сумму долга.