Отражение расходов по проведению мероприятия в 2024 году

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по

Отражение расходов по проведению мероприятия в 2024 году

Содержание

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

Чтобы не возникло споров с налоговиками, решать которые возможно лишь в арбитражном суде, рекомендуется при определении расходов пользоваться критериями, обозначенными в Налоговом кодексе и предписаниях Министерства финансов РФ (в частности, Приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н):

Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.

2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

ФСБУ 5/2022: что с управленческими расходами в 2022-м

  • управленческие, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов;
  • на хранение, если оно не является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или не обусловлено условиями приобретения (создания) запасов (раньше — включались без всяких оговорок);
  • возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими ЧС (раньше — включались);
  • иные затраты, которые не являются необходимым условием для приобретения (создания) запасов (п. 18 ПБУ 5/2022).

В одной компании практически каждая «деловая» встреча проводилась поздно вечером в ресторанах, в чеках фигурировало приличное количество спиртного (что формально вроде как не запрещено), а в отчете по представительским расходам в качестве результата переговоров значилось что-то вроде «достигнута договоренность по ряду ключевых моментов». Причем чеков зачастую бывало несколько, последние из них — исключительно на виски, коньяк, кальян и т.п.

Вообще иногда суды достаточно лояльно относятся к налогоплательщикам. Например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 по делу № А41-31860/10 арбитры разрешили спор в пользу компании, которая потратила более 2 млн руб. на проведение торжественного мероприятия по поводу открытия завода и провела их как представительские расходы. Судей не смутил тот факт, что мероприятие носило явно праздничный характер и включало в себя выступление духового оркестра, а также привлекался ведущий для проведения праздника. Им было достаточно того обстоятельства, что в ходе проведения мероприятия заводом были представлены образцы продукции, а также заключались договоры на поставку кирпича. На этом основании суд сделал вывод, что расходы по организации открытия завода были произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поэтому во избежании рисков снятия во время налоговых проверок всей суммы услуг желательно в таких случаях, чтобы в документах содержалось указание на каждую часть, из которой состоит услуга по организации мероприятия. И, соответственно, развлекательную часть услуги не принимать к налоговому учету.

Бывают случаи, когда компании компенсировали своим работникам расходы на чаевые, выданные ими во время проведения официальных мероприятий. Эти расходы, естественно, не были подтверждены первичными документами, но были внесены в авансовый отчет и компенсировались на основании заявления сотрудника.

Почему важно разделять, представительские это расходы или рекламные, ведь и те и другие учитываются при налогообложении прибыли? Потому что норматив для этих затрат отличается. Если для представительских расходов норматив составляет 4 % от расходов на оплату труда, то для рекламных расходов в виде подарков – 1 % от выручки от реализации.

Бухгалтерский учет представительских расходов в 2024 году

Порядок налогового учета представительских затрат регламентирован ст. 264 НК РФ. Список данных расходов закрытый, а сумма строго лимитирована. То есть такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах установленных норм — не более 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный налоговый период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

  • 1-й вариант указан в примере (оприходовать продукты на склад проводкой: Дт 10 Кт 71, а потом, оформив документы на внутреннее перемещение, списать в состав затрат записью: Дт 26 Кт 10).
  • 2-й вариант — отнесение затрат на покупку продуктов сразу в состав расходов проводкой: Дт 26 Кт 71.

Напомним, ОНА — это отложенная часть налога на прибыль, которая в будущих отчетных периодах должна привести к уменьшению исчисленного налога. При увеличении объема зарплатных выплат в 3-м и 4-м кварталах 2024 года ООО сможет сделать проводку: Дт 68 Кт 09 — на сумму 319,38 руб.

В налоговом же учете перечень принимаемых представительских затрат при расчете прибыли закрыт, а сумма не может превышать 4% от начисленной (при использовании метода начисления) или выплаченной (при кассовом методе учета затрат) заработной платы. В итоге между бухгалтерским и налоговым учетом возникают разницы, учет которых регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Представительские расходы принимаются в бухгалтерском учете в полной мере в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Коммерческие расходы» в зависимости от вида деятельности компании.

С 1 января 2024 вступает в силу Федеральный закон N 104-ФЗ, который изменил категории НКО, безвозмездная помощь которым может быть признана во внереализационных расходах по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п.1 ст. 265 НК РФ). В нем останется только две категории получателей безвозмездной помощи:

С 1 января 2024 платежи в виде возмещения ущерба перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) пополнили перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ, п.39 ст. 2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ) и встали в одном ряду с пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентами, подлежащими уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафами и другими санкциями, взимаемыми государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. О смысле данного нововведения можно судить из письма Минфина РФ от 21.06.2022 N 03-03-07/48698, где сказано, что подобная формулировка не позволит организациям включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций компенсацию за причиненный экологический ущерб. Ранее вопрос о включении в состав расходов затрат на возмещение ущерба недрам (окружающей среде) был спорным, иногда суды поддерживали налогоплательщика, основываясь на пп.13 п.1 ст. 265 НК РФ (см. Постановление АС ВСО от 03.03.2022. N Ф02-7587/16 по делу N А58-7052/2022 и др.)

НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

Еще почитать —>  Новый бланк 3 ндфл в 2024 году за лечение зубов матери

С 1 января 2024 года по «новым» договорам лизинговое имущество амортизирует лизингодатель. Утратил силу п. 10 ст.258 НК РФ об амортизации ОС тем, у кого на балансе лизинговое имущество. Также исключена из НК РФ норма п. 8.1 ст. 272 НК РФ о порядке определения расходов лизингодателя, в случае, когда балансодержателем предмета лизинга являлся лизингополучатель (пп. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2022 № 382-ФЗ). То есть отменены правила признания расходов для лизингодателя в ситуации, когда лизингополучатель амортизировал предмет лизинга в налоговом учете, а лизингодатель признавал расходы на его приобретение пропорционально сумме арендных (лизинговых) платежей и в тех периодах, в которых указанные платежи предусмотрены условиями договора (пп.10 п.1 ст. 264 , п. 8.1 ст. 272 НК РФ).

Уточнен порядок изменения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов ОС. Норма п. 2 ст. 257 НК РФ дополнена правилом о том, что изменение первоначальной стоимости ОС происходит независимо от размера остаточной стоимости этого ОС (п. 33 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2022 № 305-ФЗ). Таким образом, снята неопределенность при модернизации и реконструкции объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью.

Отражение расходов по проведению мероприятия в 2024 году

— АВИАБИЛЕТЫ: экономический класс. К возмещению в полном объеме (за исключением страховки) принимаются только билеты, приобретенные напрямую в авиакомпании (официальный сайт/представительство). При приобретении билетов через сайты агрегаторы, турагентства и др. сервисные и прочие сборы не возмещаются;

1.2. Если Исполнитель не является собственником нежилых помещений, используемых для проживания участников, судей, и владеет помещением на основании договоров аренды/ безвозмездного пользования нежилым помещением и пр., в дополнение к документам, необходимо предоставить:

2.2. Если Исполнитель не является собственником нежилых помещений, используемых для питания участников, и владеет помещением на основании договоров аренды/ безвозмездного пользования нежилым помещением и пр., в дополнение к документам, необходимо предоставить:

-удостоверение либо приказ, подтверждающие категорию, присвоенную судье, а также документы, подтверждающие квалификацию категории спортивного судьи в соответствии с пп. 20, 40 Положения о спортивных судьях, утвержденного Приказом Минспорта России от 28.02.2022 года N 134 (заверенная копия);

  1. Предоставление спортивного инвентаря и оборудования, животных, участвующих в спортивных соревнованиях:
    11.1. Если Исполнитель является собственником спортивного инвентаря и оборудования, животных, участвующих в спортивных соревнованиях, необходимо предоставить:

Бухгалтерский учет представительских расходов в 2024 году

Эта норма НК РФ поясняется рядом писем Минфина России. Так, затраты на организацию развлекательной программы после официальной части приема, отнесенные к представительским и уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете прибыли, придется отстаивать в суде (письмо от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

Учет представительских расходов в 2024 году вызывает у бухгалтеров немало вопросов. Рассмотрим основы бухгалтерского учета представительских затрат, а также порядок отражения в учете возникающих разниц между бухгалтерским и налоговым учетом в нашей статье.

  • 1-й вариант указан в примере (оприходовать продукты на склад проводкой: Дт 10 Кт 71, а потом, оформив документы на внутреннее перемещение, списать в состав затрат записью: Дт 26 Кт 10).
  • 2-й вариант — отнесение затрат на покупку продуктов сразу в состав расходов проводкой: Дт 26 Кт 71.

Напомним, ОНА — это отложенная часть налога на прибыль, которая в будущих отчетных периодах должна привести к уменьшению исчисленного налога. При увеличении объема зарплатных выплат в 3-м и 4-м кварталах 2024 года ООО сможет сделать проводку: Дт 68 Кт 09 — на сумму 319,38 руб.

В налоговом же учете перечень принимаемых представительских затрат при расчете прибыли закрыт, а сумма не может превышать 4% от начисленной (при использовании метода начисления) или выплаченной (при кассовом методе учета затрат) заработной платы. В итоге между бухгалтерским и налоговым учетом возникают разницы, учет которых регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Один из популярных вопросов бухгалтеров – имеет ли компания, которая проводит корпоратив для сотрудников, право на налоговый вычет по НДС от суммы понесенных расходов. Ответ законодателей и позиция фискальной службы и Минфина в данном вопросе однозначна – сумма НДС по расходам на развлекательные мероприятия (в том числе корпоратив) не могут быть приняты к вычету (письмо Минфина №03-07-07/133 от 13 декабря 2012 года).

Согласно ст. 217 НК РФ, в случае если стоимость подарка, врученного сотруднику, превышает 4.000 руб., данная операция облагается НДФЛ по ставке 13% (для нерезидентов 30%). Данное правило действует как в отношении денежных вознаграждений, так и в случае, когда от имени компании сотрудник получил материальный подарок (бытовая техника, сувениры, пр.), сертификат на получение услуг, билеты на развлекательное мероприятие и т.п.

Обоснованием предстоящих расходов на корпоратив выступает приказ о проведении мероприятия, подписанный руководством компании либо уполномоченным лицом. Форма составления данного приказа законодательно не утверждена, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, в соответствие с внутренними требованиями документооборота компании и при наличии обязательных реквизитов (номер документа и дата составления).

В общем порядке расходы на подарки сотрудникам во время корпоратива нельзя учесть при уменьшении налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. Согласно разъяснениям Минфина, такие подарки являются безвозмездной передачей имущества и при расчете налога на прибыль не учитываются (Письма Минфина РФ от 22.01.09 №03-07-11/16 и от 10.04.06 №03-04-11/64, ст. 270 НУ РФ).

Корпоративные мероприятия – эффективный инструмент непрямой мотивации сотрудников, которым в настоящее время широко используется не только крупными компаниями, но и небольшими организациями. В статье разберем, как осуществляется учет расходов на корпоративные мероприятия в 2024 году, отражаются ли данные расходы в налоговом учете, а также рассмотрим примеры проводок по учету расходов на корпоратив в бухучете.

Бухгалтерский учет представительских расходов в 2024 году

  • 1-й вариант указан в примере (оприходовать продукты на склад проводкой: Дт 10 Кт 71, а потом, оформив документы на внутреннее перемещение, списать в состав затрат записью: Дт 26 Кт 10).
  • 2-й вариант — отнесение затрат на покупку продуктов сразу в состав расходов проводкой: Дт 26 Кт 71.

Порядок налогового учета представительских затрат регламентирован ст. 264 НК РФ. Список данных расходов закрытый, а сумма строго лимитирована. То есть такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах установленных норм — не более 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный налоговый период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Напомним, ОНА — это отложенная часть налога на прибыль, которая в будущих отчетных периодах должна привести к уменьшению исчисленного налога. При увеличении объема зарплатных выплат в 3-м и 4-м кварталах 2024 года ООО сможет сделать проводку: Дт 68 Кт 09 — на сумму 319,38 руб.

Представительские расходы принимаются в бухгалтерском учете в полной мере в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Коммерческие расходы» в зависимости от вида деятельности компании.

В налоговом же учете перечень принимаемых представительских затрат при расчете прибыли закрыт, а сумма не может превышать 4% от начисленной (при использовании метода начисления) или выплаченной (при кассовом методе учета затрат) заработной платы. В итоге между бухгалтерским и налоговым учетом возникают разницы, учет которых регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Бухгалтерский учет представительских расходов в 2024 году

Порядок налогового учета представительских затрат регламентирован ст. 264 НК РФ. Список данных расходов закрытый, а сумма строго лимитирована. То есть такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах установленных норм — не более 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный налоговый период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Еще почитать —>  Образец Гарантии Покупателя По Оплате Продукции

Представительские расходы принимаются в бухгалтерском учете в полной мере в составе расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Коммерческие расходы» в зависимости от вида деятельности компании.

Напомним, ОНА — это отложенная часть налога на прибыль, которая в будущих отчетных периодах должна привести к уменьшению исчисленного налога. При увеличении объема зарплатных выплат в 3-м и 4-м кварталах 2024 года ООО сможет сделать проводку: Дт 68 Кт 09 — на сумму 319,38 руб.

В налоговом же учете перечень принимаемых представительских затрат при расчете прибыли закрыт, а сумма не может превышать 4% от начисленной (при использовании метода начисления) или выплаченной (при кассовом методе учета затрат) заработной платы. В итоге между бухгалтерским и налоговым учетом возникают разницы, учет которых регламентирован ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Эта норма НК РФ поясняется рядом писем Минфина России. Так, затраты на организацию развлекательной программы после официальной части приема, отнесенные к представительским и уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете прибыли, придется отстаивать в суде (письмо от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2024 г

Важно! Применяемые в 2024 году счета должны быть учтены в учётной политике НКО (внутреннем законе, регулирующем все финансовые процедуры, содержащем описание особенностей деятельности НКО, применяемых общих и особенных требований, наличие которых определяется правовым положением и отраслевой спецификой работы организации и т. д.).

В 2024 году налоговый учёт некоммерческих организаций по основным средствам регламентируется ФСБУ 6/2022 «Основные средства», утверждённым Приказом Минфина России от 17.09.2022 № 204н. При этом признаётся утратившим силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Сейчас бухгалтеры пользуются:

  • распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
  • отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.

Некоторые НКО оказывают юридическую и правовую поддержку физическим и юридическим лицам. Несмотря на то что такие организации создаются для выполнения работы, не связанной с получением материальной выгоды, им также разрешено заниматься предпринимательством. При этом распределять полученную прибыль между участниками организации нельзя, что и в 2024 году осталось неизменным (п. 7 ст. 2 ФЗ РФ № 7-ФЗ). Все вырученные средства направляются на заявленные в уставе цели и возникшие в процессе их достижения расходы.

НКО занимается защитой редких животных. Это основной вид деятельности. Но при этом организацией был получен доход за оказанные ею образовательные услуги, что не является основным видом деятельности. Деньги были потрачены на приобретение сыворотки для вакцинации дикой кошки. Новички в области налогового учёта постараются сразу же вычесть из оставшейся суммы налоги. Но в реальности налогами средства, полученные не от основного вида деятельности, не облагаются, поскольку важным представляется именно способ их расходования. В данной ситуации он является целевым, соответствует уставу, способствует достижению закреплённых в нем целей. Это правило и в 2024 году осталось неизменным.

Представительские расходы в бухгалтерском и налоговом учете

Любые затраты компании, учитываемые при налогообложении, должны быть обоснованы и подтверждены документально. Представительские траты следует правильно оформить. Причем специальных формуляров и бланков не предусмотрено. Шаблоны и перечень подтверждающей документации закрепите в учетной политике.

Даже фирмы, выбравшие УСН «доходы минус расходы», не вправе зачесть представительские траты при исчислении упрощенного налога, так как такие траты не указаны в ст. 346.16 НК РФ . Следовательно, ни один налогоплательщик, применяющий щадящие режимы обременения, не может учесть представительские траты в налоговом учете.

Положения о бухучете не требуют отдельного выделения представительских затрат, в сравнении в требованиями налогового учета. Компания вправе относить такие категории издержек в состав прочих расходов. А перечень их необходимо закрепить в учетной политике.

ООО «Весна» может принять к налоговому учету только суммы затрат на транспортную доставку гостей, услуги буфета и питание — 150 000 рублей. А вот траты на театральное представление, теплоходную экскурсию и гостиничные номера учесть нельзя. Эти расходы нужно оплатить за счет чистой прибыли фирмы. То есть из тех денег, которые останутся в компании после обложения налогом на прибыль.

  • транспортные издержки на доставку гостей к месту проведения мероприятия — 20 000 рублей, в том числе НДС — 4000 рублей;
  • организация питания (завтрак, кофе-пауза, торжественный обед, ужин) — 100 000 рублей, НДС — 20 000 рублей;
  • услуги обслуживающего персонала буфета — 30 000 рублей;
  • билеты на театральную премьеру — 10 000 рублей, НДС — 2000 рублей;
  • проживание гостей в отеле класса люкс — 40 000 рублей;
  • экскурсия на теплоходе по местным достопримечательностям — 50 000 рублей.

Согласно ст. 217 НК РФ, в случае если стоимость подарка, врученного сотруднику, превышает 4.000 руб., данная операция облагается НДФЛ по ставке 13% (для нерезидентов 30%). Данное правило действует как в отношении денежных вознаграждений, так и в случае, когда от имени компании сотрудник получил материальный подарок (бытовая техника, сувениры, пр.), сертификат на получение услуг, билеты на развлекательное мероприятие и т.п.

Обоснованием предстоящих расходов на корпоратив выступает приказ о проведении мероприятия, подписанный руководством компании либо уполномоченным лицом. Форма составления данного приказа законодательно не утверждена, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, в соответствие с внутренними требованиями документооборота компании и при наличии обязательных реквизитов (номер документа и дата составления).

Понятие «корпоратив» используется для обозначения мероприятий развлекательного характера, организованного руководством компании для сотрудников с целью их мотивации. Как правило, корпоративы проходят в виде вечеринок в кафе или ресторане и могут включать в себя следующие расходы:

Помимо приказа и подтверждающих документов, комплект может быть дополнен сметой затрат, однако этот документ не является обязательным с точки зрения законодательных требований и может быть оформлен в соответствие с регламентом внутреннего документооборота компании.

Корпоративные мероприятия – эффективный инструмент непрямой мотивации сотрудников, которым в настоящее время широко используется не только крупными компаниями, но и небольшими организациями. В статье разберем, как осуществляется учет расходов на корпоративные мероприятия в 2024 году, отражаются ли данные расходы в налоговом учете, а также рассмотрим примеры проводок по учету расходов на корпоратив в бухучете.

Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2024 г

Важно! Применяемые в 2024 году счета должны быть учтены в учётной политике НКО (внутреннем законе, регулирующем все финансовые процедуры, содержащем описание особенностей деятельности НКО, применяемых общих и особенных требований, наличие которых определяется правовым положением и отраслевой спецификой работы организации и т. д.).

Некоммерческие организации уже привыкли к сдаче бухгалтерской отчётности, но не все руководители делают всё правильно. Более того, многие бухгалтеры не имеют представления о том, что и куда писать, на какие счета, что за проводки используют. В 2024 году в законодательстве произошли некоторые изменения, ещё более усложнившие задачу. Поговорим подробнее.

В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.

НКО занимается защитой редких животных. Это основной вид деятельности. Но при этом организацией был получен доход за оказанные ею образовательные услуги, что не является основным видом деятельности. Деньги были потрачены на приобретение сыворотки для вакцинации дикой кошки. Новички в области налогового учёта постараются сразу же вычесть из оставшейся суммы налоги. Но в реальности налогами средства, полученные не от основного вида деятельности, не облагаются, поскольку важным представляется именно способ их расходования. В данной ситуации он является целевым, соответствует уставу, способствует достижению закреплённых в нем целей. Это правило и в 2024 году осталось неизменным.

Еще почитать —>  Сколько выплата за тяжкий вред здоровью в втб

Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.

Теперь урегулирован вопрос исполнения судебных актов, представленных к лицевым счетам участников казначейского сопровождения (ст. 242.6-1. БК РФ).
Списание денег с лицевых счетов исполнителей госконтрактов, открытых в казначействе, в целях исполнения судебных актов возможно только в двух случаях:
— неисполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту (контракту), договору (соглашению), подлежащему казначейскому сопровождению;
— возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
Обращение взыскания на средства участника казначейского сопровождения, находящиеся на счете должника, службой судебных приставов не производится. Исполнительные документы, представленные в ТОФК в целях обращения взыскания на средства участников казначейского сопровождения, не подлежащие казначейскому сопровождению, подлежат возврату взыскателю.

В целом, правила казначейского сопровождения, остаются прежними, однако есть и новации.
С 2024 года на законодательном уровне получают закрепление основные понятия казначейского сопровождения.
Казначейское сопровождение определено как проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Т.е. появляется казначейское сопровождение средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Определено понятие участника казначейского сопровождения. Это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, подлежащие казначейскому сопровождению, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.

С 2024 года бюджетный мониторинг, который ранее осуществлялся на основании ежегодно утверждаемых НПА, будет осуществляется на основании прямых положений БК РФ (ст. 242.13-1 БКРФ).
Под бюджетным мониторингом понимается деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей при открытии лицевых счетов и осуществлении операций на лицевых счетах в отношении всех средств, подлежащих казначейскому сопровождению, в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения. Ранее бюджетный мониторинг осуществлялся только при казначейском сопровождении средств гособоронзаказа.
В ходе бюджетного мониторинга проверятся наличие следующих снований:
— наличие информации об участнике казначейского сопровождения в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, или нахождение под контролем таких лиц;
— наличие в отношении участника казначейского сопровождения решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или нахождение под контролем таких лиц;
— регистрация юридического лица на территории государства, включенного в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
— наличие информации о единоличном исполнительном органе юридического лица в реестре дисквалифицированных лиц;
— наличие информации о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица — производителя товаров, работ, услуг,
— наличие информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице — производителе товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от участника казначейского сопровождения, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
— наличие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица — производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от участника казначейского сопровождения, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В 2024 году расширенное казначейское сопровождение будет осуществляться в отношении:
— расчетов по государственным строительным контрактам, НМЦК которых составляет 1 млрд. рублей и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов, договоров (соглашений) на сумму более 600 тыс. рублей (для госконтрактов в интересах субъектов размер НМЦК, при котором осуществляется расширенное казначейское сопровождение, определяется законом субъекта);
— расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НМЦК которых составляет 1 млрд. рублей и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600 тыс. рублей (для госконтрактов в интересах субъектов размер НМЦК, при котором осуществляется расширенное казначейское сопровождение, определяется законом субъекта);
— иных средств, определенных правовым актом Правительства РФ.

На сегодняшний день мало кто из исполнителей госконтрактов не слышал о казначейском сопровождении, которое с 2024 года, начинаясь как «пилотный проект» Федерального казначейства, так уверенно вошло в жизнь контрактной системы, и до сих пор «держит в тонусе» исполнителей контрактов.
Ранее, до введения системы казначейского сопровождения, расчеты по госконтрактам производились через банковские счета и были понятными всем участникам рынка. Однако контролировать целевое расходование произведенных выплат заказчики не могли, т.к. попадая на расчетные счета, деньги фактически выбывали из поля зрения государства, переставая быть государственными и контролируемыми. Возникал высокий риск отвлечения целевых бюджетных средств, в т.ч авансовых, на цели, не связанные с исполнением госконтрактов, что зачастую и приводило к невозможности завершения госконтрактов и потере бюджетных денег.
При казначейском сопровождении госконтрактов государственные деньги остаются на счете, открытом в Федеральном казначействе, а их расходование контролируется государством.
Несмотря на многочисленные практические вопросы пользователей, столкнувшихся с казначейским сопровождением, опыт применения данного механизма показал его очевидную эффективность при решении задач целевого использования средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов. Как результат, государство стало охотнее давать авансы, имея возможности контролировать их использование.
Однако, доказав свою эффективность и получив широкое применение на практике, казначейское сопровождение только сейчас получило возможность занять почетное место в системе нормативного регулирования. До настоящего времени порядок казначейского сопровождения госконтрактов носил временный характер и определялся законом о федеральном бюджете, Правилами казначейского сопровождения, утвержденными Постановлением Правительства России, и Порядком санкционирования расходов, утвержденным Приказом Минфина России, которые утверждались ежегодно.
С 1 июля 2024 года правовые основы казначейского сопровождения, в т.ч. само понятие казначейского сопровождения, средства, подлежащие казначейскому сопровождению, прямо и на постоянной основе вошли в нормы Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). С 1 января 2024 года изменения вступают в силу. Казначейскому сопровождению посвящена отдельная глава 24.4. «Казначейское сопровождение».
Также уже принято Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 №2024 «О правилах казначейского сопровождения» (вместе с «Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством», «Правилами расширенного казначейского сопровождения»), которое начинает свое действие с 1 января 2024 года.

10 мая              237      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ