Охранная зона ит зона минимальных расстояний нефтепровода транснефть

Минимальные и противопожарные расстояния до магистральных нефте- и газопроводов (статья)

При использовании ссылок на требования СП 36.13330.2012 в качестве обоснования не принимается во внимание обязательное к применению (см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2022г. № 1521) требование п.1.1 СП 36.13330.2012, согласно которому «Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до 1400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для …».

Применяя к спорным правоотношениям положения СП 36.13330.2012, не учитывается основополагающее требование примечания 1 к таблице 4 (обязательное требование согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 1521), что «…расстояния следует принимать: для городов и других населенных пунктов — от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна. ».

При проектировании, строительстве и даже на стадии эксплуатации объектов защиты жилого, общественного, производственно-складского назначения, в том числе торгово-развлекательных комплексов, часто встает проблема их размещения (как собственно зданий, сооружений, так и плоскостных автостоянок, объектов тепло-, водо- и энергоснабжения) с отступлениями от требований соответствующих сводов правил (СП 36.13330.2012, СП 4.13130.2013 и др.) по соблюдению минимально допустимых расстояний (МДР) от оси магистральных нефте- и газопроводов диаметром 300 мм и более. Ситуация усугубляется и тем, что нормативными документами установлено также понятие «охранная зона» (см. «Правила охраны магистральных трубопроводов», которые утверждены Министерством топлива и энергетики РФ 29.04.1992 г. и постановлением Госгортехнадзора от 22.04.1992 г. №9) в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от крайних осей трубопровода. Некоторую неопределенность вносит также разд.6.12 СП 4.13130.2013 (документ добровольного применения, обеспечивающий соблюдение требований ФЗ №123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» согласно приказа Ростехрегулирования от 16.04.2022 г. № 474, и особенно его табл. 44, которая полностью дублирует соответствующую табл.4 СП 36.13330.2012, регламентируя соответствующие минимальные расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий и сооружений, однако эти расстояния безосновательно относят к противопожарным расстояниям (разрывам) согласно ст.37 ФЗ №123, как типу противопожарных преград. Между тем это неправомерно, так как противопожарные расстояния (разрывы) устанавливаются между зданиями, строениями для предотвращения распространения пожара (см. термин и его определение в п.36) ст. 2 ФЗ №123), и не относится к подземным или наземным трубопроводам, которые следует считать линейными сооружениями или, возможно, сетями инженерно-технического обеспечения согласно п.20 ст.2 ФЗ №384 от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кстати, согласно п.1) ст.17 ФЗ №384 для линейных сооружений расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон должны быть обоснованы одним из способов, указанных в ч.6 ст.15 этого же ФЗ №384, т.е. результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев, оценкой риска ! Это, безусловно, прогрессивное требование, фактически ставящее под сомнение обоснованность параметров вышеуказанных нормативных документов особенно в свете реализации Постановления Правительства России от 17.08.2022г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Таким образом, с учетом неизбежного развития границ городов и других населенных пунктов соблюдение минимально допустимых расстояний следует обеспечивать на стадии реконструкции за счет собственников этих трубопроводов или, возможно, по их договоренности с иными заинтересованными сторонами.

С учетом вышеизложенных фактов при разрешении споров иногда выбирается ненадлежащий способ защиты прав, т.к. застройщиком (техническим заказчиком) почти всегда получены все необходимые градостроительные документы для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе подтверждающие их безопасность и соблюдение всех применимых норм и правил. Упомянутые документы во многих случаях являются действующими без ограничения срока, что весьма трудно оспорить.

7.5 Расстояния от нефтепродуктопроводов до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать в зависимости от условий прохождения трассы (плотности застройки, значимости зданий и сооружений, рельефа местности, сохранности нефтепродуктопровода и пр.) и необходимости обеспечения безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 2.

1 Расстояния, указанные в данной таблице, следует принимать: для жилых и общественных зданий и сооружений, дач, садовых домиков, индивидуальных гаражей, отдельных промышленных предприятий, сооружений водопровода и канализации, артезианских скважин — от границ, отведенных им территорий с учетом их развития; для железных и автомобильных дорог всех категорий — от подошвы насыпи земляного полотна или бортового камня: для всех мостов — от подошвы конусов.

5.1.4 Порядок проведения работ в охранных зонах МН, организацию проведения работ, требования к оформлению документов на проведение работ, требования к оформлению допуска к работам, порядок осуществления контроля за проведением работ в охранной зоне МН указаны в подразделе 8.1-8.3 настоящих Правил.

5.3.6 Приводы задвижек, лебедки на площадках КПП СОД, затворы КПП СОД, сигнализаторы прохождения СОД, отдельно расположенные вантузы, узлы отбора давления, емкости сбора утечек, дренажные задвижки в обваловании и другое оборудование, установленное на открытом воздухе, должны быть закрыты защитными кожухами (находится в колодцах) с замками или оборудованы специальными блокираторами.

5.2.2.4 Порядок проведения работ для предприятий-владельцев коммуникаций, проходящих в одном техническом коридоре, организацию проведения работ, требования к оформлению документов на проведение работ, требования к оформлению допуска к работам, порядок осуществления контроля, за проведением работ, указаны в подразделе 8.1 настоящих Правил.

Исполнительная документация

В целях обеспечения сохранности трубопроводов, создания безопасных условий эксплуатации и предотвращения аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах «Правилами охраны магистральных трубопроводов» измененная редакция, дополнение 1994 г.,утвержденных замминистра Топлива и энергетики России 29.04,1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22..04,1992г. № 9 на всем протяжении трассы, установлена охранная зона:

Трассы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через каждые 500 метров (1000м) обозначены опознавательными знаками (со щитами -указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли. Фактическое положение нефтепродуктопровода нанесено на районной карте земельного комитета.

— открывать люки, калитки и двери ограждений узлов линейной арматур, станций катодной защиты, линейных и смотровых колодцев и других устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

Охранная зона ит зона минимальных расстояний нефтепровода транснефть

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Суд кассационной инстанции судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение, указав на то, что судами не учтены доказательства, представленные ответчиком в суд первой инстанции, о возможности приведения спорного здания в соответствие с ограничениями использования земельного участка, получение собственником здания разрешения на реконструкцию и готовности проведения им необходимых мероприятий.

Еще почитать --->  Республика крым о порядке и условии вступления в брак 14 летних

Общество — собственник сооружения кольцевого магистрального нефтепродуктопровода и общество — собственник газопровода обратились к компаниям — собственникам земельного участка с требованием о сносе автостоянки и здания многофункционального торгово-развлекательного комплекса.

Пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса может быть отказано в случаях, если с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 данных правил, ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе, документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 названных правил.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Приказ Ростехнадзора от N 517 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов

71. Сроки и методы проведения работ по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, консервации и ликвидации должны определяться на основе проектной документации (документации), исходя из требований промышленной безопасности и условий обеспечения бесперебойной эксплуатации ОПО МТ и ОПО МАП.

Анализ опасностей технологических процессов, количественный анализ риска и иные методы анализа риска аварий, связанных с выбросом транспортируемых продуктов, для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в действие данных Правил и не подлежащих декларированию, осуществляется при истечении нормативного (проектного) срока службы (эксплуатации), продлении срока безопасной эксплуатации, реконструкции или капитальном ремонте магистральных трубопроводов.

195. Результаты анализа риска аварий на ОПО МАП при разработке специальных документов (декларация промышленной безопасности, обоснование безопасности, план мероприятий по локализации и ликвидации аварий, документационному обеспечению системы управления промышленной безопасности) оформляют в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

127. Формуляр (паспорт) на ОПО МТ и ОПО МАП должен содержать сведения об участке (номере участка) ОПО МТ и ОПО МАП, величине разрешенного давления, а также сведения о необходимости обеспечения его предохранительными устройствами для ограничения величины (допустимого) рабочего давления.

19. Определение нагрузок и воздействий должны осуществляться на основе результатов инженерных изысканий, получивших положительное заключение экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

Охранная зона ит зона минимальных расстояний нефтепровода транснефть

«Нефтяники» намерены во что бы то ни стало спасти трубу людей: ведь близкое «соседство» со столь серьёзным объектом опасно для жизни! Жители кузнецкой окраины буквально по краю ходят. Кто 10 лет ходит, кто 20, а кто и все 40. Нефтепровод «Дружба-2» был проложен и введён в эксплуатацию в 1973 году. До 1991 года владельцев нефтегазовых труб просто не было как класса До 2022-го у нефтяников к домовладельцам претензий не было. Не было их и у муниципальных, федеральных ведомств.

В Перми удовлетворено около 50 исков «Транснефти» и «Лукойла» . В некоторых районах Прикамья ситуация накалилась до того, что жители пообещали перекрыть федеральную трассу, если их лишат единственного жилья. Информация о конфликтах, происходящих в разных регионах страны, дошла до Кремля. Но как заявил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков «Интерфаксу»: «Обстоятельства везде разные, в каждом конкретном случае. Пока, наверное, не стоит говорить о каком-то массовом характере»…

Оглушённые новостью кузнечане пока не предпринимают «революционных действий», они надеются, что их услышат наши власти и воспрепятствуют вящей несправедливости. Дмитрий Песков правильно заметил: обстоятельства в каждом конкретном случае разные. На одном «кузнецком обстоятельстве» домовладельцы хотят заострить внимание Президента России, губернатора Пензенской области, генеральной прокуратуры РФ, Ростехнадзора и других инстанций, куда жители отправили коллективное обращение. «Нефтяники» заявляют, что находиться домам на расстоянии менее 200 метров от нефтепровода незаконно… А законно ли строить нефтепровод рядом с жилыми зданиями?

Пока в суд подано 25 исков. Но жители микрорайона уверены: на этом трагическая история не закончится. По данным отдела архитектуры администрации города Кузнецка, в зоне минимально допустимых расстояний находится 99 домов на девяти улицах. 99 домов. 99 семей. Ни у одной из тех, с кем журналисту «ЛГ» удалось пообщаться, запасного жилья нет.

Этот неожиданный вопрос задал своей маме 4-летний Артём, уловив краем уха разговоры взрослых о мрачных перспективах. Разумеется, мама его успокоила, улыбнулась наивности малыша, а потом задумалась: ребёнок-то её логично размышляет. Если в нашей стране можно так легко лишить человека единственного жилья, значит, и единственной жизни его могут лишить?

Или снести половину Москвы, или; поправить закон

Есть ещё одна проблема. По закону, организация, в пользу которой установлена особая зона, должна возместить все убытки, связанные со сносом здания, включая упущенную выгоду владельца. Однако если зона установлена раньше и землевладельцы имели полный публичный доступ к этой информации, то они и приводят земельный участок в соответствие с правилами охраны.

К установлению границ зон минимальных расстояний, считает сенатор, нужно подходить дифференцированно, в зависимости не только от видов и характеристик магистральных трубопроводов, но и от показателей риска аварий. Если разумно оптимизировать минимально допустимые расстояния, то большинство проблемных вопросов просто будут сняты с повестки, считает Важенин.

В стране на сегодня действует 960 тысяч километров газораспределительных сетей, которые окружены всевозможными охранными зонами, в отдельных случаях доходящими до 5 км. В тундре такие нормативы, понятно, никого не беспокоят, но вот в условиях густонаселённых территорий, где по разным причинам расстояние от трубы при строительстве, в том числе и жилых домов, не всегда удавалось соблюсти, они становятся основанием и предвестниками серьёзных судебных разбирательств, затрагивающих судьбы тысяч соотечественников.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин считает, что к этому вопросу нужно подходить деликатно и разбираться в ситуации индивидуально, и если собственник недвижимости не знал о том, что объект стоит не в том месте, принимать это обстоятельство во внимание при решении вопроса о компенсации.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Дмитрия Волкова, чтобы снести все эти объекты нужно много денег. К примеру, в одной только Псковской области суммарный объём убытков от сноса капитальных строений, находящихся в охранных зонах, составит около 400 млрд рублей.

В Минэнерго предложили разграничить понятия «охранная зона» и «минимальное расстояние от нефте, газопроводов»

Москва, 29 июн — ИА Neftegaz.RU. В Министерстве энергетики РФ прошел круглый стол на тему «Мониторинг законодательного регулирования отношений собственников земельных участков, находящихся в зоне минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения и объектов нефтегазового комплекса».

  • зоны минимальных расстояний и охранные зоны имеют разные цели регулирования:
    • зоны минимальных расстоянийя -имеют цель защиты и информирования людей о неблагоприятных последствиях в случае чрезвычайных ситуаций,
    • охранные зоны — позволяют быть владельцу объекта уверенным в отсутствии негативного воздействия, кратно увеличивающего риск технологического нарушения с последующей ЧС;
    • это территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс нефте-, газопроводов и вокруг других объектов нефтегазовой системы в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации;
    • ограничена условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода;
    • предусмотрены для защиты газопроводов и нефтепроводов от повреждений и предотвращения несчастных случаев.

    Трассы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через каждые 500 метров (1000м) обозначены опознавательными знаками (со щитами -указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли. Фактическое положение нефтепродуктопровода нанесено на районной карте земельного комитета.

    В целях обеспечения сохранности трубопроводов, создания безопасных условий эксплуатации и предотвращения аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах «Правилами охраны магистральных трубопроводов» измененная редакция, дополнение 1994 г.,утвержденных замминистра Топлива и энергетики России 29.04,1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22..04,1992г. № 9 на всем протяжении трассы, установлена охранная зона:

    — открывать люки, калитки и двери ограждений узлов линейной арматур, станций катодной защиты, линейных и смотровых колодцев и других устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

    Дома на трубы не поменяли

    Отметим, что ситуация со сносами домов в зоне трубопроводов касалась не только Прикамья. Процесс одновременно проходил во многих регионах страны. В 2022 году появился проект новой редакции ФЗ «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов…». По нему собственник трубопровода мог самостоятельно все снести и потом требовать компенсацию затрат на снос «за счет лиц, осуществивших возведение указанных объектов».

    Фактически закон обязал собственников трубопроводов не только внести в Росреестр сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, но и возмещать убытки в связи установлением таких зон. Закон прямо закрепил, что уже существующие дома и иные объекты капитального строительства сносу не подлежат. Более того, законодатель также предусмотрел возможность пересмотра ранее принятых решений о сносе самовольных построек. Фактически закон закрыл все вопросы по всем судебным искам и решениям после даты выхода, с 4 августа 2022 года.

    Против проекта тогда высказалась ФАС. Дмитрий Махонин, который в то время возглавлял профильное управление антимонопольного ведомства заявлял «это затрагивает права и интересы людей, к тому же очень часто речь идет о спорных случаях, которые должны решаться в судах», — и отмечал, что проблема носит общефедеральный характер. В том же году, власти края договорились с корпорациями о моратории на исполнение решения судов по сносу.

    В марте 2022 года Совет Федерации предложил Верховному суду РФ обобщить всю судебную практику по этой проблеме с учетом закона 2022 года. Результаты этой работы, представленные в июне 2022, практически закрывают споры на тему сноса. Всего ВС в 24-страничном обзоре обозначил 13 позиций по спорам такого рода. Вот ключевые пункты:

    • не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний…если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений…
    • объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), сносу не подлежат;
    • снос зданий…, расположенных в границах минимальных расстояний… сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения…возможен только при условии предварительного возмещения;
    • в случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2022 года, … лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений…имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны;
    • оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке;
    • …право на пересмотр судебных постановлений, вынесенных до введения нового правового регулирования, получили собственники строений, подлежащих сносу на основании ранее вынесенных судебных решений

    Исполнительный директор Российского газового общества Николай Исаков доложил о работе по подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с установлением, изменением и прекращением существования охранных зон трубопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, которая ведется на площадке РГО по поручению министерства энергетики РФ. В рабочей группе принимают участие представители практически всех компаний — собственников трубопроводов. На сегодня готовы проекты положений по газораспределительным сетям и магистральным и промысловым газопроводам, здесь удалось достичь консолидированной позиции. Также все участники рабочей группы согласны с тем, что, в случае отказа от зон минимальных расстояний особенно важно обеспечение публичности сведений о границах минимальных расстояний до объектов трубопроводной инфраструктуры и введение риск-ориентированного подхода с четким обеспечением требований как к собственникам трубопроводов, так и к тем, что владеет объектами в границах минимальных расстояний до них.

    По мнению Завального, такой подход не применим к объектам ТЭК. Законопроектом фактически снимаются все барьеры на строительство объектов и осуществление деятельности вблизи магистральных трубопроводов. Принимая во внимание статус магистрального трубопровода как источника повышенной опасности, это может привести к существенному росту аварийности, а также неконтролируемой застройке в охранных зонах, что только увеличит тяжесть последствий. Кроме того, законопроект, в случае его принятия, обесценит всю уже проведенную работу, направленную на совершенствование законодательства в части урегулирования взаимоотношений между собственниками земельных участков и владельцами объектов трубопроводного транспорта (договоры аренды, сервитуты и т.д.) и обеспечение публичного доступа к сведениям о границах охранных зон магистральных трубопроводов.

    Комитет предварительно рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории», подготовленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестром), подготовленный Росреестром, но еще не внесенный в Правительство РФ, и он вызывает много вопросов в связи с полным изменением подхода.

    По мнению представителя ПАО «НОВАТЭК», отмена охранных зон категорически недопустима. Что касается зон минимальных расстояний, здесь действительно целесообразно предусмотреть возможность их сокращения при четком определении требований по безопасности и мер по их соблюдению. Принципиально важно обеспечить публичность сведений о местоположении границ зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов через внесение их в ЕГРН.

    Открывая дискуссию, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что проблема зон минимальных расстояний до опасных производственных объектов, находящихся в населенных пунктах, остро стоит во многих регионах России. Множество объектов нефтяной и газовой инфраструктуры были построены в советское время по действовавшим в те времена СНИПам, раньше, чем объекты городской инфраструктуры, и сегодня вошли в противоречие с планами развития территорий. Одна из основных причин сложившейся ситуации — отсутствие до настоящего времени кадастрового учёта охранных зон и зон минимальных расстояний. Что, в свою очередь, привело к появлению в этих зонах жилья, социальных объектов и т.д. В связи с этим сегодня возникает конфликт интересов, так как по действующему законодательству в целях обеспечения безопасности в этих зонах запрещено постоянное нахождение людей.

    Охранная зона ит зона минимальных расстояний нефтепровода транснефть

    2.3. Охранная зона подземных кабельных и воздушных линий связи, согласно «Правилам охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» — участок земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи не менее чем на 2 м с каждой стороны.

    3.20. После оформления всех разрешительных документов необходимо оформить «Ордер на право производства работ в охранной зоне инженерных коммуникаций» (Приложение 6 ), в котором за подписями владельцев земли и инженерных коммуникаций удостоверяется выполнение всех необходимых мероприятий по обеспечению безопасности производства работ.

    2.7. Подрядчик — строительно-монтажная организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющая ремонт или строительство на объектах МН, а также специализированные подразделения ОАО МН — ремонтно-строительные управления (РСУ), ремонтно-строительные колонны (РСК), специализированные участки (СУ), центральные ремонтные службы (ЦРС), участки подводно-технических работ (УПТР) не являющиеся юридическим лицом и выполняющие строительные и ремонтные работы на объектах МН.

    Регламенты (стандарты предприятия) разрабатываются в системе ОАО «АК «Транснефть» для обеспечения надежности, промышленной и экологической безопасности магистральных нефтепроводов, регламентации и установления единообразия взаимодействия подразделений Компании и ОАО МН при ведении работ по основной производственной деятельности как между собой, так и с подрядчиками, органами государственного надзора, а также унификации применения и обязательного исполнения требовании соответствующих федеральных и отраслевых стандартов, правил и иных нормативных документов.

    5.4. До оформления всех необходимых документов в соответствии с настоящим регламентом и до обозначения трассы вешками и прибытия представителя предприятия, эксплуатирующего инженерные коммуникации, проведение земляных работ в их охранной зоне не допускается.

    Исполнительный директор Российского газового общества Николай Исаков доложил о работе по подготовке проектов нормативных правовых актов, связанных с установлением, изменением и прекращением существования охранных зон трубопроводов и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, которая ведется на площадке РГО по поручению министерства энергетики РФ. В рабочей группе принимают участие представители практически всех компаний — собственников трубопроводов. На сегодня готовы проекты положений по газораспределительным сетям и магистральным и промысловым газопроводам, здесь удалось достичь консолидированной позиции. Также все участники рабочей группы согласны с тем, что, в случае отказа от зон минимальных расстояний особенно важно обеспечение публичности сведений о границах минимальных расстояний до объектов трубопроводной инфраструктуры и введение риск-ориентированного подхода с четким обеспечением требований как к собственникам трубопроводов, так и к тем, что владеет объектами в границах минимальных расстояний до них.

    Заместитель Председателя Правления ПАО «НОВАТЭК» Эдуард Гудков также отметил, что сегодня налицо конфликт интересов собственников объектов, которые уже построены или строятся в зонах минимальных расстояний для трубопроводов, и собственников трубопроводов, ответственных за обеспечение их безопасности. Существующее законодательство, по сути, не устраивает никого.

    Заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что на сегодня в зонах минимальных расстояний до трубопроводной инфраструктуры расположено порядка 108 тысяч объектов, на компенсации при сносе которых потребуется более 300 млрд рублей. В то же время, из-за несоблюдения требований к охранным зонам, в них регулярно происходят аварии, число мелких инцидентов составляет несколько случае в неделю. Также за последние три года только на газопроводах высокого давления произошло 44 крупных аварии.

    Комитет предварительно рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории», подготовленный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестром), подготовленный Росреестром, но еще не внесенный в Правительство РФ, и он вызывает много вопросов в связи с полным изменением подхода.

    По мнению Завального, такой подход не применим к объектам ТЭК. Законопроектом фактически снимаются все барьеры на строительство объектов и осуществление деятельности вблизи магистральных трубопроводов. Принимая во внимание статус магистрального трубопровода как источника повышенной опасности, это может привести к существенному росту аварийности, а также неконтролируемой застройке в охранных зонах, что только увеличит тяжесть последствий. Кроме того, законопроект, в случае его принятия, обесценит всю уже проведенную работу, направленную на совершенствование законодательства в части урегулирования взаимоотношений между собственниками земельных участков и владельцами объектов трубопроводного транспорта (договоры аренды, сервитуты и т.д.) и обеспечение публичного доступа к сведениям о границах охранных зон магистральных трубопроводов.

    • не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний…если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений…
    • объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), сносу не подлежат;
    • снос зданий…, расположенных в границах минимальных расстояний… сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения…возможен только при условии предварительного возмещения;
    • в случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2022 года, … лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений…имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны;
    • оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке;
    • …право на пересмотр судебных постановлений, вынесенных до введения нового правового регулирования, получили собственники строений, подлежащих сносу на основании ранее вынесенных судебных решений

    В активной стадии в Перми собственники не только апеллировали к судам разных инстанций, но выходили на пикеты и митинги. Отметим, что на начальной стадии власти разных уровней не стремились идти на диалог с собственниками участков, что и стало поводом к росту политической активности. В 2022 году к процессу подключились некоторые муниципальные и краевые депутаты, тогда еще уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.

    • Если дом (склад, гараж и так далее) построен до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода — сносить нельзя.
    • Если к зданиям или трубопроводам «реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации трубопроводов» — сносить нельзя.
    • Если в отношении трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ — сносить нельзя.

    Но вопрос с уже вынесенными судебными решениями оставался открытым. Все собственники с судебными решениями о сносе продолжали существовать в режиме неопределенности. Осенью 2022 года Дмитрий Козак (тогда заместитель председателя правительства России) дал поручение Росреестру исключить ранее внесенные сведения о границах тех самых зон минимальных расстояний, то есть начался длительный процесс пересмотра границ трубопроводов, новых определений всех опасных зон и минимально допустимых расстояний, внесение их в кадастровый реестр. Он продолжается и сейчас, срок определен до сентября 2022 года.

    То есть, трубопровод тоже может считаться «нелегальным», если информации о нем нет в ЕГРН. Если постройка занесена в ЕГРН — она легальна, если собственник не знал про трубопровод — постройку нельзя признать самовольной. Во всех этих случаях снос дома возможен только если компания выплатит компенсацию. Ну а все ранее вынесенные решения теперь подлежат пересмотру.

    Техкарта на работы в охранной зоне инженерных сооружений и коммуникаций

    • следить, чтобы груз не перемещался над людьми;
    • следить, чтобы груз перемещался над ранее смонтированными конструкциями или их выступающими частями на расстоянии не менее 1,0 м по горизонтали и 0,5 м по вертикали;
    • при возникновении опасности немедленно подать сигнал машинисту крана прекратить перемещение груза.

    Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.

    – приближаться гусеницами бульдозера к бровке свежей насыпи ближе 1,5 м; использовать ударный инструмент (кирки, ломы, пневмоинструмент) при обнаружении в местах разработки котлована, траншеи электрокабелей, газопроводов, магистральных трубопроводов и других коммуникаций;

    Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

    При приближении грозы лицо, ответственное за безопасное выполнение работ, обязано прекратить производство работ и вывести всех работающих из зоны выполнения работ на расстояние не ближе 25 м от ВЛЭП. Во время грозы производство работ и пребывание людей в охранной зоне запрещается.