Норма-дефиниция это

Норма-дефиниция это

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. В логике под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам (видам) на основании определенного общего признака. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида

ния, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка — в административном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы выполняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения сделало бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия. Так, принятый в 1992 г. Закон

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах. Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. 1 гл.1, выступает как констатирующая норма. Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Норма выступает в качестве модели поведения. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо. Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею. Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Нормы предписания — нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения. Это нормы, сформулированные по типу правила, в котором есть указание на права и обязанности, условия, при которых они реализуются, государственно-правовые стимулы их осуществления. Нормы-предписания поэтому имеют классическое строение, хотя видовые особенности этих норм имеют некоторое отступление от этой схемы (конструктивные особенности строения регулятивных норм отличны от охранительных и т.д.). Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.

Признаки нормы права:

  • общеобязательность– норма права обязательна для всего населения государства или для значительной конкретно неопределенной части этого населения
  • формальная определенность– правовая норма выражается через определенные формы, т.е. она имеет четкое внешнее оформление, например, нормативно-правовой акт
  • нормативность– правовая норма представляет собой именно образец, стандарт, модель поведения, т.е. это именно правило поведения, а не исключение
  • исходит от государства– правовые нормы могут исходить от государства двумя способами:
    • норма права может быть установлена государством – если она принята непосредственно им самим, т.е. уполномоченным государственным органом
    • норма права может быть санкционирована государством. Санкционирование правовых норм предполагает:
      • уполномоченный государственный орган передал свое право на принятие нормы какому-либо иному органу
      • государство признает, т.е. наделяет формой и санкцией то правило поведения, которое уже фактически сложилось в обществе. Такое признание может быть как явным, так и молчаливым
  • в случае необходимости обеспечивается силами государственного принуждения– за нарушение правовых норм или, наоборот, за их исполнение применяются меры государственного принуждения или государственного поощрения

Классификация норм права.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего­рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ­ления в уголовном законе, административного проступка — в ад­министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы­полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова­ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель­ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Б) По отраслям, т.е конституционные, нормы, нормы административного, гражданского, земельного и тд права. В свою очередь отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы – это чётко прописанные нормы отраслевого права, а процессуальные нормы, это то каким образом соблюдаются материальные нормы, это правила поведения, которые устанавливают порядок и методы осуществления материальных норм.

Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона. Зачастую норма права и статья нормативного правового акта не совпадают. Это может быть вызвано, например, удобством пользования нормативно-правовым актом, требованиями к лаконичности изложения и пр.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего­рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ­ления в уголовном законе, административного проступка — в ад­министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы­полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова­ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель­ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское за­конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ­ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь­зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира­тельный блок» и др.

Но́рма пра́ва — это всеобщее, узаконенное государством и выраженное в письменной форме правило, исполнение которого обеспечивается институтом принуждения и воспитания граждан соответствующего государства. Из нормы права вытекают права, обязанности и ответственность участников соответствующих правоотношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права обладает признаком целостности и не может противоречить сама себе.

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; 2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; 4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; .

1) признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

3) — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ).

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами; бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами; профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами; .

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации); физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями; лица (лицо) — организации и (или) физические лица; иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников; .

Норма-дефиниция это

Специализированные нормы появились в праве благодаря объективным процессам становления и развития системы права и играют в ней важную роль. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-фикции, нормы-презумпции, оперативно- распространительные и коллизио нные нормы используются во всех отраслях права и давно «взяты на вооружение» законодателем. В теории права обоснованно и давно обращается внимание на то, что эти нормы существенным образом отличаются от основной группы правовых норм — регулятивных и охранительных, не только функциями, но и структурой, содержанием, механизмом реализации. Подчеркнем, что глубокое научное осмысление сущности этих явлений в праве только начинается.

Еще почитать --->  Отдых в санатории для пенсионеров

Общенаучные категории «дефиниция», «понятие», «определение», «термин» широко используются в правоведении, однако до сих пор не получили юридической терминологической стабильности. В науке права применяются такие термины как «правовое понятие», «юридическое понятие», «понятие права», «юридический термин». Зачастую эти различные термины обозначают одно и то же понятие, либо одно и то же понятие обозначается различными терминами, что с точки зрения формальной логики является недопустимым.

Функциональное назначение позволяет выделить специализированные нормы в особую систему, а также определить элементы (подсистемы) этой системы. Система специализированных норм достаточно многообразна и разнообразна. Она включает нормы, выполняющие в системе правового регулирования качественно различные, но в то же время взаимообусловленные и взаимоопределяющие функции. Содержание этих функций проявляется в том, что специализированные нормы оказывают системоопределяющее (декларации, принципы, дефиниции, определительно-установочные нормы), системообеспечивающее (системообслуживающее) (коллизионные и оперативные нормы) и системоадаптирующее (презумпции и фикции) воздействие на систему права в целом и на формирование и состояние отдельных отраслей и институтов права в частности.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМ – ДЕФИНИЦИЙ
В СИСТЕМЕ ПРАВА……………………………………. ……5
1.1. Общая характеристика специализированных норм права………..5
1.2. Понятие и особенности норм – дефиниций……………………….8
1.3. Роль и значение дефиниций в праве…………………………….…..12
2. СТРУКТУРА И ВИДЫ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ………………. 14
2.1. Структура норм-дефиниций…………………………………………14
2.2. Классификация дефинитивных норм……………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. …25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………. ……26

Правовые принципы, дефиниции, презумпции, фикции, оперативные и коллизионные предписания играют определенную роль в правовом регулировании, очевидно. Очевидно и то, что эта их роль не может рассматриваться как выполнение регулятивной или охранительной функции нормой права. Поэтому важно определить место специализированных норм в правовом регулировании и гармонично включить их в систему права. Для эффективного правового регулирования необходимо, чтобы система законодательства была упорядоченной, стабильной, способной к самосохранению и саморазвитию. Цель специализированных норм -обеспечение надлежащего функционирования системы законодательства на этапе реализации нормативных предписаний. На их основе в системе законодательства происходят процессы саморегуляции, самоуправления, обеспечивается функционирование и взаимодействие нормативных предписаний. Применительно к системе законодательства, их роль заключается в установлении дополнительных системосохраняющих связей между нормативными предписаниями.

Нормы дефиниции: понятие и где применяются

Например, при оформлении сделки купли-продажи действуют одни нормы, они устанавливают конкретный порядок действий и последствия для всех участников сделки. Для сделки дарения действуют другие нормы, регулирующие действия участников и последствия для них. Если бы не было точного определения понятия этих двух сделок, ее участники могли бы в суде оспаривать их последствия совершенно по-разному. И судье было бы нечем руководствоваться для принятия решения, какая сделка действительно была совершена.

  • обязывающие, то есть они предписывают, как должны действовать субъекты в определенных ситуациях;
  • запрещающие, они устанавливают перечень действий, которые субъекты не имеют право делать в данной ситуации;
  • уполномочивающие, предоставляют право субъекту действовать определенным способом.

Действующие нормы содержат конкретные понятия, исключающие возможность понимания их по-разному. И все законодательные акты должны создаваться исключительно поддерживая это единое понимание конкретной нормы. Более подробно вы можете узнать об этом в представленном видео.

Все определения применяются многоразово, так как отношения в определенных сферах не ограничены количеством или временем. Они одинаково обязательны для всех. В них закреплены границы сфер общественной деятельности, где осуществляется регулирование отношений данными определениями.

Данные нормы существуют для каждого вида законодательства и являются основополагающими для всех издаваемых нормативно-правовых актов. В них содержатся основные определения действующих правовых понятий. Благодаря прописанным признакам для каждого понятия любой гражданин РФ может определить, какого рода была произведена сделка, какое было нарушение (проступок или преступление), каким кодексом регулируется конкретная ситуация.

которой в самом законе могут быть даны определения одного либо двух ключевых понятий, относящихся к предмету регулирования. Но переход к «словарю» сразу же породил сложные проблемы качества дефиниций, относимости их к предмету закона, соответствия их общеупотребительному смыслу определяемых терминов и т. п.

Полезной дефиницией можно считать ту, которая, будучи составной частью нормативного материала, активно участвует в правовом регулировании общественных отношений. Дефиниции описательны (дескриптивны), они описывают предмет, привязываясь к некоторым точкам — структурным элементам, функциям, свойствам, внутренним связям и внешним отношениям, достаточным для идентификации данного предмета. В самой дефиниции нет никакого веления (императива), она ничего не требует, но лишь сообщает нам нечто главное о предмете. Тогда каким же образом дефиниция, будучи дескриптивным высказыванием, может трансформироваться в предписывающую правовую норму? В любой другой сфере жизни, кроме правовой, с определениями можно обращаться свободно — признавать их или не признавать, оспаривать их или соглашаться с ними, учитывать их или не учитывать на практике. В этой связи показательна судьба научных определений. Но в праве дефиниция, включаемая в законодательный акт, становится институционализированной, облеченной в юридическую форму, общую для норм — правил поведения, норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.

Под указанное определение, если надо, можно подвести и шалаш в лесу, и пещеру древнего человека, и кровать в углу арендуемой комнаты, и даже спальный мешок, если удастся доказать, что он есть своеобразное «строение». В законодательном акте о гарантиях качества потребительских товаров (Свод законов США, титул 15, гл. 50) сказано: «термин «потребительский товар» означает всякое материальное движимое имущество, участвующее в коммерческом обороте и предназначенное для индивидуального, семейного или бытового употребления (включая любое такого рода имущество, предназначенное для присоединения к любой недвижимости либо установления на ней независимо от того, было или нет оно присоединено или установлено)»[491]. Напрасное дело — рассчитывать, что потребитель запомнит такое определение, сможет самостоятельно его истолковать и им воспользоваться.

Текстуальный анализ статей законов и кодексов подтверждает довольно частые явления близости или даже слияния юридических дефиниций с правилами поведения. Это, конечно, не относится к определению общих категорий и понятий, предмет которых является идеальным и располагается выше юридической практики (например, дефиниция правового государства, понятия справедливости, равноправия и т. п.). Одна

Далеко не все категории и понятия, употребляемые в законе, подвергались определению, а только те, которые непосредственно выражали предмет регулирования данного закона. Это требование ограничивало круг юридических дефиниций, придавало им необходимый вес в сфере права. И сегодня самые нужные в процессе регулирования нормы-дефиниции — это те, которые определяют предмет регулирования закона. Таковыми являются, например, дефиниция общественного объединения в законе об общественных объединениях, гражданства — в законе о гражданстве, благотворительной организации — в законе о благотворительности и т. д. Все другие определения, сформулированные в законодательном акте, должны иметь прямое отношение к предмету регулирования, раскрывать его с той или другой стороны. Регулятивные качества юридических дефиниций отражают характер и меру их связи с предметом регулирования.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ФИРМЕ Все больше компаний разрабатывают и официально декларируют этические ценности и нормы. Отчет Cadbury о корпоративном управлении послужил официальной поддержкой этому, и в 1992 г. он рекомендовал компаниям применять подобные декларации.Декларации

Этические нормы Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые нормы поведения для

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ Нормы морали и социальные нормы часто отождествляют, хотя на самом деле это не одно и то же. Моральные нормы носят более глобальный характер, апеллируя к абсолютным категориям, таким как добро и зло, и человек обращается к ним в тех случаях, когда ему

12. Нормы и структура банковского права Норма банковского права – это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Юридическая дефиниция: норма права или статья закона

The article examines the nature of the legal definitions of legal, their relationship with the text of the normative legal act and legal structure of the norm. The author addresses the issue of determining the place of legal definitions in classification structures kinds of legal norms.

Итак, как минимум полувековой период осмысления природы юридических дефиниций не сдвинул эту часть науки с мертвой точки и не привел к единому мнению. В чем же трудность? Думается, что принципиальная неразрешимость спора о дефинициях заключается в невозможности достаточной аргументации тезисов ни одной из дискутирующих сторон. Подобная невозможность кроется, в свою очередь, в исходно неверном выборе исследовательского вектора. Юридические дефиниции нельзя безоговорочно относить к нормам права, в этом второй из приведенных нами подходов верен. Но не оттого, что дефиниции не содержат в себе веления, запрета или дозволения, а оттого, что характер взаимного соотношения дефиниции, нормы права и статьи закона неразрывен. Как верно подмечает А.И. Бобылев, «в статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента» . Именно так соотносится юридическая дефиниция со статьей закона и с нормой права. Она в обоих случаях — часть. Будучи записанной в статье закона (а равно любого иного нормативного правового акта), дефиниция представляет собой, как правило, часть этой статьи. Это либо один из пунктов (например, в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ дается более шестидесяти дефиниций), либо приложение к статье (например, в примечании 1 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (далее — УК РФ) помещено определение понятия «хищение»). Иногда дефиниция заполняет весь текст статьи, как это имеет место в ст. 94 Конституции РФ , определяющей термин «Федеральное собрание». Трудно не согласиться с тем, что дефиниция — это часть текста нормативного правового акта. Но она же и часть нормы права.

Еще почитать --->  Обжалование Постановления Мосгорсуда

Чашин Александр Николаевич, председатель Коллегии адвокатов Магаданской области «Дальневосточная», преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (Магаданский филиал), кандидат юридических наук.

В статье рассматривается природа легальных юридических определений, их соотношение с текстом нормативного правового акта и структурой правовой нормы. Автором затрагивается проблема определения места юридических дефиниций в классификационных структурах видов правовых норм.

Такой теоретический дуализм традиционен для отечественной правовой науки. Еще в 1970 г. в базовом учебнике по теории государства и права отмечалось следующее: «Одни авторы полагают, что подобного рода положения [дефиниции. — А.Ч.] правовых актов не имеют нормативного характера и вовсе не являются юридическими нормами, ибо в них нет веления, обязывающего к определенному поведению, запрета или дозволения определенных действий. Другие считают, что хотя такие содержащиеся в правовых актах положения непосредственно не регулируют поведение субъектов, но они являются правовыми нормами, неразрывно связанными с нормами, предусматривающими конкретные виды поведения отдельных людей и их коллективных образований. Из этого делается вывод, что не всякая норма права есть правило поведения» . В первом случае делается отсылка к П.Е. Недбайло, во втором — к И.С. Самощенко.

Норма права: понятие, структура, классификация

Диспозиции: абсолютно-определенные (исчерпывающе формулируют правила поведения – Каждый обязан платить налоги), относительно определенные (устанавливая правила поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы), бланкетные (нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте; либо в другой статье (отсылочные нормы))

Санкции: Абсолютно-определенные (четкая мера воздействия на правонарушителя, одна мера), относительно-определенные (допускают использовать меры воздействия в определенных рамках «от до»), альтернативные (указание на несколько возможных санкций, а суд может выбрать)

4) Договоры нормативного содержания (соглашение двух и более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. Например, коллективный договор)

НО: нормы права формулируются в нормативно-правовых актах различными путями, Не всегда видны три элемента. В юридической литературе было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств. Характеризующих государственно-властную и регулятивную природы нормы. «Если (гипотеза)…то (диспозиция)…иначе (санкция)».

Источник права – система факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Источник права – то, из чего оно создается, возникает. В юридическом смысле источник права означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

Нормы права

Специальные нормы — это предписания, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализгщии, способы правового воздействия на поведение личности. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского права, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

2. Структура юридической нормы должна определяться применительно ко всем их видам, а не только по отношению к нормам-правилам поведения, как обстоит дело в настоящее время. Вопрос о структуре норм права, не являющихся правилами поведения, практически не ставится, хотя наличие этих предписаний — наиболее яркое свидетельство и проявление специализации в системе российского права.

Некоторые исследователи отождествляют обязывающие и запрещающие нормы. Однако обязанность и запрет — не идентичные понятия. Обязанность всегда предусмотрена по отношению к позитивному поведению и представляет собой указание конкретных вариантов из возможного множества; запрет же — указание нежелательных вариантов и оставление всего остального множества на усмотрение субъекта. Если обязывание предполагает активные положительные действия субъектов права, воплощая в себе динамическую форму осуществления функций юридических норм, то запрет ориентирован на пассивное поведение субъектов и связан со статической формой осуществления функций правовых норм.

Учитывая сказанное, можно следующим образом определить поощрительные нормы: поощрительная норма есть обеспечиваемое государством предписание общего характера относительно возможного предоставления определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических и общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности субъектов права в различных сферах жизни общества. По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.

Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос «как», а вторые — «что». Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

Виды дефиниций — это

Право считается достаточно сложной отраслью. Она обладает своей спецификой и тонкостями, к изучению которых необходимо подходить профессионально. Нормативные акты, содержащие те или другие предписания, адресуются при этом не только специалистам, но и обычным людям. В связи с этим в процессе нормотворчества следует делать их по возможности доступными для граждан. Использование в нормативных актах дефиниций – это один из эффективных способов реализовать эту задачу. Они позволяют объяснить те или другие термины по возможности коротко и максимально простыми словами.

Законодательные определения выступают не только в качестве инструментов нормотворческой техники. Использование таких дефиниций – это в большинстве случаев способ установления самостоятельных предписаний. Их нарушение может повлечь негативные последствия для субъекта. Данный факт имеет особенное значение в уголовном производстве.

  1. Депутат – субъект, выбранный от соответствующего округа в представительный (законодательный) государственный/муниципальный орган на основании реализации гражданами прямого и равного избирательного права тайным голосованием.
  2. Публичная оферта – обращенное к неопределенному числу лиц предложение товара в описаниях, каталогах, рекламе, если в нем присутствуют все значимые условия розничной купли-продажи.
  3. Алиби – пребывание подозреваемого/обвиняемого на момент совершения преступного деяния в ином месте.
  4. Налог – индивидуально безвозмездный обязательный платеж, который взимается с граждан и юрлиц в форме отчуждения денежных сумм, принадлежащих им, для финансирования деятельности муниципального образования или государства.
  5. Рецидив преступления – совершение умышленного деяния субъектом, имеющим непогашенную судимость за аналогичный поступок.

Другой подход предполагает приведение в начале нормы (в отдельной, особой статье или главе) серии дефиниций. Такой вариант используется для крупных документов. Как правило, они сложны для понимания. В настоящее время этот подход становится более универсальным. Так, в ФЗ №87, в ст. 1, приводятся определения:

Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Как утверждали древние римляне, любое нормативное определение несет некую опасность. Основная задача дефиниций – это объединение в отвлеченной и общей формуле всех особенностей какого-либо термина или явления. Определение должно наполнять конкретным смыслом категории, зачастую взятые из обычной повседневной речи. В нем не должно быть никакой двусмысленности. Определение должно делать ясным и достоверным разъяснение и применение конкретного положения или групп норм. Задачей составителей в данном случае является выяснение всех признаков, в полной мере характеризующих данное понятие. При этом должны быть учтены наиболее адекватные точки зрения авторов на то или иное явление либо событие.

4. По кругу субъектов различают общие юридические нормы и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. Это нормы, содержащиеся в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы, в отличие от общих, отличаются более конкретизированной направленностью. Они распространяют свое действие только на определенные категории лиц (студенты, военнослужащие, несовершеннолетние, пенсионеры и т.д.). Специальные нормы действуют и в отношении четко определенного круга организаций (коммерческие и некоммерческие организации и др.). С этой точки зрения общая норма ( ст. 91 Трудового кодекса РФ) устанавливает для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов. Очевидно, что специальная норма (ст. 92 ТК РФ) предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет).

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, непосредственно не регулируют ни экономических, ни политических, ни управленческих отношений. Они предусматривают, закрепляют процедурные предписания, которые регламентируют порядок, правила реализации материальных норм. Имеются в виду, прежде всего, нормы гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, процессуальные нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Эти нормы регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса, рассмотрения дел об административных правонарушениях и др. Особенность в том, что процессуальные нормы касаются не всех субъектов права, а только участников того или иного процесса и лиц, причастных к нему.

2. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержатся в большинстве нормативных правовых актов, оказывают регулятивное воздействие путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Это в основном нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного права. Назовем в этой связи нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д. Существенно то, что такие нормы регламентируют правомерное поведение субъектов права.

II. Нормы-правила поведения – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

Управомочивающие юридические нормы содержат положение, предоставляющее субъекту права возможность совершить определенные юридически значимые действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ, «раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов». Характерно, что в тексте нормативных правовых актов управомочивающие нормы распознаются по таким формулировкам, как «может», «вправе», «имеет право», «разрешается».

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договорится о своих взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения и т.д.

Специальные нормы регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в отдельной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.

Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором – имеют значение для нескольких отраслей права. Так, закрепленное в ст.51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.

В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а процессуальные – на вопрос «как регулируют?».

Еще почитать --->  Продажа квартиры с детским долями надо ли подавать декларацию на детей

В императивных нормах в категоричной форме указывается единственный возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному» и т.п.

Дефиниция нормы примеры

  • понятие раскрыто не достаточно четко, и есть опасность его различной интерпретации;
  • юридическим терминам, требующим дополнительного разъяснения;
  • техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.
  1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
  2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
  3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

Третий тип дефиниций обладает предписывающим характером, они по своей роли, значимости, месту в правовом воздействии на характер общественных отношений, отличаются от первых двух классов, но непреодолимого различия между ними нет, так как они все являются неразделимой частью отечественной правовой системы.

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

Сущность и значение дефиниции в современном законодательном тексте

В-четвертых, это общеязыковая и терминологическая грамотность. Нормативную дефиницию следует выстраивать таким образом, чтобы в ее текстовой основе не было грамматических и пунктуационных оплошностей, преимущественно употребляя термины в том смысле, в котором они уже были задействованы ранее. Прав М. Баудиш, писавший о том, что вновь вводимому понятию следует давать дефиницию посредством тех понятий (и терминов), которые уже определены и известны[10].

адекватной множественности нормативных дефиниций. Каждое законодательное определение должно быть подкреплено и обосновано именно возможностью недопонимания пользователем смысла соответствующего понятия, что может предопределяться его новизной, сложностью содержания или иными специфическими аспектами употребления в конкретном законодательном акте. Отсюда и практически единое мнение ученых о необходимости выборочного, осторожного подхода к определению того или иного термина в законодательном тексте. На этот факт обращают внимание В. Кнапп и А. Герлох, указывая, что «иногда, при наличии чрезмерного количества определений и при небрежной их выработке, значение определения может стать парадоксальным: чем больше понятия определяются, тем менее ясными они являются»[15]. Поэтому совершенно верно замечено, что число определений, объясняющих те или иные содержащиеся в законе термины, не должно быть чрезмерным[16]. Необходим жесткий контроль со стороны законодателя и независимых экспертов за тем, какие понятия определяются в тексте закона, а самое главное — как они интерпретируются. Очевидно, что в некоторых нормативных актах вполне возможно обойтись без толкования общеизвестных терминов, которые не меняют своего первоначального смысла в новых законодательных условиях. Так, с нашей точки зрения, излишним является законодательное определение терминов «федеральный закон» и «федеральный конституционный закон» в ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005). Спорной представляется необходимость дефинирования таких терминов, как «международный стандарт» и «национальный стандарт», в ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 09.05.2005): считаем, что общего определения понятия «стандарт» вполне достаточно; значение же понятий, характеризующих его видовую принадлежность, представляется вполне очевидным.

Нормативная дефиниция, отражая основную суть понятия, выявляя существенные признаки, никогда полностью не исчерпывает его содержания. Определение всегда недостаточно для понятия — оно лишь указывает пользователю путь к понятию, расставляя необходимые акценты. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть дефиниция[7]. Однако без емких и логически сконструированных определений в законодательном тексте не обойтись. Каждый адресат должен знать направление мысли законодателя, его взгляд на толкование того или иного понятийного объекта. Поэтому следует определить и осмыслить те свойства, которые должны быть присущи нормативной дефиниции, обратить внимание на требования, предъявляемые к ней.

Нисколько не потеряли актуальности правила определения понятий в тексте законодательного акта, обоснованные П.И. Люблинским еще в начале ХХ века. По его мнению, определение должно иметь место только тогда, когда оно удовлетворяет практическим потребностям, но не чисто теоретическим интересам. В тех случаях, когда законодательное понятие по содержанию совпадает с общежитейским, не следует давать определений, предоставив этому понятию свободно развиваться. Всякий искусственный термин должен быть определен законодателем прямо или косвенно[17]. С точки зрения А. Нашиц, «. потребность в определении используемых терминов проявляется, естественно, наиболее явственно тогда, когда эти термины имеют в разных или даже в одной и той же отрасли права неодинаковое значение. или же наоборот, когда для одного и того же понятия законодательство использует разные термины»[18]. Анализируя современное законодательное пространство, Т.В. Губаева приходит к выводу, что нормативные дефиниции необходимы в случаях, если: 1) понятие создано путем переосмысления общеупотребительного слова либо с использованием нетрадиционной лексики (редких, специальных или иностранных слов, в том числе юридических терминов); 2) понятие оформлено с помощью слов, которые слишком часто употребляются в обычной речи и вызывают множественные смысловые ассоциации; 3) данное понятие специфично, с учетом целей проектируемого нормативного правового акта; 4) понятие по-разному трактуется юридической наукой и практикой[19].

Проблема, связанная с определением понятия в законодательном тексте, в настоящее время находится под пристальным вниманием многих исследователей. Это обусловлено той значительной ролью, которую играют нормативные дефиниции в законотворческом процессе, теми надеждами, которые возлагаются законодателем на каждое выстроенное им определение, а также степенью их реализации. Трудно представить современный законодательный акт без определений основных понятий, используемых в нем. Дефиниции предоставляют каждому заинтересованному пользователю возможность при анализе того или иного нормативного акта познакомиться не только с самим понятийным аппаратом закона, но и узнать содержание определенных лексических единиц, вникнуть в их суть.

Дефинитивные нормы

Охранительные нормы регламентируют государственные принудительные меры защиты прав участников процесса. Так, штрафные санкции могут быть применены в отношении лиц, у которых находится доказательство, необходимое кому-либо из участников процесса для доказывания своих требований или возражений, не исполнивших обязанность представить эти доказательства по требованию суда (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ).

В ГПК РФ указание на правовые принципы содержится в целом ряде норм. В частности, в ст. 6 ГПК РФ — принцип равенства граждан перед законом и судом; ст. 7 ГПК РФ — принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел; ст. 8 ГПК РФ — принцип независимости судей при осуществлении правосудия; ст. 10 ГПК РФ — принцип гласности судебного разбирательств; ст. 12 ГПК РФ — принципы состязательности и равноправия сторон и т.д.

Управомочивающие нормы определяют права субъектов процесса. В частности, согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; и т.п.

Дефинитивные нормы определяют в обобщенном виде признаки определенных правовых категорий. Так, в ст. 55 ГПК РФ содержится дефиниция судебных доказательств: «Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела».

Обязывающие нормы предусматривают обязанности участников процесса. Характерным примером таких предписаний является положение, содержащееся в ч. 1 ст. 70 ГПК РФ, в соответствии с которым лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд и дать правдивые показания.

Юридическая техника

Определение понятий активно стало использоваться в Западной Европе с середины XX в., в России — с начала XXI в. По крайней мере в советское время мы не наблюдали широкого распространения дефиниций. Некоторые ученые объясняют это тем, что советский период отличался стабильностью, тогда как сейчас Россия находится на переходном этапе, когда все, в том числе понятия, подвержено динамике. Дефиниции, которые позволяют ее отразить, обеспечивают сегодня стабильность правового регулирования.

Однако в этом объяснении есть доля лукавства. Стабильность в запаадноевропейском обществе является образцом для многих стран, тем не менее, дефиниции там давно нашли применение и отказываться от них не собираются и по сей день. В Советском Союзе дефиниции как способ правотворческой техники просто еще не был интеллектуально полностью освоен. Да и зачем его было осваивать, если законодательство было ориентировано не столько на граждан, сколько на власть.

  • дефиниции-перечисления;
  • дефиниции, содержащие синтез составных частей явлений, предметов, документов;
  • дефиниции через сравнение;
  • дефиниции через отличительные признаки;
  • дефиниции, в которых указывается на один главный признак явления;
  • общие дефиниции, где отражаются закономерности развития явлений.

дефиниции-перечни. Они относятся к разряду самых простых. Именно поэтому они были самым распространенным, а точнее — единственным способом характеристики тех или иных правовых явлений в древнем и сословном праве. Такие дефиниции используются, когда еще не накопился достаточный опыт в применении понятия и не представляется возможным определить его путем указания в нем существенных признаков. Они имеют менее отвлеченный и более иллюстрированный характер, однако им присущ серьезный недостаток, касающийся точности и их достоверности (Временный перевод на другую работу без согласия работника — это перевод на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения или устранения последствий, возникших в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 72 ТК РФ).

  • отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение;
  • быть полными и отражать все обобщаемые явления;
  • быть адекватными, т.е. иметь объем, совпадающий с определяемым понятием;
  • не содержать противоречивых суждений;
  • не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии (чтобы не было тавтологии).

Вопрос 2

— Дозволяющие (управомочивающие) —нормы, указыва­ющие на возмож­ность совершать оп­ределенные дей­ствия, наделяющие субъектов определен­ными правами(напр., подавать иск в суд, получать пенсию, распоряжаться иму­ществом или: право родителей требовать возврата детей от любого лица, удер­живающего детей у себя не на основа­нии закона или су­дебного решения). Эти нормы содержат в своем тексте сло­ва: «вправе», «имеет право», «может».

— охранительные (стражи порядка)— устанавливают способы юри­дической ответственности за нарушение прав и невыполне­ние обязанностей, закреплен­ных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).

Нормы правила поведения призваны непосредственно регулировать общественные отношения при помощи определения прав и обязанностей участников этих отношений и условий их реализации, а также воздействие государства на нарушение установленных правил поведения. Именно в этих нормах детализируются и конкретизируются исходные нормы.

Диспозитивные — нормы, предписывающие государством ва­риант поведения, но дающие возможность сторонам регулируе­мого отношения самим определять права и обязанности в от­дельных случаях. Их называют «восполнительными», поскольку они восполняют отсутствующее соглашение и действуют толь­ко тогда, когда стороны регулируемого отношения не установили для себя другого правила, не договорились по данному вопросу (распознаются по формулировкам: «при отсутствии иного со­глашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в ко­торых сформулированы непререкаемые требования общего ха­рактера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Так, нор­мой-принципом является ст.2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».