Норма дефиниции нормы права примеры статей

  • Использование нормативно-правовых актов позволяет государству регулировать отношения между субъектами права.
  • Субъектами права могут выступать как юридические, так и физические лица в зависимости от сферы его применения.
  • Но главной задачей при разработке актов является определение модели поведения в той или иной ситуации.
  • При этом до общества должно быть в понятной форме донесено, какие действия в определенной сфере разрешено проводить, согласно законодательства, а какие нет.

35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела; делать выписки из них; снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; и т.п.

  • Общеобязательность. Этих норм должны придерживаться все, кому они адресованы, без исключений.
  • Документальность – все нормы права подтверждены документально. В официальных бумагах подробно расписаны все рамки, которые следует придерживаться.
  • Отношения не только к одной личности, данные правило распространяется не к одному конкретному лицу, а ко всем физическим и юридическим пунктом (не путать с первым пунктом!)
  • Системность. Данные правила обозначаются как система общественного поведения, правила должны восприниматься как объединение, а не как перечень никак друг к другу не относящихся правил.
  • Возможность привлечения к юридической ответственности в случае нарушения данных правил.
  • Микросистемность. Данные правила дополняют друг друга и ни коим образом не противоречат один другому.
  • В зависимости от правотворцев: либо государство, либо органами местного управления.
  • В зависимости от способов, которыми пользуются регулирования делятся на:
    1. Управомочивающие – даёт некую свободу действий (наследование, дарование, переводы, покупки т.д.)
    2. Обязывающие – обязывает лица выполнять те или иные действия (например: уплата налогов, возврат долгов и т.д.)
    3. Запрещающие – запрещает лицам выполнять какие-то определённые действия, за нарушения этих законов грозит юридическая ответственность (например: воровать, убивать и т.д.).
  • В зависимости от сферы действия:
    1. Федеральные – распространяются на всю территорию Российской Федерации.
    2. Локальные – распространяются на конкретные местности (районы, мероприятия, организации).
  • В зависимости от круга лиц, к которым относятся данные правила:
    1. Общераспространённые — относятся абсолютно ко всем лицам.
    2. Специально распространённые – распространяются на определённые слои населения или на определённые лица.
  • В зависимости от времени распространения:
    1. Постоянные – содержащие законы.
    2. Временные – во время какой-либо стихийной бедствии или аварии.
  • В зависимости от регулировки:
    1. Императивные – являются обязательными для выполнения лиц, к которым эти законы относятся.
    2. Диспозитивные – дают гражданину свободу выбору.
    3. Поощрительные – дающие стимул за социально-полезное поведение.
    4. Рекомендательные – являются средними, наиболее подходящими для государства и граждан (общие правила поведения).
  • В зависимости от характера действия:
    1. Материальные
    2. Процессуальные.
  • В зависимости от содержания:
    1. Исходные нормы ограничивают основы правового регулирования, общих норм поведения, целей, задач, направлений и пределов.
    2. Общие нормы являются присущими для различных отраслей права и распространяются на мероприятия данных отраслей.
    3. Специальные нормы определены как исключения для отдельных отраслей, не распространяясь на все подобные институты права.

Так, Ю. Тихомиров отмечает, что к такого рода нормам в конституционном праве относятся нормы, устанавливающие приоритет КонституцииРоссийской Федерации перед другими нормативно-правовыми актами, устанавливающие приоритет норм международных договоров; нормыст.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; 2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; 4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; .

1) признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами; бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами; профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами; .

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации); физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями; лица (лицо) — организации и (или) физические лица; иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников; .

3) — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего­рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ­ления в уголовном законе, административного проступка — в ад­министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы­полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова­ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель­ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское за­конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ­ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь­зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира­тельный блок» и др.

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

Норма дефиниции нормы права примеры статей

Редко дефиниция в гражданском законодательстве закрепляется с помощью скобок. В ст. 17 и 18 ГК РФ, таким образом, установлены дефиниции гражданско-правовой правоспособности и дееспособности. В этих случаях в скобках содержится определяемое понятие. А в ст. 136 ГК РФ в скобках содержится определяющее (перечневое) понятий: поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы).

Законодатель может избрать и комплексный прием закрепления дефиниций: ряд основных понятий перечислить в самостоятельной статье, а другие определения, относящиеся только к отдельным разделам, главам закона, поместить в соответствующих статьях, при первом их упоминании. Этот вариант успешно использован в законе «О несостоятельности (банкротстве)». В юридической литературе предлагается также использовать постранично-ссылочный прием помещения определения. Однако своего применения в законодательстве он не нашел.

Еще почитать --->  Новогодние Премии В Сбербанке

Кроме того, требуется принятие Правил подготовки нормативно-правовых актов, в которых целесообразно было бы закрепить случаи необходимости определения, критерии выбора способа и приема конструирования нормы-дефиниции в тексте нормативного акта, определить место этих норм в его структуре. В Российской империи в 1913 г. были приняты правила по единообразному применению технических приемов составления законодательных проектов 19 . Есть примеры таких правил и в зарубежных странах. В Директивах по конструированию (оформлению) правовых предписаний Австрии устанавливается: «Определения понятия (легальные дефиниции) включаются в правовую норму лишь тогда, когда они служат четкому пониманию права, следовательно, прежде всего тогда, когда какое-то слово может иметь различные значения или в виде исключения должно быть применено в таком смысле, который отличается от общеупотребительного».

В ГК РФ используется и прием определения понятий с помощь слов «то есть»: совершеннолетние граждане, т.е. достигшие восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ); объекты, прочно связанные с землей, т.е. перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130); мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная для вида, без намерения повлечь соответствующие правовые последствия (ст. п. 1 ст. 170 ГК РФ); непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

  1. Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974.
  2. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Cоветское государ-ство и право. 1978. № 3.С.114
  3. Заец А.П. Система советского законодательства (Проблемы согласованности). Киев: Наукова думка, 1987.
  4. Иванов Е.А. Логика. Учебник для вузов. М.: БЕК, 2000.
  5. Латинско — русский словарь. М.: Рус. язык, 2008.
  6. Кашанина Т.В. Правовое понятие как средство выражения содержания права// Советское государство и право. 1981. № 1. С. 36.
  7. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007.
  8. Нагорная М.А. Техника определения законодательных терминов // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сборник статей в 2-х томах / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 232.
  9. Рабец A.M. Проблемы законодательного закрепления юридических дефиниций// Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование:сборник статей в 2-х томах / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 236.
  10. Рычагова О.Е. Системообразующие факторы права. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2010.
  11. Савицкий В.М. Язык процессуального закона (вопросы терминологии). М: Наука, 1987.
  12. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. С. 30.
  13. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права.1999. №11. С. 111.
  14. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. Учебное пособие. Пермь, 1967.
  15. Халфина P.O. Почему не работает закон? / Журнал российского права. 1997. № 4. С. 22.
  16. ЧинноваМ.В. Дефиниции и их использование в нормативно-правовых актах: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 24.
  17. Юртаева Е.А. Законодательная техника и основы языкового оформления законодательных актов в российской империи // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 145-154.
  18. Язык закона/ Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит, 1971. С. 105.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Нормы института основ конституционного строя, будучи важнейшей составной частью Конституции, наряду с общими для всех конституционных норм признаками, обладают собственной спецификой. Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма.

Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя.

Лекция 2. Конституционно-правовые нормы и правоотношения Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах конституциях, законах и т.

Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов).

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе­ны и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными,

133 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия, т.е. распространяющиеся на субъектов правоотношений вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

Доктринальные дефиниции — это дефиниции, основанные на теоретических выводах, умозаключениях, выражающих наиболее существенные признаки понятий, называющих правовую действительность. Такие дефиниции включены в структуру теоретического уровня правового сознания и, по замечанию В. К. Карташова, «.выражены текстуально, необязательны для субъектов права» .

В статье представлен анализ понятия «дефиниция», позволяющего систематизировать многообразие различных явлений, в том числе правовых. Автор отмечает, что именно в юридической практике формируются правоположения как предпосылки правовых норм, выраженные в форме правовых определений.

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

Дефинитивная норма права в россии

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.
  1. Уголовное законодательство дает разъяснения, что такое преступление, пострадавший, виновный, алиби и другим понятиям, для которых недопустимо двоякое толкование.
  2. Общегражданское право дает определение имущественным отношениям, определяет права и свободы граждан общества.

А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм а такой определитель необходим , то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

Первичными элементами структуры отрасли права являются правовые нормы, которые, группируясь по определенному признаку, обусловленному видом регулируемых отношений, объединяются в комплексы, называемые институтами, а последние в свою очередь могут группироваться в подотрасли.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования.

Такие меры включают индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют ее в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Еще почитать --->  Акт комиссии по замечаниям на объекте строительства

Как правило, дефинитивные нормы присутствуют в обособленном разделе законодательства. Однако в настоящее время многие такие положения содержатся и в основной части. Современные юридические акты выпускаются с разделами общего характера. В них присутствуют ключевые понятия и разъяснения к ним. Так, Закон, регламентирующий защиту потребительских прав, содержит в гл. 1 пояснения к таким терминам, как «потребитель», «продавец», «изготовитель», «безопасность продукции» и так далее.

Норма-дефиниция должна давать четкое разъяснение определенному действию/событию. При этом она должна иметь взаимосвязь с другими подобными положениями иных законодательных актов. Необходимость в нормах-дефинициях возникает тогда, когда определение не раскрыто достаточно полно и четко, в связи с чем существует вероятность неоднозначного его понимания и толкования. Кроме этого, такие положения используются для разъяснения сложных юридических категорий, технического характера в том числе, если они применяются широким кругом субъектов.

Любые, в том числе, дефинитивные правовые нормы обладают многоразовым действием. Они относятся к неконкретному количеству членов общества. Общая цель положений заключается в урегулировании не одного момента, а определенной области отношений. Все, в том числе дефинитивные нормы , обязательны для всех, кто является участником соответствующих взаимодействий. Так, в ТК предусмотрены положения, не направленные на конкретного субъекта, а характеризующие отношения всех лиц, между которыми устанавливаются трудовые связи. Дефинитивные нормы в ГПК содержат пояснения к тем или иным процессуальным терминам и процедурам, применяемым всеми участниками судопроизводства.

Наиболее общими считаются дефинитивные нормы в Конституции РФ. Примеры таких положений можно привести следующие. В Основном Законе дается разъяснение понятию Российская Федерация. Она является демократическим федеративным государством с республиканской формой власти.

Дефинитивные нормы , как и любые другие, ориентированы на конкретную жизненную ситуацию. Так, в УК присутствуют разъяснения таким понятиям, как «алиби», «преступление», «умысел», «вина» и пр. Все эти определения относятся к сфере уголовных отношений. Для разъяснения некоторых вопросов, относящихся к наказаниям, также используются дефинитивные нормы. Примеры можно привести из различных кодексов. В частности, в статьях УК, устанавливающих наказание за экономические и некоторые другие преступления, используется такой термин, как «крупный размер». Это понятие применяется к величине ущерба, причиненного потерпевшему вследствие незаконных действий виновного. В примечаниях к статьям указывается, какой именно размер считается крупным. Так, по общему правилу, ему соответствует сумма в 250 тыс. р. Однако для некоторых преступлений ее величина повышается до 1.5 млн р. Дефинитивные нормы в данном случае позволяют правильно квалифицировать деяние и установить соразмерное наказание.

Из самого определения вытекает, что все конституционно-правовые нормы в зависимости от их функционального назначения подразделяются на нормы-правила поведения и учредительные (исходные) нормы. Правовая норма — правило поведения устанавливает для потенциальных участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности, определяет юридические факты, при наличии которых возникает, изменяется или прекращается конституционно-правовое отношение, предусматривает последствия нарушения самой нормы. Для наглядности приведем правовую норму-правило поведения, сформулированную в ст.

/ / Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Конституционно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения или учредительное (исходное) властное предписание, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений.

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель)

Юридическая дефиниция: норма права или статья закона

Противоположная точка зрения базируется на отрицании нормативной природы юридических дефиниций. Так, Г.В. Мальцев писал, что «некоторые юристы полагают, что определения в праве, хотя и полезны для целей регулирования, не могут быть признаны юридическими нормами, потому что резко отличаются от последних по своему логическому статусу и происхождению» .

Системность законодательства как фактор повышения его качества (Статья подготовлена Сектором общей теории и социологии права ИГП РАН) // Государство и право. 2002. N 8. С. 9.
Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 648.
Ромашов Р.А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. 2001. N 6. С. 19.
Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 708.
Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. N 1. С. 29.
Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. 2003. N 6. С. 24.
Хайретдинова М.Д. Законодательная дефиниция (проблемы теории и практики): автореферат дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. С. 8.

В статье рассматривается природа легальных юридических определений, их соотношение с текстом нормативного правового акта и структурой правовой нормы. Автором затрагивается проблема определения места юридических дефиниций в классификационных структурах видов правовых норм.

Такой теоретический дуализм традиционен для отечественной правовой науки. Еще в 1970 г. в базовом учебнике по теории государства и права отмечалось следующее: «Одни авторы полагают, что подобного рода положения [дефиниции. — А.Ч.] правовых актов не имеют нормативного характера и вовсе не являются юридическими нормами, ибо в них нет веления, обязывающего к определенному поведению, запрета или дозволения определенных действий. Другие считают, что хотя такие содержащиеся в правовых актах положения непосредственно не регулируют поведение субъектов, но они являются правовыми нормами, неразрывно связанными с нормами, предусматривающими конкретные виды поведения отдельных людей и их коллективных образований. Из этого делается вывод, что не всякая норма права есть правило поведения» . В первом случае делается отсылка к П.Е. Недбайло, во втором — к И.С. Самощенко.

Итак, как минимум полувековой период осмысления природы юридических дефиниций не сдвинул эту часть науки с мертвой точки и не привел к единому мнению. В чем же трудность? Думается, что принципиальная неразрешимость спора о дефинициях заключается в невозможности достаточной аргументации тезисов ни одной из дискутирующих сторон. Подобная невозможность кроется, в свою очередь, в исходно неверном выборе исследовательского вектора. Юридические дефиниции нельзя безоговорочно относить к нормам права, в этом второй из приведенных нами подходов верен. Но не оттого, что дефиниции не содержат в себе веления, запрета или дозволения, а оттого, что характер взаимного соотношения дефиниции, нормы права и статьи закона неразрывен. Как верно подмечает А.И. Бобылев, «в статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента» . Именно так соотносится юридическая дефиниция со статьей закона и с нормой права. Она в обоих случаях — часть. Будучи записанной в статье закона (а равно любого иного нормативного правового акта), дефиниция представляет собой, как правило, часть этой статьи. Это либо один из пунктов (например, в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ дается более шестидесяти дефиниций), либо приложение к статье (например, в примечании 1 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (далее — УК РФ) помещено определение понятия «хищение»). Иногда дефиниция заполняет весь текст статьи, как это имеет место в ст. 94 Конституции РФ , определяющей термин «Федеральное собрание». Трудно не согласиться с тем, что дефиниция — это часть текста нормативного правового акта. Но она же и часть нормы права.

Нормы дефиниции

Помимо терминологических, законодатели различных государств могут прибегать и к специфическим смысловым приемам. Так, материалы записи телефонных переговоров по УПК РФ есть вещественные доказательства, а в иных кодексах они признаны документами. Но эти примеры — исключение. В целом же уголовно-процессуальная терминология в различных языковых системах, безусловно, едина, поскольку один и тот же понятийный аппарат предполагает применение одинаковой терминологии.

Знание определения термина вовсе не означает, что человек владеет понятием. Наиболее рельефно это ощущается, например, в учебной работе при общении с аудиторией, недостаточно хорошо владеющей русским языком. Можно, допустим, в совершенстве зазубрить, запомнить определения терминов, составляющих процессуальную форму следственного осмотра, но пребывать в полной фрустрации быть «без понятия» при необходимости их практической реализации.

Последствия же ее, в том числе и в юридическом образовании, и в науке о праве, дали о себе знать несколько позднее. Даже активно обсуждаемая и критикуемая ныне дефиниция «доказательство» в е годы XX столетия в учебной и справочной литературе характеризовалась сдержанно.

Хотя проблемы правоприменения, должно быть, и возникали. Не могло, например, не требовать уточнения правило, закрепленное в ст. Приложив усилия, в УУС можно отыскать единичные толкования отдельных «понятий». Например, в ст. Но эти примеры — редкое исключение. Кроме того, в них усматриваются признаки диспозиций уголовно-процессуальных норм. Отсюда мы делаем вывод: включение в отечественное уголовно-процессуальное и иное российское законодательство норм-определений есть плод законотворчества советского периода.

Томин, М. И уж коль скоро речь у нас пошла об арифметических подсчетах, отметим: на момент подготовки рукописи настоящей статьи в структуре ст. Родственную проблему, касающуюся целесообразности закрепления общих правовых положений в уголовно-процессуальном законодательстве, анализирует А. Научный журнал. Как отнестись к подобным аргументам? Невольно приходится озаботиться вопросами об образовании и профессионализме, о государственном, служебном долге и в целом о принципиальной возможности допуска к служению Фемиде «ничего не понимающих и не осознающих» правоведов — сотрудников органов уголовной юстиции.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. 1

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Еще почитать --->  Свидетельство о государственной регистрации на квартиру в 2022 году

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Нормы дефиниции конституции рф

Пример № 3. Ч. 3 ст. 261 Бюджетного кодекса РФ: Министр финансов имеет право осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Охранительные есть нормы права, рассчитанные на неправомерное поведение субъектов правоотношений и устанавливающие меры их юридической ответственности и защиты нарушенных прав. Пример № 1.

Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе.

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов).

Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).Все страны подчиняются этим обязательствам.

II. Нормы-правила поведения –нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права.

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала.

  1. техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.
  1. ясно и конкретно определяют волю государства;
  2. выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  3. выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  4. юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.
  5. способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  6. обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

  1. Составляют большую часть российского законодательства,
  2. Становятся активным пропагандистом идеи «просто и емко о сложном».
  3. Выстраивают новую систему общественных связей.
  1. выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  2. выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  3. юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.
  4. обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  5. способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  6. ясно и конкретно определяют волю государства;
  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные.

Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Они определяют нормативно-ориентирующие направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которых не вправе выйти ни законодатель, ни правоприменители. Так, например, новейшие конституции многих государств закрепляют принципы формирования и деятельности судов. В их числе называются следующие принципы: самостоятельность судебной власти; отправление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только конституции и закону; открытость и гласность судебных заседаний; состязательность процесса; законность и обоснованность судебных решений (ст. 202-206 Конституции Португалии).

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные.

Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). К правам такого рода относятся:

Нормы дефиниции

По этому критерию выделяют положения:. Классификация может осуществляться и по характеру участия в регулировании общественных взаимодействий. По этому признаку выделяют нормы:. Дефиниции — нормы права, обладающие констатирующим характером. Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов. Нормы дефиниции и нормы предписания дают формулировку событиям и категориям в 3-х основных сферах общественной деятельности:. Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы.

Им называют опасное для общества деяние, влекущее применение к виновному уголовного наказания. Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование.

Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо. Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею. Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях. Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными.

Дефинитивные нормы права

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА — (лат. structura строение, расположение, связь) внутреннее строение правовых норм, деление на составные части и связь этих частей между собой. Нормы, регулирующие варианты поведения субъектов права, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции… … Энциклопедия юриста

Норма (право) — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют… … Википедия

ДЕФИНИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы, закрепляющие в обобщенном виде признаки того или иного юридического понятия: преступления, вины, соучастия — в уголовном праве, правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и др.- в гражданском праве. Как правило, дефинитивные нормы (это характерно для всех отправных норм) содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя их немало в его особенной части. В последнее время принятые федеральные законы субъектов РФ снабжены специальным разделом «общие положения», в котором дается перечень используемых понятий. Так, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» статья специально посвящена законодательной характеристике таких понятий, как «выборы», «избирательные права граждан», «гарантии избирательных прав граждан», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «избиратель», «избирательные комиссии», «список кандидатов» и др.

Норма гражданского процессуального права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, направленное на урегулирование общественных правоотношений, возникающих в сфере отправления правосудия по гражданским делам. Нормы… … Большой юридический словарь

Норма права — Норма права это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве… … Википедия

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.

Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.