Наказание За Вмешательство В Личную Жизнь В Беларуси

Добрый вечер! Имеют место случаи, когда организация видеонаблюдения отнесена к обязанностям юр. лица (нанимателя), но есть и случаи, когда это признается

Наказание За Вмешательство В Личную Жизнь В Беларуси

Содержание

Добрый вечер! Имеют место случаи, когда организация видеонаблюдения отнесена к обязанностям юр. лица (нанимателя), но есть и случаи, когда это признается правом работодателя. В некоторых НПА установлены места (объекты), в которых в обязательном порядке должно быть организовано видеонаблюдение. Если же говорить про организации, где не обязаны организовывать видеонаблюдение на соответствующих принадлежащих им объектах, тогда целью такого видеонаблюдения не должен быть сбор личной информации и оно не должно быть скрытым. Нельзя забывать и о праве работника на получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий труда на рабочем месте, это к вопросу об информировании работников о видеонаблюдении. Рассматриваемый вопрос может регламентироваться в ЛПА конкретной организации (положение, инструкция и т.п.).

Здравствуйте. Снимал квартиру через букинг на сутки. Снял ролик на ютуб с обзором ЖК и в нем видео из этой квартиры. Эту квартиру продали и теперь новый владелец требует удалить ролик ссылаясь, что это распространение личной информации. Как быть в этой ситуации?

Закон РБ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 17–18) относит информацию о частной жизни физического лица и его персональные данные к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Если какие-то люди (или сайты) хотят заиметь информацию о твоей частной жизни, они должны получить от тебя разрешение. Что можно считать разрешением – нигде толком не описывается.

Кажется, на Западе святость частной жизни возведена в абсолют (хотя профессия папарацци вполне себе хлебная). А что у нас? Разбираемся с понятием приватности в беларусском законе и прикидываем, как можно наказать усердного читателя твоих переписок в Facebook.

За размещение в Интернете информации, содержащей клевету, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 188 УК, санкции которой предусматривают общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет.

Собеседница также ссылается на статью 18 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», гласящей, что сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими, осуществляется с согласия этого человека, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Кроме того, статья 40 Закона «О средствах массовой информации» содержит некоторые ограничения по использованию изображений физлиц в СМИ.

В соответствии с п.12 ст. 33 УК РБ данная категория уголовных дел относится к делам частного обвинения, соответственно, возбуждено оно может быть только по заявлению потерпевшего. В рамках рассмотрения данного уголовного дела в суде потерпевший (частный обвинитель) может заявить гражданский иск о возмещении морального вреда, если действиями виновного лица были подорваны его авторитет и деловая репутация, а также иск о возмещении материального вреда в виде упущенной выгоды, когда распространение сведений о частной жизни привело, например, к срыву сделки, выгодной для потерпевшего.

«Имеет ли он право распоряжаться моими фото по своему усмотрению? Как я могу защититься? Может ли мое письмо ему о несогласии на распространение моих фото в Интернете основанием для привлечения его к ответственности?», — задает вопросы наша читатель.

Определение порнографического материала содержится в постановлении Министерства культуры от 08.05.2007 №18 «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения и признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 апреля 2000 г. № 8п».

— Согласно ч.1 ст.179 УК незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего, наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом

О вмешательстве в частную жизнь

Поскольку интенсивное построение информационных систем в России и развитие IT компаний началось в нулевые годы XXI в., с этого времени право на неприкосновенность частной жизни приобрело особую актуальность. 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 был назначен Роскомнадзор. Субъектами (операторами) обработки данных стали коммерческие организации.

Еще почитать —>  Ожидаемые изменения по ст.228 в ук.2022 год

Кроме этого, как указано в справке «О состоянии российской адвокатуры на современной этапе», подготовленной ФПА РФ по запросу Министерства юстиции РФ от 18 апреля 2024 г. № 12-52301/18 о предоставлении информации Министерству иностранных дел РФ для подготовки доклада на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, «Уже не вызывает дискуссии утверждение о том, что судебная власть в России на практике не проявляет свою независимость. Причиной тому является непрозрачная система назначения судей исполнительной властью и ее влияние на процедуру лишения судьи полномочий, широкая практика не предусмотренного законом вмешательства председателей судов и судей вышестоящего звена в рассмотрение дел судьей».

Наказание За Вмешательство В Личную Жизнь В Беларуси

Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне­го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня­тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Еще почитать —>  Система поводов для возбуждения уголовного дела и их правовая регламентация

Распространение персональных данных и сведений о частной жизни в СМИ

Сюда же можно отнести служебные характеристики, докладные записки о дисциплинарных взысканиях. Органы правопорядка, давая объявления в СМИ о поисках граждан за уголовные преступления, указывают и некоторые специальные данные, например, цвет глаз, наличие судимости и т. д.

С 2024 года введена административная ответственность за разглашение персональных данных: согласно ст. 22.13 КоАП, умышленное незаконное разглашение персональных данных лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в деянии нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере от 4 (четырех) до 20 (двадцати) базовых величин.

Фото без разрешения – вторжение в частную жизнь? Точку поставит суд…

Означает ли это, что с принятием поправок в ГК могут запретить фотографировать людей на улице, размещать такие фото в СМИ, сети Интернет? Что будут четко определены случаи, когда необходимо получать согласие гражданина на использование его изображения, а когда – нет? Появится ли у нас категория «публичных персон» (известных людей в сфере политики, бизнеса, шоу-бизнеса и т.п.), право на изображение которых может быть ограничено в связи с общественным интересом? Баланс между правом на свободу выражения одних и правом на частную жизнь других предстоит определить законодателю. Мы же давайте посмотрим на опыт в этих вопросах других стран.

— суд не считает возможным и необходимым четко определять, что следует включать в понятие «личная жизнь», при этом изображение человека, будь то фотография или видеоизображение, признается судом составной частью его частной жизни;

Вторжение В Личную Жизнь В Беларуси

В один из таких ночных визитов у несчастной сдали нервы: она кричала на бывшего мужа, пыталась вырвать из рук камеру. Вскоре тот ушел, а на следующий день на его страничке в «ВКонтакте» появилось видео этой сцены с подписью: «Посмотрите, на какой конченой истеричке я был женат все эти годы».

Статьей 2.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях определено, что производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным данным Кодексом.

Еще почитать —>  Можно ли продавать энергетики несовершеннолетним в татарстане в 2022

https://www.youtube.com/watch?v=RZxHTfK-pqI

— Особенностью нового КоАП является то, что им вводится комплексная норма, которая устанавливает ответственность за довольно широкий перечень незаконных действий с персональными данными, — поясняет специалист. — К примеру, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», сбор, обработка, хранение, а также последующая передача персональных данных осуществляются с письменного согласия субъекта персональных данных. Соответственно любые вышеперечисленные действия с персональными данными без письменного согласия субъекта данных будут являться нарушением.

Штраф (п. 1 и 2): до 50 базовых величин (на сегодня эта сумма составляет 1450 рублей, одна базовая величина равна 29 рублям), для лица, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью — от 4 до 100 базовых величин (от 116 до 2900 рублей).

Под эксплуатацией в рассматриваемой статье (а также статьях 181 1 , 182 и 187 УК) понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Объективную сторону преступления составляют незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего. Состав материальный, обязательным является наступление последствий в виде вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего (это могут быть имущественный ущерб, моральный вред, разлад в семье, увольнение с работы и т.д.).

За оскорбление в интернете пользователь Гродненского форума был наказан на сумму более 1400 долларов. Свобода слова обернулась для 22-летнего студента ГрГУ штрафом и возмещением морального ущерба на крупную сумму.В начале года, 14 января в ГАИ УВД Гродненского облисполкома проходило обычное рассмотрение административных материалов, связанных с нарушением Правил дорожного движения. В тот день в кабинет на разбирательство был приглашен и житель Гродно, который в Минске заехал под запрещающий знак и был задержан сотрудниками столичной ГАИ. Протокол для рассмотрения направили в Гродно и здесь ему вынесли штраф в 40 тысяч рублей (статьей кодекса об административных правонарушениях предусматривались штрафные санкции до 175 тысяч рублей).

Можно ли за фото или запись в социальных сетях получить срок? Вполне. Не будет ли тогда данное действие квалифицироваться как вмешательство в частную жизнь человека? И снова ответ утвердительный. На днях было возбуждено очередное дело по ст. 343 ч.2 УК РБ по обвинению жителя Светлогорска, который на свою страницу в социальной сети ВКонтакте скопировал порнографический видеоролик. Как водится в подобных случаях, обвиняемый заявил, что якобы не знал о противозаконности данных действий. Тем не менее, незнание закона не освобождает от ответственности. Кстати, ч.2 данной статьи предусматривает наказание от 2 до 4 лет лишения свободы.

Что грозит за вмешательство в личную жизнь и распространение личной информации

Если неправомерное распространение связано с использованием СМИ, публичных выступлений и прочих аналогичных форм и затрагивает интересы несовершеннолетнего, то применяются положения части 3 рассматриваемой нормы. Стоит обратить внимание, что указанные сведения касаются уголовного дела с участием ребёнка либо отражают полученные им страдания, которые повлекли тяжкие последствия. Выражаться они могут в психическом или физическом проявлении.

Личная жизнь относится к неприкосновенным элементам. Исключения составляют ситуации, когда на то имеется решение, принятое судебными органами. Статью 137 УК следует отграничивать от 138. Отличия состоят в том, что в первом случае виновный использует любые сведения, носящих частный характер. В статье 138 речь пойдёт про телефонную связь, частные переписки и прочие сообщения и отправления. В обоих случаях распространяются данные, которые не должны знать третьи лица.

https://www.youtube.com/watch?v=-Re_e5tGoLA

11 Апр              394      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ