Административная ответственность на производстве

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской

Налоговый вычет / Административная ответственность на производстве

Содержание

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) в части охраны труда и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания.

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

Нарушения в охране труда: какая ответственность ждет работодателей

«При наложении дисциплинарного взыскания учитывайте тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, предшествующую работу и поведение работника. Выбор вида дисциплинарного взыскания — целиком в компетенции руководителя организации. Дисциплинарные взыскания работникам выносятся в порядке, который определен ст. 192 и 193 ТК РФ, снимаются — в порядке, установленным
ст. 194 ТК РФ.

«Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение может быть сделано не позднее месяца со дня, как работодатель окончательно установит размер причиненного работником ущерба.

Меры ответственности работодателей и работников за нарушение трудового законодательства

Напомним, что на основании ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Например, к прямому действительному ущербу можно отнести недостачу денежных и имущественных ценностей, порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества.

3. Статья 145 – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по мотивам беременности или наличия детей карается менее строго – штраф до 200 000 руб. или обязательные работы на срок до 360 часов.

Уголовная. Если работник нарушил инструкцию по охране труда предприятия, к уголовной ответственности его привлечь нельзя. Но если последствия нарушения значительные, например тяжкий вред здоровью, а работник — ответственный за соблюдение правил охраны труда в компании, его могут привлечь к уголовной ответственности.

  1. штраф до 400 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  2. обязательные работы от 180 до 240 часов;
  3. исправительные работы до 2 лет;
  4. принудительные работы до 5 лет;
  5. лишение свободы до 5 лет.

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда

Руководство, уличив специалиста по охране труда в дисциплинарном нарушении, должно в первую очередь запросить объяснение в письменном виде. Если объяснение не предоставлено, это не освободит виноватого от ответственности, а изложенные мотивы могут смягчить вину или даже снять взыскание.

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Еще почитать —>  На холодильник можно ли накладывать арест приставом

Несоблюдение правил выполнения транспортировки грузов опасного характера также представляет собой нарушение административного характера. При осуществлении перевозок воздушным транспортом (ч.1 ст. 11.14 КоАП) штраф для организаций составит до 20 тыс. руб., для должностных лиц — до 2 тыс. руб. При перевозках водным транспортом (ч.2 ст. 11.14 КоАП) эти цифры составят соответственно до 10 тыс. руб. и до 1 тыс. руб. При перевозках железнодорожным транспортом (ч.3 ст. 11.14 КоАП) — до 5 тыс. руб. и до 500 руб.

За нарушение требований промышленной безопасности на производственном предприятии актуальное законодательство предусматривает различные меры ответственности. Если нарушение требований в данной области не повлекло за собой серьезных последствий, наказание за них определяется на основании положений действующего КоАП. К лицам, ответственным за обеспечение безопасности в организации, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, установленные ст. 192 ТК РФ:

174. В графах 1, 2 и 3 указываются сведения о количестве находящихся в производстве на 01.01 отчетного года дел об административных правонарушениях в отношении соответственно граждан, должностных лиц, юридических лиц и по которым на 01.01 отчетного года не вынесено постановление или определение. Показатели граф 1 — 3 заполняются в отчете за первое полугодие и остаются без изменений в отчете за второе полугодие.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Среди наиболее тяжких видов административных наказаний – дисквалификация – представляет собой лишение. Для физических лиц оно выражается в том, что они не имеют права на определенный срок занимать руководящие должности, а также лишены права на осуществление организационно-распорядительных функций. [4] Срок данного административного наказания устанавливается судом на основании представления органа контроля и надзора, варьирует в пределах от 6 месяцев до 3 лет.

С 2024 г., согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 421-ФЗ [3], внесены изменения, касающиеся размеров штрафных санкций за следующие нарушения:
— если должностное лицо фактически допускает работника к работе, но при этом не заключило с ним трудовой договор, то на него может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
— ответственность за уклонение от оформления трудового договора с работником, а равно — заключение ненадлежащего договора, например, гражданско-правового, которым регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, представляет собой наложение штрафа, размер которого для должностных лиц составляет от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. В случае повторно совершенного аналогичного проступка граждане уплатят штраф размером 5000 руб., должностным лицам может грозить дисквалификация от 1 до 3 лет; для ИП в качестве взыскания будет применяться штраф от 30 000 до 40 000 руб.; а юридические лица заплатят штраф от 100 000 до 200 000 руб. [5]

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Определение конкретного типа наказаний для субъектов, допустивших несоблюдение принципов ОТ, зависит от целого ряда условий. К ним относятся такие критерии как вид проступка, его причины, тяжесть последствий и проч. При этом в конкретном случае к нарушителю одновременно могут применяться несколько видов санкций.

Еще почитать —>  Пополнение проездной для инвалидов в колпино

Такая ситуация для сотрудника, допустившего нарушение государственных нормативных требований охраны труда, влечет необходимость полного погашения причиненного работодателю экономического вреда вне зависимости от размера его заработка. Размер ущерба при этом рассчитывается как стоимость имущества, которое по итогам его действий было безвозвратно утрачено либо повреждено. Также эта величина учитывает расходы, необходимые для приведения имущества в первоначальное состояние. При этом она не включает размер упущенной выгоды, полученной по причине такого повреждения.

Нарушение организациями законодательных государственных правовых актов, госстандартов приводит к наступлению административной формы ответственности данных юрлиц. Случаи подобных нарушений указываются федеральным КоАП, региональными актами законов. Региональными законодательными актами определены админнарушения, которые связаны с несоблюдением действующих на местах законов и норм.

Основной мерой, когда возникает административная ответственность юридических лиц РФ являются штрафные санкции. Кроме того, применяются такие санкционные меры, как предупреждение, конфискация или запрещение осуществлять соответствующую деятельность в течение установленного срока.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально). В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института. Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Несоблюдение правил выполнения транспортировки грузов опасного характера также представляет собой нарушение административного характера. При осуществлении перевозок воздушным транспортом (ч.1 ст. 11.14 КоАП) штраф для организаций составит до 20 тыс. руб., для должностных лиц — до 2 тыс. руб. При перевозках водным транспортом (ч.2 ст. 11.14 КоАП) эти цифры составят соответственно до 10 тыс. руб. и до 1 тыс. руб. При перевозках железнодорожным транспортом (ч.3 ст. 11.14 КоАП) — до 5 тыс. руб. и до 500 руб.

  • несоблюдение действующих требований промбезопасности или условий лицензирования (ч. 1 ст. 9.1 КоАП). Влечет наложение штрафа на организацию — до 300 тыс. руб. (или остановка работы до 90 суток), на ответственного за промышленную безопасность — до 30 тыс. руб. Наказание для должностного лица может быть заменено дисквалификацией сроком 6-12 месяцев. Линейный персонал наказывается за такое нарушение штрафом до 3 тыс. руб.;
  • несоблюдение правил безопасности при использовании взрывчатых веществ (ч.2 ст. 9.1 КоАП). Штраф для организаций — до 400 тыс. руб. (или остановка работы до 90 суток), для ответственных лиц — до 40 тыс.руб. (или дисквалификация на 12-18 месяцев), для рядовых работников — до 5 тыс. руб.;
  • грубое невыполнение правил промбезопасности или требований лицензии (ч.3 ст. 9.1.КоАП). Штраф для компаний — до 1 млн. руб. (или остановка работы до 90 суток), для должностных лиц — до 50 тыс. руб. (или дисквалификация на 12-24 месяца);
  • невыполнение требований промбезопасности гидротехнических конструкций (ст. 9.2 КоАП). Штраф для компаний — до 30 тыс. руб. (или остановка работы до 90 суток), для ответственных лиц — до 3 тыс.руб., для рядовых работников — до 1,5 тыс. руб.;
  • повреждение теплосетей или трубопроводов для топлива (ст. 9.10 КоАП). Штраф для организаций — до 30 тыс. руб., для ответственных лиц — до 3 тыс.руб., для рядовых работников — до 1,5 тыс. руб.;
  • отсутствие договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (ст. 9.19 КоАП). Штраф для компаний — до 500 тыс. руб., для должностных лиц — до 20 тыс. руб.

Еще почитать —>  Налог На Имущество Организаций По Кадастровой Стоимости:Перечень Всех Регионов Рф

Часть всех перечисленных составов правонарушений совершается в суде или иным образом связана с отправлением правосудия. Некоторые из них прямо и непосредственно связаны с исполнительным производством, а следовательно, выявляются и документируются судебным приставом-исполнителем.

  • ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;
  • ст. 13.26 «Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений»;
  • ст. 17.3 «Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»;
  • ст. 17.4 «Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи», ст. 17.5 «Воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя»;
  • ст. 17.6 «Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей»;
  • ст. 17.8 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов»;
  • ст. 17.9 «Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод»;
  • ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»;
  • ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера»;
  • ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;
  • ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»;
  • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;
  • ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

Административная ответственность на производстве

В заключение, хотелось бы отметить, что основную административную ответственность за нарушения в области трудового законодательства и законодательства по охране труда, конечно же, несет генеральный директор, но это не означает, что специалист по охране труда или специалист по кадрам, в функции которых входит организация и контроль работ по своему направлению, не могут быть привлечены к такой же ответственности.

С 1 января 2022 г. за ФСС сохранятся полномочия применения административных штрафов к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям — физическим лицам, заключившим трудовой договор с наемным работником за нарушение, изложенное в ст. 15.32 КоАП, и к руководителям организаций за нарушения, изложенные в п. п. 2, 3, 4 ст. 15.33 КоАП (с 1 января изменится редакция ст. 15.33 КоАП). С учетом изменений, вносимых в ст. 15.33 КоАП, ФСС будет уполномочен применять административные штрафы к руководителю организации по следующим основаниям:

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

08 Апр              458      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ