Содержимое
- Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
- Лекция 6
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
- Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
- Прокурорский надзор
- Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел
- Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
- Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
Содержание
- Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
- Лекция 6
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
- Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
- Прокурорский надзор
- Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел
- Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
- Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: проверяет материалы дела, послужившие основанием для отказа. Прокурор может вынести постановление об отказе без истребования материалов дела при очевидном нарушении закона (недостижении подозреваемым установленного законом возраста, отсутствии признаков преступления и т. д.).
Постановление об отказе, которое выносится при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, отвечает тем же самым требованиям. После принятия решения об отказе в возбуждении дела граждане, общественные организации и государственные органы, подавшие заявление или сообщение о преступлении, уведомляются об этом решении.
Лекция 6
В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.
Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.
При избрании меры пресечения прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, были лишены возможности уклониться от следствия и суда, совершить новое преступление. Обнаружив, что следователь не избрал необходимую меру пресечения, он даст ему указание об ее избрании. В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании такой меры пресечения как заключение под стражу должны быть указаны конкретные основания для подобного решения вопроса. Прокурор следит за тем, чтобы избрание меры пресечения соответствовало требованиям ст. ст. 97, 98 УПК РФ. Если мера пресечения заключение под стражу должна применяться но мотивам, что совершено преступление, за которое уголовным законом предусмотрено наказание св.2-х лет лишения свободы, должны быть представлены сведения, свидетельствующие о невозможности избрания другой, более мягкой меры пресечения. Лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, должен быть разъяснен порядок обжалования.
Предметом надзора прокурора является также законность и обоснованность привлечения лица в качестве обвиняемого. Значение предъявления обвинения состоит в том, что оно устанавливает пределы обвинения, а также представляет органу расследования с момента предъявления обвинения ряд властных полномочий, например, применить меру процессуального принуждения, избрать меру пресечения, временно отстранить от должности, подвергнуть обязательной экспертизе, поместить в медицинское учреждение. Сказанное требует обеспечения законности привлечения в качестве обвиняемого, и прокурор должен осуществлять надзор таким образом, чтобы обвинение было обоснованным, доказано материалами дела. Необоснованное признание лица обвиняемым не только влечет нарушение его прав как личности, но может затруднить или исключить установление лица, в действительности совершившего преступление. Не должно допускаться поспешное предъявление обвинения при отсутствии достаточных доказательств, так как это может привести к незаконному избранию меры пресечения. Грубым нарушением является и запоздалое привлечение в качестве обвиняемого, так как обвиняемый лишается реального права на защиту, например, права пригласить защитника, участвовать вместе с ним в сборе и представлении доказательств. В литературе возник вопрос о том, может ли следователь, предъявляя обвинение, следовать только обвинительному уклону. При обвинительном уклоне предполагается игнорирование сведений, имеющихся в деле, свидетельствующих о меньшей степени ответственности обвиняемого. Такое недопустимо и может свидетельствовать о ненадлежащем выполнении функции обвинения. Поэтому прокурор должен требовать от следователя при предъявлении обвинения соблюдения объективности и проверки всех версий и сбора всех доказательств, в том числе опровергающих версию обвинения. Проверяя законность привлечения лица в качестве обвиняемого, прокурор должен следить, чтобы обвинение предъявлялось в том объеме, который фактически доказан материалами дела. Нарушение этого требования, когда обвинение предъявляется с «запасом», в последствии обернется оправданием обвиняемого по определённым статьям, не доказанным в судебном разбирательстве, его реабилитации по этой части обвинения и необходимости возмещения ему имущественного или морального вреда. Прокурор должен также следить, чтобы обвинение было предъявлено только следователем, имеющим компетенцию подследственности для расследования данной категории дел. Предъявление обвинения должно последовать не позднее 3-х суток с момента вынесения постановления, а в случае неявки обвиняемого или его защитника в день фактической явки или в день привода при обеспечении следователем участия защитника. Прокурор также должен обращать внимание, чтобы обвинение было ясно сформулировано. Нечеткое обвинение, отсутствие указания на конкретные преступные действия, которые совершены обвиняемым, лишает обвиняемого права на защиту и является существенным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства (ст. 171 У ПК), в то же время оно препятствует установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, как того требует ст. 73 УПК. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть полным и обоснованным, содержать правильную квалификацию преступных действий обвиняемого, индивидуализировать его роль в преступлении, если оно совершено группой лиц. Проверяя законность действий следователя при предъявлении обвинения, прокурор также выясняет, разъяснены ли обвиняемому его права на предварительном следствии и предоставлено ли ему реальное право на защиту. Для обеспечения эффективности проверки он должен знать о типичных нарушениях закона, допускаемых следователями. Например, когда обвинение предъявляется с «запасом» квалификации или эпизодов, чтобы подстраховаться и потом не перепредъявлять обвинение, или, когда обвинение предъявляется в конце срока, установленного для расследования уголовного дела, что делается нередко для избежания участия обвиняемого и его защитника в сборе доказательств. Обнаружив нарушения ст. ст. 171, (порядок привлечения в качестве обвиняемого), 172, 173, 174, (предъявление обвинения, разъяснение прав обвиняемому и его допрос), прокурор может дать письменное указание следователю или органу дознания об устранении нарушений.
Еще почитать —> Можно Ли Идти На Комиссию По Делам Несовершеннолетних За Потерю Паспорта
При несогласии с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо постановления о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не позднее 14 суток с момента поступления материалов дела отменять незаконное процессуальное решение.
1.17. Рассматривая в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Прокурорский надзор — это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей её территории. В своей деятельности прокуратура руководствуется ФЗ N2202-1 «О прокуратуре Российской федерации», а также иными законами. Относительно уголовного производства, прокурор надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и руководствуется также Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02 июня 2011г. №162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.
Предметом прокурорского надзора согласно ст.32 ФЗ от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» являются: «законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы».
Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.
Еще почитать —> Скажите сдебные приставы должны сообщить о продаже квартиры с аукциона
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Прокурорский надзор
Например, приказ МВД РФ от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дед Российской Федерации заявлений, сообщении и иной информации о происшествиях»; совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли России. ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и др.
Кроме того, они с особым вниманием должны проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного Дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
Закон возлагает, на прокурора обязанность проверять, соблюдались ли установленные порядок и сроки возбуждения уголовного дела, а также права и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях и при отказе в возбуждении уголовного дела.
Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела занимает важное место в системе отправления правосудия. Точный надзор за исполнением законов органами и лицами, уполномоченными рассматривать сообщения о преступлениях, а также возбуждать уголовные дела, зависит в первую очередь от эффективно настроенного прокурорского надзора. Однако на практике зачастую мы видим большое количество нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Прокуратура Российской Федерации принимает меры для увеличения эффективности прокурорского надзора в стадии возбуждения уголов-
В этом и парадокс, так как одно из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Возникает ситуация, когда прокурор обязан осуществлять координацию соответствующей деятельности и одновременно надзирать за ее законностью. Вопрос в том, возможно ли качественно и беспристрастно осуществлять надзор в таком положении, так как задача повышения эффективности борьбы с преступностью нередко вступает в противоречие с законностью форм и методов таковой. То есть прокурор обязан надзирать, если можно так выразиться, за самим собой и деятельностью прокуратуры как надзорного органа.
— рассмотрение материалов и проверку законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела производить в течение пяти суток с момента поступления их в прокуратуру. В случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, при наличии в материалах неустраненных противоречий получать объяснение от заявителя, в том числе о мотивах изменения им своей позиции. В необходимых случаях давать письменные указания по выяснению обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения;
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел
Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст.112 и 113 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы, указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему немедленно направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 112 УПК). Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Еще почитать —> Мошенники От Втб
В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 УПК прокурор в пределах своей компетенции не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, дает указания об устранении выявленных нарушений закона.
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела следователем или органом дознания прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело. В этом случае с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования прокурор может поручить производство дознания или досудебного следствия другому лицу.
Надзор Прокурора За Законностью Возбуждения Уголовного Дела Законностью И Обоснованностью Привличения Лиц К Уголовной Ответственности
Эффективность противодействия преступности, быстрое и полное раскрытие преступлений, выявление и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц во многом зависит от принятия органами уголовного преследования своевременного и законного итогового решения, завершающего стадию возбуждения уголовного дела (решения о возбуждении уголовного дела, решения об отказе в возбуждении уголовного дела, решения о передаче заявления, сообщения по подследственности, решения о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со ст. 426 УПК дело частного обвинения). С этой целью законодатель установил ряд гарантий обеспечения законности подобных решений, среди которых особое место занимает институт прокурорского надзора.
Анализ правоприменительной практики органов прокуратуры в сфере реализации прокурорами полномочий, предоставленных им ст. 179 УПК, свидетельствует об отсутствии единообразного подхода в их применении. Различия, в частности, связаны со временем возможного осуществления указанных полномочий. Речь идет о праве прокуроров отменять постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела с одновременным отказом в возбуждении уголовного дела, о праве прокуроров отменять постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела с одновременным направлением материалов для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении, о праве прокуроров отменять постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела с одновременным прекращением производства по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия.
Предупреждение случаев незаконного задержания связано с порядком уведомления прокуроров о произведенном задержании с указанием оснований, мотивов задержания и данных о личности задержанного. Это должно быть сделано в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях — с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника.
Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.
Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, дают письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
18 Апр 1083