Помощи семьям с детьми инвалидами в россии и за рубежом

Онлайн поддержка родителей особых детей В период карантина очень важно находить возможности продолжать заниматься со своим ребенком привычными занятиями.

Помощи семьям с детьми инвалидами в россии и за рубежом

Содержание

Онлайн поддержка родителей особых детей

В период карантина очень важно находить возможности продолжать заниматься со своим ребенком привычными занятиями. Это достаточно просто с Московской электронной школой и другими онлайн-сервисами. Но что делать, если семья растит особого ребенка?

Также у родителей будет возможность прослушать курс обучающих лекций и семинаров по самым разным аспектам, связанным с развитием, абилитацией, реабилитацией и социальной адаптацией детей и взрослых людей с ментальной и другими видами инвалидности. Программа семинаров также включает специализированные семинары для других членов семьи, например, бабушек, дедушек, братьев и сестер.

Беспрепятственный доступ обязаны обеспечивать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм.

Если человек перестает ухаживать за ребенком-инвалидом (например, выходит на работу) или начинает получать пенсию или пособие по безработице, он обязан самостоятельно в течение 5 дней известить об этом ПФР. Это нужно, чтобы своевременно прекратить выплаты. Иначе деньги придется вернуть в ПФР, как неправомерно полученные.

Все дети в Швеции, независимо от тяжести нарушений, посещают школы. Никто не делит их на «обучаемых» и «необучаемых». Просто дети с наиболее серьезными нарушениями интеллекта посещают специализированные школы. Другие дети могут посещать обычные школы, но, если необходимо, им в школе помогает персональный помощник. Сотрудники абилитационных центров консультируют школьных учителей по поводу особенностей развития детей-инвалидов, помогают приспособить школу под нужды детей-инвалидов. Принцип нормализации предполагает, что ребенок-инвалид должен жить нормальной жизнью, и следовательно, ребенку в инвалидной коляске должны быть доступны все помещения в школе.
Власти оказывают также финансовую поддержку семье ребенка-инвалида, включающую поддержку семьи, которая ухаживает за ребенком дома (может быть и частичная поддержка, когда родитель работает часть времени). Существуют национальные гранты для модификации квартиры/дома, так, чтобы она была удобна для ребенка–инвалида. Кроме того, есть еще и местная финансовая поддержка семьи.

Я хотела бы вкратце рассказать об организации помощи детям-инвалидам на примере Швеции. Похожая система сложилась во многих странах мира, но, как известно, именно Швеция несколько впереди, именно там еще в 60-е годы был выдвинут принцип нормализации жизни инвалидов.
Что значит нормализация – это значит, что жизнь инвалида должна быть как можно более «нормальна», или как можно более приближена к нормальной, обычной жизни своих сверстников.
Что нормально и обычно для маленьких детей – жить вместе с родителями в семье. Для детей дошкольного возраста нормально посещать вместе со своими друзьями, живущими по соседству, ближайший детский садик. Для ребенка школьного возраста нормально ходить в школу, а для молодого человека после 18 –20 лет нормально жить в своей собственной квартире отдельно от родителей.

Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью

В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.

Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.

Еще почитать —>  Монитор какой окоф в 2022?

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Как получить помощь для семей с детьми-инвалидами

  • заявление гражданина, осуществляющего уход, с указанием своего места жительства и даты начала ухода;
  • справка о том, что пенсия гражданину, осуществляющему уход, не назначалась (справка выдается органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии по месту жительства либо месту пребывания ухаживающего лица);
  • справка о том, что гражданин, осуществляющий уход, не получает пособия по безработице (справка выдается органами службы занятости по месту жительства ухаживающего лица);
  • документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, заверенные в установленном порядке, лица, осуществляющего уход;
  • документы, подтверждающие полномочия заявителя (в случае, если документы подает опекун или усыновитель).

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней после предоставления заявления со всеми документами. Выплата предоставляется с месяца освидетельствования ребенка в бюро медико-социальной экспертизы и выплачивается по месяц истечения срока инвалидности (но не более чем до достижения 23 лет).

Нормативно-правовое обеспечение социальной адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом

Появилась возможность использовать свойства этого документа для упорядочения различных видов социальной помощи, которые может предоставить инвалидам общество. При исполнении норм Закона предполагается, что в индивидуальной программе реабилитации будут указаны меры, необходимые и достаточные для достижения целей реабилитации и интеграции инвалида в общество. Квалифицированная разработка индивидуальной программы должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие инвалиду активную позицию, при которой он мог бы грамотно использовать как свой остаточной реабилитационный потенциал, так и помощь со стороны государственных и общественных структур.

Процесс реабилитации имеет циклическую структуру. В каждый реабилитационный цикл, который условно можно считать начинающимся с комплексной экспертизы, включающей в себя также оценки эффективности реабилитационных мероприятий, составление планов таких мероприятий на предстоящий цикл, в качестве главного и основного звена входит реализация самих реабилитационных мероприятий:

Дети с инвалидностью в 2024 году

Заявление на отказ или восстановление набора соцуслуг (НСУ) можно написать до 1 октября текущего года на следующий год в отделении Пенсионного фонда по месту жительства. Если вы пропустите срок подачи, то отказаться или восстановить НСУ будет возможно только еще через год.

Беспрепятственный доступ обязаны обеспечивать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм.

Помощи семьям с детьми инвалидами в россии и за рубежом

По просьбе родителя, воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю. Труд работника при этом оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Родители, а также супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, имеют право на ежемесячный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 3000 руб. Для единственного родителя (приемного родителя), усыновителя, опекуна, попечителя налоговый вычет удваивается. Такой вычет предоставляется на каждого ребенка-инвалида, воспитывающегося в данной семье.

Еще почитать —>  Подарили машину можно ли на нее наложить арест если есть долги

Обзор Международных фондов помощи

Представительство организации открыто в России в 1996-м. Структура поддерживает широкий спектр проектов по развитию благотворительной деятельности в РФ, вкладывает деньги в разнообразные благотворительные программы, оказывает НКО огромную финансовую помощь в сегментах науки, культуры, экономических исследований. Фонд Форда выделил два миллиона долларов благотворительному фонду CAF в России. Очень известна Международная программа стипендий фонда, управлением которой в РФ занимается постоянное представительство Института международного образования. Российские граждане могут получить гранты для послевузовского обучения в области гуманитарных и социальных наук (аспирантура, магистратура).

Наша страна сейчас потихоньку включается в процесс объединения мировых фондов благотворительности и отечественных. Иностранная благотворительность немало помогла и некоммерческим организациям, оказывающим помощь соотечественникам, и отдельным россиянам. Было реализовано множество программ, проектов, инициатив по самым разным направлениям. Международные фонды помощи помогают решать очень важные проблемы, существующие в России:

Поддержка семей с детьми и детей-инвалидов нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства

Продолжится работа по созданию условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Ежегодно регионами реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для данной категории населения. В 2024 году за предоставлением государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в органы службы занятости обратилось 17,8 тыс. женщин.

В 2024 году в структуре Федерального бюро медико-социальной экспертизы будет создан Федеральный центр комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, основными задачами которого являются разработка и внедрение научных подходов и инновационных методов комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, и оценка их эффективности, а также оказание методической помощи регионам.

Кaждaя из cтpaн пpишлa к интeгpaции cвoим ocoбым путeм. К кoнцу 20 cтoлeтия вo мнoгих cтpaнaх миpa (CШA, Вeликoбpитaнии, Швeции, Гepмaнии, Итaлии, Скaндинaвcких cтpaнaх) нaпpaвлeниe дeтeй в cпeциaльныe (кoppeкциoнныe) oбpaзoвaтeльныe учpeждeния пpeдcтaвляeтcя кpaйнeй мepoй, кoгдa вce дpугиe вoзмoжнocти ужe иcпoльзoвaны и нe дaли жeлaeмoгo peзультaтa. В пpaктикe oбpaзoвaния этих cтpaн peaлизуeтcя пpинцип интeгpaциoннoгo пoдхoдa – пpeдocтaвлeниe дeтям c ограниченными возможностями вoзмoжнocти oбучeния в мaccoвoй шкoлe вмecтe c oбычными дeтьми [3, 352-364].

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями часто отстаивается с позиций соблюдения прав человека или справедливости. Однако экономический аргумент образования детей с ограниченными возможностями также весьма убедительный. Для детей-инвалидов риск бедности по причине нехватки образования может быть даже выше, чем у детей-неинвалидов. Почти неизбежно они становятся экономическим бременем для общества и своих семей. Большинство национальных и международных целей развития включают равные права инвалидов на получение образования наряду с другими членами общества. В действительности коэффициент зачисления в школу и образовательный уровень детей-инвалидов остается намного ниже, чем у их сверстников-неинвалидов. Коэффициент зачисления в школу для детей-инвалидов в развивающихся странах оценивается всего лишь в 1-3 процента. Поэтому тяжелое положение детей-инвалидов и их семей представляет собой огромную проблему развития. Образование играет существенную роль в жизни любого человека, но на жизнь детей-инвалидов оно оказывает намного большее влияние. Приростные доходы от предоставления образования ребенку-инвалиду намного превосходят связанные с этим приростные затраты.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— лица с ограниченными возможностями под руководством профессионального персонала и при помощи специального штата добровольцев и членов семейства должны активно принимать участие в программах обучения функциональному восстановлению, развитию способности ухода за собой и навыков работы. Основные законы: о защите инвалидов (1991 г.), о браке (2001 г.), Конституция КНР (2004 г.).

Еще почитать —>  Сбербанк юридическая консультация

ными возможностями на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счёт квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации лиц с ограниченными возможностями возложена на министерство здравоохранения и социального обеспечения [3].

Положение семей с детьми-инвалидами

Медики утверждают: чем раньше будет дана оценка состоянию здоровья ребенка, тем легче определить оптимальную схему развития его потенциала и коррекции возможных нарушений. На этом основывается теория раннего вмешательства, объектом которой являются дети до трех лет. Она предусматривает совместную работу специалистов разных профилей (психологов, педагогов, врачей, социальных работников). При междисциплинарном подходе внимание уделяется не только, например, слабому слуху или нарушениям опорно-двигательной системы. Учитываются и психические реакции и адаптационные возможности ребенка. Инструментарий – от массажа и лечебной гимнастики до музыкальных записей, тренирующих слух, и развивающих игр. Специалисты называют свою работу «абилитацией», развитием способностей, которых не было от рождения. Малыша приводят к врачам раз в неделю, остальное время родители занимаются с ним дома на основании рекомендаций специалистов. Такая система позволяет ребенку расти в домашней обстановке. Нередки случаи, когда «бесперспективный» и «необучаемый» ребенок через некоторое время начинает посещать детский сад – сначала коррекционный, затем и обычный. Он способен войти в детский коллектив, обслуживать себя в соответствии со своим возрастом, а то и развиваться наравне со сверстниками. Впрочем, к «наравне» теория раннего вмешательства не стремится. Главное, чтобы у ребенка были нормальные условия жизни, чтобы он рос в семье, играл и общался, чувствовал любовь и ласку, осознавал себя как личность.
Идея раннего вмешательства все шире используется в России: ее применяют в тех или иных формах некоммерческие организации, государственные лечебные и образовательные учреждения. Одним из первых в РФ этот подход к развитию детей-инвалидов начал использовать Институт раннего вмешательства в Санкт-Петербурге. Он создан по инициативе научных работников в 1991 году как негосударственное некоммерческое учреждение. Институт регулярно получает гранты ведущих международных благотворительных фондов. Кроме того, он сотрудничает с санкт-петербургскими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты. В 1992 году Институт разработал и реализовал программу «Абилитация младенцев», в 1998 она вошла в городскую медико-социальную программу «Дети-инвалиды». В рамках программы в Санкт-Петербурге было открыто более 20 центров абилитации при районных детских поликлиниках, Институт подготовил для них специалистов и до сих пор оказывает им методическую поддержку.
Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства активно распространяет свой опыт работы с семьями детей-инвалидов. Его филиал был создан в Великом Новгороде, в пяти райцентрах Новгородской области появились абилитационные пункты. На опыт петербуржцев опираются Общество помощи детям имени Л.С. Выготского в Волгограде, Центр лечебной педагогики в Красноярске. На принципах теории раннего вмешательства основывается в своей работе благотворительная организация детей-инвалидов с врожденными пороками лица «Модус-Вэли» (Краснодар), сообщество «Утешение» (Москва). Эти некоммерческие организации созданы по инициативе специалистов по работе с детьми. Очевидно, таким образом они могут наиболее оптимально решать свои профессиональные задачи. При этом семьи детей являются активными помощниками специалистов. Как правило, они не ограничиваются добросовестным выполнением «домашних заданий», участвуя в общих мероприятиях, помогая в изготовлении пособий, в оборудовании помещений для занятий и т. д.

Распространение опыта работы по программе постинтернатной адаптации выпускников детских домов, направленной на приобретение адекватных жизненных навыков и преодоление интернатной депривации у выпускников детских домов, в особенности для выпускников вспомогательных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями.
Харитонова Елена Петровна, Селенина Екатерина
(0922) 32-7206

12 мая              1287      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ