Основные проблемы защиты материнства в рф на 2024 год

Положено всем российским семьям независимо от уровня дохода и количества детей. Это разовая выплата, предоставляемая одному из родителей. Выдается

Основные проблемы защиты материнства в рф на 2024 год

Содержание

Положено всем российским семьям независимо от уровня дохода и количества детей. Это разовая выплата, предоставляемая одному из родителей. Выдается напрямую органами ФСС. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. С 1 февраля 2024 года размер выплаты составляет 20472,77 рубля. Есть повышающие коэффициенты ― например, для работников Крайнего Севера.

Составляет 50 % регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Эта мера поддержки положена женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в первые 12 недель беременности, если ежемесячный доход на человека в семье не превышает регионального прожиточного минимума на душу населения.

Выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица, но не ниже установленного законодательством минимального размера этого пособия. Минимальный размер с 1 февраля 2024 года составляет 7667 рублей (с учетом районного коэффициента ― 8145,28 рубля).

Единственный способ получить средства материнского капитала в виде «живых» денег – это получение ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств маткапитала. Но такой механизм использования доступен не всем держателям сертификата на материнский капитал, а только тем, которые соответствуют следующим условиям:

Следует знать, что в случае изменения Ф. И. О. владельца сертификата или данных паспорта можно обратиться в территориальный орган ПФР для внесения соответствующих корректировок в федеральный регистр – при условии, что соответствующие изменения подтверждены документально. Не стоит переживать и в случае утраты или порчи сертификата – в территориальном органе ПФР можно запросить его дубликат, но такая опция доступна только самому получателю сертификата, его законному представителю или доверенному лицу (п. 17-18 Правил).

Что касается размера материнского капитала, то здесь уже уместно говорить о новых значениях, которые будут применяться с 1 февраля 2024 года. Ведь в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2024 г. № 415-ФЗ теперь именно с этой даты размер маткапитала будет ежегодно пересматриваться – причем не просто с учетом темпов роста инфляции, как ранее, а исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и на конкретный коэффициент индексации, определяемый Правительством РФ, то есть по фактической, а не прогнозируемой инфляции (ч. 2 ст. 6 Закона № 256-ФЗ).

В случае принятия положительного решения о выдаче сертификата на материнский капитал оно вместе с сертификатом в форме электронного документа будет направлено в личный кабинет на портале госуслуг. Как правило, это происходит в течение 15 дней после регистрации рождения (ч. 3 ст. 5 Закона № 256-ФЗ). Кроме того, узнать о предоставлении материнского капитала можно, запросив выписку из федерального регистра путем направления по почте или через МФЦ запроса в ПФР или его территориальное подразделение.

Что касается использования средств материнского капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, то они могут быть направлены на эти цели в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение соответствующих товаров и услуг. Исключение действует в отношении расходов на медуслуги, а также на предусмотренные федеральным перечнем реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета. Средства можно использовать как для родного ребенка-инвалида, так и для усыновленного, в том числе первого, второго, третьего и последующих детей-инвалидов – потребуется только подтвердить расходы на приобретение товаров договорами купли-продажи, товарными, кассовыми чеками или иными документами, а услуг – договорами об их оказании, заключенными с организациями или ИП (ст. 11.1 Закона № 256-ФЗ).

Это, однако, не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины, проходящие государственную гражданскую службу, — исходя из правового статуса государственных гражданских служащих и учитывая требования, предъявляемые к ним в связи с осуществлением задач по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, — полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание — при условии установления самого факта совершения дисциплинарного проступка — с учетом его тяжести, степени вины государственного гражданского служащего, обстоятельств, при которых он совершен, и предшествующих результатов исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 3 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Между тем законодатель Ставропольского края, отменяя меру социальной поддержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями статей 2, 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

[. ] по смыслу положений законодательства об отдельных видах государственной службы, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. При этом как действующие в сфере государственной службы законы, так и [постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2024 года N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»] не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

[. ] предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто — мать или отец — работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить — в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости — к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Из этого следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Соответственно, при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости осуществлять уход за детьми и их воспитание и единственным кормильцем является отец.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Еще почитать —>  Обеспечение жильем инвалидов чаэс

— беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет не допускаются к работе в ночное время. Работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

— в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

В Минтруде перечислили меры поддержки материнства и детства на 2024 год

В текущем году по поручению президента Владимира Путина выделено порядка 100 миллиардов рублей. Эти средства пойдут на новые меры поддержки. В частности, увеличатся больничные по уходу за детьми до 8 лет, а также пособия беременным женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки. Поддержка коснётся и родителей-одиночек, воспитывающих детей в возрасте от 8 до 17 лет.

Помимо этого, в бюджете Пенсионного фонда РФ предусмотрено 85 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на выплаты пособий для незастрахованных родителей. Другими словами, на данную выплату могут рассчитывать не трудоустроенные граждане, родившие ребёнка.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Детям из пробирки закон не писан: как регулируют суррогатное материнство

С родителями заключается договор, где описываются детали и условия. В конечном счете для законодателя имеет смысл только соглашение суррогатной матери, которое приносят родители ребенка в ЗАГС. Также должно быть нотариально заверенное согласие мужа, если он есть у суррогатной матери. Как правило, посредником в таких вопросах выступают медицинские центры и они же предоставляют юридическое сопровождение. Но тем не менее заставить суррогатную мать отдать ребенка нельзя.

Позиционирование ребёнка не как личности, а как некоего объекта сделки, по существу – как неодушевлённого объекта, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии.

Еще один документ, в котором говорится об этой репродуктивной технологии, – Семейный кодекс (п. 4 ст. 51). В нём закреплено положение о том, что суррогатная мать может оставить ребенка себе: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Похожие тезисы есть и в законе «Об актах гражданского состояния». Если суррогатная мать не отдает ребенка, то оспорить это можно в суде. В частности, такие споры рассматривал Верховный суд.

В РФ нет специального закона, который бы регулировал суррогатное материнство, но отдельные положения о нем закреплены сразу в нескольких документах. В ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 55 («Применение вспомогательных репродуктивных технологий») закреплены основные положения. Там же говорится, что «суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которой вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Медицинские показания, которые нужны для процедуры, перечислены в приказе Минздрава «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Россия – одна из немногих стран, где суррогатное материнство разрешено, в том числе на коммерческой основе. Стоимость такой услуги для будущих родителей через агентства может сильно различаться в зависимости от пакета услуг. Московские клиники называют цену в 2,4 млн руб. (GMS ЭКО), 2,5 млн руб. («АльтраВита»). Переменных для ценообразования немало: медицинское сопровождение, процесс переноса эмбриона (по закону для него не может быть использована яйцеклетка суррогатной матери), вознаграждение для суррогатной мамы, другие траты, связанные с ведением беременности, роды (если выбирается платная клиника), а также юридическое сопровождение. На ресурсах указывается, что вознаграждение для сурмамы, как правило, составляет около 1 млн руб. Юридическая часть вопроса по важности сравнима со сложной репродуктивной технологией: суррогатная мать по российскому законодательству может оставить ребенка себе.

Единая Россия»: какие дополнительные гарантии и меры соцподдержки вводят для семей с детьми? Рассказывают Анна Кузнецова и Светлана Бессараб

«После предложения Президента об индексации выплаты по фактической инфляции, а не прогнозируемой, мы вместе с коллегами сразу же внесли на рассмотрение эту законодательную инициативу. Закон подписан Президентом и меньше, чем через месяц он станет действующей мерой поддержки для многих семей. В денежном выражении это будет выглядеть так – выплата при рождении первенца увеличится примерно на 20 тысяч рублей, при рождении второго ребенка — почти на 26 тысяч», — пояснила вице-спикер Госдумы.

Еще почитать —>  Нужно Ли Требовать Архивную Выписку Из Домовой Книги При Совершении Сделки Купли Продажи Дома Или Достаточно Домовой Книги

«Зачастую, административное производство прекращалось судом в связи с уплатой должниками незначительной суммы долга, часто абсолютно несоразмерной имеющейся задолженности. В результате неполные семьи не дополучали значительные средства на содержание детей, при этом, без реальной возможности решения вопроса в судебном порядке», — пояснила Светлана Бессараб.

В перечень не подлежащих списанию вошли все выплаты согласно актам Президента и Правительства, пособия беременным женщинам с невысоким доходом и средства соцконтракта. Взыскание может быть только добровольным – по письменному согласию гражданина. Если он изменит свое решение, то в течение 14 дней после списания может обратиться в банк. Банк будет обязан в течение трех дней вернуть выплаты.

«В первую очередь это связано с увеличением прожиточного минимума, который напрямую влияет на предоставление мер социальной поддержки. К примеру, увеличивается число семей, которые смогут получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет», — сказала она.

Кроме того, с нового года начинает действовать закон о защите социальных выплат от автоматического списания в счет погашения долгов, напомнила она. Эти деньги невозможно будет списать как по банковским кредитам, так и в рамках исполнительного производства

Правовой режим суррогатного материнства

Российская Федерация допускает суррогатное материнство. При этом российское законодательство реализует гестационную модель суррогатного материнства, допускающую приоритетное право суррогатной матери записать себя матерью ребенка. Предусмотренный законодательством приоритет родительских прав суррогатной матери вносит в договор о суррогатном материнстве элемент существенного риска. Каков порядок государственной регистрации рождения ребенка, рожденного суррогатной матерью? Как защищаются права генетических родителей в случае отказа суррогатной матери дать согласие на совершение записи генетических родителей в книге записей рождений в качестве родителей ребенка? В настоящей статье рассмотрим правовые аспекты суррогатного материнства.

Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (далее – Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 г. № 107н).

Суррогатное материнство представляет собой вспомогательную репродуктивную технологию, заключающуюся в том, что в зачатии и рождении ребенка участвуют генетические родители и суррогатная мать — женщина, согласившаяся безвозмездно или за плату выносить и родить ребенка от генетических родителей.

Какова правовая природа условия о необходимости получения согласия суррогатной матери на совершение записи генетических родителей в книге записей рождений в качестве родителей ребенка? Свидетельствует ли указанное условие о наличии безусловного права суррогатной матери на дачу такого согласия?

Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

КС обобщил правовые позиции о защите материнства, отцовства и детства

Между тем, заметил КС, законодатель Ставропольского края, отменяя меру соцподдержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел компенсаторный механизм, направленный на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями Конституции.

«Модель семьи в современном обществе претерпела изменения. Сегодня это не обязательно папа, мама и ребенок. С воспитанием детей успешно справляется и один из родителей, который может стать одиноким как осознанно (рождение ребенка без отца), так и в силу обстоятельств (смерть супруга, лишение его родительских прав, уклонение от воспитания ребенка и т.п.), а порой родителей и вовсе заменяет бабушка или иные родственники. Почему воспитывающий ребенка человек должен иметь меньшие гарантии и возможности защиты только потому, что не работает по трудовому договору, а служит по контракту, или только потому, что он одинокий папа, а не мама несовершеннолетнего ребенка?» – задалась вопросами адвокат.

В Постановлении № 31-П/2012 КС указал, что п. 4 ч. 1 ст. 33 и подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе во взаимосвязи с ч. 3 ст. 37 этого закона, по существу, составляют единое нормативное положение, которое, допуская увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя проходящих госслужбу беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего госоргана, в том числе при совершении дисциплинарного проступка, вводит различия в объеме гарантий для таких женщин, предоставляемых в системе действующего правового регулирования, на основании только одного признака – сферы профессиональной деятельности, а следовательно, не соответствует Конституции РФ.

Екатерина Задорожняя отметила, что и российское, и европейское законодательство строится на принципе равенства и равноправия мужчин и женщин, отцов и матерей, безработных и выполняющих свои профессиональные обязанности, поэтому нет ничего удивительного в том, что КС указал на необходимость равной защиты прав и интересов как матерей, так и отцов, воспитывающих детей как совместно, так и одиноко, приравняв в правах к одиноким матерям иных лиц, воспитывающих ребенка одиноко в силу обстоятельств.

В Постановлении № 13-П/2022 КС указал, что наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры соцподдержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Федерации, это объективно невозможно, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер соцподдержки. Иное, подчеркнул Суд, не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы со следующим из Конституции и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.

Запрет для одиноких мужчин и юридические неточности

По этой причине, считает Борисова, правом воспользоваться такой технологией обладают только семейные пары (состоящие или не состоящие в браке) и одинокие женщины, которые не могут родить . Одинокий мужчина по закону не может воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями — в отличие от усыновления, у которого нет таких ограничений .

Одинокие мужчины в России тоже обращаются к услугам суррогатных матерей . В таких случаях — если яйцеклетку берут у стороннего донора — в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Мать» могут указать суррогатную мать, и у нее будут такие же родительские права, как и у генетического отца . Чтобы этого не произошло, в этой графе должен стоять прочерк. Иногда такое свидетельство о рождении выдают сразу в ЗАГСе. Если сотрудники учреждения отказываются это сделать, мужчина обращается в суд.

Торговля людьми, согласно статье 127.1 УК РФ, — «купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство». Жертвами могут быть и дети, однако суррогатное материнство в каком-либо виде в законе не упоминается.

Согласно российскому законодательству, суррогатная мать одновременно не может быть и генетической — это означает, что в процедуре не может использоваться ее яйцеклетка. После родов суррогатная мать отказывается от прав на ребенка , и ему выдают свидетельство о рождении, где указываются генетические родители.

Суррогатное материнство (СМ) — вспомогательная репродуктивная технология, при которой женщина проходит ЭКО с переносом эмбриона и вынашивает генетически чужого ей ребенка. В России эта процедура юридически разрешена, как и в Белоруссии, на Украине, в большинстве штатов США, Израиле и других. В то же время СМ полностью запрещено в Германии, Франции, Норвегии, Швейцарии, Китае.

Еще почитать —>  Ребенок инвалид дополнительная жилая площадь военнослужащему

Дополнительные ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка – прожиточный минимум для детей по региону. Эти деньги положены семьям с доходом не более двух региональных прожиточных минимумов на каждого члена семьи. С 2024 года выплату можно получать до трехлетия ребенка. Ежемесячную выплату могут получать граждане РФ, у которых первый или второй ребенок родился или усыновлен с 1 января 2024 года.

Выплаты многодетным – дополнительное единовременное и ежемесячное пособие. Назначается при рождении третьего и последующих детей и производится по месту работы, службы или учебы родителей. Если же оба родителя не трудоустроены, пособие можно получить в органах соцзащиты по месту жительства.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет – выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не ниже установленного законодательством минимального размера этого пособия. С 1 июня 2024 года минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 6 752,00 рубля. Применяются районные коэффициенты. Если родитель получает пособие по безработице, пособие по уходу за ребенком не назначается.

Материнский капитал – размер проиндексирован, сертификат можно получить при рождении первого ребенка, на второго ребенка сумма может быть на 150 000 рублей больше. С 2024 года условия материнского капитала для семей с детьми значительно изменились. Теперь его можно получить на первого ребенка — если он родился или усыновлен в 2024 году или позже. Сумма материнского капитала в 2024 году составит 466 617 рублей. Если второй ребенок родился в 2024 году, материнский капитал на него составит 616 617 рублей. Если третий или последующий ребенок родился в 2024 году, а раньше права на материнский капитал не было, семья сможет получить сертификат на 616 617 рублей. Если второй или последующий ребенок родился до 2024 года, материнский капитал семья получит на прежних условиях, но с учетом индексации — 466 617 рублей в 2024 году.

Единовременное пособие при рождении ребенка – 18 004,12 рубля (с 1 февраля 2024 года). Оформляется по месту работы одним из родителей. Если оба родителя не работают, то можно оформить выплату в органах соцзащиты. Если рождается двойня и т. д., пособие выплачивается на каждого ребенка. Важно подать документы в течение шести месяцев со дня рождения ребенка. На Крайнем Севере выплата увеличивается на районный коэффициент.

Статья 72. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях…»

Статья 67.1. «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»

Решение вопросов, связанных с демографией – одна из ключевых задач государства на ближайшие годы. Появление такой статьи в Основном законе страны – гарантия того, что все задачи по улучшению демографической ситуации будут решены. Забота о детях провозглашается важнейшей государственной задачей, значит и в дальнейшем в России будут строиться перинатальные центры, будет оказываться поддержка молодым семьям, осуществляться выплаты на первенца.

«То, что в России немыслима ситуация, когда вместо святых слов «папа» и «мама» в семье никто не будет говорить «партнёр номер один» или «родитель номер два» и эти отражения есть в Конституции — это здорово. То, что есть приоритет национального права над международным тоже беспринципно, в первую очередь, для семейной и демографической политики. Безусловно, нам есть над чем работать. Хорошо, что базовые направления защиты семьи, материнства и детства отражены в поправках в Конституцию – это начало выстраивания принципиально новой демографической политики, – подчеркнула сопредседатель РОО «Семейная ценность Югры» Надежда Пачганова.

Запрет для одиноких мужчин и юридические неточности

Юрист «Правозащиты Открытки» Алена Борисова уточняет: единый закон о суррогатном материнстве в РФ отсутствует, есть лишь отдельные документы, касающиеся вспомогательных репродуктивных технологий. Так, в статье 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что суррогатное материнство выступает одним из методов лечения бесплодия.

Одинокие мужчины в России тоже обращаются к услугам суррогатных матерей . В таких случаях — если яйцеклетку берут у стороннего донора — в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Мать» могут указать суррогатную мать, и у нее будут такие же родительские права, как и у генетического отца . Чтобы этого не произошло, в этой графе должен стоять прочерк. Иногда такое свидетельство о рождении выдают сразу в ЗАГСе. Если сотрудники учреждения отказываются это сделать, мужчина обращается в суд.

Спорные вопросы вокруг регистрации родителей ребенка, рожденного суррогатной матерью, — не единственная проблема в существующем законодательстве. За пределами правового регулирования находятся вопрос общих принципов СМ, последствия отказа обеих сторон от рожденного ребенка, действия в случае распада семьи генетических родителей до появления новорожденного и другие аспекты, сообщает адвокат, кандидат юридических наук, партнер и руководитель практики семейного права BGP Litigation Виктория Дергунова.

Отсутствует и четкая форма договора, заключаемого между суррогатной матерью и генетическими родителями. «Каких-либо требований к договору закон не предъявляет, точно так же как не определяет его юридическую природу, содержание, в том числе предмет, вид, форму, цену, срок, участников, их права и обязанности, основания ответственности. Очевидно только то, что договор должен быть заключен в письменной форме», — объясняет Дергунова.

Нет никаких указаний, нужно ли заверять договор у нотариуса, в каком статусе должно фигурировать медицинское учреждение, что считать предметом договора. Эти юридические неточности делают процедуру обращения к услугам суррогатных матерей непрозрачной, а значит, могут возникнуть сложности с защитой прав одной из сторон . В частности, суррогатная мать может добиваться через суд, чтобы ребенок остался у нее.

Комиссия «Единой России» по защите материнства, детства и поддержке семьи определила ключевые направления работы

«Повышение уровня благополучия семей с детьми — это совершенствование и расширение мер поддержки, льгот, предоставление государственных гарантий, расширение применения материнского капитала, закрепление статуса многодетной семьи. Важно, чтобы с рождением каждого последующего ребенка семья не становилась беднее, а наоборот — укрепляла свое благосостояние», — сказала Анна Кузнецова.

Третье направление работы партийной комиссии — укрепление престижа института семьи и его статуса в целом. «В России проживает более 30 млн детей, за последние 10 лет — это исторический максимум. Вместе с тем, коэффициент рождаемости снижается. Но, как отметил глава государства, образом будущего России должна стать большая, крепкая семья. Общей задачей станет разработка формулы демографического роста», — подчеркнула Анна Кузнецова.

По ее словам, в первую очередь, речь идет о закреплении статуса многодетной семьи. Это поможет не только существующим семьям, но и тем, кто находится на этапе планирования ребенка. Сейчас меры поддержки многодетных семей установлены не во всех регионах и имеют неоднородный характер, отметила Анна Кузнецова.

Она также напомнила, что по инициативе и при поддержке «Единой России» уже реализуются законы о бесплатном питании для учеников начальных классов, о выплатах беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оплате больничных в размере 100% среднего заработка для родителей детей до семи лет.

Как сообщила первый замминистра труда Ольга Баталина, «Единая Россия» и Минтруда в следующем году запустят пилотный проект по созданию таких центров в регионах. Первыми участниками проекта станут Новосибирск, Иркутск, Челябинск, Новгород и Тула — там накоплен наиболее успешный опыт сопровождения семей с детьми.

13 мая              228      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ